Когда я вижу в библиотеке ребят, сидящих за компьютерами, я понимаю: они сделали свой выбор. Вместо пивбара пришли в библиотеку, чтобы - с помощью Интернета - открывать для себя мир и открывать миру себя. Вот для этого стоит работать.
ДЕЛО
На протяжении десятилетий Югра жила в "вахтовом" ритме. На Севере люди работали, а потом уезжали на "большую землю" - туда, где идёт "нормальная" жизнь, где можно сходить в театр и на концерт, увидеть интересную выставку и новый фильм. В северных посёлках "очагом культуры" была разве что библиотека. И та, по образному выражению коренного югорчанина Александра Витальевича Конева, представляла собой "избушку, закрытую на клюшку".
Перемены наступили после того, как в 1993 году Ханты-Мансийский автономный округ получил статус полноправного субъекта Российской Федерации.
- Мы тогда много спорили, что и как делать, каким быть округу, - вспоминает Александр Конев, в те годы председатель окружного комитета по телевидению и радиовещанию, депутат окружного Совета. - Стало ясно: жить нужно здесь, но выстраивать жизнь иначе - не на временной, а на постоянной основе. А что такое нормальная жизнь? Это в том числе возможность почитать хорошую книгу, посмотреть фильм, отвести ребенка в музыкальную школу. А значит, нужны библиотеки с хорошими фондами, театры, музеи, образовательные учреждения. По сути, предстояло создать культурное пространство Югры...
Искусство развития
Становление системы художественного образования в округе и поддержка профессионального искусства - эти направления сразу стали приоритетными. "Символом перемен" Конев называет открытый в Ханты-Мансийске Центр искусств для одарённых детей Севера - многоуровневое учебное заведение, включающее ступени от средней школы до высшего образования. Дети со всего округа - включая отдалённые сёла и стойбища - получают здесь профессии хореографа, музыканта, художника, дизайнера...
- Но дело не только в новых специальностях и образовательных возможностях, - объясняет Александр Витальевич Конев, сегодня - директор Департамента культуры и искусства администрации округа. - Педагоги и учащиеся ведут большую просветительскую работу, выступая с концертами по всей Югре. Когда состоялись первые выпуски, многие ребята вернулись в свои города - появились новые творческие коллективы. У нас сегодня действует восемь театров, а там нужны актёры, концертмейстеры, художники. То есть, с одной стороны, мы готовим кадры, с другой - создаём для молодых специалистов рабочие места. Так постепенно складывается структура профессионального искусства. И пусть не все ребята станут профессионалами, но в деле формирования культурной среды, восприимчивой к музыке, театру, слову, они играют и будут играть огромную роль.
Искусство стало ключевым элементом позиционирования Югры во внешнем мире. Фестивали, гастроли, пленэры - и вопросы про валенки и медведей уступают место восхищению талантами сибиряков. Юным артистам аплодировали в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в Совете Европы в Страсбурге. В 2007 году северяне покорили Бродвей.
- Мы боялись, волновались, - признаётся Александр Конев, - но мы выиграли! Программа была очень разнообразная: этнические номера, ансамбль народных инструментов, зрелищные хореографические постановки - исполняли даже "Половецкие пляски". После концертов ко мне подходили американские продюсеры, предлагая организовать гастроли по университетам США. Представление называлось "Восходящие звёзды Сибири", но профессионалы шоу-бизнеса отмечали, что по уровню исполнительского мастерства наши ребята - уже настоящие звёзды.
Важнейшее из искусств
Особенностью сферы культуры является то, что результаты деятельности имеют "отложенный" характер. Такие социальные эффекты, как изменение системы ценностей в обществе или повышение оптимистичности проживания, не поддаются обычным статистическим измерениям. Потому директору Департамента культуры и искусства порой приходится отстаивать новые проекты в острых дискуссиях с оппонентами.
- Я стараюсь "вербовать" сторонников на всех уровнях власти, - улыбается Александр Витальевич. - Понимание того, что от состояния культуры зависит и экономическое процветание, и самочувствие людей, само не приходит. Поэтому, если происходит что-то интересное, пусть на мероприятии побывает и чиновник, и потенциальный спонсор...
Такое "лоббирование" не раз приносило успех в реализации даже самых смелых идей. Например, удалось отстоять "кинематографическую" часть целевой программы "Культура Югры". "Мы не должны быть равнодушными к тому, что смотрят наши дети!" - убеждал Конев окружных депутатов. И убедил! В 2007 году состоялась премьера фильма "Агитбригада "Бей врага!" производства компаний "Ленфильм" и "Югра-фильм". Режиссёр и сценарист Виталий Мельников ("Начальник Чукотки") - бывший ученик Самаровской школы - снял картину на основе своих воспоминаний о Сибири военных лет. Лента получила несколько призов на разных кинофестивалях. Снят фильм "Божья матерь в кровавых снегах" по роману Еремея Айпина.
А увидеть киноновинки теперь можно в большинстве населённых пунктов округа - благодаря программе модернизации сельских киноустановок.
- За годы развала на селе почти забыли о большом кино, - сетует Александр Конев. - Дети на вопрос: "Что такое кино?" отвечали: "Это когда много телевизоров". Мы решили, что сельский кинопрокат нужно возрождать. Установили новое оборудование, и уже через месяц залы были полными. Значит - не ошиблись. Потребность смотреть всем вместе кино в хороших условиях на самом деле есть!
Все вместе смотрят кино и на международном фестивале кинематографических дебютов "Дух огня", который уже стал узнаваемым брендом Югры.
- В дни фестиваля проходят встречи с известными актёрами, предусмотрена специальная программа для школьников, - рассказывает Александр Витальевич Конев. - Премьера фильма "Агитбригада "Бей врага!" тоже состоялась на "Духе огня". И было общее ощущение гордости: это кино о нас!
Преображение искусством
Сегодня каждый третий житель ХМАО - Югры является читателем библиотеки; каждый второй хотя бы один раз в год посетил кинозал; каждый пятый - посетитель музеев. В последние годы в Югре случился самый настоящий бум создания музеев - сегодня в округе их 39, и это только государственных и муниципальных. Музей природы и человека в Ханты-Мансийске признан специалистами одним из лучших в России.
- Мы научились выдавать качественный культурный продукт - организовывать концерты и выставки, создавать музеи и театры, - констатирует Александр Конев. - Но главное - всё это востребовано жителями округа. Вот 10-летний мальчишка из Сургута приехал на каникулы. Спрашиваю его: ну, куда пойдём, Алёша? В Музей природы и человека - отвечает. И это здорово! Сейчас ребёнку интересны информационные киоски, интерактивные игры - но, когда он вырастет, потребность сходить в музей останется. А когда я вижу в библиотеке ребят, сидящих за компьютерами, я понимаю - они сделали свой выбор. Вместо пивбара пришли в библиотеку, чтобы - с помощью Интернета - открывать для себя мир и открывать миру себя. Вот на это не жалко никаких денег!
Свою собственную идентичность в культурном пространстве обретает и Югра в целом, и каждый небольшой город, посёлок, село. Произошёл перелом в отношении самих жителей к территории, на которой они проживают, - к её истории и к её будущему. Губернатор Александр Филипенко после фестиваля "Округ на рубеже веков" сказал в своём выступлении: "Изменился не только внешний облик Югорской земли, сформировалась новая духовная общность людей. Да, мы и северяне, и сибиряки, но мы уже и жители Югры - жители Ханты-Мансийского автономного округа".
ИМЯ
Романы
Александр Витальевич Конев - человек "сибирской национальности". В начале XVII века русские люди, пришедшие из Вятки, купили у ханты часть реки и заложили деревню Конёво. С местными жили без конфликтов, учились у них понимать и любить неласковую северную природу. Ещё отец Александра Конева обладал редкой "специализацией" - рыбак-башлык ("баш" в переводе означает "голова").
- Думаю, что на современном языке он звался бы "менеджером", - смеётся Александр Витальевич. - Знал, где на реке удачливые места, где какую снасть поставить... Мы жили сначала в селе Чебукове, потом перебрались в Селиярово. Мама работала учительницей, она была моим духовным поводырём, и, конечно, я решил стать педагогом.
На третьем курсе Ханты-Мансийского педучилища Александр Конев "заболел" телевидением. На только что организованной телестудии подрабатывал ведущим, туда же распределился по окончании училища. Почувствовав недостаток знаний, решил поступать в Ленинградский институт культуры. "Роман" с Питером случился, и этот город навсегда остался для Александра Витальевича любимым.
- Перво-наперво я отправился в Мариинский театр (в то время он назывался Кировский), - вспоминает он. - Балет сразу воспринял, а вот опера сначала казалась непонятной. Но постепенно я "наслушивался", напитывался питерской атмосферой. Я и сейчас люблю приезжать в Петербург и очень жду, когда подрастёт внук Ванюшка, чтобы показать ему Северную столицу.
Телевидение
Получив специальность театрального режиссёра, Конев вернулся в Ханты-Мансийск. Делал постановки для национального ансамбля "Миснэ", был директором Дома культуры, а параллельно работал на телевидении - как ведущий, сценарист, режиссёр. Вскоре сделал окончательный выбор в пользу любимого дела, а потом... телестудию закрыли. Оставалось радио - и Конев освоил профессии корреспондента и редактора, а в 1984 году стал председателем окружного комитета по телевидению и радиовещанию. Потом уехал в Тюмень, инструктором обкома партии, но, как только появилась возможность восстановить телевизионное вещание в Ханты-Мансийском округе, вернулся на родину. В последующие годы в регионе была заново создана телесеть, постоянно рос объём собственного вещания - уже в рамках государственной телерадиокомпании "Югория".
Но в 98-м году Конев вновь ушёл с телевидения - на должность начальника Управления культуры ХМАО.
- В семье были против такого решения - считали, что я хорошо реализовываюсь на радио и телевидении, - вспоминает Александр Витальевич. - Но я понимал, что засиделся на одном месте, и нужно что-то менять. Сомнения, конечно, были, но потом появилась команда и придуманные нами дела - а на доверие людей нужно отвечать только доверием и ответственностью.
Творчество
- Я всегда пытался избежать чиновничьей работы, но значительную часть жизни провёл в кресле чиновника. Убедился: чтобы увлечь чем-то людей, нужно самому обладать творческой энергией, креативностью. Я люблю бывать на выставках и концертах, люблю ездить по округу - хочу видеть всё собственными глазами, иногда, может быть, пренебрегая горами бумаг на столе.
Прежний опыт - режиссёрский, журналистский - очень помогает в работе. Я коллегам говорю так: "Если ваше событие не показали по телевидению, не написали о нём в газете - его нет. Событие становится событием, когда оно замечено". Это убеждение информационщика и закон театра: короля играет свита. Если делать проект, то его нужно делать мощным. Так, в первый же год мы предложили систему грантов, а церемонию вручения сделали настоящим праздником: вот они, герои, вот их интересные и нужные проекты! Потом придумали ежегодную ассамблею деятелей культуры и искусства - она длится три дня, здесь и презентации, и ярмарки идей, и круглые столы. В последние годы на ассамблее стали деревья сажать, теперь у нас и рябинки, и сиреневый сад - я за ними слежу, борюсь со снегоуборщиками, чтобы не повредили саженцы.
Если говорить чиновничьим языком, культура - это ресурс развития региона. А я бы ещё добавил: это очень важный фактор стабильности. В Югре проживают люди 120 национальностей. Если у человека здесь, в родном городе, есть возможность прийти на свой праздник - будь это Сабантуй или Встреча Вороны, - он чувствует себя спокойно, уверенно, комфортно. Таким и должно быть ощущение жизни.
www.bigsib.ru