31 июля 2007
4944

Дмитрий Кузьмин: Толерантность и социальная стабильность как основа безопасности Юга России

Main 111
В последние годы российское общество всё чаще и чаще сталкивается с различными проявлениями политической, этнической и религиозной нетерпимости, которые создают угрозу безопасности страны. Поэтому сегодня всё большую важность для государственных и муниципальных органов управления приобретает проблема толерантности. Особенно актуальна она для Юга России с его полиэтническим и поликонфессиональным устройством.

На Северном Кавказе национальные движения, этнические группы играют очень важную роль в сохранении и развитии культурной целостности и сохранении уникальности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но, к сожалению, в ряде случаев этнический фактор стал сегодня основой для появления программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие. Именно поэтому формирование идей толерантности в массовом сознании жителей региона должно выступать в создавшихся условиях в качестве основы сохранения безопасности.

Для создания в социуме конструктивного уровня толерантности необходимо, чтобы не только система обучения и воспитания, но и все социальные и политические институты ориентировали человека на установку на солидаризм, на позитивную оценку того, что в рассмотрении любой проблемы возможны разные подходы, и мнения об этих проблемах могут быть разными. Но эта установка должна быть подкреплена и установкой на уверенность, то есть определенными социальными гарантиями. В противном случае возникает дисбаланс интересов.

Так, различные социологические исследования, проводимые в нашем регионе, говорят о том, что население разделяет идеи толерантности. Однако положительная в целом оценка толерантности далеко не всегда согласуется с реальным поведением, не получает практической реализации. Причинами этого являются усиливающаяся социальная дифференциация, девальвация ценностей, солидаризма, коллективизма, трансформация повышения социальной справедливости, культурно-духовная стагнация.

Следовательно, для достижения социального согласия в современном обществе просто наличия толерантного сознания не достаточно. Оно формирует лишь предпосылки консенсуса в восприятии приоритетов цивилизационных задач, требующих фундаментального осмысления и научно-обоснованных практических программ их решения. Особенно это ясно сегодня, когда освоение ментальности, основанной на законах толерантного отношения друг к другу, становится ключевой предпосылкой адекватного ответа общества различным вызовам и угрозам безопасности.

Культура толерантности, рост самосознания общества - это условие укрепления адекватного стратегического мышления на уровне государственного руководства. И решающее значение в этом процессе принадлежит политической воле государства, направленной на решение всего круга социальных, экономических и политических проблем нашего общества.

Сегодня, когда человечество вступило в новую эпоху своего существования, жизнеспособность и конкурентоспособность региона и государства в целом во многом зависит от способности перестраивать и переналаживать управленческие структуры, унаследованные от государства вчерашнего дня, и тем самым динамично противостоять угрозам и вызовам стабильного развития.

Говоря о региональной политике безопасности, нельзя не коснуться и значения регионального фактора во внешнеполитическом курсе обеспечения безопасности страны.

Культура толерантности, рост самосознания общества - это условие укрепления адекватного стратегического мышления на уровне государственного руководства.

В 2000 году Президентом Российской Федерации была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации. Высшим приоритетом внешнеполитического курса России в Концепции названа защита интересов личности и государства. Целями внешней политики выступают:

*
обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;
*
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепринятых нормах международного права;
*
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики, повышения уровня жизни проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
*
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах;
*
поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;
*
всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
*
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народовРоссии в иностранных государствах.

В настоящее время картину мира меняют и подводят мировое сообщество к новому состоянию семь мощных сил: реализация геополитической мощи США, бурный рост экономики индустриальных лидеров мира, ослабление государств-наций, обращение государств к новой идентичности, поляризация богатого и бедного населения планеты, феноменальный демографический рост населения, влияние науки на развитие производительных сил.

В целях выполнения поставленных задач участие регионов Российской Федерации в международных и внешнеэкономических связях необходимо рассматривать как важное направление укрепления федеративных отношений и российской государственности в целом. На это акцентирует внимание закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", который вступил в силу в начале 1999 года. В 2001 году была утверждена Концепция работы МИД России по координации таких связей. Этими документами были определены основы и условия для включения российских регионов в эффективное межрегиональное взаимодействие. Международные связи субъектов Российской Федерации становятся одним из инструментов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности страны.

Нельзя не замечать, что трансформация современного политического пространства, превращение его в пространство глобальное, влияют не только на особенности процесса управления на глобальном уровне, но и на специфику развития всех иных управленческих ступеней. Это позволяет утверждать, что происходит становление новой парадигмы международных отношений.

Изучение комплекса проблем политического управления в меняющемся мире позволяет выявить предпосылки и возможности включения отдельных регионов России в качестве новых участников международного сотрудничества. В частности, регионов Юга России. Этот процесс позволит укрепить экономику регионов и во многом снять социальную напряжённость.

Но такой процесс не может гарантировать успешную реализацию национальных интересов, если не будет сопровождаться развитием внутриполитического партнёрства тех государственных органов и организаций, органов субъектов Российской Федерации и общественных структур и движений, которые связаны с международной сферой.

Поэтому сегодня для преодоления инерции прошлого целесообразно выделить приоритетные направления сотрудничества. Таковыми могут быть: инвестиционная и финансовая деятельность, развитие транспортных инфраструктур, гармонизация таможенных режимов, создание общей энергетической системы.

Однако продвижение по этим направлениям должно быть подкреплено развитием гуманитарного взаимодействия, связей на местном уровне, созданием необходимых организационно-экономических условий для развития хозяйствующих субъектов региона Юга России.

Несомненно, южные регионы страны уже сейчас вовлечены в достаточно активно развивающиеся международные связи. Это наглядно подтверждает опыт города Ставрополя и всего Ставропольского края. Но в условиях углубления глобальной взаимозависимости, нарастания неопределённости вектора глобальных перемен требуется более эффективная координация действий всех государственных органов и негосударственных организаций на международной арене.

Обеспечить стабильное и безопасное развитие глобальной цивилизации можно только при достижении оптимального соотношения национального и международного уровней управления, то есть многоуровневой модели политического управления. Следует согласиться с известным российским исследователем-международником А.И. Уткиным, что в настоящее время картину мира меняют и подводят мировое сообщество к новому состоянию семь мощных сил. К ним А.И. Уткин относит: реализацию геополитической мощи США, бурный рост экономики индустриальных лидеров мира, ослабление государств-наций, обращение государств к новой идентичности, поляризация богатого и бедного населения планеты, феноменальный демографический рост населения, влияние науки на развитие производительных сил.

Совокупность ценностных ориентаций и правовых норм остается важной движущей силой, мотивирующей политическую деятельность на всех её уровнях.

В современном мире нельзя не замечать увеличения арсенала средств осуществления политической деятельности. Традиционные средства участников международных отношений - сила, убеждение и обмен - приобретают новые формы. И здесь определяющая роль, как и в отношениях внутри страны, принадлежит толерантности.

Сегодня у участников международных отношений всё более выделяется стремление к компромиссу, консенсусу, сотрудничеству и взаимодействию.

В международной практике особенно важным становится искусство компромисса, представляющего собой договоренность между субъектами мировой политики о разрешении противоречий, конфликтов между ними путём достижения согласия на взаимные уступки, когда это не касается жизненно важных национальных интересов или глобальных интересов. Но субъектами компромисса могут выступать не только государства, а отдельные политические и общественные деятели, различные политические институты.

Консенсус достигается как на уровне общества в целом, так и на уровне социальных общностей и групп, политических партий на основе законности, прав и свобод личности. Стремление к консенсусу определяется целями субъектов политики, поэтому желание добиться их становится действенным стимулом к поиску компромиссов. Следует отметить, что консенсус по международным вопросам достигается на базе консолидации нации в общности понимания национально-государственных интересов.

В тактическом арсенале могут активно использоваться разнообразные средства и формы. Это - учёт расстановки политических сил на различных этапах осуществления выдвинутых стратегическим руководством целей; согласование отдельных действий субъектов политики; организация поддержки обществом политического курса; налаживание механизма взаимодействия общественно-политических сил, разделяющих линию стратегического развития; политическая нейтрализации оппозиции. Такие тактические средства и формы отличаются универсальностью и поэтому наблюдаются как на национальном, так и на глобальном уровне.

В аккумулировании политических ценностей нельзя не учитывать и важную роль общественных структур. В роли политических ценностей могут выступать политические программы, платформы, концепции, правовые и нравственные нормы, представления о свободе, справедливости, порядке, правах граждан и т.п. Совокупность ценностных ориентаций и правовых норм остаётся важной движущей силой, мотивирующей политическую деятельность на всех её уровнях. Об этом свидетельствует повышение значимости устойчивого развития, глобальной этики, культуры мира и международного права.

Сегодняшнюю Россию, несмотря на все трудности преодоления страной переходного периода, можно рассматривать как один из национально-государственных символов меняющегося мира. Не случайно во всех дискуссиях о цивилизационной принадлежности России признается, что она представляет собой уникальный симбиоз западных и восточных цивилизационных параметров, которые позволяют утверждать наличие её культурно-цивилизационного своеобразия. Даже в изменённой системе геополитических координат России удается сохранять значительный политический, экономический и духовный потенциал.

Тем не менее, сегодня Россия оказалась в ситуации, когда её будущее находится под угрозой. В рамках принятых в условиях современного миропорядка парадигм исторического развития лучшее, на что она может надеяться - это роль ресурсной кладовой для развитых государств Запада. В этих условиях рассчитывать на достойный уровень жизни её гражданам, а так же на заметную роль в системе международных отношений не приходится. При неблагоприятном развитии событий можно ожидать реализацию самых пессимистических прогнозов. Так, если политические и социально-экономические процессы в России не будут отвечать планам формирующейся новой глобальной элиты, страна может лишиться возможности вести самостоятельное национально-государственное существование.

Россия представляет собой уникальный симбиоз западных и восточных цивилизационных параметров, которые позволяют утверждать наличие её культурно-цивилизационного своеобразия. Даже в изменённой системе геополитических координат России удаётся сохранять значительный политический, экономический и духовный потенциал.

В таких условиях прогнозировать благосостояние граждан России невозможно в принципе. Учитывая, что подобные перспективы развития мало приемлемы для российского общества, его приоритетной задачей становится выработка собственного видения прогресса и собственной стратегии развития в новом тысячелетии. Россия вынуждена исходить из объективного состояния бытия, суть которого состоит в ограниченности мировых и собственных ресурсов, прессинга со стороны глобальной финансовой системы, нежелания большинства развитых обществ видеть её в роли полноценного субъекта мирового процесса.

Являясь самодостаточной страной, Россия должна формулировать стратегию собственного развития, опираясь на свои ресурсы, но в то же время учитывая мировой опыт социально-экономического развития, равно как и отечественную национально-культурную традицию. Важнейшими отправными пунктами её стратегии развития должны стать: повышение уровня благосостояния собственного народа, перенос человека в центр всей экономической системы, расширенное духовное воспроизводство как основа стиля жизни. Данная стратегия позволит выйти России за пределы индустриального общества, минуя недостатки современного капитализма, и предоставляет ей разумную и реальную перспективу развития, обеспечивающую достойное место в мире XXI века в условиях глобализации.

Дискуссии последних лет о стратегических приоритетах развития России привели, наконец, к согласию о том, что ни безопасность страны, ни гражданский мир, ни успешность отечественного производителя на открытых рынках, не могут быть устойчивыми

*
если большинство жителей страны не имеют общих для них ценностей и устремлений;
*
если предлагаемые обществом устремления и ценности не обещают в ощутимом будущем жизненного успеха, достатка и здоровья;
*
если со стороны населения нет информированного согласия с происходящими в стране изменениями, нет встречной гражданской поддержки проводимых властью реформ;
*
если в обществе не складывается новая социальная солидарность и широкое социальное партнерство для решения значимых проблем развития страны.

Исследования общественного мнения, материалы прессы, данные различных наблюдений говорят о том, что для людей сегодня важно, чтобы в каждом регионе, городе сообщества граждан имели бы возможность работать над проектами своей будущей жизни и публично обсуждать их. Современное общество давно готово к прямому участию в поддержке социального и гуманитарно-культурного развития, к принятию ответственности за него и эффективному использованию полномочий.

Это даёт основания утверждать, что в российском обществе имеются значительные социальные ресурсы, слабо используемые пока государственной властью для решения важнейших проблем общественного развития.

Построить их приоритеты в масштабах всей России представляется затруднительным, поскольку каждый из субъектов Федерации обеспокоен теми проблемами, которые злободневны конкретно для него.

И в этой связи я считаю очень важным создание в нашем регионе Института региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Он непременно должен стать координирующим и направляющим органом по созданию новой социальной политики, опирающейся на современные гуманитарные технологии и управленческие компетенции, способной мобилизовать социальные ресурсы общества и дающей ответы на наиболее сильные вызовы современности.

Это даёт основания утверждать, что в российском обществе имеются значительные социальные ресурсы, слабо используемые пока государственной властью для решения важнейших проблем общественного развития.

Проведённый в марте 2006 года под эгидой этого института Гражданский форум Юга России - важный шаг на пути к взаимоприемлемому уровню социальной солидарности в обществе вокруг идеи гражданской государственности, сохранению и поддержанию безопасности нашего региона, в первую очередь, решению межнациональных проблем на основе идей толерантности.

Дмитрий Кузьмин, глава города Ставрополя, кандидат экономических наук,председатель Совета Ставропольского регионального отделения Российской партии Жизни
http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1058
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован