07 марта 2007
1315

Дмитрий Медведев о целях и инструменте приоритетных национальных проектов

Институт развития гражданского общества и местного самоуправления (ИРГОМС) как активный пользователь Интернета недавно принял участие в Интернет-конференции Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, послав на сайт организаторов Интернет-конференции свой вопрос. К сожалению, он не попал в число тех вопросов, на которые Дмитрий Медведев ответил в прямом эфире. Смысл нашего вопроса состоял в том, насколько новая социальная политика государства, реализуемая в виде приоритетных национальных проектов, может послужить локомотивом ускоренного развития всей экономики страны. Заканчивая свою Интернет-конференцию, Дмитрий Медведев пообещал, что он с помощниками обязательно постарается ответить на все поступившие вопросы, а их набралось более 8 тысяч. Нам остаётся только ждать.

Но среди многих вопросов, на которые уже ответил Дмитрий Медведев, мы обнаружили один вопрос, который в какой-то мере созвучен нашему вопросу. Его задал пользователь Интернета Игорь, 30 лет, из города Москвы: "У проекта должны быть Цели. Какие цели у национальных проектов? Цели должны быть SMART (конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, определёнными во времени). Насколько цели соответствуют этим критериям? Есть ли у национальных проектов сайт, где можно отслеживать движение к этим целям?".

О целях приоритетных национальных проектов Дмитрий Медведев, сославшись на то, что он уже неоднократно их озвучивал, ответил кратко: "цели у национальных проектов совершенно очевидные. Как это ни пафосно прозвучит, но это все-таки повышение качества жизни людей по всем направлениям, которыми мы занимаемся - и здравоохранение, и образование, и возможность приобрести жилье, возможность нормально жить и трудиться в деревне, а самой деревне производить значительное число полезных продуктов для города". А вот на инструменте их достижения при реализации приоритетных национальных проектов остановился гораздо подробнее.

Он объяснил, что в качестве инструмента реализации был выбран относительно новый для нынешней исполнительной власти проектный подход. Медведев отметил, что исполнительная власть и в советское время и в последние годы пыталась реализовать "кучу самых разных программ", но их беда состояла в том, что "у этих программ нет своего инструментария".

И Дмитрий Медведев популярно объяснил, в чём состоит основное различие между проектной формой реализации какой-либо программы и обычного исполнения. Он сформулировал это различие достаточно точно и понятно:

"Дело в том, что существует специальный набор совещаний, где подолгу обсуждаются те или иные вопросы. Основная проблема государственного управления заключается в том, что между этими совещаниями, такими длинными и серьезными, и реализацией решений, которые приняты на этих совещаниях, проходит крайне длинный период.

Проектная же работа - она другая. Она дает возможность за несколько лет реализовать все-таки определенные позиции, добиться ощутимых результатов в конкретных вопросах. Естественно, отнюдь не решить все те проблемы, которые есть в упомянутых сферах нашей жизни, но добиться каких-то значимых изменений по вот этим очень важным фрагментам и с учетом этого двинуться дальше.

Поэтому у национальных проектов есть и сроки, и своей инструмент. Этот инструмент - это особый способ принятия и реализации решений. ... эта проектная работа, она направлена на то, чтобы собрать эти части в единую цепочку, и разрыв между решениями, которые принимаются, допустим, Советом по реализации национальных проектов, нашим президиумом, и уже воплощением этих решений, допустим, в нормативные акты, сократить до очень короткого периода.

В ряде случаев нам это удается. И мы этим довольны. В ряде случаев нам бы хотелось, чтобы это шло быстрее. Но мы стараемся это делать".

ИРГОМС считает, что если проектный подход будет удачно отработан при реализации приоритетных национальных проектов, а первый год их реализации это подтверждает, то его применение можно и должно распространить и на решение задачи ускоренного развития других отраслей экономики, причём, тщательно выбрав такие сферы, которые в относительно короткие сроки совершат диверсификацию всей экономики России.

Ведь всё новое в какой-то степени это хорошо забытое старое. А нам есть что вспомнить, например, реализацию "атомного" и "ракетного" проектов в Советском Союзе. Деды и отцы наши смогли, сможем и мы.

Олег Родионов - генеральный директор Института развития гражданского общества и местного самоуправления.

07 марта 2007 года.
www.nasledie.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован