20 сентября 2002
3085

Доклад Министра внутренних дел Бориса Грызлова на научно-практической конференции, посвященной 200-летию МВД России

Уважаемые участники конференции! Уважаемые гости! Я рад приветствовать вас в этот день, день двухсотлетия нашего Министерства.

В юбилей обычно вспоминают наиболее важные этапы в жизни "юбиляра", дают оценку его достижениям, высказывают соответствующие пожелания. Не будем отступать от сложившейся традиции. Тем более, что сегодня нам очень важно и полезно взглянуть сквозь призму нашего сложного и противоречивого времени на историю Министерства, проанализировать его сегодняшнее состояние, а главное, как коллегам и единомышленникам, определиться с тем, что необходимо делать дальше для повышения эффективности его деятельности.

Знаменательно, что конференция проводится в Санкт-Петербурге - городе, в котором 115 из своих двухсот лет располагалось МВД России, осуществляло руководство подведомственными ему службами и подразделениями, вносило свой вклад в развитие и укрепление Российского государства.

Прежде всего, хочу сказать, что история МВД - неотъемлемая часть истории России. Путь, который мы прошли, показывает, что мы всегда занимали ведущее место в контексте российской истории, и все наши успехи и неудачи были тесно связаны с перипетиями исторического пути страны.

Возникновение МВД было связано с нараставшей сложностью управления страной в непростой международной обстановке. Не забудем, что начало 19-го века ознаменовалось возникновением новых государственных задач. Уже близилась "гроза 1812 года", и, несомненно то, что победа в Первой Отечественной войне стала проверкой на прочность всех государственных и общественных структур Империи. Убежден, что и наше молодое Министерство внесло тогда свой вклад в победу, 190-летие которой тоже приходится на нынешний год.

С самого начала Министерство внутренних дел задумывалось как многофункциональный орган, в ведении которого находилось управление внутренними делами государства в самом широком смысле слова. Первоначальные функции Министерства включали широчайший круг задач по внутреннему обустройству страны. Политическая роль МВД состояла в решении комплексных задач по охране порядка, внутреннему благоустройству, и обеспечению условий стабильного бескризисного развития.

Сейчас, через двести лет, нам довольно сложно представить, насколько непривычным институтом для русского общества, для системы российских политических институтов того времени были созданные министерства. Речь шла об изменении порядка управления государством - о самом серьезном решении, которое может принять власть.

Динамичный девятнадцатый век ставил новые задачи, которых не знал век восемнадцатый. В результате начинаний Александра Первого вместо коллегий и канцелярий с недостаточно определенной компетенцией возникла система министерств с относительно четким распределением функций управления между их звеньями и персональной ответственностью руководителей за состояние дел во вверенных им ведомствах. Старая система центрального управления перестала быть системой в полном смысле этого слова. Принцип единоначалия, положенный в основу деятельности Министерства, делал систему и оперативной, и ответственной. Система приобрела качество адекватности. Это - первый важный урок, данный нам реформой 1802 года.

Вторым практическим уроком является комплексный характер реформы. Министерство внутренних дел стало одним из 8 первоначально созданных министерств, сфера ведения которых охватила все важнейшие вопросы государственной жизни. Принципы работы каждого Министерства, как стало ясно вскоре после их учреждения, должны соответствовать общим принципам устройства системы органов государственной власти. В 1802-ом году МВД оказалось в центре реформы государственной власти.

Мы можем гордиться нашими предшественниками: именно Министерство внутренних дел стало, можно сказать, первым "настоящим" министерством. Именно кадры МВД с наибольшей полнотой воплотили в жизнь идею той реформы. Ранее всех других министерств МВД отказалось от устаревших принципов управления, отдав преимущество оперативности.

Министерство внутренних дел с первых же лет своей деятельности заняло главенствующее место в государственном механизме. Это выразилось в сосредоточении в МВД исполнения большого объема внутренних функций государства. К его ведению, наряду с функциями охраны правопорядка, было отнесено и руководство значительным комплексом административно-хозяйственных дел. При этом надо отметить, что, несмотря, на неоднократно проводившееся реформирование Министерства, главные составляющие его структуры и функции в основном оставались практически неизменными до февральской революции 1917 года. По существу оно было центральным органом управления Российской империи.

Итогом первых 100 лет МВД было становление вполне современной по тем меркам правоохранительной и полицейской системы, способствовавшей быстрому развитию страны, особенно в конце 19-го - начале 20-го века.

Немалые достижения были у Министерства и в сфере социальной инженерии, в деле предотвращения социальных эксцессов, о чем еще не раз напишут историки. К сожалению, ряд известных факторов привели к 1917-ому году, к ослаблению государства и его институтов. Именно этим годом датируется завершение начального, дооктябрьского, или "петербургского" периода истории нашего министерства.

Массовые антиправительственные выступления в дни Февральской революции 1917 года сопровождались разгромом полицейских учреждений, арестами их служащих и самосудами над ними.

Попытки молодой Российской Республики 1917 года создать обновленное Министерство внутренних дел в условиях войны, связанной с ней разрухи и нарастающего политического экстремизма оказались безрезультатными, и оно разделило судьбу всего Временного Правительства.

После Октябрьской революции было сформировано первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров. В числе его наркоматов был и Народный комиссариат внутренних дел, в основу построения центрального аппарата которого легла структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Наркомат внутренних дел сразу же сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью широкий круг предметов ведения, одним из которых оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Важнейшей же государственной функцией НКВД стало руководство строительством Советов на местах.

Организационное становление системы органов внутренних дел РСФСР завершилось с принятием в мае 1922 года Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР, юридически закрепившего структуру наркомата и в целом органов внутренних дел, определившего их права и обязанности. В этом же году, в связи с нехваткой финансовых средств на восстановление народного хозяйства, прошел процесс сокращения расходов на содержание государственного аппарата. Это процесс коснулся и органов внутренних дел, которые переводились на местный бюджет.

После образования СССР и принятия в 1924 году его Конституции управление внутренними делами было отнесено к исключительной компетенции союзных республик. Народные комиссариаты внутренних дел стали республиканскими органами и подчинялись Советам Народных Комиссаров союзных республик.

В начале 30-х годов началось законодательное оформление командно-административной системы, централизации власти. В результате ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных республик такие звенья НКВД, как милиция, уголовный розыск, места заключения были включены в состав Объединенного государственного политического управления.

Образование в 1934 году НКВД СССР было необходимым для укрепления нового политического режима. Реорганизации НКВД происходили неоднократно: и накануне, и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенные годы.

В 1946 году, в ходе реформы государственной власти вместо наркоматов были образованы министерства, в том числе и Министерство внутренних дел СССР, окончательно оформившееся в 1968 году как союзное министерство.

Многие организационные достижения дореволюционной эпохи были утрачены после 1917-го года. Была выстроена принципиально иная, с репрессивным уклоном, система органов внутренних дел. Роль МВД в послеоктябрьский период неоднократно менялась, менялись сами названия ведомства. Оно продолжало исполнять свои базовые функции по борьбе с преступностью, но тот же период был ознаменован тяжким ударом по самому правосознанию народа, связанным с коллективизацией и государственными репрессиями.

Однако осуждение характера действий государства в ту эпоху не должно заслонять в нашем сознании героизма сотрудников органов внутренних дел, проявленного в тылу и на фронтах Великой Отечественной. Мы не имеем права забыть тех, кто все эти годы самоотверженно боролся с преступностью, честно и ответственно выполняя свою работу.

С конца 50-х годов МВД вернулось к основной своей функции - правоохранительной. Важным рубежом нашей истории стали 60-е и 70-е годы. В общем и целом именно тогда наше ведомство получило свои нынешние черты и структуру. Необходимо отметить весьма высокий уровень доверия органам внутренних дел со стороны общества в этот период. Значительные успехи были достигнуты в противостоянии уличной преступности, в привлечении граждан к поддержанию порядка и безопасности на улицах. Этому способствовало тесное взаимодействие органов внутренних дел с местными органами власти и управления. Высокой оценки заслуживает система профилактики правонарушений, в первую очередь, среди несовершеннолетних. Социальные задачи решались с привлечением органов внутренних дел, с учетом мнения специалистов по вопросам охраны правопорядка. Такой опыт требует глубокого изучения, в том числе в его практических, технологических аспектах.

С началом так называемой перестройки в деятельности органов внутренних дел наступил сложный период. Процесс суверенизации союзных республик привел к изменению их правового статуса.

В октябре 1989 года создается Министерство внутренних дел РСФСР. В декабре того же года Совет Министров Российской Федерации утвердил его новую структуру, а 22 октября 1991 года - Положение о Министерстве внутренних дел РСФСР.

С конца 80-х и в 90-е годы 20-го столетия структура МВД России почти ежегодно подвергалась каким-либо изменениям. Объясняется это не только противоречиями социально-политического характера, но в значительной степени и субъективными факторами.

Последнее десятилетие, прошедшее после распада СССР, бросило нам новые вызовы в виде обвального роста преступности, который явился отражением состояния государства и общественного сознания. Его чертами стали "расслоение", структуризация, специализация, профессионализация и интеллектуализация преступности, поставившей себе на службу многие достижения высоких технологий. К сожалению, не всегда МВД могло дать адекватный ответ, но было старание адаптироваться к складывающейся ситуации, меняться в соответствии с новыми задачами и вызовами.

Экономический кризис, ухудшение финансового положения государства привел к недостатку средств даже на самые необходимые для функционирования МВД статьи. Органы внутренних дел испытывали кадровый кризис: уходили опытные, квалифицированные сотрудники. Критически снизилось моральное состояние сотрудников. Значительная часть преступлений не регистрировалась

.Следствием всего этого стало отчуждение МВД от общества. Люди перестали видеть в милиционере защитника. Фактом стал общий кризис системы.

Конец 90-х годов ознаменовался появлением четкой государственной задачи реформирования всей правоохранительной системы и, разумеется, Министерства Внутренних Дел.

Сегодня уже можно подвести некоторые предварительные итоги реформирования МВД России. Осуществлено реформирование центрального аппарата Министерства. Его цель заключалась в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности за счет концентрации управленческого воздействия на ключевых направлениях и разграничении компетенции между центром и другими субъектами управления, устранения параллелизма.

В основу решений по совершенствованию структуры аппарата МВД России была положена концепция объединения подразделений схожей функциональной направленности в специализированные блоки с четко разграниченными управленческими и оперативно-служебными задачами.

Помимо организационно-структурной перестройки аппарата Министерства, созданы Служба криминальной милиции, Служба общественной безопасности, Служба тыла, которые возглавляют руководители в ранге заместителя Министра, что позволяет сконцентрировать усилия на ключевых направлениях борьбы с преступностью и охране общественного порядка. Кроме того, оптимизация структурного построения позволила, например, Службе криминальной милиции обеспечить 20-типроцентное сокращение аппаратных работников, а высвободившиеся силы направить на укрепление подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью.

Одновременно из центрального аппарата выведено Главное управление ресурсного обеспечения, которое имеет статус юридического лица в форме государственного учреждения и в соответствии с нормами гражданского права не может входить в состав другого юридического лица - МВД России.

В системе МВД России сформирована Федеральная миграционная служба. Для научной проработки столь важного направления, как миграционная политика, в структуру этой службы включен научно-исследовательский центр.

В рамках проводимых в стране мероприятий по созданию федеральных округов и в целях повышения уровня руководства органами внутренних дел субъектов Российской Федерации созданы Главные управления МВД России по федеральным округам.

Для устранения необоснованной разобщенности и дублирования в работе изменена подчиненность подразделений по борьбе с организованной преступностью, которые вошли в состав службы криминальной милиции МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

На укрепление единой централизованной вертикали управления органов внутренних дел направлены принятые поправки к Закону "О милиции", которыми предусмотрено назначение министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел без дополнительных согласований.

Одна из наиболее важных проблем заключается в кадровом обеспечении процесса реформирования. За год вновь назначено более двухсот руководителей номенклатуры МВД России. Удалось решить комплекс сложных задач по комплектованию органов внутренних дел.

Таков далеко не полный перечень шагов реформирования. Важно, что проведенные мероприятия не сопровождались снижением устойчивости функционирования системы, утратой контроля над криминальной ситуацией в стране. Более того, в охране прав и законных интересов граждан, в борьбе с преступностью, имеются позитивные моменты. За январь - август 2002 года отмечается снижение показателей регистрируемой преступности в тяжких и особо тяжких формах на 17,6 %. И это в рамках применения жестких мер по обеспечению полноты учета регистрации преступлений и, одновременно, в условиях вступившего в действие нового УПК.

Подчеркну: наша роль в системе обеспечения общественной безопасности и в правоохранительной системе остается не только ведущей, но и основополагающей. Безопасность личности и собственности является основой жизнеспособности общества и государства, главным фактором общественных настроений.

Признавая это, Российское Государство в разные периоды истории наделяло Министерство внутренних дел широкими социальными функциями. Сегодня к нам возвращаются многие из этих функций. Но структура нашего Министерства не во всем адекватна сложности и разнообразию возлагаемых на нас задач. Зачастую мы имеем различные параллельные структуры и не до конца четкое разграничение полномочий внутри системы органов внутренних дел.

Предпринимаемые с 2001 года шаги к перестройке центрального аппарата Министерства еще не привели к действительно оптимальному структурному построению системы МВД России, отвечающему потребностям сегодняшнего, а тем более - завтрашнего дня.

В этой связи возникла необходимость проработать вопросы о том, на&-сколько оптимально реализуются функции Министерства его структурными подразделениями. Возникла необходимость выработать механизмы, направленные на сокращение затратности системы МВД России и повышение эконо&-мической отдачи от ее деятельности. В первую очередь, за счет активизации работы по подрыву экономической базы организованной преступности, по пресечению правонарушений на потребительском рынке, возмещению собст&-венникам причиненного преступлениями ущерба.

Необходимость корректировки организационной структуры и принципов управления Министерством внутренних дел Российской Федерации, прежде всего, связана с неблагоприятным состоянием общей социальной и криминальной ситуаций и сохраняющимися негативными тенденциями их развития.

Пока еще не уда&-лось добиться качественных позитивных сдвигов в борьбе с тяжкими и особо тяжкими видами преступлений, нанести существенный (заметный в глазах общест&-венности) урон организованной, в том числе наркопреступности, преодолеть криминализированность экономики. Остается сложной обстановка на улицах. Обозначенная ситуация может обостриться в связи со вступлением в действие нового УПК России, требования которого к качеству работы органов внутренних дел существенно возрастают. Факти&-чески разрушена система профилактики. Сохраняет свою остроту проблема эффективности контроля за миграционными процессами.

В деятельности сотрудников органов внутренних дел продолжают иметь место нарушения законности, факты прямого участия сотрудников в преступлениях, грубость, чванство, другие формы неуважительно&-го отношения к гражданам. У значительной части сотрудников милиции сформировалось ошибочное убеждение, что основным видом деятельности милиции является надзор за гражданами, а не их защита и обеспечение законности. Поэтому необходимо воплотить в жизнь новую модель органов внутренних дел, модель, ориентированную на поддержание устойчивости и жизнеспособности общества.

Ключевым нашим звеном, наиболее тесно соприкасающимся с населением, являются отделы внутренних дел на местах - в городах и районах. Именно они определяют наше лицо. И здесь нельзя не сказать о слабости нашей материально-технической базы на этом самом приближенном к населению уровне. Это - сложнейшая ведомственная проблема. Не менее сложными являются и кадрово-социальные проблемы на местах, связанные как с материально-бытовой необустроенностью сотрудников, так и со снижением престижа нашей службы.

Между тем, комплекс угроз социально-политической стабильности общества в последние годы необычайно расширился. Мы часто имеем дело с незнакомыми или плохо знакомыми, а значит, более опасными, угрозами. Среди этих, появившихся сравнительно недавно, угроз - современный наркобизнес. Совершенно ясно, что здесь мы противостоим транснациональной криминальной сети. Часть средств от продажи наркотиков идет террористическим организациям, подпитывая еще одну угрозу новейшего времени - терроризм.

Терроризм, подобно войне, - есть продолжение политики иными средствами. Мы должны четко определять - чья это политика и каковы ее цели. Однако это не значит, что надо заниматься только исследованиями. Надо бороться не только с самими террористами, но и с носителями данной политики, в какую бы респектабельную оболочку они не рядились. Надо жестко ломать также и всю информационную структуру терроризма, его систему "рекрутирования" и "поощрения".

Надо также различать чисто политические и экономические интересы организаторов террора. Терроризм может иметь и сугубо экономическую природу и не ставить политических целей: ярчайший пример - наркобизнес, все чаще прибегающий к террористическим методам, "рыбные", "икорные", "нефтяные" и прочие преступные сообщества.

Экстремизм - ни политический, ни религиозный не возникает сам по себе. Он - либо следствие состояния общества и идущих социально-политических процессов, либо следствие влияния сил, нацеленных на дестабилизацию обстановки в стране (нередко действующих извне).Доля политического экстремизма в статистике преступности невелика, однако это не снижает его опасности. И нам важно научиться отличать хулиганство от экстремизма, а экстремизм - от террористических провокаций, подделывающихся под политический экстремизм. То есть отделять политику от прикрываемой политикой уголовщины.Ситуация в Чеченской Республике.

Не секрет, что наиболее тяжелой болевой точкой, "точкой концентрации" наиболее серьезных угроз безопасности страны, стала Чеченская Республика. Опыт 90-х годов показывает, что переговоры (кроме как о сдаче) воспринимаются боевиками и их покровителями за пределами России как слабость, как сигнал к активизации. Поэтому главным нашим ответом должен быть - хорошо организованный и скоординированный отпор.

Не секрет, что в Чечне мы сталкиваемся с элементами внешней агрессии. И противостояние военизированным формированиям, подпитываемым извне - дело, очевидно, не только милиции. Что касается МВД, то оно видит свою главную задачу в создании и укреплении системы постоянных ОВД, комплектуемых местными кадрами, в декриминализации республики.Миграционные проблемы.

С начала 90-х годов новым вызовом для нас стали миграционные проблемы. Можно констатировать, что на протяжении 90-х годов осмысленная активная миграционная политика фактически не проводилась. Последствия проявленного тогда безволия негативно сказались на экономике, породили социальное напряжение. Стихийная миграция создала множество новых проблем.

Миграция - кровообращение человечества. Ни одному разумному государственному деятелю не придет в голову бороться с миграцией. Однако стихийность в этом процессе способна создавать социально-экономическое и межэтническое напряжение, угрозу нарушений прав человека, чего необходимо избегать. Хаотическая миграция создает не меньшую угрозу правам человека, чем ее полный запрет. Поэтому ужесточение миграционных правил ни в коей мере не противоречит демократическим нормам, и оправдано практикой последнего времени как важная мера по поддержанию безопасности.

Предпринятые в последнее время Российской Федерацией в этой сфере меры должны помочь сформировать общий с Западной и Центральной Европой подход к миграции. Это - одна из главных целей нашей миграционной политики, тесно связанная с проблемой Калининградской области и последними предложениями Президента по этому вопросу.Криминализация сознания.

Мы столкнулись и еще с одним вызовом. Общеизвестно, что преступления, до того как быть совершенными, совершаются в сознании людей. Криминализация сознания стала тяжелейшей общественной проблемой. Но мы не должны забывать о социально-исторических корнях этого явления, о том, что криминализация сознания была долгим процессом. Если статистика Российской Империи демонстрирует нам достаточно умеренный, по меркам того времени, криминальный фон, то послереволюционный период демонстрирует чудовищный разгул преступности, часто прикрытый разнообразными классовыми и прочими мировоззренческими концепциями. Советское государство, несомненно, принимало во все годы своего существования деятельные меры по борьбе с уголовной преступностью, однако само вело себя нередко как политический преступник. Процессы коллективизации, насильственного выдергивания миллионов людей с насиженных мест, из установившегося быта, массовый отбор собственности и формирование репрессивного механизма ГУЛАГа привели к глубинной криминализации сознания масс советских людей. Иначе говоря, в стране, где от одной пятой до четверти населения были, часто безвинно, осуждены либо высланы, быть осужденным перестало быть стыдно. А иногда и наоборот. Даже в позднее советское время, когда государство смогло обеспечить относительно низкий фон преступности и немало делало для ее профилактики, в России было немало городков, где парень, не побывавший "в зоне", сильно терял в социальном статусе.

К сожалению, в 90-е годы эта криминализация сознания приобрела беспрецедентные масштабы. Отсутствие сдержек со стороны ослабленного государства было еще только половиной беды. Нельзя сбрасывать со счетов, что своей социально-экономической политикой и полной деидеологизацией государство немало способствовало криминализации сознания. Быстрое, не отвечавшее представлениям народа о справедливости, а часто и просто незаконное перераспределение национального богатства не могло не приводить многих к известному вопросу: если некто "увел" целый завод, то почему я не могу "увести" мешок картошки? Сильнейшее влияние на криминальный фон оказала не только слабость, но и полный идейный нигилизм государства, которое не давало моральной оценки даже самым вопиющим фактам преступности и коррупции.

К сожалению, криминализация сознания не обошла и часть самих милицейских кадров. Хотя можно констатировать, что это - не только милицейская, а общая социальная проблема - тотальное убеждение во всеобщей несправедливости, порождающее убежденность в собственном праве на правонарушения и преступления.

С этим наследием, с этими проблемами мы и вошли в новый век. Поэтому ясно, что проблема преступности не решается ни в один день, ни в один год. При слабости гражданского общества, которая, надеюсь, будет постепенно преодолена, огромное значение имеют импульсы, идущие от власти. Президент поставил четкую задачу бескомпромиссной борьбы со всеми видами преступности и порождающими ее факторами, и это сразу же нашло отклик в обществе.

Однако существующая система борьбы с преступностью недостаточно оперативна для того, чтобы противостоять ее организованным формам. Материально-техническое оснащение организованных преступных групп на сегодняшний день опережает правоохранительную систему. Наш противник гораздо более оперативно распоряжается финансами, информацией и людьми.

Победу определяет сосредоточение сил на важнейших участках борьбы. Можно сказать, что сегодня наши позиции на фронте борьбы с преступностью и другими опасными явлениями растянуты. Существующая система управления ресурсами часто не способствует их оперативной концентрации.

В этой непростой обстановке мы должны поставить главный вопрос: каковы цели реформирования системы МВД? И, в соответствии с этим, определять методы и технику этого реформирования.

Любая реформа подразумевает, прежде всего, создание условий для изменения системы в пользу ее эффективной работы в будущем. Простое разрушение системы или консервация ее состояния в новой обертке реформой не является.

Не стоит рассматривать МВД как исключительно "полицейское" министерство. Опыт современного развития России, так же как и мировой опыт показал, что внутренние дела не заключаются только в розыске и поимке преступника, но, прежде всего, это поддержание всей системы обеспечения общественной безопасности на должном уровне. Не случайно нам переданы функции реализации государственной миграционной политики.

Политическая функция нового МВД заключается в том, что оно должно быть гарантом безопасности граждан, предприятий и всех форм собственности и законной деловой активности, гарантом социально-психологического комфорта граждан. Однако это - не только милицейская, но и общегосударственная задача. Усложнение структуры собственности и экономических отношений, социальная дифференциация, открытость к внешнему миру ставят перед государством всё новые задачи. Бытовая, по преимуществу, преступность бедных и экономическая преступность богатых - это два полюса преступности, требующие совершенно различных подходов. Основная полититическая проблема - незащищенность, как объективная, так и субъективная, среднего обывателя, отсутствие ощущения безопасности, незащищенность собственности.

Из этого вытекает, что реформа не является самостоятельной целью. Не нужны реформы ради реформ. Есть конкретные государственные и общественные задачи, решению которых правоохранительная система вообще и МВД в частности должны соответствовать. То, что не соответствует, будем менять с помощью законодателей, общественности, СМИ.

Итак, главная наша цель - безопасность и правовая защищенность граждан, собственности и государственных институтов. И весь вопрос в том, в какой степени наша структура способствует достижению этой цели. Уверен, что сегодня в повестке дня всех структурных изменений системы МВД должны лежать простые принципы: эффективность, структурная понятность, соразмерность задачам, технологическая и кадровая оснащенность, общественный авторитет.

Нам необходимо добиться максимального приближения к людям, в том числе посредством более четкого определения "общегосударственных" и "местных" функций. Пора более тесно взаимодействовать с местным самоуправлением и добиться участия муниципалитетов в финансировании органов охраны общественного порядка. Это привело бы и к усилению нашей ответственности за положение дел на местах. К нормальной системе оценки эффективности нашей работы.

Возможно, мы встанем перед необходимостью структурно-организационного разграничения "федеральных" функций борьбы с наиболее опасными видами преступлений и сугубо "местных" функций по охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Возможной формой этого разграничения будет создание Федеральной полиции, с вхождением в нее Службы криминальной милиции и большей части подразделений МВД, и Муниципальной милиции, которой будут частично переданы функции милиции общественной безопасности, а также другие задачи соответственно полномочиям, возложенным российским законодательством на органы местного самоуправления.

Действующий в России конституционный запрет на действия, ухудшающие социальное положение населения, заставляет с особой осторожностью подходить к вопросу о "муниципализации" милиции. Очевидно, что состояние дел с охраной общественного порядка прямым образом сказывается на социальном положении населения.

Поэтому перед нами стоит задача соблюсти целостность всей правоохранительной системы, и снизить тем самым опасность серьезных социально-политических издержек в момент, когда российская государственность преодолевает последствия кризисного периода 90-х годов.Поэтому все эти преобразования должны производиться только после широкого общественного обсуждения и всесторонней проработки этих вопросов. А сам процесс должен проходить постепенно и планомерно, без тех встрясок, которые сопровождали силовые ведомства в начале - середине 90-х годов, и, зачастую, мешали их работе. При этом мы должны в полной мере сохранить единую управленческую и кадровую вертикали системы, единую систему информации и отчетности.

Уход от всеподавляющей "раскрываемости" как самоценности позволил получить более близкую к реальности картину. Однако необходимы дополнительные критерии оценки эффективности, среди которых - чувство безопасности у граждан страны. Этот критерий слабо поддается количественному измерению, но его применение является принципиально важным. Необходимо применение опросов общественного мнения как дополнительного средства определения эффективности работы отделов внутренних дел, ориентируясь при этом на мнение граждан, реально взаимодействовавших с милицией, а не тех, кто что-то когда-то прочитал в газетах.

Мы продолжим проводить курс на полную регистрацию всех обращений и жалоб граждан и на переход от статистической картины преступности к описательной, сохраняя при этом статистический подход только для учета тематики жалоб и обращений граждан. Мы будем ориентироваться на расчет эффективности по делам, доведенным до суда. Однако необходимо продолжить работу по выработке современных критериев оценки эффективности работы.

Важнейшим направлением нашей работы будут структурные реформы, параллельно которым мы должны решать вопросы материально-технического обеспечения, финансирования системы.

Служба криминальной милиции. Необходимо кардинальное усиление антикриминального блока и следствия - так как именно здесь находится передний край борьбы с организованной преступностью. Именно здесь наиболее заметно наше технологическое отставание от преступного мира. Именно здесь в первую очередь необходимо сконцентрировать силы и преодолеть параллелизм в работе подразделений. Именно здесь мы должны выйти на новый уровень технологической, финансовой и организационной обеспеченности. И здесь уже делаются первые важные шаги, среди которых передача СОБРов в Службу криминальной милиции.

Блок общественного порядка и ГАИ. Блок общественного порядка и ГАИ - те подразделения, которые ближе всего соприкасаются с населением, тоже требуют не только структурных реформ, но и коренного изменения подходов к оценке их эффективности. О необходимости привлечь ресурс местного самоуправления к охране общественного порядка уже было сказано. Что же касается ГАИ, то нам не нужны 30 млн. административных протоколов в год. Нам нужна безопасность движения. И оценки работы подразделений ГАИ надо давать, исходя из тенденций по ДТП на вверенных тем или иным подразделениям участках.

Федеральная миграционная служба. С передачей Министерству Федеральной миграционной службы мы получили пример быстрой разработки законодательной базы по одному из важнейших государственных вопросов. Мы сохранили большую часть служащих этой неоднократно преобразовывавшейся службы, не пойдя по пути ее милитаризации. По сути дела, лишь теперь, в рамках МВД, выработана непротиворечивая и адекватная нормативная база государственной миграционной политики. Этот пример доказывает, что мы можем быстро решать даже копившиеся годами проблемы и, надеюсь, уже будущий год ярко покажет всей стране реальные достижения Федеральной миграционной службы.

Внутренние войска. Внутренние войска МВД также находятся на пути структурных преобразований. Создается профессиональный спецназ Внутренних войск. Думаю, что именно профессионализация должна стать основным направлением их развития.

Центральный аппарат МВД. Не могу не затронуть еще одной важнейшей задачи - повышение эффективности Центрального аппарата Министерства. Да, за последние полтора года оформилась новая его структура, произведены масштабные сокращения. Однако мы не должны останавливаться на достигнутом. Повышение технологической оснащенности при одновременном сокращении аппарата - остается основной схемой реформ в данном направлении.

Очевидно, что успешность предстоящих преобразований будет во многом, если не в основном, зависеть от избранного подхода к финансированию. Наша позиция состоит в том, что сокращение штатов и подразделений не должно автоматически приводить к снижению финансирования. Оперативное и ответственное управление невозможно без расширения бюджетных прав Министерства. Наша материально-техническая база серьезно отстает от требований времени. И потому мы должны в короткие сроки нарастить ее, что безусловно, потребует изыскания не только внешних бюджетных средств, но и внутренних резервов. Один из этих резервов - переход на современные технологии, подкрепленные сильной ведомственной наукой и качеством образовательных учреждений.

Очевидно, что успешное реформирование требует соответствующей научной базы. Развитие научных и научно-прикладных исследований, выработка адекватной правоохранительной идеологии - еще одна задача, которая не решалась в течение длительного времени. Существующая материально-техническая база в настоящий момент не отвечает ни задачам, ни потенциалу наших научно-исследовательских подразделений. Можно сказать и резче: милицейская наука почти перестала развиваться, что дает фору преступным сообществам, использующим самые передовые научно-технологические достижения. Между тем, как никогда нам необходима выработка новой идеологии и технологии правоохранной деятельности, поддержания безопасности общества.

Наши начинания требуют постоянной "обратной связи" с населением. В этой связи нам необходимо усилить наш "информационный блок". Особую роль здесь играет проблема взаимоотношений со средствами массовой информации. Отношения органов внутренних дел со средствами массовой информации слишком часто можно определить как взаимное непонимание. И МВД, и пресса имеют одну цель - служить обществу, но принципы нашей работы различны. Прессе нужны новости, нужны сенсации. Отсюда и частое преувеличение негатива, и публикация непроверенной информации, и зачастую недостаточная компетентность журналистов. Не говоря уже о предвзятых политизированных материалах.

Несомненно, причиной не до конца отлаженных взаимоотношений со СМИ являются и упущения наших подразделений в регионах. Однако в современных условиях эффективную информационную политику заменить нечем. Министерство Внутренних Дел сделало важный шаг к большей открытости: теперь критерием качества работы подразделений перестала быть благостная и далекая от реальной жизни статистика. Думаю, что СМИ должны ответить ростом объективности в освещении нашей работы.

Надо иметь в виду, что проблема восприятия МВД в обществе имеет глубокие исторические корни. Во-первых, на протяжении всех лет советской власти формировалось негативное отношение к "старорежимным" правоохранительным органам, а в годы "перестройки" аналогичной критике подверглась уже существующая "советская" правоохранительная система. Таким образом, несколько десятилетий Министерство подвергалось разнообразной интенсивной критике, и в сознании общества отсутствуют периоды благоприятного сосуществования органов внутренних дел и общества.

Во-вторых, многие россияне хранят личную генетическую память о взаимоотношениях с репрессивными институтами - в ХХ веке большая часть семей так или иначе имели негативный контакт с органами внутренних дел.

В-третьих, советская субкультура зачастую героизировала людей, противостоящих правоохранительным органам, делая из них "борцов с системой", что происходит и сейчас.

В-четвертых, существующая сегодня практика зачастую подтверждает отдельные стереотипы в отношении системы МВД. Кроме того, сознание человека склонно дольше сохранять в памяти отрицательные эпизоды, замещая имеющийся положительный опыт.

В-пятых, работа органов внутренних дел объективно находится в центре внимания прессы, так как дает ей фактуру, обеспечивающую повышенное внимание зрителей и читателей и, соответственно, обеспечивающую тиражи и рейтинги. Традиционно криминальные хроники - самые рейтинговые разделы.

В-шестых, имеет место объективный для массовой информации "закон совмещения объекта и субъекта", когда на восприятия правоохранительных органов тенью накладывается сам негативный объект их деятельности: "что-то у них все время там неладно, постоянно происходят какие-то происшествия" - говорят участники опросов, перенося на оценку правоохранительных органов оценку поведения их "клиентов".

В-седьмых, информационная ситуация вокруг органов внутренних дел носит запущенный характер. Если в советские времена предпринимались регулярные и, зачастую, небезуспешные меры по созданию положительного образа органов (фильмы "Рожденная революцией", "Место встречи изменить нельзя..." и т.д.), то в последние 10 лет ситуация пущена "на самотек". А необходимо понимать, что даже при самом благоприятном положении дел в самих органах, информационная ситуация без активного влияния на нее, по приведенным выше объективным причинам может только ухудшаться! Вот почему большинство государств принимают целенаправленные меры по формированию климата доверия к правоохранительным органам всеми имеющимися в их арсенале средствами массовых коммуникаций. Убежден, что это должны делать и мы.

Перед нами стоит задача усиления политической роли МВД, в плане его мониторинговых, аналитических и исследовательских функций с целью максимально эффективного решения задачи охраны порядка и обеспечения безопасности граждан.

Одной из основных задач является противодействие проникновению представителей криминальных структур в выборные органы законодательной и исполнительной власти России. Именно в период подготовки и проведения избирательных кампаний органы внутренних дел совместно с избирательными комиссиями имеют возможность реально противодействовать проникновению представителей преступных группировок в законодательные и исполнительные органы страны.

Преодоление коррупции. Ни одна из стоящих перед нами задач не будет эффективно решена без преодоления зла, которым заражено все наше общество. В 90-е годы коррупция стала стилем жизни страны, но выходить первыми из этого зла должны именно правоохранительные органы. Без этого мы не сможем ничего требовать от других.

Совершенно ясно, что источник коррупции - не только люди "в форме", но и люди "в гражданском". Коррупция - "совместное предприятие", болезнь всего общества и ей подвержены даже частные структуры. Однако масштабная коррупция в органах правопорядка особенно опасна, так как она полностью подрывает веру граждан в государство и его способность выполнять свои функции.

Органы МВД должны более решительно очищать себя от коррупционеров. Качество и технологическая оснащенность сегодня становятся многократно важнее количества. Число разного рода проверок предприятий и частных предпринимателей должно быть сокращено. Случаи бытовой, "рыночной" коррупции сотрудников МВД должны быть в центре внимания Главного Управления Собственной безопасности наравне со случаями коррупции среднего и высшего административного звена. Не должно быть никаких денежных взаимоотношений между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, и новый Административный кодекс находится полностью в русле этого требования. Абсолютно целесообразно и повышение ответственности за попытку дачи взятки, и над этим должна поработать законодательная власть.

Вопрос качества наших кадров, без преувеличения, - вопрос качества нашего государства. Мы должны всегда помнить, что политические вихри и другие страсти нашего неспокойного времени для нас заканчиваются на пороге наших рабочих кабинетов. Только профессионализм, предельная порядочность и безоговорочное следование своему долгу могут гарантировать место в рядах МВД. С теми, кто решил, что сейчас может быть иначе, мы будем расставаться быстро и без сожалений.Уважаемые участники конференции!

Уважаемые гости!

За свою 200-летнюю историю Министерство Внутренних дел не раз подвергалось реорганизациям, преобразованиям, переименованиям, менялись его отдельные функции. Неизменным оставалось одно - Министерство всегда было стержнем государственной власти в России. Так было в 1802 году, когда его возглавил граф Кочубей, так было в момент проведения Крестьянской и Земской реформ 60-70-х годов XIX века. Так было в начале 1920-х годов, когда на пепелище гражданской войны Комиссариат Внутренних Дел занимался созданием Советов на местах и борьбой с беспризорностью, так было в годы Великой Отечественной Войны, так было и в дальнейшем.

Сегодня роль МВД в обеспечении социальной, экономической и политической стабильности, в построении ответственного и эффективного государства, жизнеспособной и развивающейся демократии - невозможно переоценить. Сегодня Россия собирает силы после болезни. Мы не только не должны отставать. Мы должны быть впереди этого процесса.

Хочу еще раз поздравить всех наших сотрудников с нашим общим праздником и пожелать здоровья, благополучия и больших профессиональных успехов!


2002-09-20
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=4
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован