"Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации.
Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией"
Проблемы, выносимые на обсуждение сегодняшнего "круглого стола", действительно актуальны и пользуются повышенным вниманием не только со стороны политических элит, но и всего общества.
От того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, - зависит не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда, и, в конечном счете, рациональная интеграция России в мировую экономику.
Эти вопросы все в большей мере волнуют граждан нашей страны и им не безразлично, по какому пути мы пойдем.
К сожалению, в настоящий момент отсутствует четко сформулированная концепция государственной миграционной политики и Правительство Российской Федерации до сих пор не нашло консенсуса в этом многогранном и сложном вопросе. Между тем, проблемы в сфере миграции существуют и их надо решать в рамках глубоко продуманной и осмысленной государственной миграционной политики.
В этой связи необходимы государственные программы, направленные на повышение эффективности управления миграционными процессами и обеспечивающие комплексную реализацию национальных интересов в экономике, политике, социальной сфере и обеспечении безопасности.
В своем докладе, уважаемые коллеги, я затрону часть проблем, касающихся национальной безопасности и связанных с незаконной или иначе называемой - нелегальной миграцией.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России от 17 декабря 1997 года No 1300, к угрозам национальной безопасности отнесены: негативные процессы в экономике, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы производства, а также неконтролируемая миграция, которая способствует национализму, политическому и религиозному экстремизму, этносепаратизму и создает условия для возникновения конфликтов.
Сегодня Россия является крупным мировым центром, принимающим трудовые ресурсы из стран СНГ и дальнего зарубежья. Одновременно страна привлекательна для миграционного транзита и активно используется мигрантами азиатских и африканских стран.
По официальной статистике привлечение иностранных работников в российскую экономику за последние 10 лет возросло в 6 раз и достигло в 2005 году 702,5 тысяч. В первом полугодии 2006 г. легально использовался труд уже почти 706 тысяч иностранцев, среди которых доля граждан СНГ составляет более половины.
К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны.
Специалисты ФМС России считают, что наряду с легальными иммигрантами в страну ежегодно иммигрирует большое количество незаконных иммигрантов. Так, по их оценке только в 2004 году в России работало не менее 3,5 млн. нелегальных мигрантов и в настоящее время эта цифра многократно возросла. По мнению МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих иммигрантов.
Между тем, по оценкам различных специалистов в области миграции в России трудится от 7 до 15 млн. иностранных граждан. Согласно прогнозам Росстата России в 2010 году в России будет находиться не менее 19 млн. нелегальных мигрантов. Таким образом, в ближайшем будущем доля незаконных мигрантов превысит 10 процентов населения страны.
Хорошо или плохо для страны наличие такого количества иммигрантов?
Посмотрим на это явление с точки зрения необходимости и обоснованности привлечения в страну в таком количестве трудовых мигрантов.
В России сложная демографическая ситуация. Отрицательное сальдо в приросте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения, которое по оценке Минздравсоцразвития России к 2015 году сократится на 10 млн. человек, - все это существенным образом может стать ограничителем развития экономики.
Кроме того, огромная территория и разница социально-экономического развития регионов, а также существенные различия в качестве уровня жизни - обуславливают и усиливают внутренние миграционные потоки, что влечет перекосы в распределении трудовых ресурсов.
В такой ситуации трудовые иммигранты нужны, ибо они выступают источником пополнения отраслей экономики и территорий страны дополнительными трудовыми ресурсами.
Однако, сложившаяся практика привлечения иностранной рабочей силы в стране, свидетельствует о том, что этот процесс слабо контролируется государственными структурами и приобрел стихийный характер. Это проявляется в отсутствии логики соответствия поступающих заявок на иностранную рабочую силу необходимости и потребности экономики в различных отраслях; а также в отсутствии должного контроля за пребыванием иностранных иммигрантов на территории страны, в том числе в вопросах соблюдения ими и в отношении них российского законодательства, норм международного права, а также санитарных и социально-бытовых условий в местах их временного проживания.
Это ведет к переполнению страны трудовой силой низкой профессиональной квалификации, чрезмерному миграционному давлению на отдельные регионы, обострению социального напряжения, в том числе в связи с вытеснением российских граждан из некоторых секторов экономики вследствие демпинга заработной платы, росту теневой экономики, криминализации хозяйственных отношений, а также коррупции и не только в сфере распределения квот на привлечение иностранной рабочей силы.
Как следствие этого, в местах оседания чрезмерного числа иммигрантов отмечается ухудшение социального положения коренного населения, рост безработицы, повышение цен на жилье и продукты питания, возникают проблемы с обеспечением услугами здравоохранения и социальной защиты в силу увеличения нагрузки на эти институты.
Вместе с тем, нелегальное использование иностранной рабочей силы влечет за собой финансовые потери государства в виде выпадающих доходов за использование иностранных работников, неуплаты налогов и платежей в социальные внебюджетные фонды, способствуют вывозу капитала из страны и, соответственно, его изъятию из совокупного внутреннего спроса. Одновременно формируется теневой оборот финансовых средств в значительных объемах, который легализуются либо используется для финансирования преступной деятельности.
Нерациональные и неконтролируемые потоки миграции представляют угрозу безопасности страны и ее территориальной целостности. Это в первую очередь относится к приграничным восточным и южным регионам страны, для которых отток российского населения наиболее характерен, где помимо сложных природно-климатических условий этому процессу способствует напряженная социально-экономическая ситуация.
Так, например, из Дальневосточного региона с 1990 по 2005 год уехало почти 850 тысяч. Естественно это вызвало проблему замещения рабочих мест на отечественных предприятиях и одновременно вызвало дефицит трудовых ресурсов..
Кроме того, сегодня разница в плотности населения районов Дальнего Востока и северных районов Китая составляет 16 раз. Разумеется, это способствует демографической экспансии со стороны Китая. И на практике мы становимся свидетелями того, как быстро заполняется наш Дальний Восток представителями поднебесной.
Выглядит очень странно, Китай видит в наших территориях сферу расширения жизненного пространства, а мы свои земли освоить не можем.
Наряду с Китаем наиболее крупным экспортером иммигрантов для России является Азербайджан, Украина, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Турция, Молдова и Вьетнам.
Возможно, сложившаяся в стране ситуация с незаконной миграцией является следствием сложной социально-экономической обстановки, образовавшейся в условиях рухнувшей системы управления и правового вакуума в результате распада Советского Союза. Государственная система была не готова к такому громадному наплыву людей в Россию.
Только в 2005 году, по данным ФПС ФСБ России, в нашу страну с различными целями совершили поездки более 22 млн.. иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом большое число иностранных граждан не соблюдает установленный режим пребывания. За последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз.
Постоянно увеличивающийся поток иммигрантов в Российскую Федерацию на фоне отсутствия действенной системы предупреждения и пресечения незаконной миграции становится наиболее актуальной проблемой для общества и государства.
К основным причинам этого явления можно отнести следующие.
Это, в первую очередь, существующая "прозрачность" границ и отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля на соответствующих постах в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Например, с Казахстаном, который в свою очередь имеет соглашения о безвизовом въезде-выезде граждан с Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией, что позволяет гражданам этих стран беспрепятственно проникать на территорию России. Аналогичная ситуация складывается и в отношении Азербайджана, имеющего безвизовые отношения с рядом стран Азии.
Отсутствует четкое правовое регулирование по принятию действенных мер в отношении иностранных граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность.
Недостаточно бюджетное финансирование процедур, связанных с выдворением иностранных граждан, уклоняющихся от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также отсутствие у субъектов Российской Федерации финансовых средств на создание центров депортации.
Отсутствует единая межведомственная интегральная информационная система контроля миграционных процессов, лиц и транспортных средств, проследовавших через государственную границу, ее совместимость с системой контроля паспортно-визовых документов. Это не позволяет эффективно и оперативно решать вопросы контроля за въездом (выездом), режимом пребывания и местами нахождения и занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства.
Массовое явление незаконной миграции способствует росту правонарушений среди иммигрантов. Не имея четкого правового статуса, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений или жертвами насилия и вымогательства.
Многие незаконные мигранты занимаются противоправной деятельностью, в том числе и в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Они контролируют распространение наркотиков, осуществляют другую криминальную деятельность в ряде регионов страны. Нередко они находят общие интересы с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.
Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.
По информации МВД России иностранными гражданами и лицами без гражданства совершается около 3% всех преступлений в Российской Федерации. В 2005 году ими на территории России совершено более 51 тысячи преступлений, за 7 месяцев 2006 года - уже более 33,5 тысячи. Увеличивается количество преступлений и в отношении самих иностранных граждан. В 2005 году в отношении их совершено более 13 тысяч подобных преступлений, а за 7 месяцев текущего года более 9 тысяч.
В отдельных субъектах России доля преступлений с участием иностранных граждан очень высока и настораживает.
Наибольший рост совершенных преступлений с участием иностранных граждан произошел в Южном, Дальневосточном и Центральном федеральном округах.
Совершаемые преступления несут за собой ухудшение криминогенной обстановки, провоцируют обострение в обществе конфликтов на этнической почве, подрывают общественный порядок и безопасность в стране.
В этой связи в вопросах совершенствования миграционной политики необходимо учитывать имеющееся негативное воздействие нелегальной миграции на различные стороны жизни российского общества. Не устранив их, нельзя будет достигнуть ожидаемого положительного эффекта от привлечения легальной трудовой миграции, в части улучшения экономической и демографической ситуации в стране.
Исходя из этого, следует формировать новую миграционную политику. При этом приоритет должен быть отдан стабилизации населения и содействию устойчивому социально-экономическому развитию страны, возвращению наших соотечественников, реализации национальных и геополитических интересов.
В соответствии с посланием Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года при совершенствовании организационного и правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации необходимо стимулировать приток в страну "квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных", тех, кто с уважением будет относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям. Совершенствуя законодательство в сфере борьбы с нелегальной миграцией, одновременно следует упрощать процедуру легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в этой связи приняла ряд изменений действующего законодательства. Принят в июле 2006 года Федеральный закон No 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства". Данный закон направлен на противодействие нелегальной миграции путем систематизации и совершенствования миграционного учета. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. No 110-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, оценивать их эффективность и вклад в социально-экономическое развитие региона. Кроме того, упрощена процедура регистрации иностранных граждан.
Одновременно с этим, Федеральным законом от 5 ноября 2006 No 189-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые усиливают меры ответственности за незаконное привлечение иностранной рабочей силы.
Данные законодательные новеллы вступают в действие с 15 января 2007 года.
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. No 637 утверждена и реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.
Уважаемые коллеги! Убежден, что необходимо и далее совершенствовать правовое регулирование миграционных процессов и проводить дальнейшую систематизацию законодательства в области миграции.
При этом предлагается сосредоточиться на следующих задачах.
В целях сокращения притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в том числе нелегальной, необходим эффективный механизм, который экономически и юридически делал бы это невыгодным для российских хозяйствующих субъектов.
В этих целях, как я уже сказал, депутатами Государственной Думы предприняты определенные меры по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Однако, на наш взгляд, целесообразно дополнить более жесткими санкциями существующие виды административной и уголовной ответственности, вплоть до лишения лицензий на занятие отдельными видами деятельности хозяйствующих субъектов.
Необходимо также совершенствовать правовую систему привлечения иностранных трудовых мигрантов, создав прозрачный механизм привлечения иммигрантов с учетом экономических, социальных, политических и иных аспектов для целостности государства, его безопасности и экономического развития.
Одновременно необходимо привести в соответствие с действующим законодательством правовое регулирование Правительством Российской Федерации вопросов, связанных с квотированием и контролем временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В целях оценки реальных масштабов миграции следует совершенствовать статистику сбора соответствующей информации и выработать комплексный подход к оценке этого явления.
Для защиты рынка труда от дешевой неквалифицированной рабочей силы и успешной конкуренции на мировом рынке труда необходимо повысить качество рабочих мест, обеспечить достойный уровень оплаты труда, а также защиту трудовых прав работников и создать социальную инфраструктуру. Эта совместная задача государства и работодателей.
Одновременно следует принять меры по усилению контроля за выдачей российских виз, разрешений на занятие трудовой деятельностью, миграционных карт, исключив при этом всякого рода коммерческое посредничество.
Следует также совершенствовать правовую базу по международным договорам в области внешней трудовой миграции, заключить соглашения по реадмиссии с Казахстаном, Украиной, Туркменией, Киргизией, Китаем и другими государствами.
Незаконная миграция в России, как и всякое масштабное явление, является следствием конкретных причин. Необходимо перенести акцент не на борьбу со следствием, а искоренить причины этого явления, которые как мы выяснили, связаны с определенными административно-правовыми и финансовыми условиями.
В заключение хотел бы обратить Ваше внимание на то, что усиление государственного контроля за въездом (выездом) и пребыванием иностранцев в нашей стране, обустройство государственной границы, а также создание действенной и эффективной правовой системы, повышение эффективности работы правоохранительных органов, налаживание системы кадрового отбора и подготовки сотрудников миграционной службы, усиление борьбы с коррупцией в государственных органах, имеющих непосредственной отношение к сфере миграции - все это в совокупности способно существенно благоприятно влиять на миграционные процессы и противодействовать незаконной миграции.
Соответствующие предложения изложены в проекте рекомендаций нашего круглого стола. Прошу Вас уважаемые коллеги, в ходе выступлений дать им оценку и дополнить конкретными предложениями.
http://bobyrev.ru/