15 сентября 2005
1657

Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякова `Избирательные процессы в странах Содружества Независимых Государств`

Уважаемые участники Конференции, дамы и господа, коллеги!


Позвольте приветствовать вас от имени Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Устроители нашей конференции предложили мне высказаться по вопросу о том, что происходит в электоральной сфере на пространстве Содружества Независимых Государств.

Полагаю, что, даже с учетом известных критических заявлений по итогам международного наблюдения за выборами в некоторых странах СНГ, бурного развития избирательных процессов там, перспективы совершенствования электоральной сферы Содружества следует оценить как внушающие разумный оптимизм, особенно при условии дальнейшего осуществления сотрудничества по вопросам нашей профессиональной деятельности.

За последнее время мир претерпел кардинальные изменения. На протяжении 90-х годов прошлого столетия мы и наши партнеры по СНГ учились жить в условиях развивающейся демократии, эффективно использовать такие ее важные инструменты, как политический плюрализм, свободу слова и информации, право граждан избирать и быть избранными в органы власти на демократических выборах. В начале этого непростого пути даже трудно было представить себе, какие сложные задачи поставила перед нами историческая необходимость. Для целей демократического развития было обновлено все избирательное законодательство, при этом без наличия прочных демократических традиций проводились труднейшие избирательные кампании на общенациональном и местном уровнях, шаг за шагом создавалась система независимых избирательных комиссий.

Важным итогом проведенных преобразований в России следует отметить создание адекватной правовой базы и налаживание профессиональной работы избирательных комиссий по применению избирательного законодательства. Вместе с тем, мы отдаем себе отчет в том, что жизнь не стоит на месте, рождаются новые общественно-политические реалии, накопленный опыт проведения предыдущих избирательных кампаний со всей очевидностью говорит о необходимости дальнейшего совершенствования избирательного законодательства и практики.

Именно поэтому сейчас, заблаговременно - больше чем за два года до очередных парламентских и президентских выборов - в Российской Федерации внесены поправки сразу в 13 законов, регулирующих правоотношения в избирательном процессе, принят новых закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающий избрание всех четырехсот пятидесяти депутатов по пропорциональной системе. Главная цель этих изменений - усиление роли и ответственности партий в избирательном процессе, создание условий для политической состязательности.

Кстати, аналогичным путем движутся наши партнеры по СНГ - к полностью пропорциональной системе выборов в Верховную Раду перешла Украина, и по правилам данной системы выборы планируется впервые провести в марте 2006 года. В Грузии активно работают над вопросом усиления роли партий в общественно-политической жизни страны.

В качестве важной предпосылки дальнейшего укрепления демократических основ избирательных систем государств Содружества назвал бы существенное возрастание роли Конституционных и Верховных судов в деле защиты избирательных прав граждан. В Армении, например, именно Конституционный суд провозглашает итоги президентских и парламентских выборов, а в Киргизии - Верховный суд. А, скажем, в России Конституционный Суд вынес полтора десятка постановлений в отношении норм, регулирующих выборы.

В Российской Федерации в процессе формирования находится Общественная палата - в нее войдут авторитетные и уважаемые в обществе люди. Общественный контроль данного органа будет распространяться и на экспертизу проектов законов, в том числе касающихся избирательной тематики.

Безусловно, национальные общественно-политические, исторические и культурные особенности в приоритетном порядке должны учитываться как законодателями, так и правоприменителями. В то же время мы всегда считали и сегодня убеждены, что совершенствование национального избирательного законодательства, практики организации и проведения выборов, защита избирательных прав и свобод граждан, в том числе в судах, невозможны без учета международных избирательных стандартов и рекомендаций авторитетных международных организаций.

Такого же подхода, как представляется, придерживается и большинство наших партнеров по Содружеству Независимых Государств.

В ходе политического развития государств Содружества за последнее десятилетие их избирательные системы приобрели различные конфигурации. Однако, пожалуй, самым важным показателем общности систем как в законодательном, так и в правоприменительном плане, явилось то, что практически во всех государствах СНГ выборы обеспечены самым разноплановым инструментарием мер, демонстрирующих открытость избирательного процесса не только для национального общественного мнения, но и для международного сообщества.

Последовательно работая над прикладным применением имеющихся международных обязательств по демократическим выборам, в декабре 2004 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представила на суд специалистов и общественности Сборник документов "Международные избирательные стандарты".

Помимо всем хорошо известного Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года, содержащего наиболее общие политические обязательства государств в области прав человека, в сборнике имеется почти полтораста международных документов по выборам. Среди них - международные конвенции ООН, рекомендации и обязательства в рамках Совета Европы, Европейского суда по правам человека, документы Содружества Независимых Государств, которые выстроены в определенной логической системе политико-правовых норм, нацеленных на обеспечение и защиту избирательных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевым документом Сборника стала Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, которая не только обобщила и сформулировала в понятных категориях все то наиболее прогрессивное, что рассредоточено по документам различных международных организаций, но и заложила на пространстве СНГ основу современных избирательных стандартов, а также инструментов и процедур современных демократических избирательных процессов.

С идеей Конвенции выступили на рубеже двух веков центральные избирательные комиссии десяти государств СНГ, они же стали активными проводниками этой идеи в жизнь.

Авторский коллектив из числа экспертов ЦИК России создал проект Конвенции, в доработке и обсуждении которого приняли деятельное участие парламентарии и политики, государственные и общественные структуры, научные круги стран СНГ, парламентские и исполнительные органы Содружества, проект Конвенции получил одобрение БДИПЧ ОБСЕ.

В октябре 2002 года Конвенция была подписана Президентами семи государств - Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины. В ноябре 2003 года после ее ратификации Киргизией, Россией и Таджикистаном Конвенция вступила в силу. К настоящему времени Конвенция ратифицирована пятью государствами - Арменией, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном.

Инновационность данного документа для международной практики сотрудничества государств в области прав человека заключается в том, что установленные в рамках Содружества стандарты демократических выборов закреплены в формате международно-правового акта, носящего обязательный характер. Перечислю эти международные стандарты. Это - право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, проведение общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Конвенция является общей для Содружества основой для совершенствования национального избирательного законодательства, практики проведения выборов, для развития межгосударственного сотрудничества по совершенствованию избирательных систем и внедрению современных избирательных технологий. Очень важно, что требования Конвенции также обеспечивают основу для осуществления общественного, в том числе международного, контроля за соответствием выборов международным избирательным стандартам.

Опираясь на Конвенцию, мы совместно подготовили ряд дополнительных документов Содружества Независимых Государств, которые призваны стать практическим инструментом обеспечения стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан.

Скажу об одном из них - о Рекомендациях для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами. Это как раз тот вспомогательный документ, предназначенный для организации и проведения международного наблюдения за выборами международными наблюдателями СНГ, ценное, на наш взгляд, методическое пособие для работы наблюдателей и одновременно для их профессионального обучения в этом качестве.

Опыт наблюдения за выборами в странах СНГ выявил и ряд практических недостатков, настораживающих моментов, требующих серьезного анализа.

Вот некоторые примеры последних избирательных кампаний, в ходе которых произошла смена государственной власти в Грузии, на Украине и в Киргизии.

Обладающие некоторым внешним сходством события в этих странах, порой выходящие за рамки права, комментаторы образно назвали "цветными революциями". Действительно, высокая энергетика участников событий, напряженное противостояние "народа" и "власти", эффектно показанное телевидением, оттеснили объективный анализ и отчасти оправдали такое название.

Однако, произошедшие в этих странах перемены революциями в точном смысле этого слова не являются, поскольку ни их целью, ни их результатом не было изменение общественно-экономической системы. По сути, произошла лишь замена правящих элит (или их части) новыми конкурировавшими группами со своими экономическими и политическими интересами.

Основными общими причинами таких форм смены власти можно назвать следующее:

- неудовлетворительная социально-экономическая ситуация в этих странах при чрезмерном имущественном расслоении общества и низком уровне жизни большинства населения (особенно в Грузии и Киргизии);

- действующие президенты пользовались низким доверием населения и обладали незначительной социальной базой поддержки. Одной из причин этого была чрезвычайно высокая степень коррумпированности государственных органов;

- поддержка оппозиции значительной частью населения, достаточной для быстрой мобилизации тысяч участников массовых мероприятий и проведения акций "всеобщего гражданского неповиновения";

- неработоспособность установленных законом гарантий демократического формирования органов власти путем свободных выборов, приведшая к нарастанию недоверия к институту выборов в обществе. Этому, в частности, способствовали существенные неточности в списках избирателей, манипуляции с открепительными удостоверениями, голосованием вне помещений для избирательных участков, длительные задержки в обнародовании результатов выборов, нарушения избирательными комиссиями прав наблюдателей;

- необеспеченность должной независимости в деятельности центральных избирательных комиссий от власти, что приводило к их неадекватным действиям, вызывавшим возмущение и протест в обществе;

- активное участие иностранных организаций в обеспечении финансовых и внешнеполитических условий для прихода к власти оппозиции.

Какие уроки мы, участники Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, должны извлечь из этих событий?

Нам нужна не только Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, но и подобный международно-правовой документ в рамках Совета Европы, проект которого уже разработан нашей Ассоциацией и поддержан Венецианской комиссией, которая в своем заключении отметила, что "принятие Конвенции о стандартах выборов может стать важным шагом в деле гармонизации избирательного законодательства во всей Европе в соответствии с принципами европейского электорального наследия".

Конвенции нам нужны как работающие международно-правовые акты, стимулирующие наших законодателей на принятие адекватных национальных законов о выборах, а правоприменителей на безусловное их исполнение. При этом максимум усилий должно быть направлено на упрочение доверия населения к институту выборов, создание условий для эффективного общественного контроля за избирательным процессом.

В Российской Федерации для этих целей мы намерены развивать механизмы контроля со стороны наблюдателей за подведением итогов голосования на каждом избирательном участке, в т.ч. путем выдачи избирательными комиссиями заверенных копий протоколов об итогах голосования, оперативного (максимум в течение суток после завершения голосования) обнародования в сети Интернет итогов голосования по каждому из 95 тысяч избирательных участков, работающих на федеральных выборах.

В этом году мы планируем завершить создание электронного регистра избирателей по каждому субъекту Российской Федерации и по России в целом.

Для защиты от возможных ошибок, нарушений при подсчете голосов избирателей на избирательных участках мы начали применять специальные комплексы обработки избирательных бюллетеней, работа которых основана на принципе сканирования. В ближайшее время приступим к испытаниям электронных устройств для голосования, которые разрабатываются по заказу Центризбиркома России с учетом рекомендаций Советы Европы.

В решении этих и многих других задач мы видим необходимость развивать сотрудничество по вопросам нашей профессиональной деятельности в рамках нашей Ассоциации, а также на двусторонней основе с коллегами из избирательных органов различных стран.


Благодарю за внимание.

С другими докладами Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякова можно ознакомиться здесь

http://www.cikrf.ru/cikrf/aboutcik/chairman/doclad_vesh_150905.jsp

15 сентября 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован