25 октября 2006
948

`Дорогой Владыка Иоанн...`

Ольга Николаевна Куликовская-Романова - вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова (1917-1993), внука Александра III, сына Великой Княгини Ольги Александровны. Публикуемый материал является отрывком из ее книги "Под благодатным Покровом" и повествует о встречах с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном.




Год 1992-й
Санкт-Петербург. В пятницу 25 сентября Константин Д. организовал встречу с местным архиереем - Владыкой Иоанном, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, у которого Константин последнее время выполняет послушание пресс-секретаря... Беседовали часа полтора в его резиденции на Каменном острове. Покои роскошные. Их благоустраивал нынешний Патриарх Алексий II, когда был местным Митрополитом до лета 1990 года.

Митрополит Иоанн - человек с каким-то скромным, не торжественным характером, поэтому величественная обстановка архиерейского кабинета не вяжется с его совсем домашней фигурой, тихим уютным голосом. Однако при всем этом ему не откажешь в смелости. Недавно он выступил со статьей в одной центральной газете - "Быть русским", где открыто пишет о бедах России и об остроте "русского вопроса".

Он просто рассказывал нам о своей судьбе, о духовном наставнике - Митрополите Мануиле, труд которого - Историю епископов Русской Церкви XX века - Владыка Иоанн продолжает до сих пор. Еще будучи молодым игуменом, отец Иоанн претерпел гонения и унизительные наветы от гражданских властей. Но рассказывал об этом без всякой злобы, а с какой-то легкой усмешкой. Из-за своих болезней и страданий он выглядит как глубокий старец, а ведь он ровно на год моложе меня.

Довольно благосклонно относится он к возможности прославления Царской Семьи в России, хотя у него есть свое мнение на этот счет. Он считает, что Государь ни в коем случае не должен был отрекаться от Престола даже при прямой угрозе расправы с Ним и Его Семьей. Мне кажется, это несправедливо. И я немного поспорила с Митрополитом.

Подробно расспрашивал меня Владыка о Романовых, о проблемах старшинства ветвей Рода, весьма интересовался взаимоотношениями между потомками Великого Князя Кирилла Владимировича и другими Князьями Романовыми. Впрочем, кое-что он знал и до нашей беседы.

Непримиримую позицию он занимает по вопросу открытия здесь приходов нашей Зарубежной Православной Церкви. Он ссылается на Апостольские правила и каноны Вселенских Соборов, запрещающие действие двух юрисдикций на одной территории:

- Если бы они открывали здесь подворья, другое дело, а они открывают приходы...

Весьма скептически он относится и к находке якобы "Царских останков" милиционером Гелием Рябовым и геологом Александром Авдониным. Власти собираются их захороните здесь, в Петропавловском соборе, естественно, при участии Церкви.

-С этим надо хорошенько разобраться, ведь прежнее следствие 1918-1919 годов установило, что Царские тела сожгли в лесу... - отметил Митрополит.

Весьма интересовался Владыка моими планами в России, узнал, что собираюсь в Екатеринбург, и просил по возвращении обязательно зайти к нему, рассказать о своих впечатлениях. В заключение беседы Леонид Б. сфотографировал нас на память.

На следующий день в субботу 26-го в канун Воздвижения Креста Господня мы с Константином и Леонидом отправились в Кафедральный Никольский собор на Всенощную праздничную службу. Служил Владыка Иоанн. Видно, как трудно ему ходить, но он сам пронес Крест по всему собору и сам совершил весь чин омовения Честных Древ. Когда подошли под елеопомазание, он улыбнулся -узнал меня и тепло поздравил с праздником. Улыбка у него не старческая, а детская, простодушная.

В четверг 29 октября я вновь была у Владыки Иоанна в его резиденции, на этот раз со мной был Леонид С., который записал наш разговор. Владыка был бодр и светел, хотя недавно пережил сильное недомогание: - Ну, как ваше дальнейшее пребывание здесь в России, Ольга Николаевна? Владыка говорил со мной словно со старой знакомой, и то же чувство я испытывала к нему, потому пожаловалась, как близкому человеку:

- Была очень занята, Владыко, очень занята, поездка весьма насыщенна. Устала страшно, несколько раз прихватывало сердце. Но главное сделано. Уверена - Тихон Николаевич будет доволен.
Приехала поделиться с вами впечатлением о нашей поездке а Екатеринбург, которая с Божией помощью все же состоялась. Я не ожидала такого результата. Ехала я туда на один день - на Покров, но осталась на три. Потому что не могли все задуманное совместить. Самое интересное было после литургии на Покров Богородицы в Вознесенском соборе. Девять священников служили литургию... - А с Владыкой Мелхиседеком встречались?

- Да, но на той литургии он не был, уезжал как раз в этот день в епархию. После литургии пошли Крестным ходом по городу прямо к Дому Ипатьева, к месту убиения Царской Семьи. Там служили молебен. Семь священников служили. Оттуда с иконами и хоругвями пошли к месту, где был храм святой Екатерины. Там теперь только поклонный Крест стоит. Отслужили еще один молебен. Возвращались обратно, и тут произошла маленькая авария на электрической линии трамваев. Когда нам надо было всем Крестным ходом переходить проспект, а процессия растянулась, приблизительно, на целый квартал, то каким-то образом маленькая искорка по проводам пробежала, и трамваи все остановились и за ними остальной транспорт... Это дало нам всем возможность спокойно перейти и вернуться в храм. Через некоторое время трамваи пошли дальше. Это было... - ...Знамение Божие...

- Именно. Даже я сама сразу не обратила на это специального внимания. Одна из женщин мне рассказала, которая видела ясно. После была скромная, но праздничная трапеза в Вознесенском соборе. Потом поехали на Панину Яму. У нас был автобус, и поэтому поехало много народу. Снег шел довольно сильный. Вот как раз фотографии этой поездки... Когда мы подъехали к месту, где уже нельзя было дальше ехать автобусом, пошли пешком...

- Ну, все-таки дошли до того места, где были сожжены тела Царской Семьи? -О, да. И снег перестал идти... - Не холодно было?

- Вы знаете, мы как-то не чувствовали холода, священники в одном облачении шли...

(Владыка Иоанн, рассматривая фотографии): - Это казаки?

- Да. Замечательно было. Когда служили молебен, я засмотрелась на одну березку, которая стояла как раз за Крестом. Меня поразила ее белизна, взгляд мой поднялся к верхушке дерева, и я обратила внимание, что на небе облака разошлись и такое большое пятно голубого неба было... Я подумала: молитва действительно пошла прямо вверх... Ощущение это было таким сильным, что я просто поразилась, как все значительное происходит просто и малозаметно.

На следующий день поехали в Алапаевск. Причем Владыка Мелхиседек согласился нас принять в восемь часов вечера того же дня. Но мы предупредили его, что едем в Алапаевск и можем немножко задержаться. По дороге случилась поломка машины. Удачно подвернулся патрульный полицейский автомобиль. Патруль увидел, что мы в аварийном состоянии, и поехал в ближайший поселок, чтобы прислать оттуда грузовик. И нас на буксире дотянули в ближайшее селение. Это место называется Монетка - поселок, где раньше был Монетный двор. Нас приютили, накормили. К двум часам предоставили другой автобус, чтобы отвезти нас в Алапаевск и, если к нашему возвращению не починят наш автобус, отвезти обратно, в Екатеринбург. Так потом и вышло.

Поехали. Ехали-ехали, дорога оказалась куда длиннее, чем мы предполагали. Было уже около пяти вечера, а мы еще никак не могли добраться до Алапаевска. В это время мы подъехали к развилке, и как оказалось, никто не знает, куда надо сворачивать - налево или направо. И я почувствовала себя неважно. У меня же был инфаркт десять лет тому назад. Я уже не выдерживала дальнейшего пути, думала, что нужно возвращаться обратно, тем более с Владыкой назначена встреча.

Я попросила своих спутников об этом, не объясняя, что мне плохо с сердцем. Но тут некоторые горячие головы решили, что нельзя давать спуску всяким искушениям и нужно обязательно ехать дальше. Разделились мнения - ехать или не ехать? - И чье же мнение победило?

- Победило мнение... свыше. Решили отслужить краткий молебен. Пока наши священники служили молебен, я думала, как же этот вопрос решить? Не бросать же жребий - бумажки в шапку?! Это как-то неподобающе... Я незаметно достала из сумки свою икону - Курскую Коренную, чудотворную и спрятала ее под пальто на сердце. Помолилась: научи, Богородица! И в этот момент вспомнился сон, который мне снился в 40-м году, когда я еще была в пансионе Донского института благородных девиц.

Сон такой. Я с отцом стояла на зеленом холме. В это время на небе появилось светлое пятно, потом преобразилось в сияющий Крест, а затем на фоне Креста появилась Богородица. И рука Ее, жест Ее руки указывал направо. В моей далекой памяти, в подсознании было, что Она указывает на Восток. Во всяком случае, это в моей детской памяти отложилось именно так. Я испугалась и говорю: "Папочка, что это такое?" Он отвечает: "Ничего, ничего. Помолись". И вот мы бухнулись на колени вдвоем, и я истово начала даже не петь, а кричать: "Отче наш..."

Давно искала объяснение этому загадочному сну. Даже в прошлом году ездила в Оптину пустынь к старцам. Надеялась, может, кто-нибудь мне подскажет смысл и разъяснит сновидение? Так ответа, в общем, не нашла. И теперь, когда кончился молебен, я резко сказала: "Едем направо!". Потому что Богородица мне указывала именно направо ехать... - И там была дорога направо?

-Да. Сказала: "Едем направо", - сама не зная, куда мы попадем. Как оказалось - дорога шла на Алапаевск. Сзади меня сидели иеромонах Сергий и еще один священник. Сразу после того, как я выразила желание ехать направо, посчитала нужным вкратце им объяснить, почему же я решила ехать именно так, и коротко рассказала, какой у меня в детстве был сон и что послужило поводом для принятия решения.

В конце концов прибыли в Алапаевск. Там есть часовня у шахты, где были замучены Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови князь Владимир Палей и монахиня Варвара.

Было очень холодно, уже стемнело. Автомобильными фарами осветили место. Каждый участник молебна зажег свечечку, хотя на молебнах так не полагается - только на панихидах, но мы были вынуждены их затеплить потому что стало совсем темно. Обошли Крестным ходом вокруг часовни, помолились и уехали. На обратном пути опять стало плохо с сердцем. В пути страшно растрясло... Ну ничего. Отдохнула за ночь. И только на следующий день у нас состоялся визит к Владыке Мелхиседеку. Конечно, его предупредили, что у нас в пути была авария и задержка...

Пришли мы к Владыке Мелхиседеку, поговорили. Он хотел нас сразу угостить, пригласил было к столу... Но я предложила: давайте поговорим сначала. Мы посидели у него в кабинете, беседовали примерно полтора часа... Его интересовали вообще Романовы, кто из живущих еще есть, какое родство между ними и так далее. И потом-пошли к столу.

И когда мы вошли в столовую к Владыке Мелхиседеку, то я поначалу обратила внимание на стол, кто куда сядет. Слева от меня стоял иеромонах Сергий. В это время Владыка стал почему-то не читать, а петь "Отче наш". И я стала искать взглядом икону, чтобы молиться. И - о Боже! - вижу в простенке между двумя окнами большую икону (тогда она мне показалась громадной), в очень темных красках, так сказать, рембрандтовских тонах: Пресвятая Богородица на фоне Креста, в сиянии, в облаках, и на переднем плане воины на коленях... Меня это настолько потрясло, потому что я увидела образ Богородицы совершенно похожий на тот, что мне снился когда-то в детстве... Я от волнения подумала: Боже мой! А рука-то показывает направо или нет? Потому что во сне я видела движение руки, указывающей направо. Сослепу присматриваюсь, смотрю и от волнения не вижу. И чем больше волнуюсь, тем хуже вижу, но наконец рассмотрела - рука действительно показывает направо.

Вы знаете. Ваше Высокопреосвященство, у меня такое нервное потрясение случилось... Главное, еще "Отче наш" как раз поется... Именно так, как было в моем детском сне... Я закрыла руками лицо, расплакалась и от волнения, смущения вылетела в соседнюю комнату, где совсем разревелась... Отец Сергий подошел успокоить меня. Я собралась с силами, вернулась в столовую, извинилась перед Владыкой за свое поведение. Отец Сергий вкратце объяснил ему, в чем причина, отчего со мной случилось такое. Потом мы еще полчасика посидели за обеденным столом и, когда уходили, Владыка Мелхиседек сказал мне:

"Я страшно переменился за эти пару часов. Мое мнение о Царской Семье стало совершенно другим. И я не посрамлю своего пастырского имени малодушием в вопросе с Их предполагаемыми останками".

Такими были его слова. Они меня потрясли. Не ожидала такого простого сердечного слова от сановитого архиерея и была весьма и весьма тронута его непосредственной реакцией. Дай Бог ему сил исполнить все свои начинания...

Константин Д.: Простите, Ольга Николаевна, вы не сказали, что икона, которую у Владыки Мелхиседека увидели, а прежде явлена была вам во сне, - это икона написана по действительному чудесному видению, которое явилось в небе над Русскими войсками на Северо-Западном фронте под Августово, кажется, 25 сентября 1914 года. Она, по-моему, так и называется - образ Божией Матери, явленный над Русскими войсками в войну 1914 года...

Леонид С.: "Августовская победа" она называется. Сначала выпускались большие листовки с изображением этого чуда, а потом Московский Митрополит Макарий распорядился писать иконы...

- Но тогда, в детстве, да и теперь в Екатеринбурге я ничего этого еще не знала. У нас в Сербии в Церквах такой иконы не было. Все исторические подробности выяснились потом. Вот, дорогой Владыко, как это все необычно складывалось.

- Да, это очень интересно. Ольга Николаевна, а городские власти интересовались у Владыки Мелхиседека относительно его позиции с Екатеринбургскими останками?

- Он упомянул, что после нашего свидания должен встретиться с господином Росселем. Владыка Мелхиседек посоветовал и нам встретиться с руководством города, что мы и сделали. Закончив визит к Владыке Мелхиседеку, мы в Управлении Екатеринбурга встретились с тремя городскими чинами.

-Да, но вот мне хотелось немножко, любопытства ради, узнать их мнение. Я просто интересуюсь... Вот, скажем, приезд Марии Владимировны был все-таки ими оценен в определенном направлении, с определенным взглядом, что она является как бы престолонаследницей Дома Романовых? После встречи с вами переменилось ли их мнение относительно претендентства на Российский Престол?

- Как мне вполне определенно показалось, у Владыки Мелхиседека мнение переменилось... -Да, насчет Владыки мне понятно...

- Насколько же переменилось мнение у государственных лиц - не знаю, потому что мы очень сильно на это не напирали. Вообще, я стараюсь быть деликатной в обсуждении подобных вопросов, которые касаются семейных проблем Романовых...

У меня создалось неприятное впечатление от встречи с представителем Президента Российской Федерации в Екатеринбурге господином Машковым. Когда я с ним встретилась, первой реакцией его было, знаете, какое-то предвзятое неприятие. Когда войдешь к новому человеку, личный контакт себя обнаруживает еще до разговора - на уровне ощущений. И здесь иголочки получились с двух сторон сразу же. Я чувствовала его иголки, ну, он в ответ сразу почувствовал мои.

- Почему я этим интересуюсь? Здесь, в Санкт-Петербурге, готовилась встреча тела покойного так называемого Великого Князя Владимира Кирилловича... И вся наша городская впасть собралась, и я присутствовал, все судили-рядили, как встретить, как похоронить, как помянуть. Наши государственные чиновники фактической родословной и всех ответвлений Романовых не знают... Ведь вот что плохо... - Безусловно.

- С того момента, когда объявился у нас в прессе Князь Владимир Кириллович, его семью признали как единственных наследников рода Романовых. Во Францию ездил Невзоров, ведущий программы "600 секунд", на видеопленку делал съемки Владимира Кирилловича. И даже вопрос задавал: как вы смотрите на то, если мы, скажем, пригласим вас сюда, в Россию, чтобы возродить Престол... Но Владимир Кириллович не проявлял большого желания. Он высказался так: если уж необходимость будет и наступит такое время, не откажусь помочь России... Вообще-то скромность в нем была. Этого нельзя отрицать. Во всяком случае сейчас на Владимире Кирилловиче и его дочери сосредоточено все внимание как на прямых, ближайших потомках Императорского Дома Романовых. Других журналисты не знали, и если знали, то умалчивали об этом, утаивали. - Утаивали.

Константин Д.: Простите, Владыко, сейчас Невзоров уже сделал передачу с Ольгой Николаевной. Вы, может, пропустили сюжет... - Я видел.

Константин Д.: И в информационной программе "Факт" был сюжет, где как раз этот вопрос обсуждался. Таким образом, сейчас он получил какое-то освещение. Помните, Ольга Николаевна, вы там говорили по поводу летнего собрания в Париже объединения Дома Романовых, что они не признали Марию Владимировну как законную наследницу Престола?

-Да. Тележурналистка Марина спросила меня, почему в России все знают только о Князе Владимире Кирилловиче, его дочери Марии Владимировной ее сыне принце Георгии Прусском, а никто не знает о других Романовых? Я ответила, что так ваша пресса и телевидение освещают, будто есть только одна линия претендентов и других вообще не существует. - Ну да... Понятно...

- Я тогда же обратила внимание, что в этом году летом собрались все Князья Романовы и объявили свою готовность послужить России, если это понадобится. И было объявлено об образовании Объединения Князей Рода Романовых...

- Может быть, эта информация у журналистов и была прежде, но ее не обнародовали... Всё преподнесли, так сказать, с одного боку. И все же, я не думаю, что наше правительство и наши местные власти заинтересованы в том, чтобы действительно снова возродить нашу Русскую Державу, то есть учредить законный Престол...

- Вы знаете, некоторые силы, которые стараются править Россией, рассуждают примерно так: "Если России очень нужен царь. то мы вам дадим царя... Если России нужны святые мощи, то мы дадим святые мощи... Только по нашим условиям`. Константин Д.: Они предложат подделку... - Именно этого я больше всего боюсь.

- Видимо, поэтому и была проявлена известная инициатива центральной и местной власти к тому, чтобы найти ближайшие корни, как это положено по уставу, по клятве, по закону о престолонаследии? Они глубоко не вдаются в это дело. Ну, Бог с ними в конце концов...

- Они все начинают с коммерческой точки зрения... - Верно... - ...а не с религиозной...

- Все равно... Вот я и говорю: у них с этими останками депо не проходит, потому что нет подлинной заинтересованности отыскать истину... Была бы подлинная заинтересованность и действительно глубокое осознание, понимание вопроса, была бы и ответственность. Безбожные революционные власти России поступили в свое время преступно... Это же величайшее преступление - уничтожить Царя, который являлся Помазанником Божиим, вокруг Которого, собственно говоря, как раз и шла церковная жизнь России, и не только церковная жизнь, но и жизнь всякого русского человека, каждого крестьянина. И относиться легкомысленно и безответственно сейчас к этому преступлению столь же преступно.

- Владыко, я еще хотела закончить разговор по поводу Екатеринбургских останков-Помогите... Разговор с Авдониным, который является председателем фонда "Обретение", не привел ни к чему... Мы разговаривали с Блохиным из Екатеринбургского совета, он координирует все действия с экспертами и возможным захоронением. Объяснились с представителем Президента Машковым. Они показали полностью свою холодность: не может быть и речи подвергать сомнению подлинность останков. Они без Церкви решили, что найденные останки - и есть мощи Царственных Мучеников. Утверждают, что необходимо только некоторые маленькие детали уточнить, чтоб окончательно доказать, что это они... Сейчас доказано уже, что пять скелетов якобы принадлежат одной семье. Они настаивают, чтобы останки эти навсегда остались в Екатеринбурге - там были захоронены, что это их "неотъемлемое" право, и Авдонину поручили, чтобы он образовал общество, которое называется "Обретение". - Останков?

- Да. Это общество "Обретение". Вот фотокопия их устава. Простите, что такая неважная копия. -Ну, ничего... У меня лупа есть...

- Другую копию этого документа я отдала Святейшему Патриарху. Оказывается, с высшим церковным руководством не консультировались ни тогда, когда собирались в 1991 году вскрывать могильник, ни сейчас, когда решают вопрос о подлинности. Видимо, Церковь хотят поставить перед свершившимся фактом.

В уставе фонда "Обретение" есть такие пункты, что фонд имеет полные права на все участки земли вокруг Ганиной Ямы в Коптяковском лесу и в самом Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома. Они якобы будут устраивать там заповедник. Кроме того, этот фонд имеет право устроить там и храм, и клуб, и музей, и какой-то отель или мотель...

Причем никому ни налога, ничего он платить не собирается. Так что очень выгодное дело, как теперь "по-русски" говорят: бизнес. Мы с Авдониным разговаривали от девяти часов вечера до половины первого ночи. Вел он себя весьма неподобающе. Сидел развалясь, руки в карманы, так и разговаривал. И когда мы его спросили, не считает ли он, что это могут быть останки совершенно других людей, а не Царственных Мучеников, как они все время пытаются доказать, он даже не дослушал нашего мнения и сразу говорит: "Вообще тут вопроса никакого нет!" Почему? Я была очень подавлена этой беседой. Я ему сказала: мне кажется, все, что вы делаете - это только на весь мир распускаете фальшивые слухи и этим деньги намерены зарабатывать. - Российская интеллигениия последних семидесяти лет отнюдь не интеллигентна. - Да для таких нет ничего святого... - Не только святого - даже нормального человеческого. - Им интересен только результат - сколько это денег принесет... - Да, да... Ну, конечно, ждать от них благоговейного отношения к святыням или даже к простым человеческим останкам не приходится.

Константин Д.: Владыко, вот что получается: похоже, что все это очень тщательно спланированная и широкомасштабная кампания, которая имеет своей целью выдать за мощи Мучеников непонятно что...

- Да, а потом сказать: знаете, вот вы им молились, а ведь это совсем не то... - Вот этого я боюсь больше всего!

- Я думаю, в канонизации можно пойти тем путем, скажем, что не надо искать останки Царской Семьи. Земля Господня хранит тайну, то ли Они сожжены, то ли где-то тайно захоронены - наверняка Богу Одному ведомо. Нам нужно вскрыть сам быт, саму жизнь Царской Семьи, Их святость, величие... Вот что необходимо. Я, к примеру, не знаю, имеем ли мощи Святого Равноапостольного Князя Владимира? А святость его от этого ничуть не умаляется.

- Видите что - Их мощи даже не необходимы для прославления... Если Они потом вдруг обретутся - это будет так же, как с Крестом Господним... -Да, конечно. Господь явил его спустя три века...

- Когда принесли три креста, ведь сразу же узнали, какой Господень Крест! - Да, сразу... Поэтому мне кажется, что во избежание прославления ложных мощей мы не имеем права доверять каким-то научным экспериментам...

- Это жуткое кощунство, и не только по отношению к Царской Семье, а по отношению к кому бы то ни было, кто был убит и закопан!

- И поскольку, поскольку есть сведения - и довольно-таки исторически подтвержденные, что Царственные тела разрубали, жгли на кострах и потом обливали кислотой, то все эти новейшие находки и выводы ученых крайне сомнительны.

Константин Д.: Думаю, что нынешние антирусские власти специально хотят затушевать материалы официального следствия 1918-1919 годов, чтобы скрыть религиозный характер убийства. -Да...

Константин Д.: Владыко, скажите, пожалуйста, а есть ли гарантия того, что они в эти игры Церковь не вовлекут?

- Но это, конечно, надо через Святейшего Патриарха решать... Константин Д.: Дело еще в том, что одна из влиятельных политических группировок хочет привезти эти останки сюда и захоронить здесь, в Петропавловской крепости... Собчак, Ростропович, Радзинский и другие.

- Но это все равно надо через Патриарха решать, это суждение должно быть не одного даже Патриарха, а всего Священного Синода...

- Но ведь к нему не было официального обращения от властей, а общаться с такими типами, как Авдонин, и ему подобными Святейшему как-то не пристало.

- Несомненно. А о чем еще, Ольга Николаевна, вы беседовали с нашим Патриархом?

- Предложила Святейшему следующее: раз уж Зарубежная Церковь прославила Новомучеников Российских, то нужно либо признать существующее прославление, либо прославить Их здесь, в России. Покаяние в великом грехе цареубийства даст возможность слиться Церквам в единую, что и поможет возрождению России.

- Это, конечно, рано или поздно надо решать, я говорю про объединение Церквей, но сейчас необходимо соблюдать каноны. Существует Апостольское правило 23-4, которое говорит о том, чтобы принимать клирика из другой Епархии только с увольнительной грамотой. Без этого нельзя. И рукополагать тоже не имеют права - епископы одной Епархии клирика другой Епархии. Если это совершается, то подлежат запрещению и низвержению и тот, кто рукополагал, и тот, кого рукополагали. Какой должно соблюдать. Вот в чем дело... А здесь получается нарушение. Скажем, у меня какой-нибудь батюшка захотел перейти в Зарубежную Церковь - и перешел. У нас вот дьякон был. Взял и, не спросившись, ушел. Пришел бы и сказал: Владыко, вот так и так, мне хочется перейти в Зарубежную Церковь. Ну, хорошо, если тебе хочется, но только с таким условием: переезжай туда, я отпускаю тебя. В соответствии с каноническим правилом. Хочешь - езжай: хоть в Берлин, хоть в Америку в эту самую, в Вашингтон или куда там, и трудись, если тебя примут. А если ты не подчиняешься архиерею, самовольно оставляешь приход, то ты подлежишь запрещению. И присылать своего священника другой Епископ ко мне не может, потому что это нарушение канона. Вот Санкт-Петербургская, Новгородская, Петрозаводская, Вологодская, Архангельская, Тверская епархии. И какой-нибудь священник скажет: Владыко, не нравится мне, я ухожу в Новгородскую. А священник оттуда объявит местному архиерею: ты мне не нравишься, я вот поеду лучше в Петербургскую... Что получится?.. - Ну да... В армии так тоже нельзя.

- Если в армии нельзя, то в Церкви тем более. Для того и существуют церковные каноны... Вот недавно - батюшка иеромонах Алексий был иноком на Валаамском Подворье, а теперь приткнулся в Зарубежную Церковь. Я его вызываю: отец Алексий, скажи мне откровенно, что я мог допустить в своей жизни, чтобы тебя соблазнять? Ничего -говорит. Так зачем же ты уходишь от меня-то?.. - А почему же он пошел?..

- Человек молодой, неопытный еще. Его рукополагал Митрополит Кирилл... Митрополит Кирилл на встрече Всемирного Совета Церквей сказал, что наступит время, когда мы будем пить все из одной чаши... О! Видите? Что митрополит-то говорит! Из одной чаши пить!.. Но он говорил о будущем - наступит время. Значит, в настоящее время мы не можем пить из этой чаши, потому что у нас нет единомышления. Единого понимания. Значит, мы не соединяемся. Ну, это разве его, отца Алексия, удовлетворило?

Это так же, как если бы нам, подобно протестантам, на мистические секты разбиться. Возьмем, к примеру, пятидесятников. С ними невозможно говорить. Буквально. Докажешь им одно заблуждение - вот Евангелие от Матфея, что там написано? Им докажешь - они начинают другое место перетолковывать. Докажешь там, они - третье. Третье докажешь - на четвертое перескочат. Так бегают, бегают...

А у нас, православных, в чем беда? Нет послушания. Послушания да со смирением. На приходе вроде и неплохой батюшка, а все-таки убегает. Куда ты бежишь? Ну, езжай с Богом. Если хочешь ты за границу, я тебя отпущу, но ты запрещен. Ты запрещен не мной, Святейшим запрещен. Ты не понимаешь этого запрета. Ведь если тебя рукополагали во священники, значит, ты принял благодатное действие. И этот же архиерей накладывает на тебя запрет. То есть совершенно тебя сковывает в действиях благодати. Благодать не действует, а ты идешь, как говорится, напролом. И что же получится? Ты будешь совершать службу, а хлеб не будет Телом Господа, а будет хлебом, и вино не станет Кровью Спасителя... Форма будет соблюдаться - внутренне ничего не будет... И ты станешь людей вводить в заблуждение. Станешь служить молебны, литургии, а таинства не будут совершаться. Не понимает... Вот в чем дело... Враг путает.

- Это немного напоминает давние поступки еще молодого Князя Владимира Кирилловича. Потому что он был как будто бы в Зарубежной Церкви. Зарубежная Церковь запретила ему вступать в брак с урожденной княжной Леонидой Георгиевной Багратион-Мухранской, вдовой банкира Кирби. Он не обратил на церковный запрет никакого внимания, поехал в Швейцарию и в греческом храме женился. Потом вернулся в Зарубежную Церковь. Когда подошел последний час, его привезли сюда хоронить. Понимаете, нет последовательности.

- Ну, это, собственно говоря, его мирское дело. Князь был все-таки крещеным православным человеком, ну, хоть и согрешил - не согрешил, во всяком случае наше дело было - честь по чести похоронить его, предать земле.

Церковные же нестроения ведут к нестроениям государственным. Но мы должны помнить про наши беды вот еще что. У Святых Отцов есть такое утверждение, что во всех бедствиях или испытаниях, с которыми ты встречаешься, ищи причины не во внешнем, а во внутреннем... - В себе... Да, безусловно.

- В наших бедах виновны не только какие-то внешние таинственные силы, но и мы сами...

- Предки наши согрешили - да, я согласна...

- Если бы, скажем, наша внутренняя духовная жизнь была иной - в ней не было бы отступлений, а была бы настоящая крепость, - естественно, никакой бы внешний враг не посмел нас сокрушить... А было с нашей стороны, было... Ну, вот один покойный Митрополит - опытный человек, наблюдательный, из числа ученого монашества, которое участвовало в подготовке Собора Поместного в 1917-1918 годах, рассказывал: ну как же нам, говорит, не понести наказания, если сама Троице-Сергиева Лавра превратилась в развал?! Что нам удивляться, если недалеко от Лавры, на горке, был учрежден "дом терпимости" и туда время от времени похаживали - кто? - мо-на-хи! Понимаете, какая вещь? Мы за это должны нести наказание? Должны. Будь монахи целомудренны - конечно, не было бы "домов терпимости", они бы не существовали. Расскажу о Преподобном Ефреме Сирине. Жил он в одном доме, а напротив жила блудница. Вот она его все соблазняла, давай, мол, со мной согреши... - А что надо?

- Надо, мол, только немного глины залепить мне окно, чтобы не растворялось... Больше ничего.

- Если уж тебе хочется согрешить со мной, пошли на торжище. -Как это я пойду на торжище?

- Вот ведь, тебе стыдно перед людьми, а перед Богом-то как?.. Преподобный не имел плоти... А другой бы, конечно, уже, как говорится, растаял бы - вот что такое, понимаете, благоприятное условие...

Враг действует, но от нас зависит - поддадимся ли мы искушению или нет. Поэтому, говоря о воздействии внешних сил на Россию, нужно быть очень осмотрительными. Не надо, скажем, обвинение класть на всех евреев, как виновников в наших революционных бедах... - На весь народ?

- На весь народ нельзя. Это погрешительно и опасно.

- Безусловно. Я с вами полностью согласна. Ваше Высокопреосвященство, но дело в том, что вопрос здесь очень сложный... К сожалению, я живу на Западе, я вижу, что происходит. Они каждый раз играют этим словом: то мы - религия, то - мы нация... Если что касается нации, они подставляют религию... (Владыка Иоанн смеется);

- Ну, тут нам надо, как говорится, ухо держать востро... Кто бы вы ни были, хоть нация, хоть религия, но мы знаем, что у вас произошло отступление. Вы ждете своего мессию, которого Господь указал и к которому вы сейчас готовитесь... - ...И вот они готовят его.

- Господь говорит: Меня не приняли пришедшего от Отца, а когда он приидет - вы его примите...

- Это меня и страшит... Они сейчас хотят подсунуть ложные мощи и хотят именно научно доказать, что не было того страшного святотатства - цареубийства, а было убийство простых граждан, отрекшихся от Царства...

- Они хотят ложными мощами, их "обретением", с одной стороны, доказать, что это не было такое уж зверское убийство... Раз мощи сохранены, значит, сохранены... Но и в то же время ввести в заблуждение людей: а потом скажут, что они поклоняются каким-то неизвестным останкам... - Это самое больное... Чтобы не было опять надругательства над народом... - Конечно... Если вопрос коснется церковной жизни нашей епархии, то он будет нами основательно разбираться...

- В общем, в итоге, Ваше Высокопреосвященство, я бы вас очень попросила, чтобы вы, если можете, блюли это дело... -Да, конечно...

- Я считаю, что прославление Царственных Мучеников и всех Новомучеников Российских нельзя разделять, отделять одно от другого. - Совершенно верно.

- Тихон Николаевич очень подчеркивает-здесь есть соединение Царя и Народа. Таинство - даже в их общей мученической смерти. Царь - Помазанник Божий, он не ушел, не оставил Свой народ. Он принял смерть со Своим народом. Так же, как и Его народ, верные слуги остались с Ним во время смерти... И это соединение четырех лиц, которые были с Ним вместе, - это есть символическое соединение Царя и Народа. И нельзя их разделять...

- Господь совершает водительство Своего верного народа. Он вскроет, что не ясно... Он поможет не совершить ошибки, потому что ошибка уже может быть и в том, что мы понимаем как святость... А будет такая ошибка, когда всех прославим в том составе святых Новомучеников, которых мы почитаем святыми, а среди них окажутся, может, даже не святые... Вот опасность... - Опасно... но...

- В Самаре была такая семья - три сестры, отец мученически погиб. Я попросил написать жизнеописание, чтобы, может быть, поставить его в число Новомучеников. Но они сказали так: а вдруг он в те последние минуты допустил что-нибудь такое, что мы будем молиться: "Моли Бога о нас, отче Сергие!" - а он сам будет нуждаться в наших молитвах... Это будет хуже... Лучше оставить на волю Божью... Вот так.

Поэтому, может, даже лучше - упокой. Господи, душу усопшего раба Твоего, хотя он и святой был. Это безопасней гораздо, чем, скажем, вдруг Господь его не прославил, а мы будем обращаться - моли Бога о нас. Когда надо молиться за него еще. Но на все воля Божья.

Ну что же, пожелаю вам милости Божией. Если возможность будет с Владыкой Виталием переговорить, то мы имеем надежду и желание на будущее взаимопонимание... - Вы подготовили письмо?..

- Нет, вы можете сами рассказать о встрече со мной, с другими иерархами, сказать, что у нас есть все предпосылки к тому, чтобы снять всякие преграды канонического характера... - Я обязательно передам.

- Сейчас время, когда требуется единство и организация сил. - И если случайно зайдет речь, то, не обнадеживая никого, вы бы хотели с ним встретиться?

- Ну, а почему нет? Конечно! У вас есть мое Обращение? - Да, все статьи есть. Везу их с собой...

- Вот и скажите там: такое в России направление. Скажите - это не только Митрополит Санкт-Петербургский так думает, но это и мнение многих архиереев и многих простых русских людей... - А была негативная реакция?

- Со стороны архиереев я не замечал. Может, кого-то и кольнуло, но я не замечал...

- Потому что сильно написано...

- Даже протоиерей Лев Лебедев, перешедший в Зарубежье, мне прислал благодарность. Если бы все архиереи, говорит, так бы думали и писали, у нас бы уже не было никаких разногласий... Во всяком случае, большинство архиереев очень были довольны этим выступлением. - Но никто не посмел сам выступить...

- Не важно, во всяком случае, согласие с тем, что написано, есть. - Это уже помощь, это уже поддержка вам... -Да... Ну, помогай Господи и вам, Ольга Николаевна.

Эта беседа была, пожалуй, последним самым сильным впечатлением от моей поездки в Россию осенью 1992 года.



http://gosudarstvo.voskres.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован