"О проекте закона "Об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге", организованные постоянной Комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам прошли 1 ноября в Законодательном собрании.
"Цель данного мероприятия - обозначить весь перечень вопросов, которые возникли перед началом этого грандиозного проекта", - заявил, открывая слушания, председатель комиссии Сергей Никешин.
Как сообщил председатель Комитета по законодательству Виктор Евтухов, аналитические материалы, в которых систематизированы вопросы, поставленные перед органами государственной власти жителями Санкт-Петербурга на публичных слушаниях 12 октября, по распоряжению губернатора Валентины Матвиенко сейчас изучаются специалистами отраслевых комитетов на предмет внесения возможных поправок в проект закона при его втором чтении. Депутат напомнил наиболее типичные вопросы жителей по программе развития территорий.
Первая группа касается "квартирографии". Жители "хрущевок" предлагают учитывать количество комнат в квартирах, а не только их общую площадь. В некоторых квартирах проживают несколько поколений семей, и граждане хотели бы сохранить количество комнат при переселении. Граждане предлагают в адресном перечне указывать не только год постройки, но тип и серию сносимых домов, так как в перечень адресов попали дома вполне пригодные для проживания. Горожане обращают внимание на проблему благоустройства жилых помещений и предлагают закрепить в законе обязательность внутренней отделки помещений, установки сантехники, плит и т.п. Часто предлагается требование обозначить в законе предоставление нового жилья в том же районе
(по желанию), уровень качества проживания и прилегающие территории.
Кроме того, есть много обращений об исключении кварталов из адресного перечня реновации. "В частности, по позициям 33 и 34 в Московском районе уже достигнута договоренность с администрацией района об их исключении из перечня", - отметил г-н Евтухов, выделив три юридических вопроса: расселение домов, не признанных аварийными; учет стоимости земли под многоквартирным домом, особенно, при расселении домов, где действуют ТСЖ и ЖСК, которые оформили права на земельный участок, и возможность реализации программы в отсутствии градостроительного регламента и местных нормативов градостроительного проектирования (утвержденных расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения).
Депутат Анатолий Костерев обратил внимание на рост плотности населения новых кварталов и отметил необходимость перед принятием законопроекта предоставить расчеты резерва энергоснабжения, пропускной способности дорог и обеспеченности парковочными местами для личного автотранспорта, достаточности объектов социальной инфраструктуры, соблюдения норм озеленения, наличия общественного транспорта.
О том, какие строительные нормы и правила, а также территориальные строительные нормы будут применяться при реализации проектов реновации, задал вопрос депутат Сергей Малков. Его также интересует длительность всего цикла подготовительных работ - от разработки проектов межевания и планировки, проведения публичных слушаний до утверждения проектов.
Депутат Вадим Войтановский высказал обеспокоенность судьбой нежилых встроенных помещений, компенсациями потерь предпринимателям. "Это, прежде всего, касается лиц, работающих в малом бизнесе, тех, кто имеет в собственности или на правах аренды магазины и фирмы, расположенные в полуподвалах, на первых этажах многоквартирных домов", - отметил депутат.
Также его интересует соотношение собственников жилых помещений и "нанимателей", количество товариществ собственников жилья, созданных в домах, предназначенных для сноса.
Депутат Алексей Ковалев хотел бы узнать "установленный порядок" ознакомления с проектами, получить информацию о степени износа домов, подлежащих сносу, и другие их характеристики, а депутат Юрий Карпенко предлагает соблюсти первоочередность решения земельных вопросов, как этого требует Земельный кодекс РФ, а также установить порядок выбора типа новых зданий и контроль за деятельностью застройщика (инвестора).
Г-н Никешин напомнил о втором законопроекте, внесенном губернатором Валентиной Матвиенко, который закрепляет юридическую базу реализации программы реновации "О внесении изменений и дополнений в закон "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции". Документ предлагает распределение полномочий по реализации норм Градостроительного кодекса РФ между Законодательным собранием и правительством Санкт-Петербурга, девять полномочий при этом разделены в соотношении "один к восьми". Законодательному собранию предложено лишь утверждение адресных (муниципальных) программ. Депутат сообщил, что еще 10 апреля 2007 года постановлением N386 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти при принятии решений о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге и о проведении аукционов на право заключить договор о развитии застроенной территории" правительство по этой проблеме все решило. Однако законность постановления в настоящее время оспаривает прокуратура Санкт-Петербурга.
На вопросы депутатов отвечали представители Жилищного комитета, Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по управлению городским имуществом, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета по транспорту и Комитета по строительству.
Заместитель председателя Жилищного комитета Игорь Кокарев отметил, что объем поставленных вопросов (они есть еще и у комитета), требует создания рабочей группы из представителей органов исполнительной власти и депутатского корпуса, потому что "данный проект определяет лишь благие цели", а работать надо в соответствии с Жилищным, Земельным и Градостроительным кодексами, в которых есть существенные противоречия. В настоящее время готовятся инициативные предложения по внесению изменений в эти федеральные документы, а рабочая группа могла бы в рамках распоряжения губернатора подготовить необходимые поправки ко второму чтению законопроекта. "По всем конкретным вопросам комитет готов предоставить требуемую информацию", - заявил г-н Кокарев.
Руководитель управления градостроительных обоснований развития города Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Березкин отметил, что все градостроительные решения по развитию застроенных территорий определяются законом "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге". Сегодня для регулирования использования и застройки территорий Санкт-Петербурга применяются процедуры переходного периода, которые по законодательству установлены до утверждения в составе Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга градостроительных регламентов и карт градостроительного зонирования для всей территории города. В течение переходного периода в тех случаях, когда для территории, на которой предполагается строительство или реконструкция объекта, отсутствует утвержденный градостроительный регламент и документация по планировке территорий, проектная документация может разрабатываться в соответствии с требованиями Временных регламентов застройки.
Региональные нормативы градостроительного проектирования разработаны и сейчас проходят необходимые согласования. В ноябре-декабре они будут представлены в правительство города, а затем внесены в Законодательное собрание для утверждения. (Отметим, что пока таких полномочий Законодательному собранию предложено не было). До того, как они будут утверждены, действуют территориальные строительные нормы для центральных районов и окраин города. Г-н Березкин пояснил, что строительные нормы, принятые после 1 июля 2003 года, являются актами "добровольного применения" (постановление городского правительства N874), а все используемые сейчас нормы приняты в 2002 году. Представитель КГА особо подчеркнул, что проблем в соблюдении норм Градостроительного кодекса при реализации проекта развития застроенных территорий их ведомство не видит.
Относительно изменения плотности населения г-н Березкин напомнил, что существует еще один важный показатель - плотность жилищного фонда (отношение жилой площади к общей площади квартала). Проект предусматривает, что первый показатель будет уменьшаться, а второй увеличиваться. Если плотность жилищного фонда 40 лет назад составляла 2-4 тыс. кв. метров на гектар, то сейчас она более 13 тысяч. Он напомнил, что при заселении "хрущевок" норма предоставления жилья составляла 9 кв. метров на человека, сейчас - 18 кв. метров. Кроме того, если раньше квартиры очередникам предоставлялись из расчетной формулы комнат, равной n-1, затем n, (где n - число членов семьи), то сейчас мы выходим на формулу n+1. "В настоящее время средняя обеспеченность жильем в городе составляет 24 кв. метра на человека, в 2015 году планируется достигнуть 28 кв. метров, а к 2025 году - 35 кв. метров", - заявил г-н Березкин.
Начальник методического управления Комитета по управлению городским имуществом Ирина Ганус сообщила, что информация об объектах нежилого фонда, находящихся в частной собственности и попадающих в зоны реновации, в комитете имеется. Порядок выкупа таких помещений в рамках реализации программы нужно разрабатывать, при этом этот порядок будет разным для отдельно расположенных и встроенных помещений.
Начальник отдела разработки схем инженерного обеспечения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Анатолий Тарасов отметил, что большинство мероприятий увеличения энерго-, тепло-, водоснабжения, предусмотренные Генеральным планом, учтены и сейчас реализуются. Оценить возможное увеличение нагрузок по конкретным адресам данного проекта можно будет при наличии хотя бы концепции реновации конкретной территории.
Заместитель председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Геннадий Лебедев уведомил депутатов, что вся необходимая информация разработчикам проекта закона комитетом была своевременно предоставлена.
"Комитет по транспорту считает, что его участие начнется после разработки проекта", - сообщил заместитель председателя комитета Сергей Терентьев.
Первый заместитель Комитета по строительству Николай Крутов напомнил депутатам, что данная программа - это не проект реновации территорий, а только решение о том, что данные территории нуждаются в развитии. Сейчас вся информация по конкретным территориям аккумулируется комитетом, чтобы заказать рыночную оценку их развития. Сегодня готовыми техническими заданиями Комитет не располагает, хотя по некоторым кварталам такая оценка уже есть, и она отрицательная. Не факт, что окончательные решения будут приняты по всем 43-м кварталам. Анализ установит очередь территорий. Обработка информации, поступающей из КУГИ, КЗРЗ, показывает, что каждая территория требует индивидуального подхода. Вопросы же переселения могут быть решены в соответствии с действующим законодательством (количество комнат, метраж и т.п.). Все серии домов в зонах реновации, а их более 30, можно перечислить, но это не будет исчерпывающий перечень, так как есть нетиповые строения, например, на Ржевке до сих пор стоят бараки времен пороховых заводов.
"Технология отбора адресов территорий была простейшая - их предлагали главы районов", - заявил г-н Крутов, еще раз подчеркнув, что для принятия окончательного решения по развитию конкретных территорий еще далеко. В заключение, г-н Крутов посоветовал депутатам аккуратнее трактовать Градостроительный кодекс в части положений статьи 461 "Развитие застроенных территорий".
"Слушания оказались очень полезными для анализа и лучшего понимания ситуации с законопроектами по развитию застроенных территорий. На заседании постоянной Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам мы примем решение по отношению к ним и дадим свои рекомендации депутатам", - сообщил г-н Никешин журналистам по окончании мероприятия.
09.11.2007
www.restate.ru