14 марта 2007
1998

Депутатом сможет стать не каждый.

В России прошли региональные выборы. Начинается подготовка к выборам федеральным. И буквально в пятницу Государственная Дума дополнила избирательное законодательство поправками, которые должны помешать попасть в парламент экстремистам. В частности, избираться не смогут те, кто осужден на лишение свободы за преступления экстремистской направленности, а также за тяжкие и особо тяжкие преступления, и те, кто имеет в день голосования непогашенную и не снятую судимость. Документ одобрен в первом чтении.

И эти ограничения не единственные. Подробности узнаем у председателя Комитета Думы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина. И еще одна тема, которой мы коснемся, это наказания для нарушителей правил дорожного движения. Нижняя палата собирается эти наказания существенно ужесточить.

- Владимир Николаевич, давайте начнем с избирательных законов. Почему возникла необходимость именно сейчас вводить дополнительные ограничения?

ПЛИГИН: Ранее, это было в ноябре 2006 года, Государственной Думой был принят закон, в дальнейшем одобрен Советом Федерации, подписан президентом, о внесении изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым, собственно говоря, и были установлены основные принципы изменений в избирательной системе. И в настоящее время Государственная Дума привела в первом чтении в соответствие с этим законом закон о выборах президента Российской Федерации и закон о выборах депутатов Государственной Думы.

В чем проблема и зачем в принципе это нужно? Мы уже с вами неоднократно обсуждали эту тему, возможно, мы повторимся. Но тем не менее в столь сложной стране и в столь сложный период, в котором находится в настоящее время наша страна, необходимо сделать все для того, чтобы избежать возможности использования экстремистских лозунгов, проявлений экстремизма в избирательных кампаниях. Потому что в ряде случаев это может быть слишком привлекательным явлением. Допустим, какие-то резкие отзывы, связанные с проблемами национальностей, проблемами рас, использование этнических моментов. Конечно же, показ того или иного лица, что как бы искусственно повышает рейтинг того или иного лица, делает его узнаваемым, то есть это все недобросовестные приемы. И поэтому законодательство должно реагировать на эти недобросовестные приемы.

- А они прописаны в законе?

ПЛИГИН: Конечно.

- Детализированы?

ПЛИГИН: Детализированы в законе. Может быть, необходима будет дополнительная детализация, но тем не менее, еще раз хотел бы подчеркнуть, это не нечто произвольное. Давайте будем говорить о ближайших выборах, это федеральные выборы в Государственную Думу. Поэтому очень четко указывается, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и, подчеркиваю, имеющий на день голосования не снятую или непогашенную судимость за указанные преступления. И в пункте втором - его тоже, видимо, необходимо процитировать, потому что, к сожалению, с моей точки зрения, на предыдущих выборах, которые состоялись, в ряде случаев имели место проявления, которые могли бы быть оценены как экстремистские проявления, - указано: а также лица, осужденные за совершение преступления экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах депутатов Государственной Думы не снятую или непогашенную судимость за указанные преступления. Таким образом, хотел бы подчеркнуть, что какого-либо рода произвольная трактовка исключается, поскольку это решение суда, то есть это судебный приговор.

- То есть если просто в отношении кандидата в депутаты возбуждено уголовное дело, то этого недостаточно для того, чтобы его снять с выборов.

ПЛИГИН: Этого недостаточно. Необходимо, чтобы состоялся приговор суда и соответственная мера наказания была определена данным приговором суда. Хотел бы привести пример такого рода статьи в Уголовном кодексе. Это статья 280 Уголовного кодекса, которая, в частности, предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Там есть несколько частей данной статьи, и, в частности, допустим, те же деяния, то есть публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средства массовой информации, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет. В кодексе четкая есть статья. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по данной статье. И естественно совершенно, что оно не будет допущено к выборам. Это крайне для нас для всех важно.

- Кроме того, лишаются возможности избираться те лица, которые были подвергнуты наказанию за пропаганду нацистской символики.

ПЛИГИН: Да. В том числе это пропаганда нацизма, это возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, это организация экстремистского сообщества. И в ряде случаев в приговоре суда, допустим, по такому делу, как хулиганство, вместе с тем может быть указано, что в ходе хулиганских действий также были экстремистские проявления. Таким образом, когда ссылаются на некую неопределенность, и действующие кодексы, и особенно решения судов, конечно же, эту неопределенность будут ликвидировать. И мне кажется, всем будет понятно, за что было лицо привлечено к уголовной ответственности и в дальнейшем лишено возможности быть избранным. Одновременно хотел бы подчеркнуть, что есть случаи, когда лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения, также не может участвовать в выборах, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Но фактически в настоящее время это касается только именно нацистской символики, не более того. В дальнейшем, возможно, в кодекс будут вноситься какие-либо изменения.

- Законом запрещается использовать эфирное время для размещения агитационных материалов в целях распространения призывов голосовать против кандидата или нескольких кандидатов. Кроме того, нельзя распространять информацию о кандидате, если в ней содержится описание негативных последствий его избрания. Получается, что теперь запрещена агитация против.

ПЛИГИН: Я не знаю источник, по которому вы это цитируете.

- Информационное агентство.

ПЛИГИН: Мне бы хотелось обратить внимание на следующее. Речь идет только о каналах телевидения, это первое. И второе, мы неоднократно объясняли, что речь идет о роликах Вот такие системно повторяющиеся ролики. В то же время в рамках не роликов, то есть в рамках обсуждения, выступлений кандидатов, встреч с избирателями, дискуссий, споров на телевидении, конечно же, могут использоваться любые формы корректной агитации, в том числе против каких-то кандидатов, доведения объективной информации. Однако тиражируемый ролик, который постоянно демонстрируется, он в этих целях не может быть использован.


- А если, например, кандидат в депутаты встречается с избирателями, критикует своего оппонента, это снимает телевидение, а потом размещает об этом сюжет в эфире и повторяет его, скажем, в течение недели несколько раз.

ПЛИГИН: Это агитационный материал, это именно ролик...

- Которые через Центризбирком проходят.

ПЛИГИН: Но сравнение очень сложно приводить. Давайте для упрощения проведем сравнение с некоей рекламой конфет, которые любят дети. Она постоянно тиражируется в одном и том же формате. И соответственно здесь в том числе это ограничение было принято и на основании той практики, которая обсуждалась с журналистами достаточно подробно нами в Медиасоюзе. Таким образом, здесь никакой свободы, которая бы ограничивала право на оценку оппонента или право на оценку другого лица, конечно же, ограничений такого рода свободы нет. Поэтому давайте сделаем так: вы для себя в том числе в будущем заузите эту формулу для того, чтобы мы очень четко говорили...

- Очень важно, что вы дали это разъяснение. Владимир из Люберец спрашивает: "Дайте определение экстремизму, потому что, согласно вашему закону, экстремизмом является даже косой взгляд, брошенный на представителя власти, который нарушает все законы вдоль и поперек".

ПЛИГИН: Ну что вы! Существует законодательство, где есть достаточно четкие определения. Можем процитировать ту статью, которая есть в Уголовном кодексе. Допустим, создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды, равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных определенными статьями Уголовного кодекса. То есть очень четко подчеркивается, что это расовая, национальная, религиозная ненависть. Поэтому формула, мягко говоря, не широкая, формула очень объективно четкая. И уж тем более если она будет проходить судебную оценку.

- Вводимые ограничения распространяются на кандидатов в депутаты всех уровней или только федерального?

ПЛИГИН: Ранее принятый закон, он логично распространял ряд логичных ограничений на выборы депутатов всех уровней. Это совершенно закономерно. В соответствии с ранее действующим законом были приведены в соответствие два закона: о выборах депутатов Государственной Думы и президента Российской Федерации. Поэтому если кто-то проявит нормальное совершенно любопытство и посмотрит после того, когда будут приняты эти законы Государственной Думой, посмотрит эти законы, он убедится, что это зеркально отражено.

- Избирательные комиссии, согласно этим поправкам, смогут обращаться в налоговые органы для проверки сведений о доходах и имуществе кандидатов в депутаты и даже их супругов.

ПЛИГИН: Важнейшее обстоятельство. Постоянно все участники избирательного процесса настаивали во время встреч с избирателями на том, что в отношении кандидатов должна быть максимально открытая информация. И раньше кандидат мог сообщить какую-то информацию о своем имуществе, имуществе супруга, и достоверность ее могла быть проверена, но не через все возможные источники. Наиболее адекватным источником является информация, которая содержится в налоговых органах Российской Федерации, избирательные комиссии могут запросить эту информацию.

- Теперь это открытая информация?

ПЛИГИН: Подчеркиваю: только в отношении тех людей, которые хотели бы стать депутатами. Если ты соглашаешься на это, ты знаешь, на что идешь. Наконец, необходимо, чтобы и люди знали, кто ты такой. Поэтому данные ограничения должны быть сняты. И, подчеркиваю, здесь речь идет также и о супругах. Одна из избирательниц задала мне вопрос в Петербурге, стоит ли это распространить на детей? Ну, проблема этически всегда более сложная. Тем не менее посмотрим, как будет складываться практика ближайших выборов. И мне представляется, что крайне важно, чтобы лица, претендующие на участие в данной ситуации в выборах в законодательные ветви власти, были открыты для общества.

- Хотя кроме супругов, действительно, есть же еще братья и сестры, а также дети, как вы уже сказали, племянники и зятья.

ПЛИГИН: Вы список не исчерпали. Могут быть только друзья. Давайте посмотрим те меры, которые будут приниматься сейчас. Тем не менее, если журналистское сообщество выйдет с такого рода инициативой, мы ее, конечно, оценим.

Источник:Радио "Маяк" 13.03.07 15:16
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован