27 октября 2006
3742

Дмитрий Львов о проекте `Сахалин-2`: `Вертикаль власти совершенно неудовлетворительна, когда превыше ставятся интересы бизнеса, а не интересы народа России`

(Комментарии экспертов)
Приостановлены работы по проекту "Сахалин-2", который уже закончен на две трети.

Министр природных ресурсов Ю.Трутнев заявил, что оператора проекта "Сахалин-2" будут ждать серьезные санкции, если он не исправит все недочеты в срок.
"Если компания (Сахалин Энерджи) предложит исчерпывающий план по устранению ущерба окружающей среде, и он (план) будет нами принят, то не будет целесообразно останавливать проект. Если такие меры не будут приняты, то возможны другие санкции", - сказал Трутнев журналистам по окончании консультативного совета по иностранным инвестициям в понедельник. Он заявил, что в конце месяца он сам посетит Сахалин, чтобы лично увидеть тот объем работы, который оператор проделает.
Он отметил, что глава компании Shell Йерун ван дер Вир сообщил о том, что компания уже приступила к исправлению ситуации на Сахалине. "Мне хотелось бы своими глазами убедиться, что это так", - подчеркнул Трутнев. "Совершенно очевидно, что там будут устранимые проблемы и проблемы неустранимые", - сказал министр, отвечая на вопрос, идет ли речь о финансовом возмещении причиненного ущерба.


Конфликту государства и иностранных нефтяных компаний, допущенных в 90-е годы к разработке российских месторождений (при помощи всем известных российских политических деятелей правого толка - Ред.) целый сюжет посвятил тележурналист и политолог Алексей Пушков в авторской программе "Постскриптум" на ТВЦ. Публикуем выдержки последнего выпуска этой программы, вышедшей в эфир 14 сентября 2006 г.

Алексей Пушков: Тем временем продолжается конфликт между российским государством и иностранными нефтяными компаниями, которых в середине 90-х годов допустили к разработке нефтегазовых месторождений на Сахалине. В основе сотрудничества лежали так называемые соглашения о разделе продукции. Тогда зарубежные инвесторы обязались разрабатывать трудные месторождения в обмен на большие налоговые льготы и очень выгодные условия раздела прибыли. Плюс к этому они также обязывались вкладывать деньги в инфраструктуру региона. Однако недавно выяснилось, что у иностранных компаний были собственные представления о своих обязательствах. Кроме того, под угрозой оказалась уникальная природа Сахалина. Так что же мы в результате получили от пресловутых СРП, и нужны ли они нам вообще? Об этом в материале Артема Широкова.

Репортаж Артема Широкова

КОРР.: Те, кто принимал в 95 году закон о СРП, не могли не понимать, что для России он невыгоден. Однако наших либералов, видимо, это устраивало. Им нужны были быстрые деньги на реформы, вот они и соглашались буквально на все. Судите сами. От того, что наши нефтегазовые месторождения разрабатывают иностранцы, Россия получает всего десять процентов от их прибыли. В других странах государство имеет не менее 17,5 процентов. При этом ставка за пользование недрами у нас тоже самая низкая в мире. К примеру, в США она достигает 16 процентов, а в Росси всего шесть. Более того, затраты на строительство всей инфраструктуры, от дорог и трубопроводов до заводов и аэропортов, мы компенсируем иностранным компаниям полностью, а в мире принято покрывать эти расходы в среднем на 70 процентов. Ясно, что все это вполне устраивало Запад, и в особенности транснациональные нефтяные корпорации. Это полностью устраивало и МВФ. Проекты СРП появлялись как грибы после дождя, а на Западе даже еще и сетовали, что Россия соглашается далеко не на все из них, хотя изначально там были прописаны кабальные для нас условия.

Дмитрий ЛЬВОВ, председатель секции экономики отделения общественных наук РАН: Это называется коррупцией. И совершенно неудовлетворительная вертикаль власти, когда превыше ставятся интересы бизнеса или чего-то еще, а не интересы народа России. От государства требуется высокая ответственность в том, чтобы оно правильно прописало условия, прежде всего ренту, какой доход, а это львиная часть должна принадлежать государству. Все должно быть здесь прописано и стоять на страже интересов.

КОРР.: Такая политика привела к тому, что мы не только теряли колоссальные деньги и контроль над своими месторождениями, но и, как выясняется, приобрели еще и другие, не менее серьезные проблемы. И вот в начале сентября Россия приостановила работы по проекту "Сахалин-2", который был уже закончен на две трети. Связано это с нарушениями в экологической сфере. И сразу, будто по команде, в западной прессе поднялась волна критики в адрес России. Как пишет британская "Таймс", "забудьте о серых китах, лососи и сохранении девственной природы Сибири. Борьба между компанией "Шелл" и Кремлем по поводу гигантского проекта по сжижению природного газа на острове Сахалин ведется из-за долларов и центов, а не из-за экологических разрешений". Ей вторит другое британское издание "Обсервер": "Сильная рука российской националистической нефтяной политики разминалась довольно долго. Но теперь она, видимо, решила продемонстрировать всю силу своих накачанных мускулов". Другими словам, Запад обвиняет Россию в том, что она специально цепляется за экологию, лишь бы пересмотреть невыгодные для себя соглашения. Специально или нет, но никто не может отрицать, что претензии-то вполне обоснованы. Выводы комиссии Росприроднадзора, которая побывала на Сахалине в конце сентября, лишь подтвердили подозрения. По словам зам.главы этого ведомства Олега Митволя, иностранные инвесторы грубо нарушают экологические нормы при разработке месторождений.

Олег МИТВОЛЬ, заместитель главы Росприроднадзора РФ: Большое количество уничтожено нерестовых рек, то есть из-за неправильных инженерно-технических решений, из-за отсутствия инженерной защиты. Вы понимаете, что такое уничтоженные нерестовые рыбы - это уничтоженная рыба в нескольких поколениях. Аквалангисты нам доставали и мутировавших звезд, у которых вместо пяти лучей, как положено, три. Это и рыба с красными пятнами, которая появилась в этом году. То есть очень серьезные проблемы.

КОРР.: Следует отметить, что проблемы в последнее время возникли не только у проекта "Сахалин-2". Есть они и у российско-британской "ТНК-БП" на крупнейшем в Сибири Кавыктинском газовом месторождении. Появились вопросы и к проекту "Сахалин-1", за которым стоит американская компания "Эксон". Не все гладко и у французской "Тоталь" на месторождении Харьяга. При этом заметим, что никто пока не собирается отнимать у них лицензию. Просто Россия обратила, наконец, внимание на колоссальный ущерб для своей экологии.

Олег МИТВОЛЬ: Я хочу сказать, что это суммы более десяти миллиардов долларов, ну, в общем, по разным оценкам, это от 10 до 50 миллиардов долларов. И мы считаем, что если ущерб стране был нанесен, то, естественно, проект коммерческий, и я считаю, что вполне справедливо компании заплатить за тот ущерб.

КОРР.: Однако платить, похоже, никто не собирается. Более того, с России хотят получить еще больше. Стоимость проекта "Сахалин-2" иностранцы теперь оценивают не в 11, как было первоначально, а уже в 20 миллиардов долларов. Россия с таким поворотом категорически не согласна. Ведь золотой дождь на регионы, который обещали иностранцы, с их приходом так и не пролился. Но с кого сегодня спрашивать? Как говорится, иных уже нет, а те далече. Ведь прежде чем закон попал на подпись к Ельцину, он прошел и долгие дебаты в Госдуме, и многочисленные комиссии выезжали непосредственно на Сахалин. Так что уже в 95-м году можно было предсказать возможные опасности для нашей экологии.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат ГД РФ: Лоббирование со стороны правительственных ведомств, которые фактически шли на поводу у западных компаний, было очень большое. Думу они, таким образом, пробили. А комиссии, которые затем создавались каждый раз, не вникали в суть соглашений, которые готовились. Депутатов вывозили на Сахалин, хорошо принимали. Потом они приезжали и докладывали Думе, что все нормально. Чтобы привлечь иностранного инвестора в сложное месторождение, для которого, якобы, у России нет денег, необходимо идти на эту форму. Сама форма раздела продукции специально создана для того, чтобы государство, которое принимает инвестиции, фактически не могло отстоять свои права.

КОРР.: Отсюда понятно, почему сегодня во всем мире идет ужесточение режимов разработки нефтегазовых месторождений иностранцами.

Светлана ОРЛОВА, вице-спикер Совета Федерации РФ: Самое главное богатство в следующем веке - это наши ресурсы, и нельзя их разбазарить сейчас, чтобы ничего не оставить нашим потомкам. Поэтому считаю, абсолютно правомерные действия. А вот инвесторам, конечно, надо сегодня внимательно посмотреть и показать, почему вы не выполняете договора, те, которые вы давали. Я же вам говорю, там, где они живут, там рай, а там, где остальная часть Сахалинской области живет, там рая никакого нет. Как же так?! Что за инвестиционный проект, если мы из федерального бюджета даем на налоговые выпадающие Сахалинской области? Там должны быть уже пять аэропортов, самые лучшие дороги в мире. Двухэтажные дома, выдерживающие сейсмостойкость, потому что это серьезный остров. Ни в коем случае, чистая вода, чистая рыба... Ну-ка, попробуйте вы в Японии не соблюсти экологию нашим судам, которые заходят в порт, российским. Припечатают вам быстренько сегодня, что вы должны заплатить, и еще потом ваши суда никто не пустит.

КОРР.: В любом случае, соглашения о разделе продукции в России, видимо, приказали долго жить. У нашей страны сейчас достаточно средств, чтобы самой добывать свои природные ресурсы и самой получать прибыль. Иностранные же компании могут участвовать, но только на выгодных для нас условиях. Такой политикой Россия лишь подтверждает, что она не является страной третьего мира, с которой Запад может вести себя так, как ему заблагорассудится.


Glazev.Ru

16 октября 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован