04 апреля 2007
1265

Доклад Министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко на пленарном заседании Четвертого Всероссийского энергетического форума `ТЭК России в ХХI веке`

Уважаемые участники форума!

В последнее время мы много говорим о проблеме обеспечения глобальной энергетической безопасности в системном плане, о ее важнейших составляющих и направлениях решения. Однако, наряду с выдвижением и реализацией соответствующих инициатив, огромное значение имеют конкретные направления и параметры проводимой разными странами энергетической политики, степень их согласованности.

Любая энергетическая политика базируется на энергетической стратегии. Выбор потенциальных векторов развития российского ТЭК зафиксирован в Энергетической стратегии России на период до 2020 года (ЭС-2020).

Энергетическая стратегия - это, во-первых, идеология, и, во-вторых - цифры. Цифры, которые существенно зависят от внешних макроэкономических условий, являются ориентировочными и, безусловно, могут уточняться и пересматриваться. А вот идеология, предусматривающая постепенную либерализацию рынков - для внутреннего и внешнего мира - должна отличаться долгосрочной устойчивостью.

Необходимо отметить, что главные стратегические ориентиры данного, принятого два с половиной года назад документа содержательно соответствуют обсуждаемой повестке дня. Это - энергетическая и экологическая безопасность, энергоэффективность, и естественно, внутренняя экономическая эффективность российского ТЭК. Достижение этих ориентиров обеспечивается в рамках основных составляющих государственной энергетической политики - рационального недропользования, развития внутренних рынков, эффективной внешней энергетической политики в глобальном и макрорегиональном разрезе, а также ряда других.

Особенность данного этапа реализации ЭС-2020 - разработка и осуществление целого ряда крупных проектов, ориентированных, что очень существенно, как на внутренний, так и на внешний энергетический рынок, и способствующих перспективному социально-экономическому развитию российских регионов.

Реализация дорабатываемой в настоящее время Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока будет фактически означать появление в России новой газовой провинции. Программа предусматривает создание в этом регионе России единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, увязанных с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Разведанные запасы, а также их прогнозируемый прирост обеспечат возможности добычи газа по восточным регионам к 2030 г. в объеме до 150 млрд куб. м газа в год.

Две недели назад в присутствии руководителей России и Китая было подписано соглашение о расширении сотрудничества в газовой сфере. В рамках этого документа определены два коридора - западный и восточный - поставки газа в Китай. Ожидается, что уже к 2011 году начнется поставка газа, а к 2020 году объем может выйти на уровень 30 и 38 млрд кубометров по каждому из направлений соответственно.

Другой наш системный проект - это строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Стратегическое решение о строительстве этого трубопровода, включая и ответвление в Китай, принято. В цифрах это до 80 млн т нефти в год, из которых до 30 млн т пойдет в Китай. Реализация первого этапа строительства (Тайшет - Сковородино) прорабатывается сегодня уже на корпоративном уровне, где решаются технические и коммерческие вопросы. Завершить строительство по первому этапу планируется к концу 2008 г.

С учетом описанных восточных проектов и развития добычи на сахалинском шельфе прогнозируется увеличение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российском экспорте нефти с сегодняшних 3% до 30% в 2020 г. (рост объемов до 100 млн т) и природного газа с 5% до, как минимум, 25% (рост объемов не менее, чем до 65 млрд куб. м).

"Восточное направление" в рамках энергетической стратегии и политики есть адекватный ответ на глобальные вызовы и риски, стоящие перед Россией и является реализацией политики диверсификации рынков и направлений поставок, минимизации рисков транзитных территорий.

Развитие газовой и нефтяной промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предполагает не только традиционное использование углеводородов в качестве топлива, но и создание в этом регионе новой отрасли промышленности для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (нефте- и газопереработки, нефте- и газохимии).

Говоря о "восточном направлении" необходимо отметить, что с точки зрения внутренней политики развитие энергетики является одним из ключевых факторов развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это и есть пример реализации того самого кластерного подхода, о необходимости которого, в последнее время так много и часто говорится.

Завершается подготовка Программы комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона России на период до 2020 года. В программе проведена оценка сырьевой базы и добычных возможностей региона, спроса на углеводородное сырье, рассмотрены системы транспортировки и переработки нефти и газа. Реализация положений программы позволит к 2015 г. добывать в регионе до 62 млн. т. нефти и газового конденсата и до 12 млрд. м3 газа.

Для обеспечения экспортных потоков нефти на Запад ровно по состоянию на сегодняшний день окончательно завершено сооружение Балтийской трубопроводной системы (БТС) - она вышла в штатный режим с мощностью 65 млн тонн нефти в год.

Реализация проекта сооружения Северо-Европейского газопровода поможет решить проблему диверсификации экспортных потоков газа и возможности маневрирования ими; будет способствовать расширению газоснабжения стран Западной Европы и выполнению обязательств по заключенным и будущим долгосрочным контрактам на поставку газа; по сути, позволит напрямую связать российскую газотранспортную систему с общеевропейской газовой сетью.

Разработаны и находятся на согласовании в Правительстве России комплексная стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации до 2020 г. и план действий по ее реализации. Особо важное значение при этом имеет реализация Сахалинских проектов, а также освоение Штокмановского месторождения.

Применительно к каждому из перечисленных проектов эпитет новый не выглядит как дежурная характеристика. По сути,в каждом из проектов Россия либо отрабатывает новые технологии, либо осваивает новые месторождения, либо создает новую инфраструктуру, либо запускает новый продукт, либо осваивает новые рынки. При этом все эти "либо" можно опустить, если увидеть в перечисленных примерах реализации Энергетической стратегии инновационный подход к управлению развитиям нашей важнейшей отрасли промышленности. Ключевой характеристикой этого развития является установка на диверсификацию возможных способов покрытия рисков самого различного типа.

В пятницу состоялось заседание правительственной комиссии по ТЭК, где мы детально рассмотрели вопросы развития нефтепереработки и нефтехимии.

Сегодняшнее состояние нефтеперерабатывающей отрасли в целом удовлетворяет существующим параметрам спроса. Последние годы, а если быть точнее, то до прошлого года нефтяной комплекс демонстрировал хорошие темпы устойчивого экономического роста. Однако он базируется в значительной степени на доставшихся нам от прошлого активах и мощностях. В то же время прогнозируемый спрос не может быть удовлетворен на существующей базе нефтеперерабатывающей отрасли. В настоящее время потенциал роста, который был заложен еще в советские времена, практически исчерпан. В ближайшем будущем могут возникнуть риски возможного дисбаланса между структурой предложения и спроса на нефтепродукты.

Задача нефтеперерабатывающей отрасли на ближайшую перспективу - обеспечить изменение структуры производства моторных топлив в соответствии с прогнозным количественным и качественным изменением внутреннего спроса.

Отрасли дали сигнал. И теоретически рынок должен был бы сам справиться с подобной ситуацией, привести спрос и предложение к некоторому равновесию. Компании восприняли этот сигнал, однако необходима активизация динамики инвестиционных процессов.

Отсюда следует необходимость мер, дополняющих рыночные механизмы и модификации рынка.

В качестве таких мер уже предприняты действия по модификации спроса, а именно - принят регламент по экологическим требованиям к автомобильным двигателям.

Для стимулирования предложения по этому направлению спроса принято решение о снятии таможенных пошлин на поставку оборудования, позволяющего модернизировать нефтепереработку.

Еще одна мера - снижение экспортной пошлины на нефтепродукты, которая привела к опережающему росту переработки российской нефти на российских НПЗ.

Это только первые шаги. На следующем этапе планируются новые решения. На управление спросом направлены следующие действия:

· Принятие технического регламента по требованиям к топливу

· Дифференциация акцизов на топливо в зависимости от его качественных характеристик.

В направлении стимулирования инвестиционной активности:

· Принятие изменений в законодательство "О недрах"

· Дифференциация налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от выработанности месторождений или т.н. "налоговые каникулы" для освоения новых территорий

· Обеспечение стабильности таможенно-тарифной политики

· Поддержка инфраструктурных проектов

При этом надо отметить, что известны и учтены и те перспективы, которые реализуют компании. Это и есть пример частно-государственного партнерства в отношении к крупнейшему сегменту российской экономики, состоящей из цепочки нефтедобывающего, нефтеперерабатывающего, нефтехимического комплексов. Когда адекватная оценка перспектив и рисков ведет к распределению этих рисков между государством и бизнесом.

Несколько слов о связи между энергетической стратегией и промышленной политикой. С учетом обширности территории Российской Федерации, труднодоступности многих населенных пунктов и залежей полезных ископаемых, с целью сокращения "северного завоза" топлива, повышения надежности тепло- и электроснабжения, обеспечения ресурсосбережения, рационализации баланса топлива по его отдельным видам промышленная стратегия развития энергетики должна обеспечивать выполнение Энергетической стратегии России на период до 2020 г. путем

- обеспечения производства оборудования для строительства атомных электростанций с целью доведения доли электроэнергии, вырабатываемой на АЭС в перспективе до 2020 года до 22-25%;

- создания надежных мобильных (плавучих) и локальных атомных электростанций для энергообеспечения труднодоступных районов;

-создания и организация массового производства локальных энергоустановок с использованием возобновляемых источников (энергии ветра и Солнца, водных ресурсов рек, морского прилива и отлива, термальных источников, биотоплива, отходов лесопереработки, твердых бытовых и сельскохозяйственных отходов и др.)

-форсирования создания экологически эффективных энергоустановок, работающих на водородном топливе, в том числе для массовых видов транспорта.

Промышленная стратегия развития энергетики должна также предусматривать:

- меры экономического стимулирования для предприятий, работающих в области создания или эксплуатации локальных энергоустановок, использующих возобновляемые источники, в 1 очередь, отходы производства и потребления;

- меры по увеличению производства и повсеместному внедрению приборов учета расхода всех видов энергии. При этом представляется совершенно необходимым переход на оплату за энергоресурсы исключительно на основе прямых измерений их фактического потребления;

- меры, стимулирующие создание и массовое внедрение промышленных технологий и энергоустановок, обеспечивающих ресурсосбережение.

И хотя, как я уже говорил, за последние пять лет при росте ВВП на 35% рост энергопотребления составил 6,2%, резерв повышения энергоэффективности в России еще остался и составляет около 300 млн тонн условного топлива. А ведь сэкономленная энергия - это произведенная энергия. При этом очевидно, что главный фактор повышения энергоэффективности не дежурные призывы или административное давление, а реальные экономические мотивы. И в этом плане экономические необоснованные, а называя вещи своими именами - низкие - цены на газ, электроэнергию, лишают сбережение энергии экономических мотивов. А это в свою очередь генерирует системные риски для перехода на инновационный путь развития, как для самой энергетики, так и для потребителей.

Рассматривать ситуацию на локальном рынке в отрыве от ситуации в мире в настоящий момент нельзя. Ведь Россия - это часть этого глобального рынка, причем, часть весьма и весьма значимая.

Встреча энергетиков стран "Группы восьми" и приглашенных коллег из Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР, а также представителей Всемирного банка, ОПЕК и МАГАТЭ, стала своего рода репетицией предстоящего саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге. На саммите лидеров "Группы восьми" планируется принять программу построения всемирной системы энергетической безопасности. Качество жизни всего мирового сообщества напрямую зависит от надежности доступа к энергии. В связи с этим необходимо особо отметить важность выработки именно совместного подхода к обеспечению глобальной энергетической безопасности перед угрозой наиболее серьезных вызовов настоящего времен и будущего в сфере энергетики. Для выработки общего подхода надо понимать общие вызовы и риски в сфере энергетики.

Прежде всего, хотелось бы напомнить, что в XXI веке неизбежен значительный рост мирового потребления энергии. Не хочу повторять уже звучавшие цифры, вы их хорошо знаете.

Важно, что за этими показателями видят заинтересованные участники глобального энергетического сотрудничества, подчеркиваю, сотрудничества, а не конфронтации.

На сегодня ситуация на мировом рынке характеризуется следующими пятью важнейшими обстоятельствами:

1) резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);

2) увеличением разрыва между объемами потребления и объемами производства нефти и газа в экономически развитых странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта, а для большинства крупнейших азиатских стран этот показатель превышен уже сегодня);

3) недостатком нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченностью дополнительных мощностей по добыче нефти;

4) недостаточной транспарентностью мировой торговли нефтью

5) ростом инвестиционных потребностей мировой энергетики.

Нетрудно обратить внимание, что все эти пять факторов значимы не только в глобальном плане для глобальной энергетики, но абсолютно важны и значимы для российского ТЭКа. Все эти обстоятельства и выдвинули на передний план проблему энергетической безопасности. Россия, с учетом собственного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности не только как свою собственную, внутригосударственную, а, в первую очередь, как общую проблему надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблему для всего мирового сообщества. При этом для России понятие энергетической безопасности включает и гарантии спроса на ее нефть и газ за рубежом через систему долгосрочных контрактов, свободные конкурентные рынки и минимизацию политических рисков. Россия - важнейший элемент международной энергетической инфраструктуры и должна сохранить и развить этот свой статус в XXI веке.

При этом события последних лет показывают, что мировой рынок нефти и газа подвержен глубоким конъюнктурным колебаниям - от 9 дол/б в 1998 г. до 65 дол/б - в 2005 г. И явно наблюдается тенденция дальнейшего роста цен на энергоресурсы при их большой волатильности. Это отрицательно сказывается на показателях экономического развития большинства стран - и экспортеров и импортеров энергоресурсов. Это крайне важно для России в условиях ее объективно сложившейся экономической структуры и существенной зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков. Нестабильность глобального рынка - прямая угроза для российского ТЭКа, российской экономики даже при уменьшении зависимости нашей страны от сырьевой конъюнктуры.

Поэтому в настоящий момент идет выработка мер по следующим основным направлениям:

1. Стабилизация рынков энергоносителей, что в свою очередь включает:

· развитие глобальных и новых региональных энергетических рынков;

· обеспечение предсказуемости рынков за счет расширения практики долгосрочных контрактов, развития диалога между производителями и потребителями энергии;

· обеспечение большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу, резервам и производственному потенциалу;

2. Расширение инвестиций в энергетику:

· совершенствование инвестиционного климата;

· внедрение схем страхования и разделение финансовых рисков.

3. Эффективное развитие энергетики и энергетической инфраструктуры:

· повышение эффективности разведки, добычи, глубокой переработки и использования углеводородных ресурсов, включая их нетрадиционные формы;

· диверсификация транспортировки энергоресурсов;

· развитие газовой энергетики, включая сжиженный природный газ;

· обеспечение физической безопасности энергообъектов и инфраструктур.

4. Энергетика и окружающая среда:

· меры по повышению энергоэффективности и энергосбережения;

· развитие безопасной атомной энергетики, в том числе с замкнутым топливным циклом;

· интенсификация научных исследований и внедрение новой энергетики (водородной, термоядерной, возобновляемой, низкоуглеродной и т.д.);

· внедрение эффективных экологически чистых транспортных систем.

Со своей стороны, Россия может способствовать решению задачи обеспечения энергобезопасности, а, стало быть, снижению рисков, теми действиями, о которых я сказал в первой части своего выступления, говоря об Энергетической стратегии.

Во-первых, диверсификацией товарной структуры, повышением объёмов поставок продукции более высокого уровня переработки (Россия будет повышать глубину переработки углеводородов, увеличивая в своем экспорте долю качественных нефтепродуктов, продукции нефте- и газохимии); думаю мы должны поддерживать и строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов в зоне перевалки на экспорт и поощрять российские компании приобретать и развивать нефтепереработку непосредственно на территории тех рынков, куда сегодня они поставляют сырую нефть. Надеюсь, что успешный опыт работы "Лукойла" в США будет подкреплен новыми проектами такими, как соглашение "Роснефти" с китайскими партнёрами. Конструктивная позиция двух мировых держав, приводя пример "Лукойла", могла бы стать ориентиром и для восприятия возможной интеграции российских компаний на рынках Европы. Царящая в отдельных странах русофобия на темы энергетической независимости - рудимент прошлого века.

Позиция России находит понимание членов "Группы восьми". По итогам мартовской встречи министров энергетики было принято совместное итоговое коммюнике. Оно было опубликовано, поэтому я не буду приводить его целиком. Приведу 3 главных тезиса.

- необходимость взаимного и справедливого доступа на энергорынки - глобальная энергетика требует глобального партнерства;

- энергобезопасность для потребителей и производителей означает одно и то же: стабильность поставок и эффективную защиту природы;

- право третьих стран развивать атомную энергетику под международным контролем и при соблюдении режима нераспространения ядерного оружия.

Однако это только начало пути, который должна пройти глобальная и российская энергетика, чтобы решить проблему энергобезопасности. Приведенные выше цели и оценки - это своего рода каркас модели позиционирования и подходов России на мировом энергетическом рынке в XXI веке.

Рискну предположить, что намечающиеся перемены, если силы прошлого не помешают им состояться, во многом сопоставимы с теми, что кардинально и позитивно изменили отношения Востока и Запада 20 лет тому назад. По аналогии с тем, как заявленная нашей стороной идея нового политического мышления отодвинула человечество от пропасти катастрофы времен холодной войны, нам нужно сформировать новое глобальное энергетическое мышление и действовать в соответствии с ним.

Благодарю за внимание, желаю успешной работы и прошу извинить меня за то, что я вынужден покинуть этот зал для участия в других ранее запланированных мероприятиях.


3 апреля 2006
http://www.minprom.gov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован