Избрание главой администрации области Рябова в условиях триумфа соплеменных ему коммунистов в центре и области на парламентских выборах было воспринято как первая ласточка грядущего победоносного шествия советской власти. Такой исход выборов вызвал довольно нервную реакцию в Москве. В январе 1996 года новоизбранный глава администрации удостоился серьезного предупреждения со стороны заместителя начальника Управления Администрации Президента РФ по работе с территориями Сергея Самойлова, уведомившего главу Тамбовской области, что в случае, если тот будет предпринимать какие-то слишком самостоятельные шаги, область вполне может попасть в "черный список". Хотя эти первые сложности были более или менее преодолены в ходе встречи Рябова с Ельциным 29 января 1996 года, отношения с Москвой все же предстояло налаживать заново .
Приход к власти нового главы области закрепил возвращение "большого стиля" застойных времен, начавшееся с избирательной кампании Бетина. Те же обширные информационные сообщения о визитах и встречах в лояльной "Тамбовской жизни", многочисленные награждения почетными грамотами и, как заключительный аккорд, организация и личное участие в субботнике, приуроченным все к той же славной дате (проводился в два приема - 20 и 27 апреля).
Тем временем областные органы власти затронули неизбежные перемены. Рябов не устроил большой перетряски кадров, приведя с собой из Думы нового руководителя аппарата администрации А.Чебушева, до того занимавшего должность руководителя аппарата Думы, а также бывшего заместителем председателя Думы члена КПРФ Юрия Гуркина, который стал заместителем главы администрации области по управлению и социальным вопросам. Был назначен также новый первый заместитель главы администрации области, которым стал Юрий Блохин. В сформированную в начале марта 1996 года коллегию администрации области, председателем которой стал А.Рябов, а секретарем - А.Чебушев, вошли заместители главы администрации Ю.Блохин, Ю.Гуркин, Н.Пономарев, А.Смирнов и И.Щеглов, начальник финансового управления области Л.Антоненко, а также главы администраций Тамбова В.Коваль и Никифоровского района В.Чуканов. Все это сопровождалось параллельным десятипроцентным сокращением численности аппарата администрации.
Еще одним существенным изменением в руководстве области стала добровольная отставка председателя областного Комитета по управлению госимуществом И.Филатьева, состоявшаяся в конце января 1996 года. По всей видимости, последний из демократических могикан усомнился в возможности сработаться с новым главой администрации.
Помимо перемен в составе областной администрации определенные изменения произошли и на местном уровне: 17 декабря 1995 года в общем потоке выборов были избраны 480 депутатов райсоветов и 2525 депутатов сельсоветов. В январе новые органы провели свои первые организационные сессии. Любопытно, что двое из избранных в райсоветы глав администраций предпочли избрание председателями этих органов продолжению работы на ниве исполнительной власти. Такой поворот событий может являться свидетельством тенденции к перераспределению власти между местными органами власти.
Опыт восстановления советской власти был признан удачным, а потому 26 января областная Дума приняла закон о назначении выборов в городские советы 16 июня 1996 года. На тот же срок были назначены выборы глав администраций. полномочия которых к тому времени истекали (впоследствии дата выборов была перенесена на декабрь 1996 года). В тот же день было принято еще два важных решения. Во-первых, был рассмотрен кадровый вопрос. Лишившаяся своего председателя, возглавившего областную исполнительную власть, Дума избрала нового. Им стал бывший заместитель Рябова Владимир Карев, получивший 21 голос в свою поддержку против 6 у его соперника С.Филимонова.
Избрание Карева стало результатом единства левого большинства Думы. Но уже при решении вопроса об избрании заместителей на следующей февральской сессси большинство раскололось. Из трех предложенных на две должности новым председателем кандидатур (Л.Конобеев, А.Мишин, Т.Сажнева) ни одна не получила требуемого количества голосов, и только в апреле удалось избрать одного заместителя, которым стал Евгений Семенов. Отсутствие единства в рядах большинства сказалось и при обсуждениии второго важнейшего решения январской сессии областной Думы - о продлении полномочий Думы до декабря 1997 года. Несмотря на протесты депутатов-членов КПРФ, такое решение было принято.
Против продления полномочий высказались большинство политических организаций области самой различной ориентации. Подобное обращение было опубликовано от имени обкома КПРФ и коммунистов-членов Думы, такое же решение приняло леворадикальное движение "Отечество". Обжаловать решение депутатов в суде намеревались местные организации ДВР, ДПР, "Державы", ПСТ, РСДНП, РХДД, СДПР, ПРЕС и др. Несмотря на такое давление, сессия Думы, состоявшаяся 29 марта 1996 года, оставила в силе прежнее решение (за его отмену проголосовали 11 из 23 принимавших участие в заседании депутатов).
Потеря контроля над Думой со стороны коммунистов отразилась, впрочем, только на организационных, а не на идеологически ориентированных вопросах. Так, на заседании Думы 24 мая 1996 года инициатива лидера коммунистов области М.Косых о создании рабочей группы по проверке законности проведения в области приватизации получила поддержку депутатов.
Таким образом, ситуация в области после избрания главой администрации А.Рябова начала приобретать стабильность.Полный контроль левых над органами власти областного и местного уровней дополнялся моральной поддержкой со стороны большинства политических организаций области. В "условиях полного перехода власти в области в руки коммунистов и занятия представителем Президента РФ позиции невмешательства" о своей оппозиции новому руководству заявил лишь СДО. Островком вольнодумства оставалась также тамбовская мэрия во главе с В.Ковалем, но ему вполне хватало конфликтов с городским Советом.
Но, несмотря на кажущееся благополучие, перед Рябовым возникали две существенные проблемы. Первая - отношения с центром. Как уже было сказано выше, в федеральном руководстве победу Рябова восприняли весьма болезненно. Дополнительные сложности создавал усиленно культивировавшийся в центральной прессе образ области как "коммунистического заповедника". Хорошей иллюстрацией этого тезиса являлась патологическая активность Тамбовской Думы (горсовета), усиленно занимавшегося восстановлением прошлого - переименованием себя в горсовет, вывешиванием красного знамени над своей резиденцией, созданием серпасто-молоткастой символики города и т.п. Еще одним штрихом для формирования имиджа области стала серия статей в "Известиях" о взаимоотношениях местных правоохранительных органов и демократов. Газета обвинила руководство областного УВД в преследовании тамбовских демократов, приводя в качестве доказательства арест бывшего главы областного ведомства приватизации И.Филатьева по обвинению в получении взятки за нарушение правил приватизации прачечной в далеком 1994 году, арест по надуманному обвинению любовницы одного из демократических кандидатов на выборах в Государственную Думу РФ, оправданной судом, и т.д. В одной из статей приводилась также фраза начальника управления по борьбе с экономической преступностью УВД области В.Джураева, по инициативе которого производились аресты: "Я бы всех демократов пересажал".
Взаимоотношения с центром могли еще более осложниться в ходе президентской кампании, если бы А.Рябов занял ту же определенно левую позицию, что и в предыдущих избирательных кампаниях. В условиях глубокой дотационности областного бюджета это могло бы привести к полному краху тамбовской экономики. Потому глава администрации Тамбовской области в ходе выборов занял нейтральную позицию, не оказывая видимой поддержки ни одному из кандидатов.Созданный при администрации области штаб по обеспечению подготовки и проведения выборов во главе с заместителем Рябова, членом КПРФ Ю.Гуркиным, по мнению местных наблюдателей, работал, скорее, в пользу действующего Президента. После победы Ельцина во втором туре, когда со стороны победивших в федеральном масштабе демократов начали звучать слова о том, что в этих условиях Рябову стоило бы подумать об отставке, в поддерживающей губернатора "Тамбовской жизни" в качестве алиби была напечатана телеграмма тогдашнего Руководителя Администрации Президента РФ Н.Егорова, в которой подчеркивался личный вклад Рябова в обеспечение высокой явки жителей области и чуть ли ни в победу Ельцина.
Второй существенной проблемой нового главы администрации области стало то, что несмотря на все авансы и обещания, во время его правления ситуация не только не улучшилась, но скорее ухудшилась. Экономические показатели "пяти месяцев Рябова" активно использовали в своей агитации сторонники Б.Ельцина, иллюстрируя возможные последствия прихода кммунистов к власти в масштабах страны. Итогом стараний противников Рябова в области, среди которых самым активным был экс-губернатор Бетин, стал приезд в область с проверками ряда чиновников из Центра. Внешний выход конфликтная ситуация получила в выступлении главы администрации на расширенной коллегии областной администрации 3 июня 1996 года, когда он обрушился с резкими нападками на своего конкурента по областным выборам. Критике подверглась также работа по поддержке городской промышленности другого политического оппонента Рябова - мэра Тамбова.
Выходом из положения Рябов, по всей видимости, счел весьма популярный в административной среде метод изгнания "нерадивых" чиновников. Первые головы полетели после окончания выборов. "За ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, неспособность к дальнейшему руководству и управлению агропромышленным комплексом области в условиях экономической реформы, бесконтрольность и низкую требовательность к должностным лицам АПК" от своей должности был освобожден заместитель главы администрации, начальник областного управления сельского хозяйства Николай Пономарев. Следует отметить, что Пономарев занял свой пост в короткий период губернаторства О.Бетина, а потому не был для Рябова своим человеком. К тому же в условиях весьма заметной политической деятельности Бетина в ходе президентской кампании, Пономарев вполне мог восприниматься как "чужой среди своих". Таким образом, одной отставкой были решены сразу две проблемы. С примерно той же формулировкой, что и Пономарев, был отставлен глава Мордовского района А.Чернышов. Любопытным моментом в мотивировке постановления губернатора стала ссылка на мнение райсовета, что может свидетельствовать о реальном или декларируемом повышении роли местных представительных органов.
Параллельно развитию местной ситуации в 1995-1996 годах в области прошли две общефедеральные выборные кампании.
На думских выборах больше всего голосов получили КПРФ - 40.31%, ЛДПР - 12.14%, АПР - 5.49%, "Наш дом - Россия" - 5.02%. В одномандатных округах в Думу избраны А.А.Пономарев и Т.В.Плетнева (КПРФ), по федеральному списку КПРФ - М.Ф.Косых, по списку ЛДПР - Н.В.Кривельская.
Если парламентские выборы декабря 1995 года во многом остались на периферии общественного внимания, так как оно в гораздо большей степени было сосредоточено на выборах главы области, то президентская кампания стала главным событием политической жизни региона.
www.panorama.ru
17.09.2007