Буркова Е.М.
Опубликовано в ж. «Филологическое образование в период детства». Издание Уральского гос. пед. ун-та, Екатеринбург, т. 21, 2014 г. С. 9-20.
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования компетенций, описана структура и уровни сформированности коммуникативной компетенции, предложена методика оценки сформированности коммуникативной компетенции учащихся девятых классов основной общеобразовательной школы и представлены результаты педагогических измерений.
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые
компетенции, коммуникативная компетентность, модульная технология обучения, критерии сформированности коммуникативной компетентности, педагогическое измерение.
DIAGNOSTICS OF FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF ELEMENTARY SCHOOL AS A RESULT OF WRITING THE COMPRESSED PRESENTATION
Abstract. In the article the urgency of the problem of formation of communicative competence, describes the structure and level of formation of communicative competence, method of estimation of formation of the communicative competence of students of ninth-grade elementary school and the results of educational measurement.
Key words: competence approach, key competences, communicative competence, modular technology education, criteria of formation communicative competence, pedagogic assessment.
Становление в России новой системы образования ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство, что неизбежно сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Так, требования современных образовательных стандартов большинства стран Европейского Союза (Венгрия, Испания, Латвия, Литва, Польша, Франция, Великобритания) и США уже давно в качестве актуальной проблемы выдвигают необходимость формирования у обучаемых ключевых компетенций как основного результата образования, востребованного обществом. Поэтому основным аспектом модернизации отечественной образовательной системы становится внедрение компетентностного подхода к обучению, ориентированного на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Многие российские исследователи (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.) отмечают, что основным результатом современного образования выступает подготовленность выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности, овладение обучающихся ключевыми компетенциями.
Перечень большинства ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми на данном этапе развития общества. Однако именно филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, в развитии её моральных качеств, гражданского самосознания, коммуникативных способностей, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, эстетической культуры [7]. Поэтому все же можно выделить ряд ключевых компетенций, которые в меньшей степени зависят от конъюнктуры и ориентированы на долгосрочную перспективу, так как связаны они с русским языком: коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая. Следовательно, одна из главных задач современной школы - не просто обеспечение высокого уровня качества образования, а и формирование ключевых компетенций школьников на протяжении всех лет обучения, в т.ч. и средствами учебного предмета «Русский язык».
Внедрение компетентностного подхода в образовании требует применения эффективных образовательных технологий. Наиболее перспективным направлением модернизации системы обучения многие исследователи считают использование в учебном процессе модульной технологии обучения. Изучению проблем, связанных с разработкой и применением данной технологии, посвящены труды Б.М. Игошева, И.Б. Сенновского, М.Т. Студеникина, П.И. Третьякова, П.А. Юцявичене и др. [4,8,10]. И естественно, всякая применяемая технология должна пройти проверку на результативность.
Научные труды многих исследователей (В.С. Аванесов, Л.А. Белоногова, Н.Н. Самылкина и др.) посвящены проблеме, связанной с оценкой результативности процесса обучения [1, 2]. Однако необходимо отметить, что в выделении критериев оценивания учебных достижений, определении показателей образованности, развития обучающихся и выраженности ключевых компетенций, несмотря на разнообразие подходов (Н.Ф. Белокур, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), нет единого мнения [5,6].
Важнейшим результатом обучения в основной общеобразовательной школе является достижение требований, устанавливаемых государственным стандартом и нацеленных на формирование определенных компетенций, т.е. заранее заданного социального требования (нормы) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [9].
Необходимость решения задачи (достаточно сложной как в технологическом плане, так и в содержательном) по созданию средств измерения и оценивания компетенций очевидна и актуальна в процессе реформирования отечественного образования. Создание системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся на уроках русского языка при использовании модульной технологии обучения (в т.ч. для установления сформированности ключевых компетенций по предмету «Русский язык» - коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой) является важным компонентом практической деятельности преподавателя основной общеобразовательной школы.
Основываясь на структуре компетенций, выделенной Е.О. Ивановой из работ А.В. Хуторского и включающей в себя внутреннюю мотивацию личности, ценностно-смысловое и эмоциональное отношение к деятельности [3], мы полагаем, что структура коммуникативной компетенции состоит из следующих аспектов:
Все вышеизложенное позволяет в качестве единиц анализа сформированности коммуникативной компетенции при написании сжатого изложения определить составляющие действия согласно мотивационно - ценностному, когнитивному, деятельностному и рефлексивно-оценочному критериям, а также охарактеризовать степень их проявления уровнями
сформированное™: низкий, средний, высокий (табл. 1). При переходе с уровня на уровень степень коммуникативной компетенции возрастает.
Таблица 1
Критерии оценки сформированности коммуникативной компетенции
обучающихся по результатам проверки сжатого изложения
Критерии |
Уровни сформированности коммуникативной компетенции |
||
низкий/ не сформирована |
средний/ сформирована частично |
высокий/сформиро- вана полностью |
|
Мотивационно - |
Написал |
Написал |
Написал хорошо |
ценностный |
Неудовлетворите- |
Удовлетвори- |
(набрал 6-7 |
|
льно (набрал |
тельно (набрал |
баллов) - осознаёт |
|
менее 3 баллов) - |
от 3 до 5 |
ценность знания |
|
не имеет |
баллов) - |
РЯ, |
|
положительной |
осознает |
перспективность |
|
мотивации, |
ценность |
обладания |
|
пренебрегает |
знания РЯ, но |
компетенцией |
|
подготовкой, |
не |
как способностью |
|
уделяет ей |
полностью: |
к полноценному |
|
недостаточное |
-понимает |
речевому |
|
внимание. |
перспективно- |
общению во всех |
|
|
сть обладания |
сферах |
|
|
компетенцией |
деятельности с |
|
|
как |
соблюдением |
|
|
способностью |
социальных норм |
|
|
к |
речевого |
|
|
полноценному |
поведения, |
|
|
речевому |
необходимость |
|
|
общению во |
высокой личной |
|
|
всех сферах |
конкурентоспособ- |
|
|
деятельности |
ности. |
|
|
с |
Умеет |
|
|
соблюдением |
анализировать |
|
|
социальных |
ошибки, |
|
|
норм |
указанные в |
|
|
речевого |
процессе |
|
|
поведения; |
подготовки и |
|
|
-осознает |
изучения |
|
|
Необходимость |
предмета, и |
|
|
высокой |
делает |
|
|
|
личной конкурентоспо- собности. Не обращает должного внимания на анализ ошибок, указанных в процессе подготовки и изучения предмета. |
правильные выводы. |
Когнитивный |
Достаточно |
Адекватно |
Адекватно |
|
адекватно |
воспринимает |
воспринимает |
|
воспринимает |
информацию, |
информацию, |
|
информацию, |
содержащуюся |
содержащуюся в |
|
содержащуюся в |
в |
прослушанном |
|
прослушанном |
прослушанном |
тексте. |
|
тексте, но |
тексте. |
Умеет выделить в |
|
не имеет |
Умеет |
нем главную |
|
представления о |
выделить в |
тему и все |
|
способах сжатия |
нем главную |
микротемы. |
|
текста. |
тему, но не |
Знает способы и |
|
Не умеет |
полностью |
приемы сжатия |
|
выделить в нем |
определяет |
исходного текста |
|
главную тему |
все |
и активно их |
|
и/или не |
микротемы |
применяет. |
|
полностью |
(упускает или |
После проверки |
|
определяет все |
добавляет не |
черновика видно, |
|
микротемы или |
более 1 |
что умеет |
|
умеет выделить в |
микротемы). |
правильно |
|
нем главную |
Имеет |
составить план |
|
тему, но не |
представления |
текста. |
|
полностью |
о способах |
|
|
определяет все |
и приемах |
|
|
микротемы. |
сжатия текста |
|
|
После проверки |
и правильно |
|
|
черновика видно, |
их применяет. |
|
|
что не умеет |
После |
|
|
составлять план |
проверки |
|
|
текста или |
черновика |
|
|
|
вообще его не составлял. |
видно, что умеет составлять план текста. |
|
Деятельностный |
Обрабатывает |
Правильно |
Правильно |
|
воспринятую |
обрабатывает |
обрабатывает |
|
информацию и |
воспринятую |
воспринятую |
|
пытается |
информацию |
информацию и |
|
передать ее в |
и передает ее |
верно ее передает |
|
виде вновь |
в виде вновь |
в виде вновь |
|
созданного |
созданного |
созданного |
|
текста. |
текста. |
текста. |
|
В созданном |
Созданный |
Созданный текст |
|
тексте |
текст |
характеризуется |
|
просматривается |
характеризует |
смысловой |
|
коммуникативный |
ся смысловой |
цельностью, |
|
замысел, но |
цельностью, |
речевой |
|
допущено более 1 |
связностью и |
связностью и |
|
логической |
последователь- |
последовательность |
|
ошибки, и/или |
ностью |
ю изложения: |
|
имеются 2 случая |
изложения, |
-логические |
|
нарушения |
но допущена |
ошибки |
|
абзацного |
1 логическая |
отсутствуют, |
|
членения текста. |
ошибка, |
последовательнос |
|
Не умеет |
и/или имеется |
ть изложения не |
|
создавать и |
1 нарушение |
нарушена; |
|
воспринимать |
абзацного |
-нет нарушений |
|
текст как |
членения |
абзацного |
|
результат |
текста. |
членения текста. |
|
речевой |
В основном |
Умеет создавать |
|
деятельности. |
умеет создавать и воспринимать текст как результат речевой деятельности. |
и воспринимать текст как результат речевой деятельности. |
Рефлексивно- |
Не способен сам |
Самостоятель- |
Видит ошибку |
оценочный |
найти и |
но исправляет |
сразу и |
|
устранить |
допущенную |
исправляет ее в |
|
ошибку. |
ошибку |
момент |
|
После проверки |
(слово, |
возникновения, |
|
![]() |
![]() |
||
обучающийся
испытывает
потребность в
улучшении
текста
работы-
чистовика, но
но не знает,
как это
сделать.
Педагогические измерения, выполненные нами при оценке сформированности коммуникативной компетенции, заключались в фиксации достижения учащимися 9-х классов основной общеобразовательной школы определенного уровня коммуникативной компетенции в соответствии с выделенными критериями при использовании как модульной, так и иных технологий обучения, используемых в рамках предмета «Русский язык». Количественными критериями явились итоги написания сжатого изложения по русскому языку после 1 и 2 полугодия учащимися 9-х классов. В формирующем эксперименте участвовало 49 человек - учащихся 9 классов МАОУ СОШ № 10
г. Режа Свердловской области. В качестве контрольных были приняты результаты девятиклассников, при обучении которых не применялась модульная технология обучения. Перед началом практического исследования была установлена равнозначность контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп по уровню базовых знаний русского языка.
Проверка умения слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умения обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умения письменно передать обработанную информацию проводилась при написании сжатого изложения в конце первого (январь) и второго (май) полугодия обучения в 9 классе. Все группы обучающихся в один и тот же день писали сжатое изложение по одной теме.
При обработке результатов написания сжатого изложения для каждого обучающегося определялся достигнутый им уровень сформированности коммуникативной компетенции. Сопоставление среднего процента набранных обучающимися баллов от максимально возможного количества баллов за написание сжатого изложения в экспериментальной и контрольной группах осуществлялось с помощью t - критерия Стьюдента. Расчеты проводились для уровня значимости 0,05 с использованием средств электронного скрипта [11].
Результатами диагностики сформированности коммуникативной компетенции стали следующие данные:
Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что статистически достоверно превышение показателей ЭГ над КГ (t=3,4 > 1кр=2,68, р<0,05) по результатам второго полугодия. В экспериментальной группе количество обучающихся, у которых была сформирована полностью или частично коммуникативная компетенция, на 13% больше, чем в контрольной. Следовательно, различие уровней сформированности коммуникативной компетенции обучающихся по сопоставляемым группам можно считать доказанным и при этом результативность применения
модульной технологии обучения выше результативности применения других технологий. Также и сопоставление результатов ЭГ в первом и втором полугодиях позволило отметить тенденцию значимого повышения качества обучения при использовании модульной технологии ^эг=7,0 > 1кр=2,76). Сопоставление результатов КГ в первом и втором полугодии позволило судить о воспроизводимости результатов обучения при использовании иных технологий при изучении русского языка (ta=2,1 < 1кр=2,86) и подтвердило, что при этом значимого повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции не происходит.
Таким образом, проведенный анализ сформированности
коммуникативной компетенции у учащихся основной общеобразовательной
школы позволяет предположить, что высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции не будет массовым у выпускников школы без разработки и реализации инновационных технологий обучения (и не только по русскому языку), активно способствующих переходу обучающихся от более низкого к более высокому уровню сформированности соответствующей компетенции.
Литература