ВВЕДЕНИЕ
Российское высшее образование вступает в сложный период своего развития. Абитуриенты 2009-2011 гг. - это поколение, рожденное в первой половине 1990-х годов, в момент глубокого демографического спада, выросшее в эпоху "между двумя кризисами" - от 1998 до 2008 г., получившее среднее образование в первые годы XXI века, воспитанное в условиях становления отечественной рыночной экономики.
Современные абитуриенты:
- хорошо осведомлены в отношении востребованности и престижности профессий, стоимости обучения и своих финансовых возможностей;
- напрямую связывают перспективы профессионального и карьерного роста с качеством получаемого высшего образования;
- критически оценивают уровень доступных им высших учебных заведений.
Начиная с 2007-2008 гг. региональные вузы сталкиваются одновременно с все более жесткой конкуренцией за выпускников, что само по себе должно было вызывать прогнозируемые финансовые ограничения.
Последствия экономического спада конца 2008 - 2009 гг. в России обусловливают серьезные проблемы формирования доходной части бюджета вузов:
- значительная часть потенциальных абитуриентов платной формы обучения сталкивается с недостаточностью средств семейного бюджета;
- на федеральном и региональном уровне сокращается финансирование научно-образовательной деятельности (в части инвестиционно-строительных проектов, приобретения научного оборудования, капитального ремонта, фундаментальных исследований и пр.);
- предприятия - потенциальные заказчики целевых/корпоративных образовательных программ вынуждены отказаться от такого способа привлечения и подготовки кадров.
В этих условиях Воронежский государственный университет стоит перед задачей формирования обоснованной и сбалансированной маркетинговой политики на приемную кампанию 2009 г. и перспективный период 2010 г., отвечающей современным вызовам в экономике и значительному повышению уровня конкуренции в отрасли. От эффективного решения данной задачи непосредственно зависит финансовая состоятельность и развитие вуза в среднесрочной перспективе.
Масштабы исследования и сроки проведения
Маркетинговое исследование использовало данные социологического опроса, который охватил 1987 учеников 9-11 классов 36 общеобразовательных школ г. Воронежа и области. Мы располагаем также сопоставимыми данными опроса 2007 г. (1080 учеников из 60 школ), что позволяет отслеживать тенденции по ряду позиций. Маркетинговое исследование осуществлялось в феврале - марте 2009 г.
Представленные ниже результаты опросов распределены по этапам принятия решения выпускником школы - от решения получить высшее образование до выбора конкретного вуза.
См. приложение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет"
15.02.2009