// Строительная газета. № 51. 2010 г. С.8. http://www.stroygaz.ru/catalog/arkhivnye-vypuski/arkhiv-2010/51-10114---24-dekabrya-2010-g/
Осуществление модернизации российской экономики относится к первостепенным задачам сегодняшнего дня. В рамках Делового экономического форума «Лидеры модернизации» 15 декабря 2010 года в Москве прошло пленарное заседание на тему «Программа Президента Российской Федерации Д. А. Медведева по модернизации экономики и технологическому обновлению производственной сферы. Итоги первого года практических решений. Достижения, проблемы и перспективы. Эффективные пути решения».
Руководителем проекта выступил Международный фонд развития «ЕврАзия» во главе с президентом Дмитрием Лызловым. Целями форума явились развитие партнерства и взаимодействия между компаниями и предприятиями, обмен опытом работы, выработка предложений для расширения взаимодействия бизнеса, общества и власти.
Как отметил Дмитрий Лызлов, Всероссийский экономический проект «Лидеры модернизации» в течение пяти лет развивает и продвигает программы инновационного развития. Проблемы, которые мешают стране проводить линию модернизации, усугубленные кризисными процессами, и стали болевыми точками обсуждения.
В докладе, подготовленном экспертами Фонда, с комментариями Дмитрия Лызлова отмечалось, что Россия вышла из кризиса с односторонней индустриальной базой, безнадежно отстающей в сфере высоких технологий, обладающей крайне неэффективным бюрократическим аппаратом и опасно экспериментирующей с ростом социального неравенства. В таких условиях модернизация выступает жизненно необходимой, а не просто желательной мерой. Но при этом задачами российской модернизации являются задачи догоняющего развития, а не «социального проектирования».
В сегодняшней России «модернизация» остается понятием неопределенным, а многие политики и эксперты обуславливают достижение данной цели обстоятельствами, которые выглядят вторичными. Международный опыт модернизаций разных стран в XX веке в каждом случае предполагал порядок. Важнейшими условиями модернизации в нашей стране, по мнению аналитиков Фонда, являются четкая постановка целей, выработка достижения указанных задач, минимизация затрачиваемых на их достижение средств и усилий и как продолжение - безусловное отторжение системой институтов и лиц, проявивших свою некомпетентность или бесполезность.
Основные макроэкономические тенденции января-октября 2010 года свидетельствуют, что после спада объемов ВВП в июне-августе с наступлением осени наблюдалось возобновление экономического роста. При этом в октябре тенденция роста заметно усилилась - на 0,3 процента в сентябре и на 0,9 процента в октябре. Основным фактором роста ВВП в октябре стал рост инвестиций в основной капитал на фоне прекращения падения потребительского спроса. Эти тенденции позитивно повлияли на динамику промышленного производства как добывающих отраслей, так и обрабатывающих, объемы транспорта и торговли.
Существенному росту инвестиционной активности способствовало увеличение объема выполненных работ в строительстве, который в октябре текущего года на 2,3 процента превысил сентябрьское значение. По отношению к октябрю прошлого года объем работ по виду деятельности "Строительство" увеличился на 6,3 процента. В целом за 10 месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – на 0,1 процента. При этом ввод жилых домов в октябре текущего года снизился на 0,2 процента относительно уровня октября прошлого года.
Рынок строительства, как подчеркнул Дмитрий Лызлов, в Российской Федерации достаточно развит, однако искажения в конкурентную среду строительного рынка вносят в основном действия региональных властей вследствие предоставлений преференций отдельным застройщикам. Снижают инвестиционную привлекательность отрасли экономические параметры реализации инвестиционных объектов, особенно при сравнении строительства жилья в рамках государственного и муниципального заказа с девелопментом земельных участков и других объектов недвижимости.
Отмечалось, что значительное изменение затрат на строительство не покрывается начальной сметной стоимостью строительства объектов. Причина - низкое качество утверждаемой на ранней стадии проектной документации, по которой формируются начальные цены для проведения торгов, особенно на освоение и инженерные сети. В то время застройка осуществляется согласно «рабочей документации», значительно отличающейся на ранней стадии проекта, по которому ведется финансирование.
В качестве мер предполагается совершенствование сметного ценообразования в Российской Федерации, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организовать экспертизу качества проектной документации объектов капитального строительства.
Также необходима разработка необходимых нормативных актов, направленных на упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и технические регламенты, которые формализуют требования по биологической, химической, промышленной и иным видам безопасности строительства.
Особое внимание было уделено развитию конкуренции на рынке цемента. Уже стало притчей во языцех, что около 80 процентов объема цемента на территории России производится с использованием затратного «мокрого» способа. Высокая рыночная концентрация позволяет производителям определять условия обращения цемента на рынке и тем самым поддерживать рентабельность «мокрого» способа. В каждом случае технологического перевооружения предприятий и установки типового оборудования приходится заново проходить процедуру его сертификации, что является еще одним административным барьером.
При доступе к месторождению сырья для стройиндустрии существенным барьером для входа на рынок является «конфликтоемкость» правового статуса земельного участка над месторождением, полученным в результате проведенного Роснедрами конкурса.
Снижению инвестиционной привлекательности способствуют также неопределенность и информационная закрытость региональных планов развития естественных монополий.
Какие мероприятия необходимо реализовать для развития конкуренции на рынке цемента? Во-первых, необходимо стимулировать строительство новых заводов и техническое перевооружение существующих предприятий, в том числе путем снижения административных барьеров при проектировании и строительстве, предоставления инвестиционных налоговых льгот и отмены пошлины на ввоз оборудования для строительства и модернизации предприятий по производству цемента. Во-вторых, предполагается снижение рисков приобретения прав на разработку месторождений сырья для стройиндустрии путем разработки механизма изъятия земельных участков для разработки такого месторождения после проведения торгов с предоставлением равнозначного возмещения собственникам указанных участков. В-третьих, надо создать условия для повышения информационной открытости рынка путем организации доступа к информации о потребностях в цементе для государственных нужд, в том числе в рамках государственных программ и инвестиционных программ естественных монополий.
Одной из гвоздевых тем Форума стало «Налоговое регулирование – эффективный инструмент модернизации России», с докладом по которому выступил Михаил Абрамов, вице-президент Автономной некоммерческой организации «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики». «При существующей налоговой системе задача модернизации страны, поставленная президентом, невыполнима, - считает он, - поскольку российская система налогообложения неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, контрольную, распределительную и социальную. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения; она сложна, запутана и противоречива. В числе первоочередных мер предлагается снизить налоги на доходы должностных лиц, упростить налоговую отчетность, а также процедуры исчисления и уплаты налогов».
Так, по мысли Михаила Давыдовича, при снижении для отечественной продукции ставки НДС до 10 процентов потери бюджета не превысят 4-0,5 процента ВВП. Но в результате одновременно будет существенно повышена конкурентоспособность российских производителей. Полезной мерой была бы отмена или существенное снижение ставки возмещения НДС при экспорте нефти, газа, металлов. Именно здесь кроются резервы для бюджета. Например, в 2006 году возмещения экспортерам нефти, газа, металлов выросли в 2-2,5 раза при минимальном расходе экспорта. В 2011 году эта мера дала бы не менее 500 млрд. рублей.
«За налоговую базу НДС следует принимать не реализацию, как это предписано Налоговым кодексом, а добавленную стоимость, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумма фонда оплаты, амортизации, прибыли и налогов.
Счета-фактуры сохраняются, но они не влияют на налогообладающую базу и не интересуют налогового инспектора. В этом случае снимается проблема возмещения НДС», - подчеркнул Абрамов.
Доктор экономических наук Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа ФБК, исследовавший динамику роста экономического производства в стране в кризисный период, заявил, что без анализа причин, приведших к кризису, устойчивых показателей экономического роста в ближайшие годы в стране не добиться. Он выразил сдержанный оптимизм по поводу тех гигантских инвестиций, которые будут вложены в возведение объектов к международным соревнованиям в России в 2010-х годах в Сочи, Казани, Москве и ряде других российских городов.
«Следует ли возводить в Саранске при населении чуть больше 300 тысяч жителей 45-тысячный стадион, тогда как нынешняя наполняемость существующего стадиона болельщиками составляет в среднем 5,3 тысячи человек? Для справки: 41 тысячу вмещает «Челси», но где нам взять столько Абрамовичей?» - спрашивает он.
Ссылаясь на международный опыт строительства олимпийских объектов и их последующую эксплуатацию, особенно на примере ЮАР, он заявил: «Сразу после проведения соревнований мы столкнемся с проблемой содержания мощной спортивной инфраструктуры в надлежащем состоянии, что ляжет тяжким бременем на российских налогоплательщиков».
Профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Елена Румянцева осветила вопросы модернизации судебной системы как механизма конституционной защиты чести и достоинства пострадавшей стороны.
Большой резонанс вызвало выступление Сузан Штефани Цомакаевой – директора компании «Ост-Вест Контакт Сервис» Она поделилась опытом своей работы по созданию сети консультативных центров по содействию малому бизнесу и развитию межкультурного взаимопонимания в России на основании личного опыта работы в республиках Северного Кавказа. Она рассказала, что образование среднего класса в регионе сопряжено с проблемами межэтнического характера, огромными социально-экономическими трудностями, слабой правовой работой.
В заключение Форума Дмитрий Лызлов акцентировал внимание на то, что Трудовой кодекс, особенно в эпоху когда мы говорим о модернизации, об инновациях, когда мы отстаем от 4 до 6 раз от ведущих стран по производительности труда, надо основательно менять. Можно ли, допустим, серьезно относиться к утверждению, что России нужна 60-часовая рабочая неделя? Ведь в Западной Европе сокращение продолжительности рабочего времени в трудовом законодательстве стран стимулировало повышение производительности труда! У работодателей возникла потребность без снижения зарплаты увеличить выработку на одного сотрудника. А это возможно только путем внедрения новых технологий и замены устаревшего оборудования, подчеркнул Дмитрий Владимирович.
По окончании пленарного заседания состоялось награждение лауреатов Форума. Из компаний в области строительства и ЖКХ главные награды получили:
- в номинации «Предприятие года» - Леонид Писной, генеральный директор «Саратовоблжилстрой» и Дмитрий Загрядских, генеральный директор ЗАО «Научно-производственная фирма «Октант»;
- в номинации «Лучший налогоплательщик года» - Юрий Гатилов, генеральный директор ООО «Строительная инициатива»;
- в номинации «Лидер модернизации» - Сергей Прудников, директор ООО "СП Транс Компании»;
- в номинации «Лучшая компания года» - Владимир Васильев, генеральный директор ООО «Строительная компания «Русь».