Внесённый в Госдуму моими однопартийцами депутатами-"единороссами" законопроект о праве губернаторов ликвидировать пост мэра в областных центрах и столицах регионов - это логическое продолжение избирательной реформы, проведённой партией власти в своих интересах и в ущерб принципам демократического устройства общества.
Надо признать, что последовательные изменения избирательного законодательства, которые инициируются "Единой Россией", всё более противоречат Конституции РФ, нарушая её важные положения. Это очевидно для всех правоведов. И трудно понять, почему Конституционный суд упорно не хочет замечать того, что нынешняя реформа избирательной системы неконституционна. Как и то, почему этот орган, призванный не допускать отклонений от Основного закона, не выступает в защиту зафиксированного во 2-й части 32-й статьи Конституции права граждан избирать и быть избранными. Именно это право в несколько приёмов было серьёзно урезано - вопреки важнейшему конституционному положению о неумалении гражданских прав и свобод. Думается, что всем россиянам было бы полезно зазубрить 2-ю часть 55-й статьи Конституции и научиться примерять к ней проекты всех нормативных актов: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". При этом надо учитывать, что отмена прав и свобод может быть осуществлена не прямо, путём отрицания, а через ограничение их объёма либо создание таких процедур и механизмов, которые эти права и свободы сводят на нет. А ведь именно это и происходит в сфере избирательного права в нашей стране.
Пробные камни
Избирательная реформа, которая проводилась в 2001-2003 гг., началась с принятия закона "О политических партиях". Ещё при его разработке стало очевидным стремление ввести максимум запретов и ограничений. Уже тогда высказывались опасения, что новый закон позволит власти отфильтровывать нежелательные для нее политические силы и приведёт к сокращению партийных организаций, участвующих в выборах. В результате произойдёт монополизация политического пространства. Антидемократический потенциал нового закона раскрывается в полном объёме сейчас, когда начался новый виток бюрократических контрреформ.
Начиная с 2004 г. тенденция к ограничению избирательных прав стала доминирующей. Получив конституционное большинство в нижней палате парламента, исполнительная власть начала планомерное наступление на права граждан. Одним из первых шагов стал новый закон "О референдуме Российской Федерации", который с полным правом можно назвать "законом о недопущении референдума". А между тем референдум, согласно Конституции РФ, является "высшим непосредственным выражением власти народа" (ст. 3, ч. 3).
В декабре 2004 г. по инициативе президента РФ был принят закон, отменивший прямые выборы глав субъектов Федерации. Вместо выборов был введён особый порядок "наделения полномочиями", в соответствии с которым кандидатура, представленная президентом, утверждается региональным законодательным органом. При этом последний лишён возможности отстаивать свою точку зрения (в случае несогласия ему угрожает роспуск). То есть фактически речь идёт о назначении президентом глав субъектов РФ.
Действовавшие в то время губернаторы с готовностью одобрили эту инициативу, не заметив, что она противоречит 71-й, 72-й, 73-й и 77-й статьям Конституции, из которых следует, что формирование органов власти регионов не находится в ведении Центра. Предпочёл не заметить этого противоречия и Конституционный суд, а между тем 1-я часть 77-й статьи Основного закона гласит, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Следовательно, отмена выборов губернаторов носила неконституционный характер.
"Лучше меньше"?
Тогда же, в декабре 2004 года, были внесены два принципиальных изменения в закон "О политических партиях". Требование к их минимальной численности увеличилось в пять раз: с 10 до 50 тысяч. Второе нововведение коснулось учёта и проверки численности партии: теперь при регистрации региональных отделений партии обязаны предоставлять список членов отделения в регистрационный орган, который имеет право проверять численность партии и (если она окажется меньше требуемой) обращаться в суд с ходатайством о её ликвидации. Тем самым судьба большинства партий оказалась в зависимости от отношения к ним органов власти.
Таким образом, новая редакция закона о политических партиях серьёзно затрудняет создание новых партий и облегчает ликвидацию большинства имеющихся.
Принятые в мае - начале лета 2005 г. новый закон "О выборах депутатов Государственной думы" и закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах" наиболее радикально подправили избирательное законодательство - ликвидировали одномандатные избирательные округа на парламентских выборах и установили, что все депутаты Госдумы должны избираться по партийным спискам по единому федеральному округу. При этом сохранилось ранее принятое решение о повышении заградительного барьера с 5% до 7%.
Если бы переход на пропорциональную систему сопровождался снижением барьера и либерализацией партийного законодательства, такая реформа имела бы определённые достоинства. Однако в сочетании с ужесточением требований к численности партий и отменой института избирательных блоков она содействовала дальнейшей монополизации политического пространства и ещё более урезала права граждан.
Оба закона 2005 года усложняют порядок регистрации кандидатов и списков кандидатов для всех, кроме парламентских партий (последние регистрируются без сбора подписей и внесения залога). Эти нововведения с учётом тенденции к росту размера залога ведут к ликвидации альтернативности на выборах всех уровней.
По инициативе "Единой России" были приняты также поправки, отменяющие независимый общественный контроль на выборах. В условиях, когда власть стремится вывести из игры неугодных ей кандидатов, отмена общественного контроля чревата бойкотированием выборов. При этом у избирательных комиссий нет препятствий для фальсификаций с целью завышения явки.
Конституция в шагреневой коже
Однако всего этого реформаторам показалось мало, и в 2006 году были инициированы ещё три радикальных законопроекта. Один из них отменяет голосование против всех кандидатов - тем самым граждане лишаются права выбора в условиях искусственного отсева популярных кандидатов.
Второй законопроект ужесточает партийную привязку кандидатов и депутатов: партия лишается права выдвигать члена другой партии, а депутат - права изменить свою партийную принадлежность.
Третий законопроект возвращает чреватое фальсификациями досрочное голосование.
Наконец, последняя инициатива "единороссов" может фактически лишить права голоса целые города с многотысячным, а то и миллионным населением. Ведь губернаторов, которые возьмут на себя функции мэров, уже не выбирают. А скоро, возможно, не будут выбирать и мэров. Новый законопроект "Единой России" в сфере избирательного права вновь противоречит Конституции РФ, где говорится, что органы местного самоуправления формирует население. Он также идёт вразрез с Европейской хартией местного самоуправления, подписанной Россией.
Таким образом, изменения в избирательном законодательстве всё более отдаляют российские выборы от международных стандартов и умаляют право российских граждан избирать и быть избранным.
Такая корректировка законодательства создаёт для "Единой России" явные преимущества и обеспечивает ей условия для удержания власти независимо от воли избирателей, а значит, и вопреки 3-й части 3-й статьи Конституции РФ, где записано, что "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы". А народ, согласно первой части той же статьи, является "единственным источником власти в Российской Федерации".
Об этом стоит вспомнить руководству ЕР, которое взяло курс на несменяемость своей власти. Иллюзия собственной незаменимости может привести к полной делегитимации выборных институтов и подрыву стабильности в стране, потому что власть, попирающая Основной закон и права граждан, со временем будет сама делегитимирована в глазах населения.
Мировой опыт показывает, что политические реформы имеют благоприятные последствия только когда осуществляются в интересах всего общества. Индикатором правильности и законности нововведений должен служить Основной закон, который у нас сегодня сильно покраснел.
Историческая практика свидетельствует о том, что отмена любых выборов или ограничения избирательного права - шаг к ослаблению демократической системы и поворот к авторитаризму. Поэтому реформу избирательной системы следует рассматривать как пробный камень российской демократии: если общество в большинстве своём согласится с умалением избирательного права в нарушение 55-й и 32-й статей Конституции, недостроенное здание демократического государства будет последовательно демонтировано, а на его месте возникнет новая авторитарная конструкция.
Автор - Александр Лебедев, депутат Государственной Думы (фракция "Единая Россия")
Источник: Газета "Московские новости", No 41, 27.10.2006 г.