Командир "Альфы" рассказывает подробности судебного процесса
Можно только согласиться с комментариями в прессе, что вся эта история превратилась в мексиканский сериал, в котором нашлось место даже президенту страны. О том, как происходил исторический судебный процесс в Верещагине, рассказал Герой Советского Союза Геннадий Зайцев. В качестве представителя Общественной палаты он присутствовал на всех заседаниях суда и имеет свою точку зрения по поводу вынесенного приговора.
- Геннадий Николаевич, как вы оказались на судебном процессе "Билл Гейтс против Александра Поносова"?
- Вообще-то с формальных позиций "Майкрософт" оказался как бы в стороне. Роль обвинения взяла на себя районная прокуратура в лице господина Троянова - именно этот человек толкнул маховик скандала. Поносову стараниями районной прокуратуры грозит вполне реальный срок - пять лет. Впервые я его увидел на заседании нашей комиссии Общественной палаты. Он такой... интересного вида, со "старообрядческой" бородкой. По внешнему виду не скажешь, что это директор школы. Когда он поведал о своих злоключениях, так жалко стало человека... Комиссия решила направить на суд, начинавшийся 12 февраля, своего представителя. Я высказал желание поехать туда. Приехал на место. Меня встретили сам Поносов и мэр Верещагина Сергей Лапехин.
- А сколько в Верещагине проживает народа?
- Общее количество населения района - шестьдесят две тысячи человек. В городе чуть более двадцати тысяч. Жизнь идет. Комбинат, пристроивший меня на жительство, является одним из крупнейших в России по производству муки, круп, комбикормов. Действует также еще ряд других предприятий.
Суд начался 12-го числа, с опозданием почти на час. Причем в зале, который вмещал от силы два десятка человек. К этому моменту присутствовало пять телекамер. Очень многие люди стояли. Судья Вера Баракина, по требованию стороны обвинения и сославшись на соответствующую статью, заявила, что ни одно из средств массовой информации не может присутствовать на процессе, поскольку заранее не подали заявки, и удалила всех из зала. Здраво рассудив, что в столь стесненных условиях работать практически невозможно, она быстро объявила перерыв, и заседание было перенесено на второй этаж, в другое помещение, гораздо более просторное.
- Пресса все-таки была допущена?
- Да, и на все последующие заседания в другом зале.
Защитниками Поносова выступали четыре человека: В.В. Бобровский и А.Н. Обидин - адвокаты, Р.В. Русинов - от Пермской общественной организации "Обществ о защиты авторских и смежных прав" и Б.И. Поносов, однофамилец, общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и региональный юрист Московского правозащитного центра "Мемо риал".
- Кто поддерживал обвинение?
- Старший помощник районного прокурора Н.В. Курдоякова и региональный представитель "Майкрософта", директор юрфирмы "Еласк" А.В. Потапов. Он же в начале заседания суда заявил: "Мы предлагаем разойтись миром, если обвиняемый признает свою вину и раскается". На это А.М. Поносов ответил: "Докажите мне, что я виноват, и я извинюсь". Неофициально на заседании суда присутствовал А. Страх - юрист корпорации "Майкрософт", но он был сторонним наблюдателем.
Рассмотрение дела началось с заслушивания показаний директора фирмы И. Кожевниковой о правилах сборки и поставок системных блоков. Но основным вопросом судебного следствия в первый день было рассмотрение результатов технической экспертизы. Ее проводил эксперт "Майкрософта" С.П. Артемов.
На него было жалко смотреть, на эксперта. Его выводы были разбиты в пух и прах специалистами от защиты Р.В. Русиновым и Б.И. Поносовым. Было прямо заявлено, что экспертизу проводил некомпетентный человек и, вообще, стоит ли ее приобщать к уголовному делу. Но судья приняла другое решение.
После того как были заслушаны свидетельские показания эксперта, подсудимый и его адвокат В.В. Бобровский попросили перенести судебное слушание на другой срок. Мотивировали просьбу тем, что обвиняемый пока не готов давать показания. Государственный обвинитель и представитель "Майкрософта" настаивали на продолжении судебного слушания, но судья В.С. Баракина удовлетворила просьбу подсудимого и его защиты и перенесла судебное заседание на 15 часов 14 февраля.
- И что вы делали это время?
- Используя появившееся свободное время, я съездил в Пермь. Мэр города, который поехал туда по своим делам, предложил, если есть желание, присоединиться к нему. А еще я съездил в село Сепыч, где директорствует Поносов, оно находится в 48 км от Верещагина.
- Интересно, какое впечатление произвела школа?
- У меня сложилось такое мнение: даже столица нашей Родины могла бы позавидовать этой школе.
- Даже так?
- Новое трехэтажное здание. Видно, что отделочные работы были проведены на очень высоком уровне. Чистота необыкновенная. И что характерно, сама школа поставлена буквой "Г". В большей части обучаются дети с пятого по одиннадцатый классы, в меньшей - с первого по четвертый. Два этих корпуса соединены переходом, но фактически они изолированы друг от друга. Поэтому малыши подзатыльников от старших не получают.
Посмотрел я и компьютерный класс - замечательный, по другому и не скажешь. А уж какая там "начинка", этого я не могу сказать.
- Прокуратура утверждает, что она предупредила Поносова об использовании в школе контрафактного Windows, но тот не внял этому предупреждению. Геннадий Николаевич, что можно сказать по этому поводу?
- Это лукавая позиция. "Злоумышленников" накрыли накануне выпускных экзаменов. И в течение недели школьники, готовившиеся к информатике, работали на этих двенадцати компьютерах. То есть директор школы поступил как нормальный человек и педагог, который заботится о своих выпускниках. Чего не скажешь о районной прокуратуре, которая показала молодежи, что означает понятие "бездушная власть".
Так вот сам факт того, что школьникам дали возможность поработать на этих компьютерах еще семь дней, был расценен как отягчающее обстоятельство. Несмотря на то что после этого в школе было переустановлено программное обеспечение, с Поносова, как со злодея какого-то, взяли подписку о невыезде и раздули вселенское дело.
- Какую позицию заняла Общественная палата?
- Я могу сказать только о точке зрения нашей Комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебно-правовой системы. По нашему глубокому убеждению, Александр Поносов абсолютно невиновен и не должен привлекаться к уголовной ответственности.
...Суд продолжился с допроса свидетелей. Периодически брал слово представитель "Майкрософта" А. Потапов. У меня сложилось убеждение, что судье это дело было не по душе. Состоялись прения сторон. Очень пространно выступила гособвинитель - старший помощник прокурора района Н.В. Курдоякова. Она предложила признать Поносова виновным в нарушении авторских и смежных прав и взыскать с него три тысячи рублей.
- То есть "Майкрософту" в этой ситуации был важен сам факт обвинительного приговора, прецедент?
- Конечно, тут было самое главное - создать судебный прецедент, чтобы было неповадно другим. Затем слово было предоставлено защите. Выступали четверо, каждый по своему направлению. После реплик последнее слово предоставили Поносов у. Он прямо сказал: "Я эти программы не устанавливал. Этим занималась соответствующая структура, и что там они устанавливали, я не знаю". Приговора ждали очень долго. Судья зачитала его к исходу пятницы. Приговор сам по себе интересен: признать виновным, но в связи с малозначительностью совершенного директором школы уголовное дело прекратить.
- Но это тот случай, когда волки не сыты...
- Именно так. Настоящего оправдания не произошло. Примечательно, что приговор вызвал большое возмущение у прокурора района, которого, по всей видимости, не смущает оценка, прозвучавшая со стороны президента. Решение суда обжаловано. Так же поступил и Александр Поносов. Дело будет рассматриваться повторно, но не в Верещагине, а в бывшей столице Коми-Пермяцкого округа городе Кудымкаре.
Павел Евдокимов
22.03.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/51/publications/779