03 марта 2010
848

Диакон Владимир Василик: `В этом письме есть целый ряд лукавых пассажей`

Православный ученый об открытом письме работников искусства и науки Патриарху Кириллу ...

"Обеим сторонам надо проделать большой путь навстречу друг другу. Духовенство должно отрешиться от известного безразличия и равнодушия к материальному субстрату святыни, который, к сожалению, временами встречается, а искусствоведам - от пренебрежительного и потребительского отношения к святыне, как к исключительно объекту искусства. Надо расставить приоритеты. Церковь это не музей, и как сказано, "Дому Твоему подобает святыня, Господи в долготу дней" (Молитва св. Симеона Богоприимца). И если в законе будут расставлены акценты на подобающем и неподобающем, что возможно, а что нет по отношению к церковному зданию или изображению, то думаю, это пошло бы на пользу всем, в том числе и искусствоведам", - отметил в интервью "Русской линии" доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя "Открытое письмо работников искусства и науки Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу".

В тексте письма, опубликованном сайтом "НГ-Религии", высказываются возражения против передачи Церкви ее святынь, принадлежащих ныне государственным музеям. Начав с того, что "передача Русской Православной Церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека", авторы обращения далее выдвигают свои возражения против комплексной реализации этой меры.

Как говорится в письме, многие иконы и храмовые росписи являются уникальными памятниками культуры, требующими постоянного ухода, "который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения". Реставрация их, убеждены авторы письма, хоть до сих пор так и не закончена, но по силам только государству, так как "требует вложения больших средств и привлечения высококвалифицированных специалистов". Впрочем, оговаривается далее, "такое положение вовсе не означает, что в этих храмах никогда нельзя проводить богослужения".

Признавая, что "на протяжении одного лишь XX столетия были утрачены тысячи выдающихся памятников церковной архитектуры и монументальной живописи, сотни тысяч древних икон и предметов литургического обихода", авторы письма указывают, что памятники церковного искусства спасли ученые и музейные работники, которые собрали "по частицам и крохам потрясающие музейные коллекции".

Авторы письма также убеждены в том, что поскольку "Церковь никогда не запрещала нахождение икон вне стен храмов", а отцы Седьмого Вселенского собора постановили "полагать святые иконы... в домах и на путях... Ибо чем чаще через изображение на иконах Спаситель наш Иисус Христос, и Богоматерь, ангелы и все святые бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним", то нет ничего плохого и в том, чтобы иконы-шедевры остались в музеях.

"Большинство икон, находящихся в настоящее время в музеях, - говорится далее, - давно уже перешагнуло тот "порог ветхости", при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-"рухлядных" при храмах и монастырях. Из таких ветхих икон и формировались во второй половине XIX столетия частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях. Они-то и стали основой современных музейных собраний".

Находясь в музеях, убеждают авторы письма, "памятники религиозной художественной культуры выполняют важнейшую миссию, являясь своего рода посланниками Церкви в миру, оказывая повседневное благое действие на души людей", и по-своему, служат делу духовного просвещения народа России. "Как в прошлом, так и сегодня многие люди через созерцание истинного облика древних икон, явленного в музеях, приходят к вере. Не менее важно, что памятники религиозного искусства в музеях, как никакая другая форма духовной жизни, способствовали и продолжают способствовать утверждению авторитета и ценностей Православия во всем мире. Собранные музеями коллекции русского церковного искусства представляют собой цельный пласт православной культуры, который неизбежно потеряет силу своего воздействия в случае рассеяния этих коллекций по сотням и тысячам храмов. Как только это произойдет, сама Церковь утратит осуществляемую через них невидимую, но прочную связь с жизнью общества", - указывается в письме Патриарху Кириллу.

"Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире - религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду", - пугают авторы обращения.

Авторы письма призывают Русскую Православную Церковь решать возникшую проблему в рамках "взаимно уважительного и конструктивного диалога, в соответствии с действующим законодательством", называя решение правительства о возвращении Церкви ее святынь "радикальным революционным декретом". "Мы надеемся, что именно Ваше Святейшество своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния - теперь уже под благовидным предлогом "восстановления справедливости", - резюмируют работники искусства и науки. В заключение они просят Патриарха Кирилла "в качестве первой меры, ведущей к нормальному диалогу" обратиться к Президенту с предложением "приостановить уже запущенный процесс подготовки закона о передаче имущества религиозного назначения".

"В разработке закона наряду с представителями Церкви непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций. В настоящее время религиозные организации и музеи в большинстве случаев мирно сосуществуют друг с другом, причем нередко и закономерно - сосуществуют под одной крышей. И в наших силах сделать так, чтобы это сосуществование превратилось в сотрудничество, равно благотворное для обеих сторон и для отечественной духовной культуры в целом", - говорится в письме.

Среди подписавших письмо: В.И.Толстой, генеральный директор Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"; А.И.Шкурко, директор Государственного Исторического музея; И.В.Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи; Е.Ю.Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля; Г.В.Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; В.А.Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН; Б.В.Ананьич, главный научный сотрудник СПб Института истории РАН; Б.Н.Флоря, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН; Г.И.Вздорнов, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации; С.В.Мироненко, директор Государственного архива РФ; Л.И.Лифшиц, заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания; кинорежиссер П.С.Лунгин и другие.

Напомним, что ранее письмо с протестом против возвращения Церкви ее святынь было направлено музейными работниками и деятелями культуры и науки Президенту Дмитрию Медведеву.

Диакон Владимир ВасиликКомментируя обращение деятелей искусства и науки к Патриарху Кириллу, диакон Владимир Василик заметил: "В этом письме есть целый ряд лукавых пассажей. Далеко не всё из церковных ценностей, хранящихся в Русском музее или Третьяковской галерее, собрано коллекционерами до революции и спасено ими от ветхости. Львиная доля того, что там содержится, была конфискована советской властью у Русской Православной Церкви после 1917 года. Взять хотя бы такие великие святыни и в то же время шедевры, как Владимирская икона Божией Матери, изъятая из Успенского собора, или "Троица" Андрея Рублева, изъятая из Троице-Сергиевой лавры. Поэтому тут надо говорить предметно. А если мы будем предметно разбираться с каждым пунктом, то боюсь, что у музейщиков будет очень грустный и смущенный вид, поскольку окажется, что большинство из того, что они отстаивают, было просто награблено".

"Теперь, что касается гибели икон - шедевров искусства, которой нас пугают. А сколько гибло и гибнет в музеях от безнадзора, от воровства? - справедливо заметил православный ученый. - Ведь директор Государственного музея истории религии Борис Аракчеев недавно признал, что музейщики даже не знают, что у них хранится, потому что последняя сверка ведется уже целое десятилетие и не доведена до конца. Но это ведь просто шокирующий факт! К сожалению, сегодня музейное хозяйство таково, что правая рука не знает, что делает левая. Если центральные музеи худо-бедно ещё охраняются, то провинциальные музеи грабятся. Кроме того, мы имеем дело не просто с грабежами, но и с выносами самими же недобросовестными сотрудниками. Поэтому в данном случае музейщики просто борются за собственность, за право дальнейшего, как говорят, "распила" национального достояния. Потому что на самом деле ничто не мешает сделать всё по-человечески. Можно создать совместные церковно-государственные органы наблюдения, охраны и реставрации особо значимых церковных ценностей. Тем паче, что все эти уникумы видны на экспозициях. Но если взять то, что не экспонируется, что хранится в недрах музеев, то оно соотносится с иконами, выставленными на обозрение, как основание айсберга к его верхушке. И разговор в большей мере должен вестись именно о том, что хранится в запасниках. А там очень много чего интересного. Та же Торопецкая икона, она ведь на выставках почти не появлялась".

"Конечно, и в церковной среде иногда бывает явление невежества, непонимания и неумения обращаться с церковными памятниками, все мы люди, - признал отец Владимир. - Но мотивация церковного человека, имеющего дело не просто с предметом искусства или роскоши, а со святыней, в несколько раз выше и серьезнее, чем у специалиста-атеиста или просто даже недостаточно верующего человека. То, что этого не понимают работники культуры и искусства, - это печально".

"Кроме того, о какой законности, о каком правопреемстве, о каком здравомыслии и совести можно говорить, если то, что было награблено, будет принадлежать государству? Совершенно справедливо авторы письма отмечают, что иконы могут быть "и на путях и в домах", но при одном маленьком условии, что отношение к ним должно быть молитвенное. Само же по себе пространство музея служит известному оязычиванию и профанации. Давайте обратимся к этимологии, музей - mouseion, "храм муз", то есть языческих божеств. Так что может быть общего у Юпитера со Христом? Какое общение Христа с Велиаром? Если в экспозиции Русского музея, почти рядом с залом с иконами стоят скульптуры обнаженной Венеры, Дианы, то это непозволительное смешение жанров. Какой духовный и молитвенный настрой может быть у приходящего туда человека? Разве что он, зажмурясь, пройдет через этот ряд для того, чтобы приобщиться к святыне. Конечно, "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин.1, 5). Нельзя недооценивать той роли, которую сыграли музеи для сохранения православной культуры, для сохранения православной духовности, потому что в условиях атеистической диктатуры, в условиях запрета на любую религиозность, приходилось маскироваться под культуру, под искусство. Но, слава Богу, сейчас мы живем в другое время. И вот к этим временам нашим уважаемым работникам искусства и науки надо привыкать и приспосабливаться", - заметил православный ученый.

Задачей Церкви, подчеркнул отец Владимир, является не охрана церковных святынь: "Для их сохранения надо объединять усилия, а не распихивать святыни по различным ведомствам. Мы, безусловно, должны донести всё это богатство до наших потомков, поэтому Церкви потребуется помощь квалифицированных реставраторов и искусствоведов, помощь государства в сохранении святынь. И компромиссные варианты здесь, безусловно, возможны. Тот же вариант хранения Владимирской иконы Божией Матери и "Троицы" в храме Николы в Толмачах достаточно разумен. Но, с другой стороны, я не вижу причин, почему бы "Троицу" не хранить на её историческом месте. Например, в той же Троицкой лавре, где сохранился уникальный иконостас Андрея Рублева, также нуждающийся в охране и наблюдении. Я вижу здесь выход в следующем: возвращение святынь на их исторические места и усиление государственной помощи и контроля над этими святынями", - заключил отец Владимир Василик.
Русская линия

03.03.2010

www.rusk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован