Дмитрий Игоревич, какими методами можно повысить капитализацию российской экономики? Нефтянка показала, что этой цели можно добиться, но в нефтянке слишком сильна специфика. А как повышать капитализацию в других секторах?
На фондовом рынке торгуют очень небольшой объем ценных бумаг, и эти ценные бумаги сосредоточены в нескольких секторах. Прежде всего, торгуется нефтянка, торгуется в некоторой степени телеком, может быть что-то из металлургии. Но на самом деле основной интерес инвесторов сосредоточен на нефтянке. Это объясняется, прежде всего, относительно высокой доходностью бизнеса. А в случае с ЮКОСом играет роль еще и открытость компании. Другие российские предприятия, например, тот же "Русский алюминий" значительно более закрыты, его акции не торгуются активно на рынке и поэтому возникает вопрос открытости компаний, учета влияния и мнения миноритариев. Это основное необходимое условие повышения капитализации для любой компании. Но открытость будет порождать требования платить налоги, показывать реальный уровень рентабельности. Пусть даже несколько занижаемый, но все-таки достаточно близкий к реальному. Не все компании в России к этому готовы.
Необходимы выход на рынок, открытость, учет мнения всех инвесторов, а не только тех, кто владеет значительными пакетами.
Существуют апробированные подходы, с которыми знакомо общество. Уже есть привычка рефлексировать на то или иное действие тем или иным образом, это и может привести к росту капитализации: открытость, высокая рентабельность, относительно высокое качество управления бизнесом. А чем могут похвастаться многие современные российские компании? Многие олигархи привыкли добывать собственность в боях, а как этой собственностью распоряжаться, как этой собственностью грамотно управлять знают далеко не многие. Задача в том, чтобы привлекать квалифицированный менеджмент к управлению организацией.
Может быть это заявление носило и политический, декларативный характер, но стремление Ходорковского уйти на покой в 2007 году и перестать заниматься управлением компанией, думаю, способствовало некоторому росту капитализации ЮКОСа. Необходимо передавать управление бизнесом в руки профессиональных менеджеров, а акционерам заниматься другими делами. У них не получается это делать блестяще. Возможно, среди владельцев компаний и есть гениальные менеджеры, но таких единицы. А это значит, что пришло время менять подход к управлению бизнесом.
23 мая 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=38648