Как пояснил председатель комитета краевого Совета по правовой политике и местному самоуправлению Сергей Землюков, в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Используя эти нормы, прокуроры субъектов Российской Федерации по существу прекратили практику принесения протестов на противоречащие закону правовые акты, обращаясь в таких случаях с соответствующими заявлениями непосредственно в суд.
Между тем согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке. То есть, по смыслу этой статьи, опротестование правовых актов должно предшествовать обращению прокурора (его заместителя) с соответствующими заявлениями в суд.
Тем самым нормы статей Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 27 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вступили между собой в определенное противоречие. Помимо того, непосредственное обращение прокурора сзаявлениями в суд о признании правовых актов недействующими без предварительного принесения протеста во многих случаях заканчивается прекращением производства по делу вследствие того, что соответствующий орган или должностное лицо до вынесения судебного решения по существу соглашается с доводами прокурора и вносит необходимые поправки в правовой акт, противоречащий законодательству.
В Алтайском крае, в частности, в течение 2000 года прокурор края направил в Алтайский краевой суд 20 заявлений о признании недействующими норм правовых актов, принятых Алтайским краевым Советом народных депутатов. В 8 случаях при этом краевой Советпризнал правоту прокурора, внес изменения и дополнения в соответствующие правовые акты до вынесения судом решений по существу и судебные дела были производством прекращены за отсутствием предмета спора. Во всех этих 8 случаях прокурор краяпротесты на правовые акты не приносил, а обращался с заявлениями непосредственно в суд. В течение января 2001 года прокурор края направил в Алтайский краевой суд 5 заявлений, в трех случаях при этом дела производством были так же прекращены за отсутствием предмета спора.
По имеющимся сведениям, аналогичное положение складывается и в иных субъектах Российской Федерации. Предлагаемые поправки в случае их внесения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" позволят решить возникшую проблему.
01.03.2001
www.regions.ru