В последнее время, точнее, после победы Трампа на президентских выборах в США, всё чаще и всё громче раздаются голоса не только некоторых отечественных политологов, но даже отдельных отечественных политиков-государственных деятелей с именем, призывающих «договориться по Китаю» с новой американской администрацией.
Безусловно, реалии современного мира таковы, что ставить во главу угла необходимо отношения именно с Соединёнными Штатами. Однако при этом нельзя забывать, что вот уже практически полвека вопрос мира и войны в глобальном масштабе определяется состоянием стратегического «троецарствия», «стратегического треугольника»: США-Китай-СССР/Россия, а это значит, что для нашей страны при безусловном приоритете российско-американских отношений российско-китайские отношения являются очень важной внешнеполитической составляющей и ни в коем случае не уступают по степени значимости отношениям современной России с тем же Евросоюзом. Те же, кто с безответственной лёгкостью заявляют о возможности «договориться по Китаю» с Соединёнными Штатами, априори ставят нашего «великого восточного соседа» в позицию некоей «находящейся под внешним управлением» «второсортной страны», от которой по сути дела ничего не зависит, и тем самым «со всей дури» наступают на «грабли», о которые мы набивали себе крайне болезненные «шишки» целую четверть века, пока находились в ситуации идеологического, политического и даже вооружённого противостояния с Китаем.
С самого начала своего существования Китайская Народная Республика крайне щепетильно относилась к любым вопросам, связанным с её государственным суверенитетом. Объяснялось это не только многотысячелетним, традиционным, генетически-подсознательным восприятием мира через модель «китаецентризма», но и глубокими «ранами», оставленными «столетием позора», когда с середины 19-го века до практически середины века 20-го Китай влачил существование полуколонии империалистических держав и объекта длительной, широкомасштабной, крайне жестокой японской агрессии. Болезненно-гипертрофированное стремление Китая к «независимости и самостоятельности» привело к тому, что в конце 50-х годов он лишился того наиболее ценного, чем тогда располагал: всесторонней экономической, политической и военной помощи Советского Союза. 25 апреля 1956 года, когда ни КПСС, ни советское государство ещё никоим образом не критиковали политику КПК и КНР, а наоборот в полном соответствии с советско-китайским «Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи» и различными двусторонними межправительственными соглашениями помогали выполнявшему свой первый пятилетний план Китаю в деле экономического созидания, наиболее яркой страницей которого стала знаменитая программа строительства и реконструкции с помощью СССР «156-и промышленных объектов» – «краеугольного камня» возрождавшейся экономики КНР, Председатель ЦК КПК, Председатель КНР Мао Цзэдун в своём докладе «О десяти больших отношениях» на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК поставил вопрос о выработке «собственного курса созидания с опорой на наш собственный опыт». В последующем настойчивый поиск Китаем «собственного пути строительства социализма», сопряжённый с нараставшей беспардонной критикой экономической модели социализма своего «донора» – СССР, и абсолютное нежелание тогдашнего советского руководства каким бы то ни было образом учитывать национальные амбиции «младшего партнёра» по лагерю социализма привели к неизбежному советско-китайскому расколу, «рубиконом» которого стало 16 июля 1960 года, когда советское правительство «неожиданно» предъявило ноту правительству КНР с извещением об отзыве из Китая до 1 сентября 1960 года 1390 советских специалистов, а также о расторжении 12-и ранее заключённых межправительственных соглашений, протокола между академиями наук СССР и КНР, 343-х китайско-советских договоров о специалистах и приложений к этим договорам, 257-и проектов советско-китайского технического сотрудничества. Выступая в сентябре 1960 года на совещании высшего руководства КПК и КПСС, глава китайской делегации Дэн Сяопин заявил:»КПК никогда не примет патерналистские отношения между КПК и КПСС, между КНР и СССР». Позднее он добавил:»По-настоящему существенной проблемой (китайско-советских отношений) было неравноправие, унижавшее китайский народ».
«Раны», оставленные «столетием позора», не зарубцевались в душе китайской нации до сих пор, и в своём выступлении 1 июля 2016 года по случаю 95-й годовщины создания КПК Председатель КНР, Генсек Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин назвал «великое возрождение китайской нации» «главной целью» китайского народа, его «китайской мечтой». А на пути к реализации «китайской мечты» в этом же выступлении Си Цзиньпина перед китайским народом обозначены две ближайшие «цели борьбы к двум столетним юбилеям»: первая – к 2020 году, накануне столетнего юбилея КПК, полностью построить в Китае «общество достатка»; вторая – к середине 21-го века, к столетнему юбилею КНР, построить в Китае процветающее, демократичное, цивилизованное, гармоничное социалистическое обновлённое государство.
Как и во второй половине 80-х годов, когда Китай умело вовлёк нашу страну в процесс нормализации двусторонних отношений и, затратив минимум собственных усилий, обеспечил для себя долгожданный мир на самой протяжённой сухопутной границе, КНР и сегодня чрезвычайно заинтересована в мире и спокойствии на китайско-российской границе, в выгодных экономических отношениях с нашей страной, в надёжном «плече» России перед лицом в принципе неизменной и при Трампе американской стратегии «перебалансировки сил в АТР» как в существенных внешних гарантиях успешной реализации своих грандиозных внутриполитических программ. Вместе с тем Китай без сомнения понимает и нашу глубокую заинтересованность в сохранении нормальных, добрососедских отношений с ним. На большой пресс-конференции в конце декабря 2016 года Президент РФ Путин озвучил эту принципиальную позицию нашей страны, сказав: Нам необходимо дорожить отношениями с Китаем.
Этот тезис Путина по сути дела свидетельствует о признании сегодняшним политическим руководством нашей страны того, что а) к нормальным отношениям с Китаем мы шли долго и трудно; б) ошибок, допущенных советским руководством в конце50-х - начале 60-х годов и ставших нашим «вкладом» в советско-китайский раскол, впредь необходимо избегать, а это означает, что нужно предельно вдумчиво учитывать нюансы отношений с Китаем, как можно глубже вникая в вопросы национальной специфики этой страны. А начать необходимо с того, чтобы воздержаться от призывов с центральных каналов «голубого экрана» «договориться по Китаю» с Америкой Трампа, то есть, называя вещи своими именами, «торгануть Китаем», «разменять Китай». Хотя бы ради колоссальных усилий наших государственных деятелей, политиков, специалистов, в течение десятилетий затрачиваемых для исправления старых ошибок и построения конструктивных отношений с великой азиатской страной.
Использована книга «История Коммунистической партии Китая» под редакцией Научно-исследовательского кабинета ЦК КПК по изучению истории КПК, том 2 (1949-1978), издательство Чжунгун данши чубаньшэ, 2011.
Автор Шитов Александр Викторович