Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
29 июля 2016
3476

Духовно-нравственное начало познания

Main duh

Все люди во все времена искали и ищут самое важное, самое главное в их жизни: для бедных – это кров над головой и пропитание, а для богатых – это дворцы и современные авиалайнеры. Нищие ищут жизненно необходимое, а богатые, не довольствуясь малым, стремятся стать ещё богаче.

Учёный-естествоиспытатели ищут естественно-научную истину, а верующие – божественную истину. И многие выдающиеся учёные, имена которых известны всему миру, не сомневались и не сомневаются в том, что естественно-научное познание не противоречит божественной истине.

 Всё человечество ищет ответ на своё смятение, нравственную немощь, на духовную пустоту. Все люди жаждут утешения, спокойствия и мира. Мы говорим о мире, а  войны не прекращаются. Мы говорим о спасения природы, а она с каждым днём деградирует.

Казалось бы, стоит пойти по пути политической свободы – и человек будет счастлив, а природа будет спасена. Только дайте нам возможность самим избирать себе лидеров, и мы обретём такое правительство, которое обеспечит нам достойную жизнь. В некоторых странах достигнута политическая свобода, но отнюдь не лучшая жизнь – коррупция в среде чиновников, эксплуатация и лицемерие среди равных тому свидетельство.

Был и другой, казалось бы, обнадёживающий путь под названием «Просвещение», и в него верили очень многие. Долгое время такой путь считался единственно верным и светлым. Теперь образованные люди самые информированные в истории цивилизации. Современные школьники знают о физических законах намного больше, чем величайшие учёные времён Аристотеля. Наши головы забиты информацией, полезной и бесполезной, но наши сердца пусты.

Самой заманчивой и привлекательной оказалась дорога  к высокому уровню жизни. Многие считают и продолжают считать, что такая дорога обязательно приведёт к лучшему счастливому бытию.

К чему же ведут все эти пути и дороги в реальной жизни? Например, Америка – страна с такими политическими свободами, о которых и не могли мечтать во многих уголках цивилизованного мира. Эта страна с величайшей и всеобъемлющей системой общественного образования, равной которой не знала история. В этой стране и далеко за её пределами восхваляется высокий уровень жизни. Но разве принёс он желанное счастье? Радость и удовлетворение? Спасение жизни на Земле?

Многие самодовольно гордятся тем, что осуществились мечты многих поколений: в наше время можно очень быстро преодолеть огромные расстояния; человек научился синтезировать чудодейственные лекарства, излечивающие самые страшные болезни; мы открываем тайны морских глубин и всё дальше проникаем в космос. Но теряется ли при этом ощущение пустоты в сердце? Разве каждое новое открытие утешает нас,  гасит чувства ненависти и беспомощности? Может быть, лекарство от злобы, ненависти, зависти и коррупции можно найти в лаборатории?

Вне всякого сомнения, наука дала многое полезное и нужное  человеку. Но в  то же время наука преподнесла самый страшный подарок, когда-либо полученный человечеством, – ядерное оружие, способное мгновенно уничтожить всё живое на нашей планете и не один раз.

Наука же приблизила всё человечество к такой грани, за которой рождаются многие глобальные проблемы современной цивилизации и, прежде всего, экологические проблемы. Такие проблемы пока ещё можно решить, если каждый живущий на Земле будет искать пути не к обогащению и славе, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15), а к созданию условий устойчивого, равновесного состояния окружающей среды, осознавая при этом, что, спасая самого себя в безбрежном океане страстей и пороков, можно спасти и природу, и человечество. «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5, 8). «Итак умертвите… блуд, нечистоту, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5). «Устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5). Все эти древнейшие библейские истины особенно актуальны в наше время. Нелёгкий, тернистый путь устроения собственного духовного дома начинается с самого раннего детства с воспитания, способного проявить благородные начинания человека, служащие надёжным ориентиром в зрелом возрасте.

Благородный путь воспитания лежит через любовь. О любви говорит и Библия. Заповеди Божии начинаются со слов любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоей, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоей». Если человек обладает такой любовью, то он не нарушит и все остальные заповеди. Любой человек, любящий ближнего, не может его обидеть, обмануть, тем более убить или ему позавидовать, и вообще не может пожелать ему чего-либо худого. Истинная человеческая любовь очень метко отражена в словах выдающегося русского писателя Ф.М. Достоевского: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви».

«Там, где начинается любовь, –  писал глубочайший мыслитель современности, российский философ И.А. Ильин, профессор Московского университета,  там кончается безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредотачивается, его внимание и интерес концентрируется на одном содержании, именно на любимом; здесь он становится интенсивным, душа его начинает как бы накаляться и гореть. Любимое содержание – будь то человек, или коллекция картин, или музыка, или любимые горы – становится центром души, важнейшим в жизни, главнейшим предметом её. Оказывается, что любовь даёт человеку, по слову Платона, сразу – душевное богатство и душевную бедность: богатство – ибо человек нашёл сокровище своей жизни, которым он владеет и которое как бы носит в себе: отсюда чувство душевного обилия, силы, счастья, повышенного интереса к жизни и благодарности за всё; бедность – ибо у человека возникает чувство, что он никогда не овладеет своим сокровищем до конца и что без него и вне его он сам скуден, несчастен и одинок: отсюда чувство душевной скудности, слабости, несчастья, разочарования во всём и ропот на свою лишённость и нищету. И все же, несмотря на эту тоску лишённости, человек чувствует себя обогащённым и богатым…Любовь есть доброта – не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печётся о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь сама по себе даёт человеку счастье и вызывает у счастливого потребность – осчастливить всё и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного».

Многие стремятся изменить этот мир, победить природу, но не хотят изменить прежде всего самого себя и победить себя, чтобы всем сердцем полюбить этот мир, полюбить природу как самого себя. Любовь начинается тогда, когда человек научился отличать добро от зла и хорошее от плохого в самом себе. Любовь вспыхивает подобно пламени, когда разум побеждает страсти. Истинная любовь рождается тогда, когда ум и сердце находятся в согласии.

О любви человека к человеку повествует Библия, но она  не описывает достаточно детально, как образовалась Вселенная и как возникла жизнь. Скорее она говорит о том, для чего Бог создал мир, а не о том, как он создавался. Известный французский математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749–1827), объясняя Наполеону законы мироздания, сказал, что присутствие Бога для изучения таких законов ему не нужно. Другое дело, когда возникают вопросы о том, как возник окружающий нас мир. Последователи материалистического учения Дарвина полагают, что информация в генетическом коде накапливалась в течение чрезвычайно длительного периода времени в результате случайных мутаций. Можно представить, что в  результате случайных перестановок различных букв алфавита образуются слова, но практически невозможно вообразить себе, что при случайном выборе и соединении букв в слова и отдельных слов в законченные предложения, а затем из отдельных предложений в повествование с заданным сюжетом, получится завершённое интересное произведение – вероятность такого процесса, хотя и отлична от нуля, но ничтожно мала.

Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.     

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

         Карпенков Степан Харланович      

                         

                                                         

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован