04 октября 2007
1856

Депутаты заставили главу...

Возвращение Алчубаева

В начале работы сессии глава республики сообщил о новом назначении. Еще накануне, на заседании правительства 20 сентября, глава назвал Владимира Полетаева "двуликим Янусом", имея в виду совмещение им двух должностей - министра экономического развития и руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - и пообещал, что с 1 октября работать республиканским министром будет другой человек. Выбор главы пал на председателя правления "Эл Банка" Александра Алчубаева, о чем он и сообщил депутатам. Таким образом, г-н Алчубаев, работавший в республиканском правительстве и при Валерии Чаптынове, и при Семене Зубакине, третий раз вступил в ту же воду.

Сначала депутаты довольно быстро и без споров приняли ряд законов.

Перенесли сроки проведения выборов в органы местного самоуправления. Теперь выборы тех органов муниципальной власти, полномочия которых вскоре заканчиваются, пройдут в дни, предусмотренные федеральным законодательством, - 2 марта 2008 г. или во второе воскресенье октября 2008 г.

Внесли изменения в закон "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай". Прежней редакцией закона предусматривалось, что меры социальной поддержки (льготы за дрова, уголь, электроэнергию, коммунальные услуги и др.) оказываются лишь тем семьям, "чей среднедушевой доход не превышает 120% величины прожиточного минимума". Теперь "доходный ценз" из закона исключен, и помощь государства смогут получать еще 230 сравнительно обеспеченных семей, воспитывающие 714 детей.

Приняли изменения в закон "Об образовании муниципальных образований...", заменив название сельского поселения "Чулышман" на "Челушман".

Внесли изменения в закон "Об административных правонарушениях", заменив в тексте закона размеры штрафов, указанные в МРОТ, на те же, но указанные в рублях, а заодно предусмотрели ответственность за "нарушение правил содержания сельскохозяйственных животных". Теперь лица, оставляющие свой скот гулять без присмотра, могут быть оштрафованы - граждане на сумму от 100 до 300 руб., должностные лица - от 300 до 1 тыс., юридические лица - от 1 до 2 тыс.
Бюджет увеличился. Хватило опять не всем

Затем депутаты приступили к рассмотрению вопроса о внесении изменений в бюджет 2007 г. Доходы бюджета республики, как сообщила министр финансов Светлана Гашкина, увеличились сразу на 16,3% или на 1 053 614,5 тыс. руб. Из них 903 376,7 руб. - поступление средств из федерального бюджета (целевые субвенции и дотации). На 150 237,8 тыс. руб. увеличились собственные доходы республиканского бюджета. Властям удалось больше собрать налога на прибыль организаций (на 109,26 млн руб.), акцизов на алкогольную продукцию (на 17 млн руб.), поступлений от использования республиканского имущества (на 7 млн руб.) и др.

Большую часть дополнительных средств правительство предложило направить на расходы капитального характера: дороги, мосты, школы, больницы и др. Глава республики в связи с этим заметил, что его предшественники создавали "пирамиду МММ в области капстроительства. Одновременно строилось 696 объектов, тогда как у наших соседей - в четыре раза меньше". Поскольку на все средств не хватало, получались долгострои, что значительно увеличивало стоимость строительства. Глава напомнил о политике правительства: не распылять средства до бесконечности, а направлять их концентрированно на вводные объекты и призвал депутатов одобрить поправки в бюджет и двигаться "с открытым забралом в светлое будущее, исходя из реальных возможностей".
Депутатам в целом дополнительные доходы понравились. Как отметил Николай Тайтаков, "мы должны быть благодарны правительству за то, что изыскало более миллиарда, которые пошли в экономику республики".

Однако без придирок не обошлось. Депутату Владимиру Сабину, например, не понравилось, что выделяется 2 млн на аппарат уполномоченного по правам человека в Республике Алтай (он же Семен Шефер, давний идеологический противник Владимира Кучуковича). "Записали на детский сад в Бельтире 3 млн, а этому уполномоченному человеку - 2, - огорчился депутат.- Предлагаю эти 2 млн, предназначенные одному человеку, записать на бельтирский детский сад".

"Я работаю один с марта вообще без финансирования, - парировал Семен Шефер. - Очень большой объем жалоб, приходят письма со слезами на глазах... А у меня нет секретаря, юриста, я не могу эффективно работать. Снять деньги с обеспечения прав человека - это легкомысленное заявление".
"Мне нужно бы благодарить правительство как депутату Турочакского района, потому что там более 90 млн добавляется", - начала Людмила Яковлева. Однако дальше оказалось, что у депутата на округе не закончен ремонт школы в Майском, под вопросом сдача школы в Иогаче, а главное - выделяется сущий мизер на обеспечение горячим питанием школьников из малоимущих семей: 3-5 руб. на одного ребенка. "Это должно быть приоритетом, а не зарплаты чиновникам",- назидательно заметила депутат Яковлева.

Тема горячего питания заметно взволновала депутата Михаила Лазарева, и он предложил отправить законопроект на доработку, потому что "горячее питание для детей очень важно".

"Изменения были внесены на рассмотрение депутатов месяц назад, - заметил спикер Иван Белеков. - Такому опытному депутату [Л.Яковлевой - Е.К.] негоже на сессии утверждать, что школа не сдана. Не здесь же вопросы решают, не на сессии. Здесь уже не обсуждают".

После того, как еще несколько депутатов предложили средства, выделяемые дополнительно правительству и Госсобранию, направить "муниципалитетам", "на строительство детских садов и другие социальные проблемы", приступили к голосованию. Гладко оно не пошло. Если за принятие закона в первом чтении проголосовало 30 депутатов, то во втором и окончательном - лишь 20 (при необходимом для принятия количестве в 21 голос). Мария Демина предложила перенести рассмотрение законопроекта на следующую сессию. "Вы что делаете?!" - довольно громко закричал глава Турочакского района Николай Болтухин, (не иначе, прочувствовал, как от него ускользают обещанные 90 млн).

После перерыва Александр Бердников напомнил, что над законопроектом "шла месячная подготовительная работа", и депутаты предварительно его поддержали. Глава перечислил, на какие объекты пойдут средства: "Мосты в Туекте, Ело, в Кош-Агаче, Банном, Огневке и так далее будут сданы в этом году. В декабре сдадим первую очередь больницы в Усть-Коксе, которая строилась 20 лет, и в Чое, которую Александр Михайлович Борисов на своем энтузиазме строил...". "Мы же тоже соображаем немножко, - закончил выступление глава. - Проблемы в республике решаются, позитив идет по многим направлениям".

После этого 29 депутатов отдали голоса за принятие изменений в бюджет. Правда, депутат Лазарев предварительно призвал правительство до конца года все же решить вопрос с горячим питанием в школах.
Лошадиные силы обойдутся дороже

Ряд законопроектов, предложенных правительством, был принят пока лишь в первом чтении. Из них наиболее оживленную дискуссию вызвали изменения в закон "О транспортном налоге на территории Республики Алтай".

Согласно предложенному законопроекту, в отношении легковых автомобилей практически все ставки остаются прежними. Меняется лишь ставка налога на автомобили мощностью от 90 до 100 л. с. - она составит 10 руб. на 1 л. с. (было 6). Кроме того, для автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л. с. новая ставка составит 100 руб. Владельцы грузовых автомобилей в случае принятия закона будут платить налог по единой ставке вне зависимости от срока полезного использования: мощностью до 100 л. с. - 15 руб., от 100 до 150 - 20 руб., от 150 до 200 - 25 руб., от 200 до 250 - 30 руб., свыше 250 - 40. Даже в таком виде ставки будут существенно ниже, чем установленные в соседних Алтайском крае и Новосибирской области.

Правительство также предложило в два раза увеличить ставки налога на автобусы, которых на учете в ГИБДД РА состоит 1540. Новые ставки составят 30 руб. для автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с., 40 руб. - свыше 200 л. с. Предполагается удвоить ставки налога на катера, моторные лодки, яхты и гидроциклы.

Дополнительные поступления от принятия данного закона составят, по оценкам правительства, 7,225 млн руб. в год.

Депутаты, как выяснилось в процессе обсуждения, "со всем согласны, кроме автобусов". "Перевозка пассажиров частными автобусами - высокодоходный бизнес. И не надо здесь жалеть и плакать", - заметил на это глава республики. Однако оказалось, что существуют автобусы, высоких доходов не приносящие, - те, что используются для перевозки студентов и школьников бюджетными организациями. "У нас в школах более 100 автобусов. Я вынужден держать семь, чтобы студентов обеспечить на практике, - сообщил членам правительства ректор университета Юрий Табакаев. - А теперь что? Если вдвое взлетит налог - мне хоть отказывайся от этих автобусов". Члены правительства замечание депутата Табакаева признали справедливым и пообещали для школьных автобусов предусмотреть льготы ко второму чтению.
Заинтересовались верблюдами

На сессии депутаты рассмотрели несколько законопроектов о разграничении муниципального имущества между районами и сельскими поселениями. Законопроекты приготовили Усть-Коксинский, Кош-Агачский, Турачакский и Улаганский районы. Поскольку такое разграничение должно было быть проведено давно, республиканские парламентарии намеревались принимать законы в целом. Однако по ходу обсуждения у народных избранников возникла масса вопросов.

"В селе Кокоря передаются 20 верблюдов, они какую выполняют муниципальную роль?" - заинтересовался Виктор Ромашкин. "Там и маралы есть", - заметил Евгений Лазарев.

"А где автобус, подаренный Бельтиру Квашниным?" - поинтересовался Владимир Сабин. "Там должен быть", - ответил докладчик, зампред Кош-Агачского райсовета. "Нету", - не нашел все-таки полпредского подарка депутат.

"Беляши - здесь передается целый колхоз: и рогачи, и маралухи, и верблюды, и телята, и лошади, - удивилась Людмила Яковлева. - А для чего это вообще нужно? Это имущество ведь не выполняет муниципальные функции. Его нужно реализовать. Пусть его реализуют в частные руки".

"Может быть, нет ничего страшного, что передаются верблюды и маралы, - заметил Юрий Земиров. - Страшно другое - 24 трансформаторные подстанции по Коксе уходят на баланс сельских поселений. Завтра выйдет из строя этот трансформатор - он стоит минимум 200 тысяч, до полумиллиона. Это огромная мина замедленного действия. Приняв это на баланс сельских поселений, люди останутся без света, и мы будем искать деньги в бюджете республики".

Поскольку подобных замечаний накопилось немало, законопроекты было решено принять пока только в первом чтении и "плотно" над ними поработать с привлечением специалистов минимущества.
Еще поиграем

Законопроект "О дополнительных требованиях к размещению игорных заведений на территории Республики Алтай" представлял председатель комитета по правовой политике Виктор Ромашкин. Документ предлагал следующие ограничения:

"Игорные заведения не могут быть размещены:

1) в зданиях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, религиозные организации, также на расстоянии ближе 100 метров от них;

2) в многоквартирных домах, жилых помещениях, общежитиях".

Второй документ, предложенный в рамках борьбы с игорным бизнесом, предусматривал административную ответственность в виде штрафа за нарушение требований по размещению игорных заведений и за допущение пребывания в заведениях несовершеннолетних (для юридических лиц - в размере 50 тыс. руб.).

Как мы уже сообщали, республиканские власти не воспользовались возможностью до 1 июля принять закон об ограничении или полном запрете игорного бизнеса на территории республики. Хотя этот вид бизнеса приносит в бюджет в виде налогов 35 млн руб., запрет в преддверии выборов в Госдуму наверняка был бы поддержан парламентским большинством. Однако по некоторым причинам время было упущено и теперь депутаты пытаются задним числом принять хоть какие-то ограничивающие меры.

Ряд депутатов прямо на сессии предложили норму в 100 м заменить на 2 км. В таком случае игорные заведения были бы практически выведены за черту города. Такое предложение, в частности, поступило от комитета по экономической политике под руководством Виктора Безрученкова. "100 метров неприемлемо", - согласился Юрий Табакаев и напомнил, что игорная площадка на Ткацкой находится в окружении учебных заведений, включая университет, но при этом не нарушает положения о 100 метрах.

Виктор Ромашкин, однако, выразил уверенность в том, что депутаты Госсобрания вообще не имеют права устанавливать ограничения по расстоянию, и принятые нормы будут немедленно опротестованы прокуратурой. Он предложил принять законопроект в первом чтении и отправить его на экспертизу в прокуратуру на предмет соответствия федеральному законодательству.

Депутаты поделились на две группы. Одна настаивала на принятии закона в целом с нормой в 2 км, и "пусть потом разбираются". Вторая предлагала дождаться мнения прокуратуры и рассмотреть законопроект во втором чтении уже на октябрьской сессии. Страсти накалились не на шутку.
"Господин Ромашкин пытается оставить игорные заведения в городе работающими",- возмущался депутат Пьянков. "Будет в октябре сессия, и все рассмотрим", - убеждал коллег Николай Тайтаков. "Что-то здесь не так, если мы до 1 июля не приняли и сейчас не можем", - сомневался Владимир Сабин. "Проект к выборам. Давайте тогда уж и винно-водочные магазины за компанию закроем!"- иронизировал Михаил Лазарев.

За законопроект дружно проголосовали в первом чтении, затем 23 депутата поддержали поправку с установлением нормы размещения в 2 км. Однако потом для принятия закона в окончательном чтении с учетом поправки голосов неожиданно не хватило: за проголосовало всего 19 депутатов вместо требуемых 21. Таким образом, второе чтение автоматически передвинулось на октябрь, и мы увидим продолжение шоу прямо накануне выборов.
Под Ромашкиным зашаталось кресло?

На 14 сессии депутаты рассмотрели сразу пять протестов прокуратуры (представлял первый заместитель прокурора республики Сергей Шухин) на различные нормы республиканских законов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством. Практически всё комитет по правовой политике под руководством Виктора Ромашкина посчитал подлежащим удовлетворению. К четвертому вопросу, инициированному прокуратурой (речь шла о нормах закона "О муниципальных выборах Республики Алтай"), депутаты потихоньку начали возмущаться.

"Почему только прокурор правит наши законы, а мы ничего не делаем?" - заинтересовался депутат Сабин. Виктор Ромашкин пояснил, что федеральное законодательство, особенно выборное, меняется так часто, что Госсобрание не успевает осуществить правку своих законов. "Где-то мы не дорабатываем, нужно постараться не доводить дело до протестов прокурора, парламент это не красит", - заметил Николай Тайтаков.

Очередной, пятый, протест прокурора, вызванный тем, что ряд положений закона РА "О выборах депутатов Республики Алтай" с декабря прошлого года стал противоречить федеральному законодательству, вызвал уже настоящую бурю.

"Спасибо вам, Сергей Николаевич, вы поработали так, что нашему правовому комитету осталось только взять ваш протест и написать закон",- не без сарказма была задумана эта реплика Сергея Ефимова. "Мы же не можем только на протестах работать", - вновь возмутился Николай Тайтаков. "Если еще пара таких вещей будет, нужно ставить вопрос о замене людей, которые за это отвечают", - рассердился Владимир Сабин. "Я поддерживаю Владимира Кучуковича,- присоединился Олег Пьянков. - Люди, которые получают зарплату за разработку законов, вместо этого рекомендуют удовлетворять протесты прокуроров". "Повестка сессии пестрит протестами, и это станет предметом серьезного разбирательства", - пообещал депутатам спикер Иван Белеков.

Впрочем, сам Виктор Ромашкин склонен считать, что нападки на качество его работы вызваны скорее причинами политическими: единороссы стремятся посадить в кресло председателя комитета своего человека.

От себя замечу: действительно, названия партий - "Единая Россия", ЛДПР, АПР, "Справедливая Россия" и пр. - и на сессии, и на пресс-конференции по итогам сессии звучали чаще, чем обычно. Депутаты сейчас не упускают возможность, чтобы подчеркнуть заслуги политических сил, в рядах которых они имеют честь состоять. Что ж, такое осеннее обострение.
А. Бердников оправдывается

В повестку сессии по инициативе 14-ти депутатов было внесено заявление, очередной раз затрагивающее высказывание главы республики Александра Бердникова на торжественном заседании в Барнауле, посвященном 70-летию Алтайского края, о том, "что в недалеком будущем двух Алтаев не может быть, Алтай только один - могучая, великая территория России".

Глава, как мы уже сообщали, после возвращения из Барнаула, на аппаратном совещании 18 сентября, выступил с официальным заявлением. Заявил он о том, что остается противником утраты республикой суверенитета, что на федеральном уровне вопросы объединения никем не поднимаются, а в Барнауле он всего лишь произнес неудачную фразу, которая была превратно понятна. На аппаратное совещание были приглашены и депутаты республики, и некоторые из них там присутствовали.

Однако это не помешало им вновь поднять вопрос "оговорки" главы. "Его слова: "Я убежден, что двух Алтаев не должно быть", - присутствующими были однозначно поняты как согласие высшего должностного лица Республики Алтай начать процедуру объединения республики с Алтайским краем", - говорится в "заявлении 14-ти". "Государственное Собрание - Эл Курултай требует от Главы республики дезавуировать свои выступления, по смыслу которых можно понять, что он поддерживает идею объединения. В противном случае парламент РА будет расценивать эти выступления как нарушения Главой РА присяги, несоблюдение им Конституции РА и республиканских законов".

В общем, грозненько так получилось. Депутаты, очевидно, знали, что заявление уже было дезавуировано, и об этом сообщили все информационные агентства. Скорее всего, им просто хотелось лично выслушать объяснения главы. Ну, чтобы уважение проявил к парламенту.

Глава проявил: снова зачитал выдержку из письма, написанного им в октябре 2006 г. в адрес президента Путина, главы президентской администрации Собянина и полпреда Квашнина, в котором он сообщал, что "исходя из существующих социально-экономических и политических условий предполагаемую кампанию по объединению Алтайского края и Республики Алтай считаю губительной и взрывоопасной не только для нашего региона, но и в целом для нашей большой родины", что "самовыраженность для алтайского народа является гарантией его существования и развития, наиболее приемлемой формой культурной самореализации, возможностью для относительно обособленного, уверенного в будущем существования" и так далее.

"Моя позиция по поводу объединения не изменилась, - заверил Александр Бердников парламентариев. - Считаю, что она подтверждается конкретными делами. Поводов для оправдывания перед вами, перед населением у меня нет, я не собираюсь это делать. Никто не покушается сегодня на статус Республики Алтай". "Нет сегодня предпосылок, чтобы делать такие заявления. Они не имеют под собой почвы. Говорить, что глава республики нарушает Конституцию - абсолютно запредельные вещи, и я их не принимаю".

Единственное, что глава вновь признал - что допустил "необдуманную риторику": "Речь шла о географическом понятии, я подразумевал, что Алтай велик, могуч и так далее". "Не надо в творчество мне, конечно, было уходить",- посетовал глава.

В заключение глава попросил депутатов не принимать заявление на сессии, намекнув, что такая позиция может повлечь нежелательные последствия: "Позиции высказаны, и я попросил бы - ну не надо на этом играть. Начнем сейчас играть - и появится другое мнение. Это было бы крайне губительно для Республики Алтай. Я бы хотел, чтобы сегодняшним обсуждением все закончилось".

Затем главу начали упрекать депутаты-подписанты. "Хотелось бы, чтобы вы, хоть где бы выступали, говорили бы так, чтобы никто не мог комментировать это превратно, чтоб двумыслия не было", - посоветовал Владимир Амургушев. "Последние два дня я встречался с представителями различных регионов, и мне неоднократно задавали вопрос по выступлению главы. Ваши слова можно трактовать двояко или кто как хочет", - пожаловался Виктор Хабаров. "Это дает повод Назарчуку и прочим, которые только и ждут, чтоб мы где-то прокололись и начинают волну эту гнать, - заметил Николай Чеконов. - Не мы гоним, ваши непродуманные слова, Александр Васильевич, эту волну начинают гнать. Хотел бы, чтобы впредь продумывали свои слова".

Тут Александр Бердников не выдержал и вновь взял слово: "Заявление ваше правильное, озабоченность я вашу разделяю. Я гарантирую, что эта тема [объединения - Е.К.] мной подниматься не будет. Не ради того, чтобы у вас получить какие-то дивиденды. Это моя позиция, я родился и вырос здесь, не хочу быть проклятым населением, с которым я в Катуни купался. И не надо меня здесь шельмовать. Сказал - сказал. Признаю, что политик моего уровня должен за каждым словом следить. Но подозревать меня постоянно в чем-то нет оснований.

В Агинском Бурятском автономном округе разворачивали юрты, кричали, жгли костры... 98% населения проголосовало за объединение с Читинской областью. Если бы я дрогнул в октябре 2006 г. и сделал заявление о референдуме... неизвестно, какой бы результат еще был".

"Александр Васильевич, может, и не хотел, я допускаю, но это такой ляп, равный тому, что допускал Зубакин, когда судился с нашей Конституцией", - продолжил обсуждение Владимир Сабин. - Это позором ложится на всех нас. Муссируется этот вопрос давным-давно, и мы должны быть едины и в действиях, и в мыслях. И не надо стараться уходить от этих вопросов. Иной раз надо в лицо друг другу и сказать. Потому что у меня лично, при всей симпатии к Александру Васильевичу., осадок остался, определенные подозрения, недоверие... Этого не должно быть! Александр Васильевич, вы не должны позволять никаких двусмысленностей, которые могут толковаться, особенно в таком святом деле, когда касается республики, которую вы возглавляете. Я вполне удовлетворен разговором, но хотел высказать это".

"Когда я встал насмерть за интересы республики в октябре и позицию высказал - не было таких хвалебных речей в мой адрес, - вновь взял слово Александр Бердников, - хотя я спас Республику Алтай в октябре, не допустил раскола населения, не допустил инициирования процесса. Я лично, Александр Васильевич Бердников. А сейчас вроде как обвинительное заключение по уголовному делу".
"Я прошу из уважения к главе республики, к статусу нашей республики больше эту тему не обсуждать. Глава сделал заявление. Мне кажется, при его должности и ответственности вполне достаточно, - призвал коллег-депутатов Николай Тайтаков. - Прошу принять его заявление к сведению и на этом процедуру закончить".

Вице-спикера поддержал и спикер Иван Белеков: "Я был свидетелем, как Александр Васильевич четко, твердо выразил свою позицию, и эту позицию он довел до президента РФ, который именно после этого приостановил процесс объединения. Наш народ именно за эти действия главы отвечает с доверием, уважением и с благодарностью. Разговором сегодня надо ограничиться. Принять к сведению выступление главы, сказать о недопустимости ликвидации статуса".

Так и поступили.

4. Октябрь 2007
kprfnsk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован