- Я читала ваши интервью, мы общались лично, и я знаю, что вы очень серьезно относитесь к кино, как к виду искусства, и что человек вы - умный и глубокий. Почему режиссеры предлагают вам роли, не соответствующие вашему потенциалу?
- Есть несколько причин. Основная, что я - заложник определенного образа. Есть шлейф, который, как мне кажется, мешает режиссерам разглядеть во мне что-то новое, иное. И вообще, это отдельная работа для режиссера - менять сложившийся актерский образ. Парадокс - чем ярче ты сыграешь роль, тем сложнее тебе потом сосуществовать с этим ярким образом в профессии. Например, Александр Демьяненко, который на всю жизнь остался Шуриком, хотя - блистательный был актер! Или Михаил Боярский, которого я считаю большим и серьезным артистом, а шлейф ДАртаньяна тянется за ним до сих пор. Иногда, "попасть в десятку" - это и счастье, и беда. За успех яркого образа потом приходится расплачиваться всю актерскую жизнь.
Я спокойно к этому отношусь. Мне есть, что делать. У меня были уже, слава богу, звездные роли - те же "Гардемарины", "Зеленый фургон", "Розыгрыш". И профессия наша, как мне кажется, "накопительного действия" - время идет, меняется, и я меняюсь, и наступит момент, когда количество должно перейти в качество.
- Говорили, что в свое время получить роль Пушкина в фильме Марлена Хуциева помешала ваша нерусская фамилия?
- Это был не главный аргумент. Просто - не доверили. Как так - Пушкин, великий, памятник, а тут какой-то Харатьян, неопытный, слишком молодой. Насколько я знаю, даже способности мои не обсуждались. А в кулуарах потом уже сказали: "Как же можно играть великого русского поэта с такой фамилией?" Хотя, это очень смешно и парадоксально, учитывая происхождение Пушкина, его корни Он, безусловно, великий и именно - русский поэт, но и я - такой же русский, по менталитету, месту рождения, независимо от моих корней и пятой графы, где написано, что я - армянин.
- Конфликты на национальной почве когда-нибудь были?
- Один-единственный раз, когда я пришел в паспортный стол, и паспортистка стала учить меня жизни и настойчиво советовать написать, что я русский. А я ей говорил с юношеским максимализмом: "Нет, я - армянин!" Естественно, она добра мне желала, пришел светленький голубоглазый мальчик паспорт получать и пишет, что армянин! Вот с ней был единственный национальный конфликт.
- Вашего сына, Ваню, пригласили на роль Андерсена в картину Эльдара Рязанова. Как вы отнеслись к началу актерской карьеры вашего ребенка?
- Я очень уважаю Эльдара Александровича и как настоящего мастера - режиссера, и как удивительного человека - тонкого, пронзительного, душевного. И когда пришло предложение именно от него, мне показалось это не случайным. Ваня прошел пробы, причем у него нет особенного желания играть в кино, он пока не думает об этой профессии. Он, может быть, и сниматься больше никогда не будет, но эта роль может стать одним из знаков его детства. Тут много символичного: роль Андерсена - в 7 лет - у Рязанова! Знаковая роль. Моя старшая дочь, кстати, снялась у Леонида Гайдая почти в таком же возрасте в фильме "Частный детектив, или Операция "Кооперация", она проходит в кадре с цветами. Это тоже символический кадр. И она актрисой не стала, заканчивает в этом году институт - экономика и право - сейчас пишет диплом.
- Дети дружат?
- Да, у них очень трогательные отношения, душевные, и - кровные. Они понимают, что брат и сестра. Тянутся друг к другу, играют - нашли общий язык.
- Кто занимается вашим очень плотным рабочим графиком - съемки, спектакли, концерты?
- Все сам. Нет ни агента, ни директора, ни имресарио. И этот выбор я сделал обдуманно. Как только появилась в моей актерской практике концертная деятельность, а это произошло в 1989 году, я столкнулся с администрированием - агентствами, прокатчиками И опыт некоторого времени дал мне возможность понять, что мне никто не нужен, и не потому, что я кому-то не доверяю, а просто, когда я сам за себя отвечаю, я легко координирую свои действия.
- Чем заполняются паузы между работами?
- Пауз не очень много. А забот дополнительных появилось достаточно - есть дом, маленький ребенок, процесс домашнего благоустройства, то есть то, что называется - личная, частная жизнь. Есть спорт. Я стараюсь заниматься, тренироваться всегда, когда появляется возможность, потому что слежу за своим организмом, телом, здоровьем. И не потому, что я нарцисс самовлюбленный, а потому, что артист обязан держать себя в форме, это его инструмент, который изнашивается, разваливается, если не следить за собой.
Это раньше я жил - наотмашь - пил, курил, не спал, и чего только не делал Балагурил, одним словом. Но есть время разбрасывать камни, а есть время - собирать. И года в 33-34 я понял, что пора бы уже собирать. Тогда был первый серьезный кризис, осознание себя, переоценка ценностей - через болезнь, депрессию, какое-то изменение сознания много там всего происходило. И повторялось не один раз. И, может, еще повторится, потому что качественный переход, взросление никогда не бывают безболезненными.
- Одна из последних ваших ролей - в фильме режиссера Оксаны Байрак "Аврора, или Что снилось спящей красавице". Фильм затрагивает до сих пор для многих болезненную тему - Чернобыльской катастрофы. Где были вы и что почувствовали, когда эта беда случилась в 1986 году?
- Я был на съемках в Ялте, снимался в молдавской картине "Таинственный узник". И стали приезжать люди из Киева и рассказывать про радиацию. Все было неопределенно, информации почти никакой. Не сразу стало известно - что произошло на самом деле. Но сразу стало тревожно.
В фильме речь не столько о техногенной катастрофе, хотя тема Чернобыля там присутствует, сколько о распаде человеческой души. Мой персонаж - пресыщенный, циничный, имеющий все, но утративший способность чувствовать, встречает в госпитале девочку Аврору, получившую смертельную дозу облучения. И она, умирая, возвращает его к жизни. Как ангел, ненадолго спустившийся с небес. Фильм, правда, пока не выходит в прокат, возникли какие-то проблемы.
- Обидно, когда не выходят фильмы, которые отняли время, силы, эмоции?
- К сожалению, в моем арсенале есть такие картины, которые лучше бы и не выходили. А потом, если раньше фильмы клали "на полку" по идеологическим причинам, то сейчас они, как правило, не выходят по правильной причине - несостоятельности коммерческой или художественной.
- Какую же из новых ролей мы увидим раньше всего?
- Ивана Павловича Подушкина. Должна получиться хорошая работа - веселая, но со смыслом. Мой герой окажется не совсем таким, как в романах Дарьи Донцовой, но, думаю, зрителей не разочарует.
30.03.2006
http://www.peoples.ru