"Пиар-конфликт" между "Яблоком" и СПС - еще одно доказательство того, что в России наконец-то настала эпоха рациональной политики
За три летних месяца российская партийная политика сделала скачок, значение которого трудно осознать. Как ни странно, речь идет о становлении реальной многопартийности - это раз - и о качественно новом содержании партийности - это два.
ЮКОС, "Челси", война Сергея Митрохина с РАО "ЕЭС", "питерские", "семейные"... В конечном счете все это - лишь поверхностное проявление глубинного перемещения тектонических масс у нас под ногами. Как-то незаметно ушло ощущение "судьбоносности". Взамен пришли раздражение и усталость: "Да шли бы вы все с этими выборами!.." Между прочим, очень рациональная реакция. Потому что она фиксирует изменение политической культуры: вот проблемы власти, а вот проблемы мои, и между ними нет почти ничего общего! Удивительное открытие для советского человека, рожденного быть винтиком и не отделять себя от государства.
НЕОБЩЕЕ "МЫ"
Сегодня явно не проходит модель "мобилизационно-альтернативного" голосования, которая верой и правдой служила политтехнологам последние 10-12 лет. Или ты за Ельцина, или "не дай Бог!". Не хочешь Лужкова - Примакова, голосуй за Путина - Шойгу. "При всем богатстве выбора иной альтернативы нет!" - характерный по внутренней противоречивости рекламный слоган тех детских лет.
С начала девяностых думающая часть истеблишмента упорно пыталась вырастить пару умеренно буржуазных партий, на плечи которых можно свалить груз парламентских интриг - "левый центр" против "правого центра". Рыбкин (Федоров, Говорухин, кто там был еще?) против Черномырдина, Шахрая и пр. Но сузить амплитуду судьбоносного маятника не удавалось. Или "мы" с теми, или "мы" с этими. В середине было не за что зацепиться.
Сегодня пропала острота этого общего "мы". И сразу - хлоп! - в центре не протолкнешься. А по краям политического спектра - странная пустота. Сами собой, без титанических усилий народились в изрядном количестве и левоцентристы, и правоцентристы. Ушла идеологическая запальчивость. Кому интересен Анпилов, которого даже друзья зовут "Витька- мегафон"? Зюганов откровенно выставляет себя в качестве европейского социал-демократа. У Жириновского в речах появилась отеческая мудрость, а в очах - сдержанная печаль. В некоторых ракурсах он теперь даже чуть-чуть похож на Черчилля. Говорят, тайком учится курить сигары.
Короче - все, решительно все против резких скачков. И за вдумчивые шаги в правильном направлении.
Повзрослела Россия, что ли?
КОРПОРАТИВНАЯ ЛИНЬКА
Сформировались достаточно широкие экономические и вслед за ними политические коалиции. Партии из образований ценностно- идеологических превратились в группы по интересам. И сегодня они стоят перед новой проблемой: или по старинке голосить о нетленных и недостижимых ценностях, или честно раскрывать рациональные мотивации. Нетленных ценностей мало, партий много. На всех не хватит. Приходится рационально объяснять, чем твоя группа лучше соседской, которая эксплуатирует ровно тот же набор идеологических клише. Но объяснять - значит определяться. Что чревато сужением электоральной базы.
Самые ожесточенные битвы идут не между противоположными краями политического спектра, как раньше, а между ближайшими соседями. Партийные бренды переживают период линьки и миграции.
Вот вам, допустим, "центристы". Если "Единой России" - партии успешного чиновничества, ловко сросшегося с бизнесом, - нужна стабильность, государственность и "великая Россия вместо великих потрясений", то "Народной партии", сформированной в интересах опоздавших к приватизации военных, "потрясения" не кажутся чрезмерной платой. В самом деле: может ли Россия быть истинно великой, пока у генералов нет собственности?..
Но есть и родовое сходство. Обе партии "центра" - структуры сугубо корпоративные, с четким сознанием группового интереса - тщательно скрывают свою корпоративность от избирателя. Обе стремятся выдать себя за "партии ценностей" и поэтому никак не могут поделить лозунги патриотизма, государственности, народности, а заодно и фигуру президента. Если добавить сюда "Партию жизни" и прочую "центристскую" мелочь, то становится понятно: без четкой разводки "Единой России" - дальше направо, а левой "Народной партии" - дальше налево они сожрут скорее друг друга, чем главных противников Кремля. И если эти две корпорации в ближайшее время не договорятся на самом верху и не разделят поле, неизбежна новая скоропалительная война "питерских" с "олигархами" - ближайших соседей в коридорах власти.
ЛЕВАЯ ИНТРИГА
КПРФ пережила тяжелый внутренний кризис, из партии интересов старой номенклатуры перейдя в разряд чисто электоральной партии. В этом смысле она сегодня одна из самых демократичных: административный ресурс почти полностью ушел к "центристам", за спиной Зюганова - только жаждущие справедливости простые люди. В принципе это очень на пользу коммунистам. Идеологические страшилки 90-х утратили силу, а в стране, где огромная доля населения по-прежнему кормится при бюджете, мысль о перераспределении собственности и денег не может не вызвать бурных, продолжительных аплодисментов.
Левый избиратель заметно рационализировался. Ему не нужны сказки про коммунистическое далеко, да и про дело Ленина - Сталина тоже. Он больше интересуется увеличением зарплат и социальных выплат. Рациональнее стал и сам Зюганов. Это оценили и Березовский, и Ходорковский, которые каждый со своей стороны спешат инвестировать привлекательный проект. Не хуже ситуацию понимают и в Администрации президента, которая быстро выводит на левый фланг убедительный тандем Глазьева - Рогозина. Эти молодые люди должны ясно и конкретно нарисовать лево- центристскому избирателю как раз ту картину мира, которую он ждет: законный и справедливый отъем денег у богатых и столь же справедливое их перераспределение в интересах Родины. Значит, у Зюганова на выборах будут соседи- соперники с неплохими шансами на удачу. И, соответственно, трудно предсказуемая интрига в непривычном формате.
ГРЕШАТ, НО НЕ ИЗМЕНЯЮТ
Чисто "идеологических" партий, без более или менее явного отсыла к рациональным интересам осталось только две - "Яблоко" и ЛДПР. Характерно, что они одинаковы по своей чисто лидерской природе. Им переход в эпоху рациональной политики дается интереснее всего.
ЛДПР легче: имидж Жириновского позволяет непринужденно сопрягать несопрягаемое, с одинаковой убедительностью проповедуя перед левыми, правыми, бедными, богатыми, националистами и интернационалистами. Главное, чтобы слушатели не были слишком угнетены образованием. За этого человека можно быть спокойным: в Думе он один из самых рациональных и в этом качестве нужен там очень многим.
Собственно, "Яблоко" в практическом смысле тоже чрезвычайно рационально и гибко. Но на уровне общения с избирателем - воплощенная идеологическая чистота. Очень интересна в этом смысле информационная война с СПС - недавним союзником по демократическому флангу.
В идеологии "Яблока" на первом месте не политическая, а этически- нравственная составляющая. "Яблоко" не считает грехом союз с коммунистами или отход от идей либерализма к государственному дирижизму (то, что правые всегда именовали популизмом), но ни за что не согласится, чтобы это кем-то было воспринято как измена.
ЛИБО ДЕЛО, ЛИБО...
Между СПС и "Яблоком" - базовое расхождение. Первые готовы пожертвовать имиджем ради достижения практических целей. Вторые, наоборот, выносят практические цели на заклание ради сохранения безукоризненного имиджа.
В конечном счете, у каждого остаются свои избиратели. То, что Чубайс вместе с его антиимиджем включен в тройку федерального списка СПС, означает, что СПС намерен позиционировать себя как "партия дела". Это рациональный ход, бросающий "Яблоку" вызов: оно теперь вынуждено будет доказывать, что не является "партией слова".
Ответные меры "Яблока" этой проблемы пока не решают. Даже такая, как подчеркнутый отказ "Яблока" участвовать в шоу под названием "партийный форум". Жена Цезаря настолько вне подозрений, что ей не к лицу заключать общественные договоры.
Несомненно, на многих это действует. Но несомненно и то, что СПС и "Яблоко" окончательно разошлись не только в смысле верхушечных интриг, но и в чем-то сущностном. СПС, похоже, остается на правом фланге в одиночестве. И, скорее всего, будет дрейфовать в сторону все большего консерватизма, большей "правизны" в западном смысле слова. "Яблоко" же все очевиднее занимает позицию лево- либеральной партии интеллигентски-университетского типа, которых довольно много в парламентах Европы. Если их что-то и объединяет, то лишь принадлежность к западному ментальному миру. Явно недостаточно, если Россия будет развиваться в русле европейской рациональной традиции.
Итак, мечта о "единой демократической партии России" осталась в прошлом. И пока в нашей стране не состоится очередного "евразийского прорыва", у этой мечты нет повода для возрождения.
Дмитрий Орешкин
Московские новости
26.08.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001020