06 марта 2007
1040

Демократия - это право выбора.

Внесённый в Госдуму моими однопартийцами депутатами-"единороссами" законопроект о праве губернаторов ликвидировать пост мэра в областных центрах и столицах регионов - это логическое продолжение избирательной реформы, проведённой партией власти в своих интересах и в ущерб принципам демократического устройства общества.

Надо признать, что последовательные изменения избирательного законодательства, которые инициируются "Единой Россией", всё более противоречат Конституции РФ, нарушая её важные положения. Это очевидно для всех правоведов. И трудно понять, почему Конституционный суд упорно не хочет замечать того, что нынешняя реформа избирательной системы неконституционна. Как и то, почему этот орган, призванный не допускать отклонений от Основного закона, не выступает в защиту зафиксированного во 2-й части 32-й статьи Конституции права граждан избирать и быть избранными. Именно это право в несколько приёмов было серьёзно урезано - вопреки важнейшему конституционному положению о неумалении гражданских прав и свобод. Думается, что всем россиянам было бы полезно зазубрить 2-ю часть 55-й статьи Конституции и научиться примерять к ней проекты всех нормативных актов: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". При этом надо учитывать, что отмена прав и свобод может быть осуществлена не прямо, путём отрицания, а через ограничение их объёма либо создание таких процедур и механизмов, которые эти права и свободы сводят на нет. А ведь именно это и происходит в сфере избирательного права в нашей стране.

Пробные камни

Избирательная реформа, которая проводилась в 2001-2003 гг., началась с принятия закона "О политических партиях". Ещё при его разработке стало очевидным стремление ввести максимум запретов и ограничений. Уже тогда высказывались опасения, что новый закон позволит власти отфильтровывать нежелательные для нее политические силы и приведёт к сокращению партийных организаций, участвующих в выборах. В результате произойдёт монополизация политического пространства. Антидемократический потенциал нового закона раскрывается в полном объёме сейчас, когда начался новый виток бюрократических контрреформ.

Начиная с 2004 г. тенденция к ограничению избирательных прав стала доминирующей. Получив конституционное большинство в нижней палате парламента, исполнительная власть начала планомерное наступление на права граждан. Одним из первых шагов стал новый закон "О референдуме Российской Федерации", который с полным правом можно назвать "законом о недопущении референдума". А между тем референдум, согласно Конституции РФ, является "высшим непосредственным выражением власти народа" (ст. 3, ч. 3).

В декабре 2004 г. по инициативе президента РФ был принят закон, отменивший прямые выборы глав субъектов Федерации. Вместо выборов был введён особый порядок "наделения полномочиями", в соответствии с которым кандидатура, представленная президентом, утверждается региональным законодательным органом. При этом последний лишён возможности отстаивать свою точку зрения (в случае несогласия ему угрожает роспуск). То есть фактически речь идёт о назначении президентом глав субъектов РФ.

Действовавшие в то время губернаторы с готовностью одобрили эту инициативу, не заметив, что она противоречит 71-й, 72-й, 73-й и 77-й статьям Конституции, из которых следует, что формирование органов власти регионов не находится в ведении Центра. Предпочёл не заметить этого противоречия и Конституционный суд, а между тем 1-я часть 77-й статьи Основного закона гласит, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Следовательно, отмена выборов губернаторов носила неконституционный характер.

"Лучше меньше"?

Тогда же, в декабре 2004 года, были внесены два принципиальных изменения в закон "О политических партиях". Требование к их минимальной численности увеличилось в пять раз: с 10 до 50 тысяч. Второе нововведение коснулось учёта и проверки численности партии: теперь при регистрации региональных отделений партии обязаны предоставлять список членов отделения в регистрационный орган, который имеет право проверять численность партии и (если она окажется меньше требуемой) обращаться в суд с ходатайством о её ликвидации. Тем самым судьба большинства партий оказалась в зависимости от отношения к ним органов власти.

Таким образом, новая редакция закона о политических партиях серьёзно затрудняет создание новых партий и облегчает ликвидацию большинства имеющихся.

Принятые в мае - начале лета 2005 г. новый закон "О выборах депутатов Государственной думы" и закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах" наиболее радикально подправили избирательное законодательство - ликвидировали одномандатные избирательные округа на парламентских выборах и установили, что все депутаты Госдумы должны избираться по партийным спискам по единому федеральному округу. При этом сохранилось ранее принятое решение о повышении заградительного барьера с 5% до 7%.

Если бы переход на пропорциональную систему сопровождался снижением барьера и либерализацией партийного законодательства, такая реформа имела бы определённые достоинства. Однако в сочетании с ужесточением требований к численности партий и отменой института избирательных блоков она содействовала дальнейшей монополизации политического пространства и ещё более урезала права граждан.

Оба закона 2005 года усложняют порядок регистрации кандидатов и списков кандидатов для всех, кроме парламентских партий (последние регистрируются без сбора подписей и внесения залога). Эти нововведения с учётом тенденции к росту размера залога ведут к ликвидации альтернативности на выборах всех уровней.

По инициативе "Единой России" были приняты также поправки, отменяющие независимый общественный контроль на выборах. В условиях, когда власть стремится вывести из игры неугодных ей кандидатов, отмена общественного контроля чревата бойкотированием выборов. При этом у избирательных комиссий нет препятствий для фальсификаций с целью завышения явки.

Конституция в шагреневой коже

Однако всего этого реформаторам показалось мало, и в 2006 году были инициированы ещё три радикальных законопроекта. Один из них отменяет голосование против всех кандидатов - тем самым граждане лишаются права выбора в условиях искусственного отсева популярных кандидатов.

Второй законопроект ужесточает партийную привязку кандидатов и депутатов: партия лишается права выдвигать члена другой партии, а депутат - права изменить свою партийную принадлежность.

Третий законопроект возвращает чреватое фальсификациями досрочное голосование.

Наконец, последняя инициатива "единороссов" может фактически лишить права голоса целые города с многотысячным, а то и миллионным населением. Ведь губернаторов, которые возьмут на себя функции мэров, уже не выбирают. А скоро, возможно, не будут выбирать и мэров. Новый законопроект "Единой России" в сфере избирательного права вновь противоречит Конституции РФ, где говорится, что органы местного самоуправления формирует население. Он также идёт вразрез с Европейской хартией местного самоуправления, подписанной Россией.

Таким образом, изменения в избирательном законодательстве всё более отдаляют российские выборы от международных стандартов и умаляют право российских граждан избирать и быть избранным.

Такая корректировка законодательства создаёт для "Единой России" явные преимущества и обеспечивает ей условия для удержания власти независимо от воли избирателей, а значит, и вопреки 3-й части 3-й статьи Конституции РФ, где записано, что "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы". А народ, согласно первой части той же статьи, является "единственным источником власти в Российской Федерации".

Об этом стоит вспомнить руководству ЕР, которое взяло курс на несменяемость своей власти. Иллюзия собственной незаменимости может привести к полной делегитимации выборных институтов и подрыву стабильности в стране, потому что власть, попирающая Основной закон и права граждан, со временем будет сама делегитимирована в глазах населения.

Мировой опыт показывает, что политические реформы имеют благоприятные последствия только когда осуществляются в интересах всего общества. Индикатором правильности и законности нововведений должен служить Основной закон, который у нас сегодня сильно покраснел.

Историческая практика свидетельствует о том, что отмена любых выборов или ограничения избирательного права - шаг к ослаблению демократической системы и поворот к авторитаризму. Поэтому реформу избирательной системы следует рассматривать как пробный камень российской демократии: если общество в большинстве своём согласится с умалением избирательного права в нарушение 55-й и 32-й статей Конституции, недостроенное здание демократического государства будет последовательно демонтировано, а на его месте возникнет новая авторитарная конструкция.

Автор - Александр Лебедев, депутат Государственной Думы (фракция "Единая Россия")
Источник: Газета "Московские новости", No 41, 27.10.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован