14 апреля 2014
4213

`Дилемма` Таджикистана: обвинять в своих проблемах соседей или улучшать с ними отношения?

Проект "Центральная Евразия" в партнерстве с интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан) продолжает виртуальную экспертную дискуссию по вопросам развития Центральной Азии (ЦА). В фокусе внимания этой части обсуждения невольно оказался Таджикистан. Это стало возможным благодаря готовности известного и авторитетного таджикского эксперта Сунатулло Джонбобоева высказать свое мнение по затронутым в ходе дискуссии вопросам.

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": итак, я предоставляю Вам слово, уважаемый Сунатулло, а потом выскажу свое мнение.

Сунатулло Джонбобоев (Таджикистан), старший научный сотрудник Университета Центральной Азии: как можно говорить о сотрудничестве, кооперации и интеграции в ЦА, но, при этом, не обвинять кого-либо? Мою страну соседи реально загнали в угол! Таджикистан целенаправленно толкается в объятия Афганистана и Китая, причем не первый год!
Я это повторяю потому, что никто этого не может услышать. И к этому приложили руку именно соседи Таджикистана, причем вместе с Россией. Ну не на четвереньках же нужно ползти и просить помощи? Экспертам из других стран ЦА легко рассуждать о региональном сотрудничестве, когда их страны не находятся в положении Таджикистана. Не снимаю вины и с Таджикистана, но сколько бы его не ругали по поводу того, что с ним происходит, я утверждаю, что это происходит не без участия многих других стран.
Кому и зачем нужно строить воздушные замки по теме регионального сотрудничества, а тем более, кооперации и интеграции, если реальность в ЦА, мягко говоря, не гуманистическая и нечеловечная?! Соседи должны знать, что все прессинги Таджикистана бумерангом вернутся ко всем участникам этой игры... Поэтому я думаю, что пока не поменяются те феодальные порядки, к которым вернулись многие на постсоветском пространстве, а в итоге, пока не поменяется средневековый менталитет лидеров, а также некоторой части политической и интеллектуальной элиты, то ни о каком сотрудничестве в регионе говорить нельзя!
Действительно, пока нет объединяющей идеи не то что в самой ЦА, но и на всем пространстве СНГ. Демократическая идея у нас пока везде ругательное понятие! На почве ислама тоже невозможно объединяться: это сейчас еще более опасно для постсоветского социально-политического организма. Кстати, "карикатура" на синтез этих двух идей уже имеет место быть в северной Африке. В свою очередь, идея социалистического возрождения также кажется невозможной. На этом фоне, расовые и лингвистические общности, типа тюркского или персидского объединений - тоже абсурд! Тем более, что за счет этого далеко не уедешь...
В итоге, да, фактически тандем "Астана - Ташкент" и способен стать региональным центром. Тем более, что за последние два года эти две столицы сблизили позиции по некоторым вопросам. В частности, Казахстан поддержал позицию Узбекистана относительно строительства Рогунской ГЭС. Это, действительно, что-то новое: нашли объединяющий фактор в ЦА! "Рогун" Вас всех и объединит... И название готовое найдется - САР: Союз Анти-Рогуна...
На самом деле, было бы правильным восстановление, хотя бы на первых порах, региональных схем взаимодействия времен СССР, например Центральноазиатской энергетической системы или водно-ирригационной системы. Но опять же, это кажется невыгодным для соседей Таджикистана. Они эти системы или давно разрушили, исходя из своих амбиций, или не хотят вкладывать в них ресурсы для восстановления. Огромные доходы от хлопка - им, вся вода - им, газ и нефть - разумеется, им, а странам верховья взамен - ничего, только угрозы! Это как в басне Крылова: "у сильного всегда бессильный виноват".
Сам же Таджикистан, по-прежнему, вынужден искать "выходы" на юге и на востоке, даже понимая насколько это может быть рискованным. Но надо же жить и выживать. "Книга будущего" еще не написана никем... Тем не менее, постсоветская практика и история ХХ века показывают, что все изменения в регионе возможны, если они произойдут первоначально в России. Поэтому у меня большие надежды на демократическое возрождение России. К сожалению, Россия пока не хочет меняться, а ее политическая риторика еще более ужесточается на почве развития политического расизма. Однако блажен, кто верует! И если Россия будет неспособной к реформации, тогда этим займется Китай...
Давайте посмотрим, что даст Таможенный союз (ТС) и что произойдет с ЕврАзЭС. К сожалению, ЦА все еще не стала субъектом судьбоносных решений и, скорее всего, не будет таковым в ближайшем будущем. Из-за потери моральных ориентиров (потери веры и опыта доверия друг к другу!) у нее для этого пока нет достаточной политической мудрости и воли (идти на риск!) и необходимого интеллектуального потенциала (для создания новых моделей развития!). Вот мое мнение.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта "Центральная Евразия": Вы затронули очень важные вопросы. Пусть и эмоционально, но четко и, уверен, честно отразили определенный спектр мнений в Таджикистане. Возможно даже, что Вы показали мнения, лежащие в основе современного понимания Таджикистаном сути процессов внутри страны и вне ее. Спасибо Вам за это.
Однако, во-первых, если честность не сочетается с глубиной анализа происходящего в самом Таджикистане, регионе и мире, то это не та основа, на которой можно строить верные рассуждения и, соответственно, конструктивные отношения и политику. Извините меня, если я хотя бы как-то обидел Вас, но мы сейчас ведем профессиональный диалог, а не выясняем личные отношения. Поэтому следуя правилу "ты мне друг, но истина дороже", мне представляется, что Ваши оценки все же очень поверхностны, пусть даже и отражают настроения в таджикских экспертных и, возможно, политических кругах Таджикистана. Отражать настроения и факты - это одно, а отражать глубинные причины сложившейся ситуации - это совсем другое.
Во-вторых, если начинать любые разговоры о проблемах Таджикистана с обвинений соседей, а также исторического друга и партнера региона - России, то это в целом тупиковый и явно ошибочный путь. И мне очень жаль, если кто-то в Таджикистане думает следовать этому пути.
В-третьих, хотя Вы вроде бы и отметили, что "не снимаете вины с Таджикистана", тем не менее, я уверен, что и здесь Вы не совсем точны и, следовательно, не совсем правы: вовсе не Таджикистан и/или его народ виноват(ы) в существующих проблемах, а виновата в этом та форма политики в Таджикистане, которая игнорирует геополитические и геоэкономические условия, интересы своей же собственной страны и своего же народа. Приношу извинения, если кого-то обидел или задел резкостью своих оценок. Всегда стараюсь максимально корректно и вежливо относиться к политике суверенных стран, однако, опять же - "истина дороже".
Например, кто мешает Таджикистану наладить промышленное производство, в том числе текстильное, развивать наукоемкие сектора, малую и среднюю гидроэнергетику, добывать газ и нефть, уран, цветные металлы? Что разве тот же "Рогун" этому поможет? В современных условиях этот проект способен лишь добить Таджикистан! Понятно, что с одной стороны, это проект преследует целью получение выгоды за счет экспорта электроэнергии в Афганистан, Пакистан и Индию. Но это само по себе сомнительно, учитывая нестабильность в Афганистане и Южной Азии, индо-пакистанские противоречия, многие другие моменты. С другой стороны, результатами "Рогуна" могут стать: существенное изменение водного баланса, экологическая катастрофа и глубокий продовольственный кризис. И что подобным "стратегическим" планам должны аплодировать в Ташкенте, Астане, Ашхабаде и Москве? Или еще лучше, эти столицы должны помочь Таджикистану реализовать данный проект?
В-четвертых, Вы спрашиваете "ну не на четвереньках же нужно ползти и просить помощи"? Я отвечаю: а почему кто-то должен или даже обязан помогать Таджикистану? Таджикистан самостоятельное и суверенное государство? Или я чего-то не понимаю и не знаю? Тем более, почему кто-то должен (обязан) помогать Таджикистану в ущерб помощи своему собственному народу, своей собственной стране и своим долгосрочным интересам? И к тому же, что может дать Таджикистан взамен?
И вот тут кроется одна из главных проблем Таджикистана: Душанбе ничего не хочет давать взамен, не хочет и не желает корректировать свою политику, идти на уступки, выходить с компромиссами, уважать и принимать во внимание мнения своих соседей, повторяя что-то типа: "мы суверенное государство, что хотим то и делаем, следуем своим национальным интересам". Но тогда вообще причем тут "четвереньки"? Если Таджикистан "загоняется в угол" своей же собственной политикой, то о какой помощи ему может идти речь?
И дело вовсе не в циничном выражении, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" (я не сторонник такого подхода). Дело в том, что если "утопающий" плывет вовсе не к берегу (своим соседям), а, наоборот, удаляется от него (от своих соседей), пытаясь найти место поглубже (видимо, чтобы утонуть наверняка), то кто и как может ему помочь?! Или, по Вашему, соседи должны "плыть" за Таджикистаном, одобряя и поощряя его, мягко говоря, недальновидную, а, грубо говоря, самоубийственную политику? И не прямой ли результат подобной политики Таджикистана многие остальные Ваши рассуждения типа "Союза Анти-Рогуна", "феодализма/средневековья", т.д., т.п.?
В-пятых, с чем я согласен, так это с рядом других Ваших тезисов. Так, я согласен с Вашим мнением о том, что многое в ЦА зависит от России. Тем не менее, сделаю несколько иные акценты. На мой взгляд, многое зависит именно от того, какой путь выберет Россия: путь на справедливое и долгосрочное развитие или путь на следование краткосрочным, узконациональным и коммерческим интересам. Кроме того, в чем-то соглашусь с Вами и по поводу Китая: да, если не Россия будет локомотивом региона, то им, скорее всего, станет Китай. Однако, опять же у меня большие сомнения по поводу того, что Центральной Азии кто-то, в том числе Китай, будет помогать исходя из неких, как Вы сами говорите, "гуманистических и человеческих" соображений. Если уж даже Россия, как наш естественный стратегический партнер, не хочет возвращаться к тем принципам, которые кстати вырабатывались нами сообща десятилетиями, то что можно "требовать" и ожидать от того же Китая?
Вот мое мнение. Отмечу лишь, что это мнение основано не "просто" на моем личном понимании/восприятии ситуации, а на регулярно проводимых под моим руководством исследованиях по вопросам развития стран Центральной Азии, политики России, Китая и ряда других государств. И очень логичен вопрос: а на чем, на каких исследованиях основывается Ваше мнение? Ведь очень мало кто из экспертов основывает свои оценки на исследованиях с их же участием. И опять же это не Ваша вина, а это наша общая беда: банально, но серьезные и глубокие исследования не востребованы в том же Таджикистане. Или я ошибаюсь? Тем не менее, Таджикистан тут вовсе не исключение из правил: и в остальных странах ЦА также крайне низко и слабо государственное внимание к проведению глубоких и серьезных исследований по вопросам развития своих же стран и, тем более, всей Центральной Азии: политики и отношений в регионе, интеграции и кооперации. О каком региональном развитии и сотрудничестве тогда может идти речь? Ответ очевиден.
Что я подразумеваю под "серьезными и глубокими исследованиями"? На мой взгляд, это те исследования, которые предполагают: (1) не только регулярный и кропотливый мониторинг ситуации (политики, отношений), но и максимально детальный анализ/ долгосрочный прогноз; (2) формирование крупных междисциплинарных команд; (3) соответственно, масштабное финансирование и высокую политическую поддержку этих исследований. Всех названных условий в странах ЦА не было и нет (и, скорее всего, не будет). И именно в этой плоскости следует искать основные причины существующих и вяло решаемых (если решаемых вообще!) проблем на пути развития каждой страны региона в отдельности и ЦА в целом.
Не подумайте только, что я пытаюсь придать некий вес исследованиям, проводимым под моим руководством. Я лишь пытаюсь их организовывать на более-менее системной основе, как и пытаюсь объединять экспертов из разных стран ЦА на площадке своего проекта "Центральная Евразия", одновременно, стараясь восполнить очевидный дефицит экспертных мнений и оценок. Но это все не есть "серьезные и глубокие исследования". Частному лицу, малой группе и/или даже некоему институту все это не под силу по определению.
Ведь именно государство обязано организовывать и проводить такую работу на системной основе, сделав ее центральным элементом (стержнем) всей своей политики. И эта работа проводится в том же Китае, и в тех же США. Это, на мой взгляд, является одной из главных причин относительного успеха их действий в мире и конкретных регионах. Однако, такой работы не было, нет (и, скорее всего, не будет) на постсоветском пространстве. Это, кстати, во многом, объясняет (и, скорее всего, будет продолжать объяснять) причины неудач ре-интеграции, отсутствие "прорывов" в развитии наших стран и многое, многое другое.
И лишь только в этой связи я согласен с тем, что, да, действительно, в нашем регионе нет объединяющей идеи. Тем не менее, сказать это - значит ничего не сказать. А почему этой идеи нет? Вовсе не только потому, что, как Вы отметили, ни одна из существующий идей нам не подходит. На мой взгляд, главная проблема заключается именно в том, что мы, страны ЦА не уделяем достаточного внимания серьезным и глубоким исследованиям по вопросам нашего развития / взаимодействия и, соответственно, поиску объединяющей нас идеи. Вы говорите, что у нас нет интеллектуального потенциала? Опять же не согласен. Этот потенциал есть даже в Таджикистане, но он не востребован и не задействуется для организации стратегического анализа и долгосрочного прогноза. Да и такой цели не ставится. Ведь проще обвинять некие внешние силы, нежели искать причины проблем в себе.
В этих условиях, на мой взгляд, если чем и можно помочь Таджикистану, то только рекомендациями. Прежде всего, на мой взгляд, Душанбе необходимо внимательно и критически проанализировать свою политику и свои отношения с основными партнерами и друзьями, к числу которых я отношу Россию и все государства ЦА. Для Душанбе принципиально важно хотя бы попытаться "встать на место" своих оппонентов, тем более, что они не являются врагами Таджикистана и таджикского народа (а иногда и такое можно услышать). Мне представляется, что один, пусть даже очень скромный, исследовательский проект гораздо важнее и ценнее для Таджикистана и его отношений с соседями, нежели, например новая автомашина для какого-либо таджикского чиновника.
Более конкретные рекомендации могу предложить лишь на основании ранее проведенного совместно с моим коллегой Алексеем Строковым (Узбекистан) исследования. Приведу лишь отдельные выдержки из нашего доклада. На наш взгляд, анализ основных проблем, стоящих на пути развития Таджикистана, свидетельствует о следующем:
- главные трудности Таджикистана связаны с сохраняющейся и углубляющейся изоляцией страны в системе внешних экономических связей с традиционными партнерами на постсоветском пространстве, прежде всего, с Узбекистаном и Россией, на которые исторически замыкались стратегические связи республики;
- у Таджикистана нет достаточных собственных ресурсов и благоприятных геоэкономических условий для самостоятельного развития, а поэтому в одиночку Таджикистан не в состоянии обеспечить собственную безопасность, не сможет переломить ход негативных тенденций и "запущенных" процессов.
Для того, чтобы более эффективно вписаться в позитивные тенденции и процессы, в целом более удачно/успешно позиционировать себя на международной и региональной аренах Таджикистану жизненно важно сделать акцент на форсировании многоплановых и многосторонних связей (экономических и иных) с ключевыми экономическими партнерами. Сегодня таковыми партнерами объективно являются Узбекистан, а также страны-члены Таможенного союза (ТС), в первую очередь Россия. Кроме того, в среднесрочной и долгосрочной перспективах в качестве такого партнера для Таджикистана с определенной долей вероятности может рассматриваться также и Китай, однако при условии становления ТС (или некой части постсоветского пространства) в качестве полноценного экономического блока и интенсификации инновационно-промышленного сотрудничества в рамках ШОС (например, в формате "ТС + КНР").
Во-первых, стратегически важным было и остается узбекское интеграционное направление. Для Таджикистана, с учетом его объективной геоэкономической связки с Узбекистаном, непреложным условием активного и плодотворного участия в региональной/межрегиональной экономической интеграции является кардинальное улучшение таджикско-узбекских политических отношений. Без этого любое участие Таджикистана в каких-либо интеграционных проектах на постсоветском пространстве и за его пределами вряд ли возможно и вряд ли поможет стране совершить прорыв в экономическом развитии.
Во-вторых, пока невозможно прогнозировать насколько тот же ТС окажется эффективным в плане экономической выгоды для его участников. ТС мог бы дать эффект в случае, если бы страны-члены одновременно ограничили бы свое участие в процессе глобализации, сосредоточившись на процессе регионализации, а именно: многоплановой экономической интеграции с упором на глубокую переработку сырья и инновационные технологии, создании Евразийского экономического союза как реального экономического блока. В условиях же когда Россия и Казахстан - крупнейшие страны-члены ТС придерживаются в целом неолиберальной модели и пытаются совместить два во многом несовместимых курса (на глобализацию и на регионализацию), есть все основания сомневаться в том, что ТС даст значительный эффект.
Однако для Таджикистана в любом случае целесообразно по мере формирования стратегического партнерства с Узбекистаном присоединиться и к ТС, продолжить развивать связи с экономическими союзниками в рамках СНГ. Это поможет Таджикистану значительно снизить транспортные издержки, будет способствовать определенному улучшению инвестиционного климата и хотя бы частичному преодолению экономико-географической изоляции.
В-третьих, китайское интеграционное направление также представляется важным для Таджикистана, особенно учитывая то, что КНР и китайские компании уже заняли достаточно прочные позиции в экономике страны. Однако китайское направление нельзя рассматривать вне тесной увязки с российским направлением. Дело в том, что Таджикистан получит наибольший выигрыш только тогда, когда взаимодействие между внешними игроками в Таджикистане примет форму сотрудничества, а не соперничества. Тем более, что выстроить с Китаем именно взаимовыгодный формат экономических отношений Таджикистан сможет только в союзе со своими партнерами, прежде всего с Россией. Поэтому китайское и российское интеграционные направления не могут и не должны рассматриваться как альтернативные и, тем более, конкурирующие друг с другом направления, а должны рассматриваться как единое направление по наращивания усилий в рамках ШОС. Если выработать формулу не игры на противоречиях, а сотрудничества между РФ и КНР в Таджикистане, то это не только даст очень сильный положительный эффект, но и позволит в перспективе применить эту формулу и для стимулирования экономического сотрудничества в рамках всего ШОС.
В целом, следование этому алгоритму фактически будет означать поэтапное, причем основанное на геополитических и геоэкономических реалиях, движение Таджикистана в фарватере исторически оправданного процесса региональной/межрегиональной интеграции. Другими словами, общая суть рекомендаций по развитию Таджикистана сводится к выработке системных мер по максимально возможному участию в региональных и межрегиональных интеграционных процессах: в первую очередь с Узбекистаном, а во вторую очередь - Россией и в целом на постсоветском пространстве, и только уже в третью очередь - в смежных с ЦА регионах, где наиболее перспективным выглядит китайское направление. Для Таджикистана вышеуказанные шаги наиболее реально осуществлять поэтапно.
На первом этапе геополитической и геоэкономической основой всех этих усилий может выступить только таджикско-узбекское политическое сближение. Причем это во многом зависит именно от самого Таджикистана, точнее от того, насколько будет гибкой и эффективной его политика в отношении Узбекистана. Как представляется, проблемы, касающиеся двусторонних отношений, Душанбе и Ташкент могут решить только сами, без каких-либо посредников (!). Причем, формирование узбекско-таджикского стратегического союза и, соответственно, устранение основных препятствий на пути развития двусторонних отношений является непреложным условием успешного развития российско-центральноазиатского взаимодействия с активным участием в нем Таджикистана.
На втором этапе геополитической и геоэкономической основой устремлений Таджикистана должно быть самое активное участие в интеграционных процессах в системе "Россия - Центральная Азия". Данный вопрос зависит не только от Таджикистана, но и от того, как будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в том числе в рамках ТС, ОДКБ и СНГ. В частности, важным является то, сможет ли реально сформироваться единое таможенное и транспортное пространство между Россией, Казахстаном и Беларусью. Однако, даже если предположить, что экономическая интеграция будет и дальше пробуксовывать, тем не менее Таджикистану нужно использовать любые возможности для развития связей на двусторонней основе. Это будет способствовать хотя бы частичному устранению внешнеполитических / внешнеэкономических препятствий на пути развития Таджикистана.
На третьем этапе геополитической и геоэкономической основой устремлений Таджикистана должно стать выстраивание совместно с партнерами из системы "Россия - Центральная Азия" взаимовыгодных и многоплановых экономических отношений с Китаем. Однако, это будет возможным лишь в случае, если Россия и страны ЦА сумеют сделать тот же Евразийский экономический союз реальным экономическим блоком. Тем не менее, перспективы всего этого пока неясны, и поэтому третий этап с точки зрения реалий сегодняшнего дня представляет чисто теоретический интерес, не может рассматриваться детально.
Вот и рекомендации. Уверен, что главная и действенная помощь Таджикистану на сегодняшний день может и должна заключаться именно в поддержке серьезных и глубоких исследований по решению проблем на пути развития этой страны, причем в рамках описанного выше алгоритма. Только это поможет преодолеть психологический комплекс "поиска виновных" и сориентировать Таджикистан на поиск вариантов сотрудничества (а не соперничества) с государствами того региона, частью которого Таджикистан является исторически.
Однако, готов ли к этому сам Таджикистан? Например, я на своем личном опыте неоднократно убеждался, что экспертов из того же Узбекистана в Таджикистане не приветствуют. Ну а если даже на экспертном уровне в Душанбе не хотят обсуждать существующие проблемы и слышать иные (не совпадающие с официальными) оценки, то о каких решениях этих проблем можно говорить? Вот и мой ответ.

Виртуальный экспертный форум "Проблемы и перспективы взаимодействия стран Центральной Азии". Часть 11.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с Интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/, при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия).

В.Парамонов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован