04 июня 2004
1343

Дебют как проблема

[...] А вот бабульки из, казалось бы, совершенно противоположной по эстетике картины Ильи Хржановского "4": эти тоже живут отдельной старушечьей деревней, эксплуатируя в своих магических целях, а потом доводя до смерти единственную среди них молодую жещину. В сущности, бабули представляют собой колдовскую общину. Продают загадочных кукол, големов, по-черному пьют. Вконец распоясавшись, трясут друг перед другом грудями и сквернословят. "Я больше не могу там находиться, мне там плохо!" - исповедуется сестра погибшей двум другим сестрам-ровесницам, а единственный деревенский парень вешается.

Вот это стремление дебютантов отменить психологию и перевести повествование в мифологический регистр весьма показательно. Оно знаменует окончательный и бесповоротный разрыв с идеологией предшествующих поколений. С культом самодостаточного разума и риторикой кухонного протеста. Ведь что такое живущие для себя, без мужчин и детей, давно неспособные к деторождению и оттого мастерящие гомункулусов бабульки? Это невозделанная, неоплодотворенная Мать-сыра-земля - прибежище мертвых тел, трупный запах и конец всего живого. Илья Хржановский, придумавший свой фильм совместно с писателем Владимиром Сорокиным, проявил себя зрелым и волевым постановщиком. Его многослойная картина требует отдельной большой рецензии. Здесь же мне хочется отметить способность режиссера находить для едва заявленных смысловых вибраций литературного происхождения - ненавязчивые, но точные визуальные эквиваленты, достающие до бессознательного, до архетипов, до подкорки.

МАНЦОВ И. Дебют как проблема // Сеанс. 2004. N 19/20.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1012
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован