Совместное оперативно-стратегическое Командно-штабное учение "Байконур-Антитеррор-2007" проведено Национальным антитеррористическим Комитетом и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (при координирующей роли Антитеррористического центра СНГ и по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан) во исполнение Программы сотрудничества государств_участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и религиозного экстремизма все больше принуждает международное сообщество консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных
мер. И сегодня можно констатировать, что за полтора десятилетия в рамках Содружества Независимых Государств сложилась определенная система координации сотрудничества, ориентированная на взаимодействие участников в борьбе с терроризмом.
При этом геополитическое положение Содружества и масштабы террористических угроз таковы, что противодействие им перестало быть монополией спецслужб и правоохранительных органов. Потребовалось привлечение всех ресурсов государств. Основы этого сотрудничества были заложены в 1992 году подписанием Договора о коллективной безопасности.
Следующим шагом для объединения усилий в борьбе с терроризмом стало принятие Советом глав государств СНГ и реализация Программы государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, которая действует с 2001 года. В октябре 2007 года на очередном заседании Совета Глав государств в г.Душанбе осуществлена ее пролонгация на 2008_2010 годы.
Реальные положительные шаги по формированию механизма превентивного реагирования на террористические проявления и гармонизации законодательного регулирования борьбы с терроризмом предпринимаются Антитеррористическим центром государств-участников Содружества (АТЦ СНГ), созданном решением Совета глав государств.
Так, в январе 2001 года специалисты АТЦ приступили к разработке "Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ". Основные идеи проекта Положения были апробированы на ежегодных, начиная с 2001 года, совместных командно-штабных учениях "Антитеррор", проведенных на территориях Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Украины, Молдовы и Армении. Учения в целом подтвердили правильность основных принципов и идей, заложенных в нормативном акте.
Положение, утвержденное Советом Глав государств 7 октября 2002 года, определяет организационные основы и порядок проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств. Помимо понятийного аппарата в данном правовом акте были определены основные цели и задачи. В частности, "совместные антитеррористические мероприятия проводятся в целях пресечения террористической деятельности, в том числе: освобождения захваченных террористами заложников; обезвреживания взрывных устройств большой мощности или иных поражающих устройств сложной конструкции; освобождения захваченных террористами объектов повышенной технологической и экологической опасности, атомной промышленности, транспорта, энергетики, химических производств и иных объектов (здания и помещения дипломатических представительств и др.); задержания террористов, ликвидации террористических групп и формирований".
Ежегодно на учениях, проводимых под эгидой Антитеррористического центра СНГ отрабатываются меры по пресечению реальных ситуаций, возникновение которых может нанести не только огромный материальный ущерб, но и существенно повлиять на политический имидж страны. К примеру, два предыдущих учения - "Каспий-Антитеррор-2005" в Казахстане (освобождение условных заложников на танкере и нефтяном терминале, расположенном на морском побережье) и "Атом-Антитеррор-2006" в Армении (обезвреживание "террористов" на АЭС) получили достаточно высокую оценку специалистов мирового уровня.
Как отметил руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник милиции А.П. Новиков накануне учения "Байконур-антитеррор-2007" в интервью российским СМИ, в отношении организации маневров на уникальном в своем роде ракетно-космическом комплексе Байконур, арендуемом Россией у Казахстана на долгосрочной основе, "мы для себя делаем субъективные выводы, основанные
на объективной информации, которая свидетельствует, что возможны подобные вещи" (т.е. согласно оперативному замыслу этих учений - условный захват членами диверсионно-террористической группы кислородно-азотного завода с рабочим персоналом, который помимо экологического загрязнения окружающей местности может сорвать программы запусков космических кораблей, в том числе международных проектов, что может повлечь отрицательный резонанс в мировом сообществе).
Между тем, созданию действенного механизма противодействия терроризму в государствах СНГ способствуют меры функционального характера, от определения внешних и внутренних причин и факторов, способствующих возникновению и развитию терроризма, до разработки многоуровневых мер обеспечения безопасности.
В Российской Федерации после волны террористических актов, ставивших своей целью посеять страх и ужас в сознании населения, оказать давление на высшее военно-политическое руководство страны, нанести максимальный урон престижу России на международной арене, Президентом Российской Федерации было принято решение о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму и экстремизму.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" и Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35 ФЗ "О противодействии терроризму" были образованы Национальный антитеррористический комитет (НАК), Федеральный оперативный штаб, оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, а также в новом правовом формате антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Принципиально важным является то, что к компетенции НАК РФ отнесены все направления работы в сфере противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с террористической деятельностью и ликвидация возможных последствий террористических актов.
Учение "Байконур-антитеррор-2007" стало для Национального антитеррористического комитета России, сотрудники которого имеют за плечами богатый опыт оперативной и боевой работы по линии противодействия терроризму, своего рода очередной тренировкой по отработке действий Оперативного штаба в условиях, максимально приближенных к боевым.
Так, согласно замыслу учения, с целью эффективной отработки вопросов взаимодействия спецслужб государств Содружества при проведении оперативно-розыскных мероприятий была сформирована совместная учебная группа из числа сотрудников КГБ Республики Беларусь, КНБ Республики Казахстан и ФСБ России, выступивших в роли условных террористов.
В ходе перемещения совместной учебной группы по территориям Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан в отношении данной группы соответствующими органами безопасности и спецслужбами этих государств проводились оперативно-розыскные (поисковые) мероприятия по выявлению их местонахождения. При пересечении объектами взаимной оперативной заинтересованности государственных границ их прием-передача под наблюдение были организованы компетентными органами сторон в соответствии с имеющимися соглашениями.
Затем группа "террористов" после совершения ряда "диверсионных" актов в Беларуси и России проникла на территорию кислородно-азотного завода, предназначенного для обеспечения подготовки запуска космических аппаратов с космодрома Байконур (Казахстан). Ими был захвачен персонал завода и выдвинут ряд требований к властям России и Казахстана.
После поступления информации о захвате заложников, был создан Оперативный штаб, куда вошли представители силовых структур (ФСБ, МВД, прокуратуры, руководства космодрома, МЧС), администрации г.Байконур и представитель КНБ Республики Казахстан для координации действий Оперативных штабов России и Казахстана.
В ходе учения, под руководством Национального антитеррористического комитета Российской Федерации в режиме реального времени были отработаны действия Оперативного штаба по проведению контртеррористической операции и освобождению заложников.
Следует отметить, что если действия спецподразделения Центра специального назначения ФСБ России, имеющие на сегодняшний день огромный боевой опыт, продемонстрировавшие в очередной раз высокую боевую выучку, получили отличную оценку, то члены Оперативного штаба, многие из которых впервые оказались в обстановке максимально приближенной к боевой, приобрели прежде всего реальный опыт по организации и проведению спецоперации по локализации подобных ситуаций.
По мнению экспертов, в ходе пресечения подобных террористических актов, связанных с захватом заложников, успех операции может обеспечить лишь четкая и слаженная работа руководителей Оперативного штаба, от профессионализма которых зависит судьба многих и многих людей. Как тех, кто ждет помощи, так и тех, кто идет в бой за их освобождение. Потому трагический опыт Беслана заставляет специалистов еще и еще раз возвращаться к выводу, что в данной ситуации мелочей не бывает.
Здесь также следует подчеркнуть, что основная цель любой контртеррористической операции должна состоять не только в том, чтобы обезвредить вооруженных преступников, а главное - обеспечить безопасность заложников и конечном итоге, их освобождение.
Кроме того, основное преимущество подобных учений, на наш взгляд, не в том, чтобы еще раз продемонстрировать возможности спецподразделения ЦСН ФСБ четко и грамотно выполнить поставленную задачу. Но, прежде всего - выработать навыки по организации и слаженным действиям всех участников учения. Когда каждый - от рядового милиционера, стоящего в оцеплении, до руководителя Штаба, возложившего на свои плечи судьбы сотен и тысяч людей, должны четко представлять свои задачи, свои действия и свою меру ответственности на конкретном участке боевого противостояния. Где зачастую цена ошибки любого из них измеряется человеческой жизнью.
Параллельно отработке практических навыков проведения контртеррористической операции в ходе сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ, ежегодно проводимом Антитеррористическим центром Содружества, состоялся обмен мнениями об актуальных проблемах и направлениях совершенствования сотрудничества в области противодействия международному терроризму, а также по вопросам предупреждения, выявления и пресечения террористических акций на экологически опасных объектах, расположенных на территории СНГ.
Положительным итогом учения также следует считать и то, что в ходе учения были выявлены различные пробелы в нормативном регулировании действий представителей поисковых подразделений спецслужб государств СНГ, процедурные вопросы пересечения границы с техникой и вооружением и ряд других, которые в настоящее время прорабатываются экспертами в рамках совершенствования как оперативного взаимодействия в экстремальных ситуациях, так и законодательного регулирования действий спецподразделений на территории стран Содружества.
www.atcsng.ru
09.10.2007
Аманжол Уразбаев