Гены насильников и убийц занесут в общероссийскую картотеку
В России создается глобальная геномная база населения страны - в первую очередь в нее включат данные ДНК серийных убийц и насильников. Закон об этом уже рассматривается в Госдуме в третьем чтении. Уникальный идентификационный код, который заложен в человеке с рождения, - формула его ДНК - будет фиксироваться и вноситься в единую компьютерную систему.
Нововведение, на которое государство готово потратить солидные суммы денег, осложнит жизнь преступникам, совершившим тяжкие и особо тяжкие злодейства. Геномы таких людей будут в обязательном порядке взиматься специальными структурами.
Эти данные положено хранить до тех пор, пока человеку, находившемуся хоть раз в зонах лишения свободы, не исполнится 100 лет или же пока не будет установлен факт его смерти.
- Насколько мне известно, такой проект обсуждался на самом высоком уровне, - говорит член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Алексей Рысков. - Вначале были планы проводить генную экспертизу всех поголовно преступников. Затем круг возможных обязательных кандидатов сузили до тех, кто совершил тяжкие преступления. Это убийства и изнасилования. Поскольку чаще всего именно такие люди возвращаются к преступлениям, когда выходят на свободу.
Идентификация
- Есть также план создать геномные паспорта для людей опасных профессий, - говорит Алексей Петрович. - Это могут быть, например, служащие МЧС, которые часто подвергают себя риску. Такая геномная база может быть создана и для военнослужащих, направляемых в зоны конфликтов.
Новый закон поможет решить проблему, с которой все чаще приходится сталкиваться в связи с крупными катастрофами и военными операциями. ДНК с останков, пусть даже самых незначительных, сухо именуемых судмедэкспертами биологическим материалом, будут тоже обязательно фиксироваться. Это поможет родным погибших найти хоть что-то от любимых, которых они потеряли.
Милиционеров обяжут делать ДНК-экспертизу неопознанных трупов. Такие данные будут храниться в течение 70 лет с момента проведения экспертизы. Все это время родные и близкие погибшего будут иметь шанс отыскать какие-то следы пропавшего.
- Закон очень хороший, но денег на его реализацию в бюджете пока нет, - комментирует Павел Иванов, заместитель директора Российского центра судебно-медицинской экспертизы, руководитель отдела молекулярно-генетических исследований, доктор биологических наук. - Фактически закон будет действовать с 2010 года, когда, согласно законопроекту, начнется финансирование, но и то, не в полном объеме.
Введение такого закона напрашивалось давно, ведь подобные базы существуют в очень многих странах мира. Опыт использования геномной базы подсказывает, что такой банк на 30 процентов увеличивает раскрываемость уголовных преступлений.
20 ноября 2008
Светлана Макунина
www.tden.ru