Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Подходит к концу работа Государственной Думы 3-го созыва. Позвольте мне подвести некоторые итоги деятельности нижней палаты Федерального собрания за минувшие три года в сфере связи и информатизации. Следует выделить четыре стратегических направления законотворческой работы в информационно-коммуникативной сфере:
а) развитие электронного документооборота в целях оптимизации управления государством (законы: "О Государственной автоматизированной системе "Выборы", "Об электронной цифровой подписи");
б) развитие инфокоммуникационных услуг (закон "О связи", законопроект "Об электронной торговле");
в) работа с персональными данными и их защита (законопроект "Об информации персонального характера", новый Трудовой кодекс Российской Федерации);
г) защита информации и интеллектуальной собственности (законопроекты: "О коммерческой тайне", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах")
Была проделана большая работа. Всего за прошедший год дума в трех чтениях одобрила 11 федеральных законов и поправок к законам:
Принят по существу новый Закон "О связи". С 1 января 2004 года этот важнейший для отрасли документ вступит в силу. Я хочу остановиться на нескольких изменениях, которые появились в новой редакции закона "О связи".
Прежде всего, принято положение, касающееся повременной системы оплаты. В статью 54 внесена норма, наделяющая абонента-гражданина правом выбора абонентской или повременной системы оплаты местных телефонных соединений. Норма эта в значительной степени популистская и я боюсь, что на самом деле она не принесет абонентам пользы. Попытка скрестить рыночную и нерыночную нормы в по сути полностью приватизированной отрасли приведет лишь к увеличению абонентской платы, хотя и будет сдерживать постоянную составляющую при повременке.
Большое внимание уделено вопросам обеспечения защиты прав пользователей услуг связи. В этой связи большое значение имеет новая статья 7 "Защита и охрана средств и сооружений связи". Данная статья на законодательном уровне возлагает на операторов связи и застройщиков обязанности по защите средств и сооружений связи от несанкционированного доступа. Положения статьи направлены на обеспечение конституционных норм по защите тайны связи, защите тайны личной жизни граждан, защите прав юридических лиц.
Статья 6 устанавливает, что все операторы связи вправе на возмездной основе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях вне зависимости от принадлежности этих сооружений. А операторам универсального обслуживания при этом обязаны оказывать содействие органы госвласти и местного самоуправления.
Теперь в соответствии со статьей 8 операторы связи обязаны регистрировать линейно-кабельные сооружения как недвижимое имущество.
Глава 7 законопроекта вводит целый ряд норм прямого действия, регламентирующий деятельность по оказанию услуг пользователям.
Законодательное разрешение получили вопросы, давно волнующие всех граждан. Регламентированы действия оператора связи при замене номера абонента, при изменении схемы включения, при переносе абонентского устройства по новому адресу, при оказании услуг связи в случае прекращения у абонента права владения помещением и при вступлении в право владения помещением других лиц.
Полностью определена структура правил оказания услуг связи на основе публичного договора. Установлен исчерпывающий перечень причин, по которым оператор связи может в одностороннем порядке приостановить оказание услуг связи пользователю.
Установлены нормы о защите данных об абонентах, в частности, использование данных об абонентах для информационно-справочного обслуживания допускается только с письменного согласия абонентов.
Важное социальное значение имеют содержащиеся в главе 8 законопроекта нормы, регламентирующие механизм универсального обслуживания в Российской Федерации.
При рассмотрении универсального обслуживания установлен перечень услуг связи, которые на начальной стадии реализации системы универсального обслуживания в Российской Федерации войдут в состав универсальных услуг. В каждом населенном пункте должен быть установлен как минимум 1 таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным службам. В населенных пунктах с населением не менее 500 человек должен быть организован как минимум 1 пункт коллективного доступа к сети Интернет. Это позволит в кратчайший срок (2-3 года) телефонизировать более 50 тысяч населенных пунктов, в которых в настоящее время связь отсутствует.
Это только первый шаг вперед и после его выполнения мы надеемся, что перечень универсальных услуг будет расширяться.
Уточнены и детализированы нормы, регламентирующие деятельность участников рынка услуг связи в Российской Федерации.
В частности, в третьей главе, посвященной сетям связи в Российской Федерации, наиболее существенные уточнения коснулись статьи 15, в которой определяется статус технологических сетей связи. Все мы знаем, что крупные технологические сети зачастую важны не только для производства, но и для обеспечения жизни территорий, особенно отдаленных.
Согласно закону принципы построения технологических сетей, средства связи и технологии, применяемые для организации этих сетей, устанавливаются исключительно собственниками (владельцами) этих сетей.
Установлено право собственника сети выделить часть своей сети для присоединения к сети связи общего пользования, а также оказания услуг на этой части сети.
В четвертую главу введены нормы прямого действия, детализирующие технические и организационно-экономические процедуры присоединения сетей и взаимодействия операторов связи.
В статье 18 определены существенные положения, которые должны содержаться в договоре на присоединение сетей связи.
В статье 19 детализирован механизм недискриминационного доступа к сетям электрической связи, определено, что должно содержаться в публичных условиях на присоединение к сетям связи оператора, владеющего ключевыми элементами инфраструктуры связи. Установлена процедура и конкретные сроки присоединения. Суммарный срок не превышает 4 месяцев. Сегодня как известно, конфликты по этим вопросам могут тянуться годами.
Пятая глава, посвященная государственному регулированию в области связи, с учетом замечаний Президента Российской Федерации гармонизирует участие Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов государственной власти в управлении стратегически важной отраслью. В соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти в области связи наделяется полномочиями, направленными преимущественно на решение технических и технологических вопросов, связанных с обеспечением функционирования единой сети связи Российской Федерации, содействия развития рынка, взаимоотношений между операторами связи, а также защите интересов пользователей услуг связи.
В области использования радиочастотного спектра упрощена процедура выделения и присвоения радиочастот (из трехэтапной она стала двухэтапной).
Уточнен перечень оснований, по которым может быть отказано в присвоении радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения или прекращено право на использование радиочастотного спектра. Конкретизированы сроки выдачи разрешительных документов на использование радиочастотного спектра.
Законом определены принципы использования РЧС, соблюдение которых позволит проводить мероприятия по конверсии радиочастот для ускорения внедрения перспективных технологий и стандартов. Предусмотренная конверсия радиочастот дает мощный импульс для дальнейшего роста кампаний мобильной связи, так как сейчас не более 10% спектра используется для гражданских целей. В результате конверсии в течение 15 лет в гражданский оборот будет переведено не менее половины существующих полос радиочастот.
Очень заинтересованное обсуждение вызывала статья 26, посвященная распределению ресурса нумерации. В результате сформирован максимально открытый механизм распределения и использования ресурса нумерации. В законе установлена норма, наделяющая Правительство Российской Федерации исключительным правом регулирования национального ресурса нумерации. При этом на федеральный орган исполнительной власти в области связи накладываются обязательства по обеспечению работ по распределению, учету и контролю ресурсов нумерации.
Открытость механизма распределения ресурса нумерации проявляется и через открытость информации о выделении, изменении и изъятии ресурса нумерации конкретного оператора связи.
С учетом замечаний Президента Российской Федерации определена структура органов надзора на территории Российской Федерации. Порядок финансирования органов надзора приведен в соответствие с нормами бюджетного законодательства. Сокращен и уточнен перечень полномочий государственных инспекторов.
Небольшие, но важные изменения произошли в главе, посвященной лицензированию.
В статью 29 внесена норма об утверждении Правительством Российской Федерации перечней лицензионных условий по соответствующим наименованиям услуг связи. Это положение обеспечивает равенство прав операторов связи и соискателей лицензий.
Законом предусмотрен судебный порядок аннулирования лицензий, что повышает обоснованность таких решений.
В статьях 41-43 цели, формы и процедуры подтверждения соответствия средств связи приведены в полное соответствие с принятым Федеральным законом "О техническом регулировании". Введены две дополнительные статьи, которые устанавливают процедуру выдачи и прекращения действия сертификата соответствия при обязательной сертификации средств связи, и процедуру декларирования соответствия и регистрации декларации соответствия.
Содержание статей 63-64 главы 9, связанных с обеспечением тайны связи и проведением оперативно-розыскных мероприятий, приведено в соответствие с нормами Уголовно-процессуального кодекса.
В целом, принятие данного закона явилось прогрессивным шагом, направленным на развитие отрасли, на обеспечение потребности граждан, экономики и государства в новых современных услугах связи.
Теперь о законопроектах, которые затрагивают различные сферы деятельности, распространяя на них современные информационные технологии:
Внесены изменения в Статью 80 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет порядок подачи налоговых деклараций. В соответствии с этими изменениями декларация может быть подана в налоговый орган либо на бумажном носителе либо в электронном виде, как лично налогоплательщиком или через его представителя, так и в виде почтового отправления, а также по телекоммуникационным каналам связи.
Внесены изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми такие же правила, что и для подачи налоговых деклараций, установлены для составления, хранения и представления бухгалтерской отчетности.
Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях пополнился Главой 13, посвященной административным нарушениям в области связи и информации, в частности, нарушениям правил защиты информации. Статья 13.11 определяет ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Этот закон уточняет и расширяет спектр имущественных и неимущественных прав создателя программ, а также предоставляет государству права на программы для электронных вычислительных машин и баз данных в определенных юридических рамках.
Принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В законе уточняются положения об исключительном праве на товарный знак; заново формулируются основания для отказа в регистрации товарного знака; уточняется механизм регистрации товарного знака; вводится новая глава "Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана; подробно излагается механизм распоряжения исключительным правом на товарный знак. Данный Закон важен для упорядочения правового режима доменных имен.
Принят федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". В этой системе обрабатывается огромное количество информации о гражданах России (персональных данных) и при этом предусмотрено использование этой информации не только в целях выборов или референдумов, но и иных задач - статистики, планирования и реализации социальных программ и др. Важно подчеркнуть, что передача данных и обмен информацией в Системе осуществляется, в соответствии с законом, с использованием каналов сети связи общего пользования. В целом при эксплуатации Системы возникает острая необходимость, обеспечивая доступ заинтересованных структур и лиц к информационным ресурсам Системы, сочетать это с обеспечением безопасности информации, а также с соблюдением конституционных прав граждан в условиях автоматизированной обработки и использования информации о них.
Принят Закон "О внесении изменения в Статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации по вопросу об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав.
Принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", вводящий понятие дистанционных образовательных технологий и устанавливающий правовой режим дистанционного образования.
Кроме того, в Государственной Думе рассматриваются ряд законопроектов, принятых в 1-ом чтении:
Проект федерального закона "О коммерческой тайне", который является законом о правовом режиме соответствующей разнообразной информации. Это очень важный закон для развития настоящей конкурентной экономики в нашей стране.
Проект федерального закона "Об электронной торговле". В нем регулируются отношения между субъектами правоотношений при совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли, причем лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать пользователям легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" для приведения базового закона в соответствие с действующим российским законодательством и международными актами, в частности с III частью Гражданского кодекса и рекомендациями Совета Европы.
Проект Федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации", в котором вводится понятие дистанционной медицины и определяется ее правовой режим.
Рекомендованы к рассмотрению в первом чтении законопроекты "Об электронном документе", "Об информации персонального характера", "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", которые завершают формирование нормативно-правовой базы для информационно-коммуникационной деятельности.
Теперь хотелось бы поговорить о политическом аспекте законодательного сопровождения инфокоммуникационной деятельности как части масштабной работы по созданию современной хозяйственной нормативно-правовой базы.
Пора признать, что сложившаяся политико-экономическая система воспроизводит тупиковый, неприемлемый для нас путь развития - построение сырьевой, экспортно-ориентированной экономики. На текущий момент можно с полной ответственностью констатировать тот факт, что Россия остро нуждается в модернизации. Об этом свидетельствует общий технологический спад, серьезная деградация инфраструктуры, моральный и физический износ основных фондов предприятий, достигнувший в некоторых отраслях российской экономики в 2003 году 75%.
Нужен технологический скачок, прорыв, который позволит России остаться в клубе индустриально развитых стран мира. Модернизация неизбежна, альтернатива ей - дальнейшая деградация и развал страны.
Модернизации, скорее всего, будет заключаться в перераспределении ресурсов из сырьевых отраслей экономики в высокотехнологичные сектора - микроэлектронику, программное обеспечение, электронные коммуникации. Именно эти отрасли способны стать локомотивом, который вытянет за собой всю российскую экономику.
Очевидно, что руководство страны понимает жизненную необходимость модернизации. Свидетельство этого - поставленная президентом задача удвоения ВВП к 2010 году и тезис о повышении конкурентоспособности российской экономики.
Таким образом, стратегической целью для Союза правых сил в четвертой Государственной Думе становится реализация либерального сценария модернизации, выработка и артикуляция основных направлений, целей и задач модернизации.
На законодательном уровне работа будет идти в двух направлениях:1) созданию благоприятных условий для развития бизнеса в целом - снижение налогового бремени, устранение административных барьеров; 2) создание эффективного отраслевого законодательства.
Кроме того, мы намерены предложить ввести налоговые льготы для компаний, внедряющих и развивающих высокие технологии, мы предлагаем снизить для них НДС до 10% и ввести так называемую инвестиционную премию. Убежден, что все вышеперечисленные меры помогут привлечь инвесторов, и станут импульсом к развитию высоких технологий в России.
Учитывая, что впереди нам предстоит очень большая работа, хочу еще раз подчеркнуть необходимость нашего тесного рабочего взаимодействия, чтобы осилить трудную дорогу к созданию правового поля для полномасштабного применения современных инфокоммуникационных технологий в России.
Благодарю за внимание !
26 сентября 2003 г.
http://www.shubin.ru/publictext/public/id/625931.html