Тверская область призывает добровольцев принять участие в ликвидации последствий экологического бедствия в результате крушения поезда с мазутом. Эти работы ведутся на фоне вспышки гепатита А, которым в области болеют уже 600 человек. Решение обеих проблем находится под личным контролем губернатора Дмитрия Зеленина. Он - в студии программы `Вести. Подробности`.
- Дмитрий Владимирович, беда не приходит одна. Что сейчас происходит
на месте крушения поезда?
- На месте крушения поезда ведутся работы по экологической зачистке территории. Работают службы железной дороги. Работают службы МЧС района и, конечно же, добровольцы. Основная задача сейчас - до конца расчистить территорию от упавших цистерн, а также убрать мазут с берегов Волги и Вазузы. Когда случилась авария, службы МЧС сработали вовремя и сбросили воду, понизили уровень реки. И весь мазут, большая его часть, осталась на берегах, что не позволило нефтяному пятну сместиться дальше по Волге. И все замеры Госсанэпиднадзора и все экспертизы показывают, что вода находится практически в норме на всем протяжении Волги и Вазузы. Теперь основная задача - собрать мазут с берегов, и это могут сделать служба МЧС, и, конечно же, добровольцы.
- Что делают эти добровольцы, как и на каких условиях?
- Добровольцы должны собирать мазут...
- Ведрами, лопатами?
- Лопатами, ведрами. Косить траву, собирать это все в специальные бочки и в полиэтиленовые пакеты и дальше отвозить и утилизировать. Добровольцы работают преимущественно на бесплатной основе или совсем за небольшие деньги. Например, им возмещают расходы на питание, дорогу. Очень важно собрать мазут как можно быстрее, потому что, если пойдут затяжные
дожди и уровень воды в водохранилище поднимется, то появится новая угроза: нефть может быть смыта с берегов в воду.
- Кто эти люди, добровольцы?
- Добровольцы - это прежде всего молодые люди со всей территории области и местные жители. Местные жители больше всего заинтересованы в том, чтобы очистить всю территорию. Среди добровольцев, например, из города Твери много молодежи - сейчас уже каникулы. Их подвозят на автобусах.
- У экологов есть такое выражение: очистить загрязненную территорию до состояния зеленой лужайки. Когда это будет возможно, и сколько
это будет стоить?
- Работы будут продолжаться месяц, 2 месяца, скорее всего. Если поверхность берегов будет очищена уже в ближайшие несколько недель, то на месте аварии работы будут продолжаться 2 месяца. А сколько это будет стоить, покажет, конечно же, работа. Но недешево. Это будет стоить несколько десятков миллионов рублей.
- И вторая напасть - вспышка гепатита А. Способны ли вы самостоятельно справиться с этой проблемой?
- С гепатитом А, я считаю, мы уже справились. Вспышки подобные той, что произошла во Ржеве, были и в других городах России. И, кстати, в недалекое время. И были более масштабными. И здесь можно сказать, что сработали хорошо средства массовой информации. И это позитивно, потому что удалось мобилизовать все население для того, чтобы локализовать эту вспышку. Сейчас больных прибавляется в больницах буквально по 2-3 человека в день. Это будет проходить еще месяц, потому что велик инкубационный период. Но в основном сейчас идет выписка больных. Уже выписано более 200 из 650 заболевших.
- Сами не боитесь заболеть?
- Сам я не боюсь заболеть. Надо соблюдать санитарные меры предосторожности. Как раз здесь добровольцы тоже помогли. Это
были студенты Ржевского медицинского колледжа и Тверской медицинской академии, которые ходили по домам, которые разъясняли гигиенические, санитарные нормы и заботились о том, чтобы выявить больных, чтобы больные пришли в больницы. Поэтому вот сейчас такое резкое снижение заболевших, потому что все больные выявлены.
- В этом году в Тверской области повышается зарплата врачам общей практики. Это означает, что вы на деле поддерживаете идею реформы здравоохранения Михаила Зурабова. Я это так понимаю. Как показала себя эта модель будущего здравоохранения на фоне вспышки гепатита?
Эффективно?
- На самом деле врач общей практики больше должен присутствовать в сельских районах, и организация офиса врачей общей практики - достаточно долгая работа. Врачи общей практики работают в Тверской области в рамках пилотного проекта Всемирной организации здравоохранения. Но, к сожалению, их не так много. В Ржевском районе, в Оленинском районе и в Зубцовском районе работает, к сожалению, пока только один офис врачей общей практики. Это профилактическая служба. Я считаю, что все врачи сработали хорошо, потому что выявление больных, профилактика, прививка вакцины - все прошло оперативно. Но если говорить о поднятии заработной платы для врачей общей практики, то в сельских районах это крайне необходимо, потому что не все врачи поедут в сельские районы. А должны быть квалифицированные врачи, которые могут оказывать медицинскую помощь по очень многим заболеваниям. И приоритетное направление в развитии здравоохранения в области - это врачи общей практики, для которых нужно организовать в ближайшие полтора года порядка двухсот офисов.
- У вас репутация одного из самых сильных менеджеров в России. А Тверская область, похоже, становится полигоном для испытания на прочность новых реформ. Как вам удалось смягчить введение 122-го закона, который для жителей многих регионов оказался столь болезненным?
- Ну, возмущение людей и выходы их на улицы были и в Тверской области. Но удалось, удалось смягчить общее внедрение 122-го закона прежде всего информационной поддержкой и обсуждением, всенародным обсуждением в
общественных организациях, на общественных советах, в ветеранских организациях по всей области. И это происходило не только в декабре 2004-го и в январе 2005-го, а с августа-сентября 2004-го. Поэтому в целом население было готово. Но, к сожалению, все-таки не удалось полностью реализовать те нормы 122-го закона, которые были прописаны таким образом, чтобы не вызвать возмущение населения. Прежде всего оказалось, что наложились реформы. Реформа ЖКХ - поднятие тарифов и 122-ой закон. Оказалось, что не до конца проработали транспортную проблему. Удалось ее решить достаточно быстро в январе, и теперь единый социальный билет в Тверской области стоит дешево, он стоит всего 64 рубля. Это тоже сказалось на общем настрое населения, и население воспринимает сейчас транспортную проблему достаточно спокойно.
- Вот Вы поднимаете, как в случае с 122-м законом, на борьбу журналистов. Вот коррупция. Вполне в либеральном ключе Вы объявили открытый конкурс на лучший антикоррупционный материал в прессе. А как у вас защищены журналисты, не будут ли они бояться?
- Если власть, местная власть, региональная власть работает активно, если хорошая мобильная команда, если стоит задача побороть коррупцию или уменьшить ее, то, конечно же, журналисты будут защищены. Они всегда могут обратиться к власти, и власть их защитит. Борьба с коррупцией - не только борьба административная. Это борьба информационная. Борьба через правовое обучение населения. Через прививку населению нормы о неприемлемости такой формы, как коррупция, и, конечно же, общественный контроль, партийный контроль за теми проявлениями, которыми так полна наша жизнь. Коррупция - очень сложная система, и побороть ее можно только всем миром.
- Вы были одним из авторов и одним из подписантов нашумевшего обращения видных членов партии `Единая Россия` с призывом к внутрипартийной дискуссии. Кстати, этих 30 с небольшим членов партии `Единая Россия` пресса уже объявила неким правым крылом в `Единой России`. Можете ли сказать, что Вы на практике в своей области проводите правый курс?
- Прежде всего хочу сказать, что, конечно же, это никакое не правое крыло. Дискуссия в партии должна быть. Должны широко и общенародно обсуждаться некоторые проблемы, которые касаются уточнения идеологии и работы партии. И могу сказать, что в области прежде всего я придерживаюсь либеральных тенденций и либеральных задач в экономике и в развитии общества. Но могу сказать, что не только либеральных. Либеральная направленность в экономике сейчас нужна для всей страны и для нашей области. Обязательно нужен патернализм в государственной политике и в
области, в ряде областей, прежде всего в социальной сфере. То есть те социальные реформы и те изменения, которые сейчас мы проводим в области, должны быть четко просчитаны, четко спланированы. Должен быть четкий календарный план, чтобы уменьшить социальные последствия. Патернализм должен быть и в стратегических отраслях экономики. Если касаться области, то это промышленность строительных материалов, это деревообработка, это земельные вопросы и обязательно патернализм, а не либерализм, должен быть в построении гражданского общества. Сейчас, на современном этапе. Для того чтобы общественные организации заработали в полную силу, должна работать власть, должна работать воля управленца. И я считаю, что в области мы планомерно решаем эти вопросы.
- Если я правильно понял, то и дискуссии на недавнем экономическом форуме в Петербурге, где взвешивались либеральная модель экономики и патерналистская, то Вы выбираете патернализм в социальной сфере и либерализм в экономике?
- Да.
- Пойдем дальше. Опять же о экспериментах, которые проводятся в
Тверской области. В СССР вполне в духе академика Лысенко пытались вывести нового человека. Сегодня же вы в Тверской области говорите о повышении качества человеческого ресурса. В чем разница, и что вообще Вы делаете в этой сфере?
- Прежде всего у нас, в России, человеческий ресурс это одно из конкурентных преимуществ. У нас образованная страна. У нас много людей с высшим образованием. У нас хорошее образование. У нас сейчас стоит задача сохранить тот уровень образования, тот уровень высших учебных заведений, который и определяет наш очень хороший человеческий ресурс. Если говорить про область, то прежде всего необходим областной заказ на
профессии. Какие профессии будут востребованы областью - промышленными предприятиями, бюджетной сферой - в ближайшие годы в расчете на 3-5 лет. Именно эти профессии должны быть основными учебными задачами для высших учебных заведений.
- Хорошо, а имеет ли отношение к теме повышения качества человеческого ресурса то, что происходит сейчас на берегах озера Селигер. Вот с какой таинственностью об этом пишет `Независимая газета`. `В Тверской области в живописном месте озера Селигер летом раскинется палаточный город на несколько тысяч соратников Якименко, собранных со всей России. Чему и как будут учить молодых патриотов, официально не сообщается. Мероприятие засекречено. В самой Твери на наши расспросы осторожно отвечают: `Молодежь соберут на тренинги и мастер-классы, которые в основном будут касаться управления людьми и процессами технологий манипуляций и методов противодействия им`. Понятно, что речь идет об `Идущих вместе`, но что это за секретность? Что, `Идущие вместе` уже в подполье?
- Нет, я думаю, что это дело самой организации - раскрывает она, чем будет заниматься или нет. Могу сказать, что на озере Селигер много таких молодежных лагерей, очень много. Студенчество со всех краев нашей большой страны едет на это прекрасное озеро и отдыхает в летних лагерях. Кроме этого, в Тверской области развиваются молодежные движения. Это и экстремальные виды спорта, это и добровольческие центры, о которых я рассказывал, они помогают организовать людей для помощи ветеранам, инвалидам, детям-сиротам и сейчас помогают в том числе убрать мазут с берегов реки. И развитие молодежных, общественных организаций нужно. Молодым людям надо объединяться. Если они объединяются в молодежные лагеря - это только хорошо. И тем более на берегах Селигера, который так славится своим прекрасным видом, своей прекрасной природой. И я считаю, что это только положительно. Нужно помогать молодежи объединяться. Что я и делаю.
21.06.2005
Государственный интернет-канал `Россия` 2001 - 2005.