05 июня 2007
4844

Что дадут прокуратуре изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ?


Своими мыслями на эту тему делится депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности и член редколлегии нашей газеты Валентин Васильевич БОБЫРЕВ.

- Уважаемый Валентин Васильевич, 11 мая 2007 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации в третьем чтении приняла проект федерального закона No401900-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Не могли бы вы прокомментировать наиболее актуальные аспекты данного проекта?

- В начале нашей беседы хотелось бы напомнить читателям о том, что в феврале 2007 года органы прокуратуры нашей страны торжественно отметили 285-ю годовщину со дня своего создания.

На протяжении всего исторического периода времени работники прокуратуры верой и правдой, по закону служили, служат и будут служить Отечеству. По моему мнению, система органов прокуратуры - это одна из основных несущих опор нашего государства.

Поверьте, это не высокие слова, а реальность. За многие годы правоохранительной деятельности мне пришлось проходить службу в разных регионах страны и на разных руководящих должностях. Но всегда и везде, в любой сложной ситуации, связанной с раскрытием и расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, прокуроры работали самозабвенно и на высочайшем профессиональном уровне. Это одни из лучших представителей отечественной школы борьбы с преступностью. Высокий профессиональный уровень отмечают и зарубежные специалисты, а опыт работы лучших в своей профессии следователей, прокуроров-криминалистов, государственных обвинителей и иных специалистов активно изучают в высших учебных заведениях.

К сожалению, иногда общество не замечает тяжелейшую работу правоохранителей нашей страны, которые защищают безопасность личности, общества и государства. Недостатки и просчеты в работе правоохранительной системы есть, и о них мы еще подробно поговорим.

Признанием заслуг прокуратуры как органа государственной власти и ее авторитета, по моему мнению, является одобрение в 1993 году на Всенародном референдуме гражданами нашей страны статей Конституции Российской Федерации, содержащих нормы о прокуратуре. Например, хотелось бы напомнить, согласно ст.71 Конституции в исключительном ведении Российской Федерации, наряду с фундаментальными сферами, находится и деятельность прокуратуры.

Согласно ст.129 Конституции Российской Федерации прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров выше-стоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

При этом Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В целом нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры соответствует стоящим перед ней задачам и реалиям современного общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, сильное Российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства.

Хочу напомнить, еще в 2001 году Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию указал, что "совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, является одной из важнейших государственных задач".

Учитывая необходимость совершенствования всей системы безопасности и правопорядка, депутатами Государственной думы был подготовлен проект Федерального закона No401900-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Вы совершенно справедливо обращаете внимание на данный законопроект. Он вносит не только дополнения в уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре, но и через эти нормы нацелен на повышение уровня обеспечения безопасности каждого гражданина и человека, общества и государства.

Полагаю, реформирование следственного аппарата позволит усилить борьбу с преступлениями коррупционной направленности, эффективнее противодействовать деятельности организованных преступных сообществ и организованных групп.

Предполагаемое реформирование следствия при его взвешенном, конструктивном и просчитанном по последствиям подходе должно помочь в решении вопросов повышения уголовного судопроизводства в стране.

- Валентин Васильевич, не секрет, что юридическая общественность, работники прокуратуры настороженно восприняли данную законодательную инициативу. Какие вопросы вызвали наибольшие споры при ее обсуждении?

- Действительно, на первоначальном этапе обмена мнениями по данному документу было выявлено, что те изменения и дополнения, которые предлагаются в проекте, в своей совокупности серьезно реформируют систему органов прокуратуры.

Вторым спорным вопросом является законопроектная норма о том, что Положение о Следст-венном комитете при прокуратуре России будет утверждено нормативным правовым актом, а не федеральным законом.

В-третьих, по мнению руководства Генеральной прокуратуры России, проект закона не в полной мере учитывает мировой опыт деятельности органов прокуратуры и международные нормы.

Представители Генеральной прокуратуры России при обсуждении законопроекта на заседании профильного комитета указали, что, по их мнению, представленный комитет должен соответст-вовать двум основополагающим международным документам. Это рекомендации Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 года. Они называются "Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование", где подчеркнуто, что лица, осуществляющие судебное преследование, играют активную роль в уголовном разбирательст-ве, включая возбуждение дела, в расследовании преступлений, надзоре за законностью расследований. Это единственный документ ООН, посвященный лицам, осуществляющим уголовное преследование, то есть, по существу, прокурорам.

Второй документ - рекомендации министров Совета Европы от 6 октября 2000 года "Комитет министров - государствам - членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия", в котором четко сказано, что во всех системах уголовного правосудия прокуроры решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования, в отдельных системах ведут и направляют расследование или осуществляют надзор за ними.

Представители Генеральной прокуратуры России высказали мнение, что в странах, где проводится полицейское расследование, государство должно гарантировать, что прокуроры могут давать полиции соответствующие указания о способах собирания доказательств, использовании персонала, о продолжительности расследования. Если существуют разные подразделения полиции, направлять дело туда, где оно лучше будет разрешено. Аналогичные предписания содержатся и в рекомендациях, которые выработаны ассоциацией генеральных прокуроров, в которую входит 121 страна мира.

Представители Генеральной прокуратуры России высказали мнение, что необходимо учитывать рекомендации Организации Объединенных Наций и Совета Европы по вопросам осуществления уголовного преследования.

В процессе дискуссий установлено, что очень важно обеспечить полную реализацию Международного пакта о гражданских и политических правах ООН и нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Нормы, закрепленные в указанных актах, провозглашают право обвиняемого в совершении преступления, задержанного или арестованного на судебное разбирательство в разумный срок.

Лишение же прокуроров полномочий по даче указаний, по сбору доказательств, по их анализу, своевременности принятия других решений приведет к тому, что разумный срок на доступ к правосудию может быть нарушен.

- Валентин Васильевич, какие новые нормы предлагается ввести в действующее законодательство?

- Действительно, законопроект предусматривает введение новых норм. В частности, вводится понятие "руководитель следственного органа". Это должностное лицо, возглавляющее соответст-вующее следственное подразделение, а также его заместитель; "согласие - разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или разрешение прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений".

В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

- Валентин Васильевич, какие, по вашему мнению, нормы действующего законодательст-ва должны быть сохранены?

- В проекте было несколько новелл, согласно которым ряд надзорных полномочий прокуроров передается руководителям следственных подразделений, что, по мнению специалистов, противоречит заявленной концепции разделения полномочий прокуратуры в сфере надзора за следствием и организацией следствия.

Прежде всего, необходимо сохранить за прокурорами право возбуждать уголовные дела по фактам выявленных ими нарушений законодательства, лишив их при этом права самим проводить расследование.

Предлагаемый же в проекте механизм, когда прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов органу предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, приведет к потере оперативности в реагировании на нарушения закона, волоките, утрате доказательств, а в итоге - к невозможности уголовного преследования по очевидному преступлению, безнаказанности преступников и нарушениям конституционного права граждан на защиту.

Также следует сохранить право прокуроров на дачу обязательных для исполнения указаний по своевременному устранению конкретных нарушений закона в ходе следствия по уголовным делам при невмешательстве в общий ход расследования.

Применение нового порядка, согласно которому вместо дачи указания прокурор может только обратиться к руководителю следственного органа или в суд, приведет к утрате оперативности в выполнении следственных действий в ходе расследования, ограниченного процессуальными сроками, волоките и некачественному следствию. Для реализации надзорных полномочий прокуроров проверять исполнение требований федерального закона при расследовании уголовных дел должны быть предусмотрены эффективные и действенные механизмы устранения выявленных нарушений. Представляется недопустимым перенесение в сферу уголовного преследования, по существу, "общенадзорного" механизма, поскольку она прямо связана не только с защитой конституционных прав, но и с их ограничением и применением мер процессуального принуждения и пресечения.

Полагаю, что в этой сфере механизм реагирования на нарушения закона должен иметь оперативный характер. В силу этого прокуроры также должны иметь право на отмену не соответствующих закону постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, их приостановлении и прекращении.

Как показывает практика, состояние законности в ходе проводимого следствия остается крайне сложным, прокурорами ежегодно отменяются сотни тысяч таких постановлений. Передача этих полномочий от прокуроров руководителям следственных подразделений, заинтересованным в результатах следствия и благополучных показателях, породит массовое нарушение закона при принятии таких решений.

Представляется целесообразным сохранение в существующем виде главы 52 УПК Российской Федерации - особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Установленные данной главой положения предъявляют очень серьезные требования к обеспечению надзора за соблюдением закона при расследовании таких дел. Их снижение негативно отразится на беспристрастности, объективности и законности следствия.

Поддержание обвинения в суде - исключительное право прокурора. Это положение традиционно как для российского судопроизводства, так и для системы континентального права, судопроизводства современных правовых государств.

Напротив, ведущей задачей следователя и дознавателя является расследование преступлений, поэтому поддержание обвинения в суде по уголовным делам о расследованных ими преступлениях не является их функцией.

Полагаю, от имени государства в суде в качестве государственного обвинителя может выступать только прокурор. Это в большей мере соответствует цели проекта - наиболее полно отразить в уголовно-процессуальном законе функции, присущие прокурору в уголовном судопроизводстве, отграничив их от функции надзора за предварительным расследованием, отведя следователю и дознавателю то место, которое присуще именно им.

Решение двуединой задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве (осуществления от имени государства уголовного преследования - с одной стороны, надзора за законностью предварительного расследования, а также обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав и свобод граждан-участников уголовного судопроизводства - с другой) невозможно без целого ряда процессуальных полномочий, которые законопроектом не предусмотрены.

Так, согласно проекту, прокурор лишен ряда важных процессуальных прав и полномочий (они перешли к следователю и руководителю следственного подразделения Следственного комитета прокуратуры). В результате прокурор перестает быть активной процессуальной фигурой, дейст-вующей в уголовном процессе от имени государства.

Нарушенный проектом баланс процессуальных полномочий прокурора необходимо восстановить.

В первую очередь это касается права прокурора возбуждать уголовное дело, причем не только в отношении следователей Следственного комитета (как установлено проектом), но и в других случаях, когда по результатам прокурорской проверки или проверки заявления о совершении преступления он усмотрит для этого требуемые законом основания. Это полностью соответствует задаче осуществления уголовного преследования прокурором (ч.1 ст.37 УПК Российской Федерации), а также роли прокурора как должностного лица, призванного надзирать за соблюдением законности и оперативно принимать меры по устранению нарушений законодательства. Соответственно, в проекте должны найти закрепление особенности ряда следственных действий с участием прокурора, неразрывно связанных с указанным процессуальным полномочием.

Весьма дискуссионным следует признать положение, согласно которому в случае несогласия органа предварительного следствия либо должностного лица, осуществляющего предварительное следствие, с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства прокурор вынужден обращаться к руководителю вышестоящего в порядке подчиненности следст-венного органа или в суд с требованием о признании такого дейст-вия (бездействия) или решения противоречащим федеральному законодательству.

Такой порядок разрешения процессуальных споров прокурора и руководства следственных подразделений крайне бюрократичен, а самое главное - подрывает оперативность расследования преступлений.

Аналогов устранения процессуальных разногласий прокурора и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, в современном уголовно-процессуальном законодательстве нет. Поэтому необходимо сохранить существующий порядок выполнения следователем и дознавателем письменных указаний прокурора, при котором обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением отдельных четко оговоренных в УПК случаев (ч.3 ст.38 УПК Российской Федерации).

По моему мнению, реализация данных предложений позволит в большей степени обеспечить эффективное соотношение полномочий прокуроров и следователей и не допустить скатывания ситуации со следствием ниже достигнутых результатов.

- Валентин Васильевич, какие тенденции наблюдаются в сфере противодействия преступности?

- Действительно, очень важно подчеркнуть, в какой сложной криминогенной обстановке обсуждается и принимается указанный законопроект.

По данным специалистов, в период с 1992 по 2006 гг. количество зарегистрированных преступлений возросло в 1,39 раза и в 2006 году достигло 3855373 преступлений. Это на 8,5% больше, чем было зарегистрировано в 2005 году.

Рост регистрируемых преступлений в 2006 году отмечен в 69 субъектах Российской Федерации. Наибольшие темпы прироста зарегистрированы в Приморском и Краснодарском краях, Пензенской, Магаданской и Самарской областях, Республике Саха (Якутия) и т.д.

По оценке Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, ситуация усугубляется еще и тем, что основной показатель качества борьбы с преступностью - раскрываемость преступлений - практически не улучшился. Несмотря на предпринимаемые государственными институтами, правоохранительными органами меры, "количество преступлений, оставшихся нераскрытыми, увеличилось и составило более 50%. Фактически в стране правоохранительными органами раскрывается лишь каждое второе преступление". Не раскрытыми остались 27,6% тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 4866 убийств и покушений на убийство.

По данным ГИАЦ МВД России, ежегодно в стране регистрируется свыше 30 тыс. убийств. При этом если раскрываемость бытовых убийств находится на относительно удовлетворительном уровне - "не менее 80%, то раскрываемость убийств предпринимателей составляет 20%. Из числа убийств предпринимателей, не раскрытых в первый месяц оперативно-розыскной и следственной работы, впоследствии раскрывается не более 5%".

По оценке Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в Дальневосточном и Цент-ральном федеральных округах не раскрывается три четверти краж, а в Северо-Западном и Центральном федеральных округах - две трети разбоев. По мнению Генерального прокурора России, "неудовлетворительное положение с раскрываемостью преступлений привело к тому, что неотвратимость наказания перестала быть одним из важнейших рычагов сдерживания преступности".

По оценкам специалистов, в период с 1992 по 2006 гг. количест-во хищений чужого имущества, совершенных путем грабежа, по стране возросло в 2,16 раза, а путем разбоя - в 1,9 раза. Так, по данным МВД России, в 2006 году более половины всех зарегистрированных преступлений (54,3%) составляют хищения чужого имущества. При этом каждый двадцать четвертый грабеж и почти каждое пятнадцатое разбойное нападение были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Правоохранительными органами розыск подозреваемых и обвиняемых осуществляется неустанно. По данным специалистов, за последние пятнадцать лет правоохранительными органами выявлено более 12,5 млн лиц, совершивших преступления, в том числе мужчин - свыше 10 млн 393 тыс. и 1 млн 907,9 тыс. женщин.

По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, в течение 2003-2005 гг. судами было рассмотрено более 752,7 тыс. ходатайств о заключении под стражу, отказано только 9%. Это означает, что на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства свыше 687,4 тыс. граждан были заключены под стражу, что свидетельствует о тяжести совершенных указанными лицами преступлений и опасности их для общества. Впоследствии 20% граждан освобождены из под стражи судами.

Одновременно разыскивались безвестно отсутствующие граждане. По данным Генеральной прокуратуры России, в январе-сентябре 2006 г. (с учетом прошлых лет) - их более 100 тыс. человек. Разыскано только 53,5 тыс. человек, из которых более 600 лиц стали жертвами преступлений (11%).

Наше общество несет потери не только от преступности, но и от недисциплинированности граждан на дорогах и в иных сферах.

- Валентин Васильевич, надзорная деятельность органов прокуратуры затрагивает все аспекты борьбы с преступностью. Пожалуйста, расскажите о результатах борьбы с наркопреступностью, существующей для нашей страны угрозе распространения наркотических средств.

- По мнению ученых и практиков, "наркоторговля - одна из наиболее опасных и динамичных разновидностей трансграничной преступности на постсоветском пространстве. После распада СССР Россия стала крупнейшим в Европе рынком наркотиков".

По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд рублей. Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников. Поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией. Распространению наркотиков способствует криминализация российского общества, профессионализация и консолидация наркопреступности.

За последние десять лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности - почти в 9 раз. Органами наркоконтроля изобличено около 600 организованных преступных группировок.

Усилия законодателей нацелены на формирование правовой основы на борьбу с этим злом. Данная тема является предметом постоянного внимания Комитета Государственной думы по безопасности, правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Вырабатываются соответствующие решения, которые под постоянным контролем органов прокуратуры реализуются правоохранительными органами. Положительные результаты уже есть, совместные усилия по противодействию наркопреступности будут только наращиваться.

- Валентин Васильевич, очевидно, что в настоящее время сфера экономики представляет собой объект пристального интереса преступных групп и различных дельцов "теневого бизнеса". Как вы оцениваете результаты работы правоохранителей на данном направлении их служебной деятельности?

- Вопрос совершенно справедливый и весьма актуальный.

Необходимо отметить, что преступная среда, проявляя организованность и профессионализм в криминальной деятельности, ориентирована на реализацию все более масштабных преступных замыслов. Весьма интенсивно преступным и иным противоправным посягательствам подвергается экономическая система Российской Федерации. Особенно ее налоговая составляющая - основа государственного бюджета.

По мнению профессора В. Сенчагова, основу национальной безопасности страны составляет именно экономическая безопасность, т.е. такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

По данным МВД России, в настоящее время в стране действуют 446 организованных преступных формирований. Их опасность растет. Из совершенных ими преступлений 95% относится к категории тяжких и особо тяжких. Весьма агрессивна их деятельность в сфере экономики. Увеличивается количество преступлений, совершенных организованными преступными формированиями в данной сфере: на треть - в области финансовой деятельности; в 2 раза больше фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, изготовления и сбыта поддельных кредитных карт и иных платежных документов.

По мнению Генерального прокурора, организованная преступность самым серьезным образом нацелена на сферу экономики, она перестает быть откровенно бандитской, а становится "беловоротничковой". Например, по данным МВД России, только в 2006 году выявлено 489,6 тыс. преступлений экономической направленности, что на 11,8% больше, чем в предшествующем году. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 127,6 млрд рублей. По оценкам специалистов, "около трети (35,6%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления".

По данным специалистов, подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями выявлено 226,1 тыс. преступлений экономической направленности. Это в 8,83 раза больше, чем выявлено подразделениями органов внутренних дел по налоговым преступлениям. Ущерб по преступлениям в сфере налогообложения (по оконченным уголовным делам) составил 56,9 млрд рублей (из которых 81,3% возмещено), что в 1,15 раза выше по сравнению с ущербом, нанесенным иными преступлениями экономической направленности.

По моему мнению, суммы ущерба, нанесенного государст-венному бюджету налоговыми преступлениями, еще раз свидетельствуют о серьезной опасности для экономической безопасности страны. Например, по результатам контрольных проверок, проведенных в 2006 г. Счетной палатой Российской Федерации, установлено 102 факта нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму 286,3 млн рублей, допущенных 23 главными распорядителями средств федерального бюджета; 5 фактов нецелевого использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации, полученных из федерального бюджета, на сумму 2,1 млн рублей; 30 фактов осуществления государственных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, на сумму 115,3 млн рублей и другие нарушения.

Для экономических отношений характерны низкая правовая дисциплина, непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия реально проводимых финансово-хозяйственных операций, уклонение от уплаты налогов.

- Валентин Васильевич, криминогенная обстановка по-прежнему остается весьма сложной. Скажите, пожалуйста, законопроект о Следственном комитете при прокуратуре призван повысить уровень защищенности человека и гражданина, общества и государства? Как вы считаете, если законопроект будет преобразован в закон, увеличится ли правоохранительный потенциал государства?

- В Конституции Российской Федерации закреплена норма о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию указал, что "нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона, не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников этих органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан".

К сожалению, в правоохранительной деятельности эта норма нередко нарушается. В том числе и по причине отсутствия профессионального образования у некоторых следователей и дознавателей. По оценке Генерального прокурора России Ю.Я. Чайки, "до сих пор еще большое их число не имеет высшего профессионального образования".

Негативная тенденция подтверждается и материалами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина (далее - Уполномоченный). За период 2004-2006 гг. комитетом по правам человека было рассмотрено более 150 тыс. обращений и жалоб граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии, ряда других стран мира.

Больше всего к Уполномоченному поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права граждан. По данным аппарата Уполномоченного, "по сравнению с предыдущим годом их доля в общей численности жалоб возросла до 46,7%".

В этой группе преобладающими являются обращения с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Их доля в этой группе - 34,5%.

Следующими по численности стали обращения по проблемам судебной реформы, судопроизводства, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказа в возбуждении уголовного производства, нарушений исполнительного производства, составившие 23,9% в объеме данной группы прав.

По оценке Уполномоченного, тревожным остается продолжающийся в течение нескольких лет рост количества обращений по общим вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности (70% жалоб - на действия работников милиции, на нарушения в ходе дознания и предварительного следствия), составивших 16,6% от всех жалоб в защиту гражданских прав.

- Валентин Васильевич, очевидно, что на острие борьбы с преступностью и защиты прав граждан находятся следователи, следственные подразделения правоохранительных органов.

- В данных условиях необходимо проводить перегруппировку сил и средств правоохранительных органов с целью увеличения потенциала правоохранительной системы в целом. Традиционно на переднем плане работы находится следственный аппарат, нагрузка на который за последние годы резко возросла.

По сведениям Следственного комитета при МВД России, "с момента создания следственных подразделений в системе МВД России (апрель 1963 года) численность следователей органов внутренних дел увеличилась в 6 раз, а количество дел, находящихся в производстве, возросло в 10 раз". Например, "в течение 2006 года, по сравнению с предыдущим, количество находившихся в их производстве уголовных дел возросло на 16% и превысило 3,3 миллиона".

По данным Следственного комитета при МВД России, увеличилось количество оконченных расследованием уголовных дел, составив более 530 тысяч. Из них в суды направлено свыше 90,5%. К уголовной ответственности привлечено более 600 тысяч обвиняемых. Возросло количество направленных в суд уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, о мошенничестве, контрабанде, незаконном предпринимательстве, налоговых преступлениях.

По сведениям Следственного Комитета при МВД России, за последнее десять лет общее число преступлений коррупционной направленности выросло в два раза и составляет порядка 110 тысяч. В основном, это должност-ные хищения. На втором месте по распространенности - служебный подлог. Третье-четвертое места делят получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями, за которыми следуют преступления, связанные с превышением должностных полномочий.

По мнению начальника Следст-венного комитета при МВД России А.В. Аничина, одной из основных проблем остается отток квалифицированных кадров. "Ежегодно из следственных подразделений увольняются по различным причинам порядка 7 тысяч следователей. При этом уходят хорошо подготовленные, состоявшиеся специалисты, из-за чего кадровое ядро следственного аппарата молодеет". "За последние 10 лет удельный вес лиц в возрасте до 30 лет, замещающих должности следователей, увеличился с 44 до 57%, а количество лиц в возрасте от 30 до 40 лет - наиболее подготовленных и опытных сотрудников - сократилось с 41 до 29%". По оценке А.В. Аничина, "тревожным остается тот факт, что не все выпускники учебных заведений системы МВД России желают после их окончания продолжить службу в следственных подразделениях".

По данным Следственного Комитета при МВД России, в настоящее время "следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела до 70% совершаемых в стране преступлений, а также до 80% тех, по которым предварительное следствие обязательно, около 90% уголовных дел всех совершенных в стране преступлений - экономической направленности, каждое второе дело - о бандитизме и контрабанде".

Одной из причин "обращений граждан в центральный аппарат, по мнению начальника Следст-венного Комитета при МВД, нередко служит поверхностное и некачественное разрешение их жалоб подразделениями на местах, пренебрежительное отношение отдельных следователей к ходатайствам участников процесса. Наибольшее количество жалоб и заявлений в Следственный комитет поступает из г. Москвы, Московской области, Краснодарс-кого края, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области".

Указанная негативная тенденция подтверждается и результатами прокурорского надзора и реагирования в целом по системе правоохранительных органов.

Например, по данным Федеральной службы исполнения наказаний России, в 2005 году из зала суда из-под стражи были освобождены 65 тыс. человек, в том числе около двух тысяч - из-за отсутствия состава преступлений.

Указанные статистические данные объясняются "низкой квалификацией следователей", "непродолжительным опытом работы", "бесконтрольностью со стороны руководителей следст-венных подразделений, порождающей коррупционные проявления и нарушения закона вопреки интересам службы".

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2006 году прокурорами при возбуждении уголовных дел выявлено и устранено почти 2,3 млн нарушений закона, отменено более 1,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, по 40094 уголовным делам даны письменные указания, 220 тыс. материалов возвращены для дополнительной проверки, в 18 тыс. случаях следователям, дознавателям отказано в возбуждении уголовного дела.

Выявлено и поставлено на учет 144 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений, даны указания по 500 тыс. уголовных дел, отменено более 38 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания.

Вы можете себе представить, что бы произошло с правами и свободами граждан, если бы не надзорная деятельность органов прокуратуры?

- А как депутаты Государст-венной думы взаимодействовали с Генеральной прокуратурой России при обсуждении законопроекта?

- Интересный вопрос. Спасибо, что вы меня об этом спросили. Мне легко на него отвечать, поскольку с первой минуты обсуждения указанного законопроекта в Государственной думе, то есть на заседании Комитета по безопасности, до принятия законопроекта в третьем чтении, имел возможность наблюдать очень конструктивную, деловую и, самое главное, аргументировано выдержанную позицию представителей Генеральной прокуратуры России.

Уверяю, все необходимые доводы и факты "за" и "против" законопроекта были высказаны представителями Генеральной прокуратуры России. На всех стадиях прохождения и обсуждения указанного законопроекта участвовали ответственные сотрудники Генеральной прокуратуры России, уполномоченные Генеральным прокурором России Юрием Яковлевичем Чайкой высказывать официальную позицию ведомства.

Могу сказать, что она депутатами Государственной думы была услышана, и наиболее резкие предложения, внесенные в первоочередной вариант законопроекта, были исключены или существенно изменены.

В результате этой конструктивной работы повысилось качество законопроекта. Мне весьма импонировало, что представители Генеральной прокуратуры России при обсуждении данного вопроса активно и весьма успешно применяли обобщенные материалы надзорной деятельности, международный опыт деятельности органов прокуратуры, научно-исследовательские материалы научных учреждений Генеральной прокураты России и иных ведомств, в том числе и МВД России. Особое место в выступлениях их представителей уделялось вопросу обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Суждения и предложения были основаны на материалах и предложениях именно практических работников органов прокуратуры, на мнении тех специалистов, которые изо дня в день помогают гражданам, юридическим лицам отстоять свои законные права и интересы.

Важно отметить, что 13 апреля 2007 года Генеральный прокурор России Юрий Чайка, выступая перед членами Совета Федерации, высказал официальное мнение ведомства. Цитирую дословно, что он сказал: "Генеральная прокуратура Российской Федерации поддерживает концепцию предложенного законопроекта о создании Следственного комитета Генпрокуратуры России, рассматривая это как первый шаг к созданию и основе будущей единой службы расследований. Думаю, что закрепление этого подхода на законодательном уровне даст нам возможность в экспериментальном режиме оценить, как будет развиваться ситуация, с какими трудностями мы столкнемся на пути дальнейшего реформирования, эффективность новой структуры в борьбе с преступностью, защиты конституционных прав граждан и обеспечения для них доступа к правосудию.

Поддерживая в целом концепцию предложенного законопроекта, тем не менее, считаем необходимым его доработку в части обеспечения эффективного соотношения процессуальных полномочий органов следствия и прокуроров".

Беседовал Анатолий НИКОЛАЕВ


http://bobyrev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован