Пытаясь придать выборам характер плебисцита, власти сами себя загоняют в тупик. "Единая Россия" теперь не участвует в выборах, то есть в честной конкурентной борьбе. Благодаря Путину, она уже на начальном этапе предвыборной кампании подсчитывает голоса как будто бы отданные за нее. Понимая при этом, что 50 процентов - это голоса не за партию, ее лидеров и программу, а конкретно за Владимира Владимировича Путина. Вполне естественно, что она возьмет парламентское большинство.
А вот у "Справедливой России" положение тяжелое. Будто бы партии были даны определенные гарантии на прохождение в Думу, ан нет. Необходимость в ней отпала, вот и растерялись лидеры эсеров. C лозунгом "Мы любим Путина, но не любим правительство" уже выступать некорректно, можно так и голоса своих приверженцев потерять, а другие лозунги придумывать, изменять идеологическую составляющую за два месяца до голосования - уже поздно.
И все же, я полагаю, что эсеров не бросят, и в последний момент им будет оказана мощная поддержка. И эта пария все-таки пройдет в Думу.
Третьей парламентской партией вполне может оказаться КПРФ. Потому что она занимала политически правильную позицию. Сидела себе тихонько и ждала, когда мимо поплывут трупы ее политических конкурентов. Она оказалась единственной реальной оппозиционной партией. Поэтому свое получит.
Что касается либерально-демократического сегмента политического спектра, то формально существующие там три партии - "Гражданская сила", СПС и "Яблоко", по сути своей партиями не являются. "Яблоко" - самая старая из них, поэтому себя изжила. Она скорее мертва, чем жива, поэтому добровольно отказалась от борьбы. "Гражданская сила" - это скорее клуб по интересам, который возглавляет государственный чиновник. Она по определению не может быть в оппозиции к власти. СПС - партия крупных монополий и ее задача - отстаивать их интересы, но никак не народа. Какой-то процент приверженцев у них есть, но "мал их круг, страшно далеки они от народа", поэтому в совокупности процентов пять они наберут.
Поэтому, я полагаю, что Россия будет иметь трехпартийный парламент, в котором роль главной скрипки отведена "Единой России", на подхвате - "Справедливая", а роль оппозиции, которая ничего не решает - КПРФ.
- А как Вы прокомментируете предположения, высказанные Владимиром Путиным о свом возможном политическом будущем?
Что касается планов президента на будущее, то делать прогнозы на этот счет - дело неблагодарное. Скажу одно, Путин - это сторонник консервативной России, перерастающей в конституционную монархию. На первый взгляд, он действует импульсивно, но эта импульсивность - хорошо просчитанные ходы, основанные на достоверной информации. Поэтому утверждать, станет ли Путин главой самой крупной партии и спикером Думы, переподчинив себе силовой блок, а назначение председателя правительства и так находится в ведении Думы, т.е. в некотором подчиненном состоянии, я не берусь. Хотя и не исключаю такой вариант. Без внесения поправок в Конституцию де-факто сделать Россию парламентской республикой можно. Но может быть, он выберет иной вариант и сам станет председателем правительства. Сегодня об этом сказать трудно.
Дмитрий Рогозин, депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета ГД по безопасности.
экспертный клуб " 17 октября 2007
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=37360