Повод для заседания комиссии появился 17 марта на XXX сессии Совета. Депутаты рассматривали совершенно невинный вопрос о составе учредителей детской газеты "Золотой ключик", когда слово взял парламентарий Сахаров:
- Насколько я помню, среди учредителей "Золотого ключика" есть издательская группа "Инфол". Региональный бюджет постоянно ее кредитует, хотелось бы узнать, куда идут эти деньги?
- Опять Сахаров против благого дела (почему опять? - Газета МГ), - встрепенулся депутат Бирюков. - Это его постоянная практика. Я ему еще выборы в Государственную Думу припомню, когда он меня "бригадой" называл. Я тебе (Сахарову. - Газета МГ) такую бригаду покажу...
Тогда закипающую перепалку остановил спикер Совета Анатолий Савенков. Позже Сахаров все-таки решил узнать, какую же "бригаду" ему обещал показать Бирюков, и настоял на созыве комиссии по депутатской этике. Заседание назначили на два часа дня понедельника. Истец Илья Сахаров с группой поддерж-ки явились точно в назначенное время. Ответчик Николай Бирюков с юристом опоздали на 40 минут. Долгая пауза внесла коррективы в запланированный ход мероприятия. Комиссия решила прессу на заседание не пускать. Впрочем, из-за тонких дверей "Комнаты депутата" и так все было слышно.
- У вас совесть есть?
- Да откуда у него совесть...
- Коля, Коля, не закипай.
- Я эмоциональный человек, что и признаю, но оскорблений никаких не было...
Судя по доносившимся из комнаты речам, Бирюкова просили извиниться за нанесенное Сахарову оскорбление и признать факт угрозы депутату. Николай Иванович отчаянно упорствовал.
- Я говорил при всех, поэтому никакой угрозы не было, простые эмоции. Считаю, что стопроцентно прав, и извиняться не собираюсь, - послышалось из-за двери, когда зал покинул депутат Андрей Белянский. Следом за Белянским из зала выскочил парламентарий Александр Гулин, монолог Николая Бирюкова тем временем пошел на третий круг.
- Эмоции... Никаких угроз... Никого не оскорблял...
Наконец, не выдержав повторяющихся заклинаний, из комнаты вышел и господин Сахаров.
- Я идеалист и считал, что отношения между депутатами должны строиться на основе взаимоуважения и общепринятых приличий, - сообщил Илья Анатольевич корреспонденту газеты МГ. - Николая Ивановича до меня никто не пытался остановить. Хотя он хамил всем и сегодня продолжил: только что оскорбил старейшего депутата Белянского. Поэтому я и настоял на созыве комиссии в слабой надежде, что она примет меры, и если не лишит Бирюкова слова, то хотя бы укажет ему на недопустимость такого поведения.
Тем временем из комнаты появился Николай Бирюков.
- Я так и не услышал конкретных обвинений, - заявил Николай Иванович в подставленные микрофоны. - Сахаров не произнес ни одного слова по сути своих претензий и демонстративно ушел. За собой же я не замечал никакого хамства.
Вслед за интервью оппонентов выяснилось, что первая в истории областного Совета попытка обозначить границы парламентских выражений не только провалилась, но и просто не могла удасться. Как оказалось, в уставе Совета не прописаны ни полномочия комиссии по этике, ни те наказания, которые она могла бы наложить. Без таких документов специалисты по этике смогли лишь попросить спорящие стороны обменяться рукопожатиями. Этого дружеского жеста, судя по всему, так и не последовало.
Дмитрий ВИННИКОВ
08.04.2005
lipetsknews.ru