`Регионы заставили снизить тарифы на ЖКХ`
- Дмитрий Рэмович, пришло время подвести итоги 2006 года. Правительству, похоже, удалось сдержать рост цен?
- По итогам года инфляция не превысила 9%, хотя в проект бюджета закладывалось 8,5%. Это несомненный успех. В первый раз прогнозные показатели достигнуты не случайно, как это было, к примеру, в 2003 году из-за очень низких цен на овощи и фрукты. Сейчас получилось гораздо более честно.
- За счет чего же обуздали инфляцию?
- Для этого есть две причины. Первая - удалось создать механизм, который сдерживает рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Ведь в 2005 году инфляция вышла за 10% именно из-за скачка стоимости на `коммуналку`. В 2006 году правительство не только спустило в регионы лимиты на повышение тарифов, но и добилось их выполнения. Некоторым регионам, не вписавшимся в лимиты, потом даже пришлось снижать тарифы.
Вторая причина снижения темпов роста цен - укрепление рубля. Это мощный антиинфляционный фактор.
- Вы сами говорите, что инфляция планировалась не выше 8,5%, но достигла 9%. Какую роль эти десятые доли процента играют для кошелька обычного россиянина?
- Инфляция - это единственный макропараметр в бюджете страны, исполнение которого зависит от работы правительства. Остальными параметрами - ценами на нефть, курсом доллара относительно евро и так далее - российские чиновники управлять не могут. За неисполнение прогнозов по инфляции власть несет политическую ответственность.
- А если речь идет о пенсиях и зарплатах?
- Исходя из прогноза по инфляции, бюджетникам и пенсионерам правительство индексирует зарплаты и пенсии. При отклонении в несколько десятых процента от прогноза ничего страшного не случится (просто придется повысить параметры роста выплат на следующий год). Но если прогноз сильно проигрывает реальному росту цен, то россияне ощущают это на собственном кармане.
`Стабфонд - та еще `конфетка`
- Иногда создается впечатление, что прогнозы правительство `лепит` как бог на душу положит. Реально ли такие задачи исполнять?
- Ситуация с прогнозами в последнее время изменилась кардинально: они стали намного жестче и реальнее. До 2004 года правительство что делало? `Рисовало` заведомо заниженные мировые цены на нефть, прекрасно понимая, что в жизни они будут намного выше. Потом нефтедоллары, с одной стороны, обеспечивали дополнительный рост, с другой - раскачивали инфляцию, но зато у правительства все было хорошо с доходами.
Эта система работала, пока мы не ставили перед собой масштабных задач. Начиная с бюджета 2006 года перед правительством стоят довольно амбициозные цели: рост зарплат бюджетников, инвестиций. Нынешним прогнозам совсем другая цена. Если раньше они должны были обеспечить некий уровень, хуже которого не будет, то теперь под макроэкономический прогноз жестко верстается бюджет.
- Но в погоне за низкой инфляцией правительство все сильнее укрепляет рубль. Есть порог, после которого это вредит российской экономике?
- Мне кажется, он уже пройден: мощный рубль в целом уже вредит бизнесу. Только за минувший год производительность труда у нас выросла на 6,3%, а курс рубля - на 14% с учетом инфляции.
- Чем это нам грозит?
- Потерей рынков для российских производителей. Доллары, за которые мы продаем товары и энергоносители по всему миру, дешевеют. Но проигрывают от сильного рубля не только компании-экспортеры, недополучающие доходы от разницы между внутренними и мировыми ценами, но и предприятия, которые работают только на внутренний рынок. Себестоимость производства растет вместе с укреплением рубля, а доллар, наоборот, дешевеет. Импортными товарами и продуктами торговать становится все выгоднее. Что хорошо видно по торговому обороту в России: у нас быстро растет импорт и медленно увеличивается экспорт товаров. Валюты в страну поступает много. Поэтому от неконтролируемого роста цен спасает в значительной мере Стабилизационный фонд.
- То есть от Стабфонда все-таки есть какой-то толк?
- Чтобы удержать рост цен, правительство вынуждено откачивать деньги из экономики на счета Стабфонда. Для экономики это не очень хорошо: сдерживаем рост российской экономики и вкладываем средства в ценные бумаги конкурентов из Америки и Европы. В принципе Стабилизационный фонд - та еще `конфетка`. Но без него мы получим скачок цен.
Так что здесь вопрос выбора, что хуже - инфляция или недополученный рост. Я думаю, что Стабфонд нужен еще года два, максимум - до 2010 года. А с 2011-го он уже точно станет слишком дорогим для экономики.
- Курс доллара падал почти до 26 рублей. Чего от него дальше ждать?
- В ближайший год - дальнейшего обесценивания. Есть такое мнение, что администрация Буша осознанно проводит политику слабого доллара. Это по идее стимулирует развитие реального сектора американской экономики. Перемены могут произойти в 2008 - 2009 годах, когда республиканцев у власти сменят демократы.
|
`Рост ВВП порадовал в последний раз?`
- На сколько же выросла сдерживаемая Стабфондом российская экономика?
- По итогам года мы ожидаем рост на уровне 6,9%. Но у меня есть ощущение, что увеличение ВВП нас порадовало в последний раз. Подъем экономики до сих пор основывался на росте мировых цен на нефть. Дополнительные доходы поступали в страну и `растекались` по всей стране. Мы видели рост доходов у населения, увеличение товарооборота, инвестиции в производство... Но беда в том, что цены на нефть пошли вниз, а объемы ее добычи не растут. Поэтому в перспективе темпы увеличения доходов сократятся, а рост ВВП быстро подожмется к 5 - 5,5%.
- А если нефть дешевеет, то за счет чего будет подниматься экономика?
- Полюс роста смещается в обрабатывающую промышленность. Пищевая промышленность получила инвестиции, модернизировалась и сейчас достаточно успешно конкурирует с западными товарами. Активно развивается производство автомобилей - имею в виду сборку импортных моделей. Но бизнесмены столкнулись с новой проблемой - энергии не хватает.
- Опять Чубайс виноват?
- Чубайс ни при чем: в строительство новых мощностей и энергосетей нужно было вкладывать минимум 10 - 15 лет. За 2 - 3 года эту проблему не решить.
`Из крупных стран в ВТО нет только нашей`
- А еще говорят, что вступление во Всемирную торговую организацию сильно ударит по нашему бизнесу?
- Кое-кому на самом деле придется несладко. Речь в первую очередь идет об авиапроме, у которого нет сил сопротивляться экспансии трансатлантических концернов. Российским сельхозпроизводителям придется конкурировать с фермерами из Восточной Европы: с пресловутой польской картошкой. И третья сфера - финансовая. Польша, Чехия и Венгрия от присоединения к ВТО, по сути дела, потеряли национальную банковскую систему. Ее всю скупили западные банки. Но наши переговорщики добились ограничений на присутствие иностранного капитала в нашей финансовой системе.
- Зачем же мы туда рвемся?
- Энергетическое машиностроение, автопром и металлургия смогут торговать за рубежом без ограничений. Сейчас, например, за границей у нас обычно покупают металлические `чушки`, а потом мы сможем продавать трубы, готовые конструкции для самолетов.
Скорее всего, в ВТО Россия вступит не раньше 2008 года. Но нам надо поторопиться. Всемирная торговая организация в кризисе. Страны вводят недопустимые правилами ВТО ограничения. Одновременно начинаются переговоры о новых правилах, которые будут определять мировую торговлю на много лет вперед. Нам надо успеть вступить в ВТО, пока эти правила еще разрабатываются. Если опоздаем, весь `крупняк` - США, Европа, Япония, Китай - договорятся между собой и подомнут под себя всех остальных. Договариваться будут за счет тех, кого не было на переговорах. А из крупных экономик в ВТО нет только нас.
www.kp.ru