26 апреля 2007
2629

Директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко: `Россия не хочет знать правду о своей истории`

Работников музеев, архивов, библиотек именуют хранителями древности. Последние полтора десятилетия стали в нашей стране годами бурного всплеска интереса к событиям и персонажам нашей истории. Между тем, к примеру, зарплата архивистов составляет в среднем 3 тыс. 22 рубля. Но это - не самая серьезная проблема в отношениях государства, общества с теми, кто является связующим звеном между прошлым и будущим. В этом глубоко убежден побывавший недавно в редакции "Новых Известий" самый главный хранитель государственных тайн России доктор исторических наук Сергей Владимирович МИРОНЕНКО.

- Сегодня все жаждут сенсаций, хотят "самого главного", но я глубоко убежден, что "самого главного" не бывает. Однажды разговаривал с Александром Николаевичем Яковлевым, с которым был в добрых отношениях, и он мне сказал: "Иногда себя спрашиваю: а знаю ли я какую-нибудь государственную тайну. Перебирая в памяти все, что со мной было, прихожу к выводу, что, пожалуй, за всю жизнь единственная государственная тайна, носителем которой я являюсь, - это имена наших агентов в Канаде, где я работал послом". В отличие от Александра Николаевича я вообще ни в одну государственную тайну не посвящен. Однако в Государственном архиве хранятся документы, дающие ответы на самые острые вопросы современности.

- Мы всегда начинаем такие встречи в редакции с вопроса о том, что наши гости думают о состоянии российских СМИ.

- Об их состоянии вы знаете лучше меня. Вспоминается анекдот о японце, который учил русский язык, ездил по нашей стране, а когда ему пришла пора возвращаться, в аэропорту его спросили: "Ну, как вам понравилось вот это?" - "Замечательно". - "А это?" - "Превосходно". - "А общее впечатление?" - "Удручающее". Наши газеты и журналы стремительно утрачивают то, что называется "лица не общим выраженьем". В еще большей степени, чем газет, это касается телевидения. Что немудрено: телевидение - лидер СМИ. Но мое знакомство с ним исчерпывается некоторыми передачами на "Культуре" и каналом "Евроньюс". На других каналах более или менее приличные фильмы показывают после часа ночи, все остальное - за гранью добра и зла. Что все видят - и все терпят. Когда я поинтересовался у одного из руководителей российского телевидения: "Скажите, а вот лично вам как все эти "Аншлаги"?", он ответил: "Тошнит!". Реакция нормальная, но когда спрашиваешь, почему такое происходит, - ответа нет. "Рейтинг", "рекламодатель", "народ" - я таких аргументов не понимаю. Наверное, во всем мире публичное телевидение не самого высокого класса, но там есть, из чего выбирать. Сотня кабельных каналов, и каждый думает о том, чтобы не стать похожим на других, а у нас - обратный процесс.

"Исторические мифы подпитывает политический заказ"

- Но ведь на телевидении не одни "Аншлаги" - каждую неделю на ведущих каналах демонстрируются десятки передач и фильмов на историческую тематику. Спрос рождает предложение. Ежегодно выходят сотни книг о царях, войнах, заговорах, тайных обществах. Как, на ваш взгляд, это все влияет на формирование нашего исторического сознания?

- В свою очередь, я хочу вас спросить: а что такое история? Вы говорите о всплеске общественного интереса. А я вам скажу: наше общество не хочет знать правды об истории. Не хочет активно! Больше того, оно к этому не готово. Я уже устал повторять, что не было 28 панфиловцев - это один из мифов, который до сих пор востребован обществом. Еще в 48-м году специальная комиссия ЦК установила, что все было совсем по-другому, но решили оставить все, как есть. Но люди, когда слышат об этом от историков, начинают возмущаться: "Не глумитесь над нашей историей!". Как донести до их сознания, что глумление над историей - это как раз мифотворчество? Как людям объяснить, пусть и с документами в руках, что не было и Ледового побоища, как переломного момента нашей средневековой истории - это был мелкий эпизод, не имевший никакого практического значения. В 37-м году по заказу партии Эйзенштейн и Павленко написали сценарий фильма "Русь", ура-патриотическую сказку. Прошло 70 лет, но общество по-прежнему жаждет сказок. На программе "Культурная революция" меня поразила реплика Владимира Рыжкова: "Нам нужны новые мифы". Когда мне передали микрофон, я сказал: "Неужели даже вы, независимый депутат, человек либеральных взглядов, считаете, что в основе нашего представления о прошлом должна лежать ложь?".

- Мифы востребованы массовым сознанием, психологией рабов, но что их подпитывает в наши дни, а не во времена коммунистической пропаганды?

- Все тот же политический заказ. В 20-е, 30-е, 40-е годы целые поколения историков были уничтожены. Те, кто смог уцелеть, выбирая между правдой о прошлом и комфортной жизнью "здесь и сейчас", конечно, предпочитали второе. В 90-х годах власть активно призывала создавать национальную идею. И историков к этому пыталась привлечь. Не понимая, что национальные идеи не могут быть созданы по указке - мы это уже проходили. Недавно шел по улице, впереди - два молодых человека. И один другому говорит (перевожу на литературный язык): "Послушай, если нас государство во всем обманывает, обворовывает - почему бы и нам не вести себя с ним так же?". Вот квинтэссенция нашего времени. Отчего нет четких нравственных ориентиров? Отчего нет, как в конце 80-х - начале 90-х, духовных лидеров? У меня ответ один: духовные лидеры не появляются в эпоху всеобщего разочарования. Мифотворчество страшно еще и тем, что оно по своей природе агрессивно, бескультурно, и серьезные исторические исследования тонут в мутном потоке сказок. Мифы, сказки туманят наш взгляд на сегодняшнюю реальность, уводят от ответа на вопрос: "Где корни всех наших бед?". Самая интересная книга по истории, которую я прочел за последние 15 лет, - это монография академика, профессора МГУ Леонида Милова "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса". Вряд ли хоть кто-нибудь из наших политиков ее читал, иначе сослался бы на нее в своих публичных выступлениях. Россия на протяжении столетий была аграрной страной. Но что мы знаем о том, как в ней жилось крестьянину? Выясняется, что все это время урожай "сам-два" (то есть одно зерно бросил - два получил) считался феноменальным успехом. На самом деле это очень низкая урожайность: в Швеции, например, урожай зерна всегда был в разы выше. Но Россия - огромное государство с постоянными имперскими амбициями. Кто когда-нибудь подсчитал, сколько стоило России окно в Европу? Регулярную армию можно было содержать только невероятным насилием над крестьянством: чтобы одеть, обуть, накормить, вооружить солдата, надо было отобрать у крестьянина последнее. Отсюда - наш гигантский бюрократический аппарат, отсюда наше полицейское государство, и отсюда, в конечном счете, ГУЛАГ. Уходя из Института истории РАН в Государственный архив, я сделал доклад о реформе 1861 года, где задал простой вопрос: "Это успешная реформа или нет? Произошло ли реальное освобождение крестьян?". Когда берешь отрезок в 20-30 лет и даже полстолетия до момента революции, вроде бы все выглядит нормально. Но если заглянуть подальше, если вспомнить о сталинских колхозах, никакого успеха не видишь. Если в результате реформы стало возможным создать рабство в деревне, где у крестьян отобрали паспорта, посадили на трудодни, морили голодом - о каком успехе реформ вообще можно говорить?

"Архивы не защищены ни от бюрократов, ни от воров"

- Мы живем в абсолютно коррумпированной стране. Кому-то может показаться, что архивы - где-то на задворках жизни. Нет, мы в самой гуще. Вот один пример. Госархив должен по решению правительства реконструировать старое здание и построить новое. У нас есть участок, еще с советских времен предусмотрено строительство на нем второй очереди. Но чтобы начать работу, надо пройти через 89 согласований. Правительство Москвы нас отправляет в префектуру округа, они посылают нас обратно. Префект Западного административного округа подписал все бумаги, а сейчас нам сообщает, что нет так называемого "акта разрешенного использования", который, между прочим, нельзя получить без его согласия... Замкнутый круг! Вы меня спросили, что происходит с прессой. А мне хочется вас спросить, что вообще происходит в стране.

- Сергей Владимирович, но все-таки еще не все опустили руки. Те же сотрудники российских архивов объявили в этом году перед своим профессиональным праздником о забастовке с требованием повысить им зарплату.

- Объявлять, может, и объявляли, но я не знаю ни одного архива, который действительно бастовал. Об этом объявили сотрудники военно-исторического архива, но все закончилось тем, что они провели обычный "санитарный день". Люди у нас разучились многому, в том числе бастовать. Вы же не можете просто так забастовать - есть целая процедура, вам надо сначала пройти 89 согласований. Но если говорить по существу, невозможно понять, как люди могут вообще жить на такую зарплату - чуть больше трех с половиной тысяч. Наш архив имеет от своей деятельности внебюджетные поступления, и мы пока в состоянии сотрудникам платить вторую зарплату. И все равно у нас сорок свободных вакансий из двухсот шестидесяти.

- Забастовки не было, зато министру культуры недавно удалось об этом рассказать президенту. Который пообещал срочно исправить ситуацию. Наверное, потому, что министр сообщил ему не только эту плохую новость, но и хорошую: "В архивном деле России за последние два года наблюдается качественный прорыв". Насколько эта хорошая новость соответствует истине?

- Готовится постановление правительства. Зарплата должна вырасти на 50-70%, но это ситуацию не изменит. Однако архивы работают, и качество работы действительно меняется. Лет десять назад сотрудники, как черти от ладана, бегали от компьютеров. Все привыкли все делать от руки. И должно было пройти немало времени, прежде чем архивисты поняли: работа с компьютером гораздо удобнее. Я возглавляю Госархив Российской Федерации 15 лет, и помню, как сотрудники говорили: "Это вредно. Экраны компьютеров нас облучают" и вызывали санитарную инспекцию. Сегодня проблема другая: не хватает компьютеров. Пока мы не в состоянии удовлетворить этого спроса, но активно осваиваем современные технологии, и недалеко то время, когда вы, находясь в редакции, получите возможность открыть наши каталоги, выбрать нужный документ, заказать его электронную копию, и мы вам ее пришлем. В этом смысле - в большем доступе к архивным материалам - прорыв, конечно, произошел.

"Благодаря нам Солженицын иначе взглянул на ГУЛАГ"

- А потери документов случаются? Сразу после скандала с кражами в Эрмитаже разразился второй - в Государственном архиве литературы и искусства. Скажите, ваш не задели ревизии, которые тогда собирались проводить?

- Слава богу, нас пока не задели кражи. Но серьезная опасность существует. Появился рынок. Не только картин и антиквариата, но и рукописей. И этот рынок оказался страшно соблазнительным. Труднее всего бороться с кражами, если их совершают люди, которым доверено хранение культурных и исторических ценностей. Единственный способ уберечься от потерь - точное соблюдение правил. Например, такого: никогда не входи в хранилище один. Соблюсти это правило все труднее, потому что не хватает сотрудников. Мы пытаемся исправить такое положение, привлекая хранителей к творческой работе, чтобы они себя не считали кладовщиками. С середины 90-х годов мы устраиваем выставки, сотрудничая со всеми крупными музеями страны и со многими за рубежом.

- У проблемы компьютеризации архивов есть и другая сторона. Любой документ чего-то стоит, и чего-то должна стоить, если архив хочет выжить, работа с документом. В 90-х сотрудники Гуверовского института оказали услугу вашему архиву, занявшись микрофильмированием. Не получится ли так, что в результате применения новейших технологий зарубежным историкам незачем станет ездить в Россию?

- Работа в читальном зале архива бесплатная. Так было и, надеюсь, так будет. Другое дело, что архив может получать дополнительные средства от своей творческой деятельности. Тех же выставок. Или микрофильмирования с последующей продажей копий крупнейшим университетам и библиотекам. Проект, о котором вы говорите, был одним из самых успешных. В его рамках в 2005 году нами были изданы семь томов "Истории сталинского ГУЛАГа". Предисловия к этому изданию написали Александр Исаевич Солженицын и Роберт Конквест. Когда я обратился к Солженицыну, у меня были серьезные опасения. Потому что наша "История" в какой-то степени корректирует его великую книгу "Архипелаг ГУЛАГ". Она ведь была создана по устному преданию. Но человеческая память несовершенна и не всегда точно отражает события. Я пережил несколько недель тревожных ожиданий, но потом Александр Исаевич позвонил и сказал: "Я индивидуалист. Никогда не принимал участия ни в каких коллективных трудах. Но здесь не могу отказаться. Вы подготовили замечательное издание". Но главная радость была впереди. Как ни странно, эти семь томов не беллетристики, а архивных документов, разошлись в месяц. А насчет того, что из-за этого к нам теперь иностранцы не поедут - уверяю вас, поедут. Во-первых, потому что взять в руки подлинный документ - удовольствие, с которым для человека, не безразличного к истории, ничто не может сравниться. Настоящий исследователь никогда не будет ограничиваться публикациями и микрофильмами. Он всегда ищет такие ходы, которые позволяют ему что-то новое найти даже в общеизвестном. А во-вторых, интерес к российской и советской истории сейчас в мире резко упал. И наш проект был, кроме всего прочего, направлен на то, чтобы подпитывать советологию и славистику. То, что мы сделали, на мой взгляд, огромный вклад в дело сохранения интереса к истории России.

"Чем дальше от нас предки, тем больше мы их не понимаем"

- Каждый новый правитель начинает, как правило, с развенчания предшественников. Но проходит несколько лет - и та же самая история начинает переписываться уже в светлых тонах. Вы специалист по истории первой четверти XIX века. Вами написаны работы о восстании декабристов. И вы не могли заметить, например, что 150-летие этого события носило апологетический характер, а недавнее 175-летие послужило поводом для ниспровержения его вождей. С другой стороны, апологетика российских самодержцев. Петру I и Александру II в центре Москвы воздвигли грандиозные памятники, какие раньше ставили Ленину и Сталину. А Николая II - того вообще канонизировали.

- Меня очень беспокоит, что все чаще раздаются голоса из властных структур: "Почему вы все ищете в нашей истории кровь и грязь, ведь было же много радостного, много побед!". Я на это отвечаю: "В истории есть все, потому что она такая, какая была. Не лучше и не хуже. Смиритесь, наконец, с тем, что наша история - такая". Нет, не желают смириться.

Наш архив участвовал в подготовке выставки, посвященной 175-летию декабристского восстания. После ее открытия мы выходим из Исторического музея с очень уважаемым мною чиновником, авторитетным правоведом, и он мне говорит: "Ну, что говорить - преступники же. Нарушили присягу, обсуждали, как расправиться с царской семьей, столько невинных людей из-за них погибло". Но вправе ли мы мерить историю сегодняшним днем?

Я читаю спецкурс в МГУ, где пытаюсь объяснить студентам, почему Александр I, который хотел дать Конституцию России, хотел освободить крестьян, не смог этого сделать, и почему этого не смогли сделать декабристы, и почему ничего другого им не оставалось, как выйти на площадь. Почему замечательный человек Иван Иванович Пущин сказал накануне 14 декабря: "Если мы не выйдем на площадь, то заслужим в истории звание подлецов".

Когда говорят: "Большевики убили Николая II", я спрашиваю: "А Павла I кто убил - большевики? А Петра III?"...

В 2005 году мы вместе с Эрмитажем подготовили выставку об Александре I "Сфинкс, не разгаданный до гроба". На 90 процентов экспонаты были аутентичные: если мундир, то мундир Александра, если ордена, то его ордена. Туда попали и его походная церковь, и даже серебряная гробница Александра Невского, перед которой Александр молился, уезжая в Таганрог. Там была и его скрипка, и сохранилась его переписка с матерью, которая ему говорила: "Ты слишком много играешь на скрипке, ты должен помнить, что скоро станешь императором". А он ей отвечал: "Вы больше хотели бы, чтобы я играл в карты и пил?".

Я приехал за два дня до открытия выставки, и, когда вошел в залы Эрмитажа, у меня, всю жизнь занимавшегося эпохой Александра, мурашки побежали по коже.

- То есть мы не только борцам с самодержавием, но и царям отказываем в праве быть людьми...

- Именно так. И вот, готовясь к этой выставке, наша сотрудница нашла в архиве дневник Елизаветы Алексеевны, жены Александра Павловича. Их поженили очень молодыми: ему было 17, ей 14. И супружеская жизнь этих людей, которым суждено было стать императором и императрицей, с самого начала не заладилась. У него были увлечения, которые заканчивались тем, что рождались дети, и у нее были такие же увлечения. После ее смерти в 1826 году Николай I и его жена Александра Федоровна обнаружили письма к покойной царице кавалергарда Охотникова, где он ее называет: "Моя женушка". Открывают шкатулку царицы, а там - прядь волос их с Охотниковым дочери, в младенчестве умершей. И ее дневники, прочтя которые, Александра Федоровна пишет мужу: "Боже мой! И это ангел наш!". И они принимают решение все сжечь. Потому что об этом никто не должен узнать.

Мы узнали об этом. В нашем архиве обнаружился дневничок Елизаветы Алексеевны, который она хранила за корсажем. Это самое начало ее романа с Охотниковым. И когда я прочел его, впервые понял, что такое эпоха сентиментализма. Та, которая двести лет назад ярче всего выразилась в "Бедной Лизе" Карамзина и которая потом долго подвергалась насмешкам: "Здесь утопилась Лиза, Эрастова невеста. Топитесь, девушки, в пруду всем хватит места!". Я увидел, читая найденный тайный дневник императрицы, что для нее не было разницы между литературой и жизнью. Недаром она, как мы знаем, свои дневники показывала Карамзину, и он ей писал: "Когда я попаду на небо, буду на вас оттуда смотреть с доброй улыбкой...".

К чему я вам решил об этом рассказать? К тому, что наше равнодушие к истории связано с тем, что мы, вопреки формуле: "Они любить умеют только мертвых", и мертвых-то любить не умеем. Чем дальше они от нас, тем больше мы их не понимаем.

И, по-моему, пока не очень хотим.

26 апреля 2007 г.

Публикацию подготовил Михаил ПОЗДНЯЕВ, "Новые Известия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован