Вопрос "Что делают по ночам бизнесмены?" подразумевает несколько стандартизированных ответов. Бизнесмен должен сидеть в клубе, играть на рулетке, пить абсент, смотреть мюзикл "Чикаго" с песнями Филиппа Бедросовича Киркорова или в крайнем случае спать.
Вопрос "Что делают по ночам бизнесмены?" подразумевает несколько стандартизированных ответов. Бизнесмен должен сидеть в клубе, играть на рулетке, пить абсент, смотреть мюзикл "Чикаго" с песнями Филиппа Бедросовича Киркорова или в крайнем случае спать.
Генеральный же директор и совладелец ООО "ПОРТ" Сергей Бойко пишет по ночам музыку в стиле ambient. "Точного определения ambient до сих пор нет. Все, что сейчас называют музыкой атмосферной, психоделичной, так или иначе сильно связано с эмбиентом. Элементы этой культуры присутствуют даже в таких "резких" стилях, как industrial или, например, hard trance. Тем не менее в чистом виде ambient как таковой присутствует в музыке очень редко, да и музыканты мало кому известны, -- рассказывает Сергей Бойко. -- При всей этой неопределенности есть несколько верных признаков классического, чистого эмбиента. Во-первых, это наличие звуков природы или окружающей среды (шум ветра, журчание воды, звон колокольчиков). Во-вторых, наличие очень медленного, неявного, "рваного" ритма или полное его отсутствие. В-третьих, полное отсутствие мелодии или ее монотонная цикличность". Ambient-композиции могут длиться от 10 минут и больше. Час -- тоже далеко не предел. Горячие поклонники пения не найдут здесь утешения: несмотря на частое использование речевых вставок, вокал в классическом виде в ambient отсутствует.
Симпатичный композитор Композитор Сергей Бойко честно признается, что слуха у него нет. Отсутствует. По его словам, он не отличит "до" от "соли". Этот нисколько не мешающий музыкальному творчеству факт выяснился еще в начальной школе. "В хоре я, конечно, пел, -- вспоминает Сергей Бойко, -- в первом-третьем классах. Просто был симпатичный, и меня, видимо, взяли из-за роста, красивой улыбки и поставили: "Стой и улыбайся". Для фона, в общем. Как ни странно, в музыке мне понравился именно фон". В школе почти все пытаются играть на гитарах. И Сергей Бойко не был исключением. "Насколько можно судить по старым записям, моим увлечением был в основном психоделический рок или что-то в этом духе. Я совершенно не понимал советскую эстраду, -- признается Сергей, -- это трудно объяснить, но я не слушаю текст, он не улавливается моим ухом. В основном меня интересовали какие-то "примочки", оригинальные находки в самой музыке. Например, если в композиции была впервые использована дудка из слоновой кости". Затем любовь к психоделике ушла, но осталось сильное желание извлекать звуки. Музыке Сергей специально нигде не обучался, в основном покупал литературу. Среди излюбленных источников информации был журнал "Ровесник". Там среди обзоров чуждой советскому человеку иностранной музыки Сергей прочитал статьи о совершенно необыкновенных музыкальных течениях. В голове засело несколько французских фамилий. Когда он стал искать информацию об этих французах, выяснилось, что один из них придумал новый стиль. В качестве основных инструментов он, как правило, использовал простые вещи: колокольчики, трещоточки и т.д. При этом он сам придумывал ритм. Достаточно рваный, который невозможно было идентифицировать с тем, что звучало в те годы. Это была музыка без мелодии. "Ни одна наша советская аппаратура, конечно, не могла выдать частоты, присущие этой музыке, поэтому услышать настоящее ее звучание советские граждане в принципе не могли. Но лет 10 назад я потихонечку начал покупать "примочки" для своей домашней студии. Начал с хорошей акустики, купил сэмплер-плейер, клавиатуру с четырьмя миди-каналами. Потом уже купил профессиональный аппарат, доработал его, ведь был компьютерщиком. Как только PC по уровню технологии приблизился к нужному уровню, стал использовать его", -- говорит композитор. Всего на оборудование домашней полупрофессиональной студии ушло примерно $7000. "Удовольствие от этого исключительно моральное, конечно. Когда у тебя получается звук и ты чувствуешь, что он "попал" в композицию, стал ее неотъемлемой частью, ощущаешь очень особые чувства, -- признается Сергей Бойко, -- я давал прослушивать свои композиции друзьям, профессиональным музыкантам, которые говорили мне, что ошибок нет. Они слушали музыку с точки зрения техники исполнения: "Этот аккорд тут у тебя правильно разрешается. Да, да, правильно. Странно, неужели ты нигде не учился?" Ну что же делать, я нотной грамоте не обучен. Имею дело только с оцифрованной музыкой".
Творческое одиночество Исполнять директорские обязанности Сергею Бойко приходится в светлое время суток. Музыкальным занятиям отведено темное. Поэтому бизнесмен честно признается, что после музыкальных ночей он появляется где-то к 2 часам дня. "С годами, если честно, муза стала реже посещать, -- с сожалением говорит музыкант, -- но тем не менее, когда чувствуешь, что она пришла, вцепляешься в нее и выгоняешь всех из дома, потому что в это время необходимо одиночество. Чтобы была полная тишина. Домашние расходятся по родственникам и приятелям: я могу и на трое суток закрыться. Жена меня понимает. Вообще родные ко мне с пониманием относятся". Творческий процесс начинается с того, что Сергей Бойко прописывает барабаны. После того как ритм-секция написана, он вставляет туда разные "красивости". Сама мелодия, как правило, состоит из трех-пяти зацикленных нот. После написания пяти-шести каналов начинается их склейка, благо программное обеспечение позволяет делать все, что угодно. "Наработок у меня уже набралось на два компакт-диска, -- признается музыкант, -- это где-то часа полтора. Здесь, в принципе, есть недостаток компьютерной музыки любого направления. Не хватает чего-то живого. Для этого нужно правильно все сводить, чего я не умею. Для меня это большая проблема. При использовании микшерского пульта, который предлагает программное обеспечение, результат получается нулевой. Конечно, очень бы хотелось создать какие-то совсем оригинальные композиции. Но компьютерный звук, к сожалению, выдает, что он сделан на машине". Несмотря на все эти "отдельные недостатки", директор-композитор не собирается "завязывать" с творческими исканиями. "На полном серьезе мне кажется, что занятие творчеством продлевает жизнь. Это как любовь. Это настолько полный, красивый и позитивный порыв, что хочется дальше жить, работать и не заниматься рутиной. В такой момент ты чувствуешь, что паришь. Порой просыпается здоровое чувство зависти. Ведь творчество для музыкантов -- это работа. Человек таким хорошим делом занимается, испытывает удовольствие и за это еще и деньги получает. А ты сидишь, сидишь, работаешь, а на удовольствие у тебя 15 минут в неделю. Ну что это такое?! Неправильно это!"
www.dp.ru
25.03.2003