15 марта 2005
4179

Две стороны одного президента

Один год и один день назад мы избрали президента. 14 марта 2004 года Владимир Путин оглушительно и безальтернативно победил на выборах и заступил на второй срок. Тогда говорили, что высокий результат на выборах и широкая электоральная база обеспечивают Путину ресурс прочности по крайней мере года на два - два с половиной. И хотя говорили с меньшей уверенностью, чем в 2000-м, мало кто предполагал, что электоральная опора президента претерпит столь серьезные изменения, что произошли, всего за год и один день.

..."Каковы социальные силы, которые Вас поддерживают?" - летом 2000 года был задан вопрос президенту Путину. "Многонациональный российский народ", - ответил президент. И действительно, следующие 4 года разноликий российский народ служил Путину опорой, базой и главным источником, на который он опирался в своем правлении. Но минувший год изменил многое. "Прошлый год был очень тяжелым", - признался недавно высокопоставленный кремлевский чиновник и задумался. О чем?..


О том, что мало кто в марте 2004-го мог предполагать, что системе всего за год будет нанесена череда ударов? Которые выявили одну неприятную вещь, и она может привести к серьезным последствиям: социальная опора (разноликий народ) у Путина оказалась рыхлой и эти удары не держит.

Удары - "природные" или рукотворные - последовательно пришлись на разные страты и сегменты общества и породили целый сонм недовольных.

Возьмем основные события первого года второго срока.

Административная реформа. Проведенная половинчато, многократно откорректированная, как водится в России, на "персональный фактор", она привела к недовольству как части самого госаппарата, получившего хаос и новые бодания ведомств, так и потребителей чиновничьих услуг, которые быстро обнаружили: заявленная "эффективность" привела лишь к появлению новых циркуляров и инстанций "для заноса". В итоге сами госчиновники перестали являть собой монолитную опору режима; потребители же их услуг, прежде всего простые граждане, малый и средний бизнес, окончательно убедились в том, что компактной и эффективной бюрократии в Росси как не было, так пока и не просматривается. И не только из-за вековых традиций, но из-за нехватки воли и силы эти традиции сломать.

Затем была череда ужасающих терактов. На их фоне неприятные для себя открытия сделали сразу очень многие сегменты общества. Первое из них - военные и спецслужбы, получившие новые серьезные полномочия и финансирование, оказались не в состоянии не только предотвратить подобные теракты, но и с минимальными потерями справиться с последствиями уже свершившихся. Ушло чувство безопасности.

Вслед за этим политическая элита убедилась еще раз в том, что под давлением (скажем так, общественного мнения) президент не любит наказывать виновных. Что, правда, не исключает жесткой выволочки им за кулисами. Собственно об этой его привычке все и так знали давно, но на фоне летних и осеннего терактов получалось, что ответственности за погибших в самолетах, школах и метро как бы никто и не несет. Осенью и зимой слой "информированных" из уст в уста начал пересказывать истории о том, как недоволен Путин спецслужбами, какую взбучку устроил он им, но более широкие слои общества остались в неведении относительно президентского недовольства. Таким образом, чувство некоторого неудовлетворения пришло к низшим слоям среднего класса, которые а) летают на самолетах; б) ездят в метро; в) хотят, чтобы военные и милиция могли защитить их детей, которые идут в школу. Помимо этого, однако, и многие люди в погонах начали если и не открыто, то, по крайней мере, в неофициальных беседах говорить о том, что "система неэффективна" и "с этим наконец надо разбираться". При этом "он", добавляли они подымая глаза к Портрету, "все понимает". Дальше повисала неловкая пауза...

Затем была Украина, по итогам которой сторонники Советского Союза получили недовольство от чувства проигрыша (и вновь затосковали по "былой советской мощи"), а сторонники цивилизованного, уважительного отношения двух государств убедились в том, что советские имперские подходы не только живы, но и всячески поддерживаемы Москвой. Как итог: сочувствие и поддержка действий федерального центра ушли от закоренелых коммунистов и либералов-западников. А также от самого Запада, который к тому моменту уже сильно переживал по поводу "наметившихся в России тенденций".

Наконец, в новый год страна вошла с монетизированными льготами, реформой, самой по себе, важной и нужной. Но качество ее исполнения, а также готовность власти с легкостью идти на уступки, посеяли зерна разочарования еще в нескольких слоях общества, причем совершенно разных. Признаки разочарования теперь демонстрируют бабушки, до того твердо хранившие верность президенту, а также часть политического истеблишмента, которая полагает, что если уж власть была уверена в своей правоте, то и нужно было идти до конца, а не пересчитывать на ходу размеры выплат. То есть у традиционно левого электората поколеблена уверенность в том, что "при Путине жить стало лучше", у более правого - в том, что власть способна эффективно провести экономические реформы, которых впереди еще несколько. В частности ЖКХ, образования и здравоохранения.

Ну и наконец, ситуация вокруг ЮКОСа и странная история с переходом его активов в одни-другие руки отвернула от правительства бизнес-истеблишмент. Уж очень коряво все было сделано. Подобные "экспромты" в сделках на миллиарды долларов обычно выдают, как минимум, некомпетентность.

Таким образом, "лампочки" потенциального недовольства загорелись в самых разных социальных слоях общества. И хотя глава ВЦИОМа Валерий Федоров уверяет, что рейтинг поддержки президента "полностью восстановился" - с 65% в середине февраля до 72% в конце месяца, а доверие "вернулось на уровень декабря (50%)", - это, в том числе, отражает ситуацию, что "остальные еще хуже". Впрочем, и сам Федоров признает: "Фигура президента в течение последних 5 лет ассоциировалась в сознании россиян с уверенностью в завтрашнем дне, надеждами на порядок и стабильность. Неудивительно, что массовое сознание пытается сегодня сохранить этот "якорь". Когда на политическом поле, за исключением Владимира Путина, нет ярких фигур, когда кажется, что кругом начинают царить хаос и неразбериха, как в горячие 1990-е, то традиционно возрастает доверие к единственному гаранту стабильности".

Можно находить и иные объективные объяснения происходящему, но все же во многом сложившаяся ситуация - зеркало самой натуры Путина. Он как бы состоит из двух половинок, тем самым отражая "симметричное" же состояние страны. Одна ее часть стремится в будущее. Другая не спешит расставаться с прошлым, кажущимся спокойным и стабильным (опросы центра Юрия Левады об отношении к 20 годам перестройки эти две половины очень хорошо высветили), ища в нем спасительный якорь защиты от сегодняшних рыночных бурь.

Если внимательно посмотреть на высказывания президента за все 5 лет его правления, то можно легко заметить: он всегда старается избегать слишком однозначных суждений. Его всегда, при желании, можно истолковать и так, и эдак. Идет ли речь о ЮКОСе, федеративных отношениях, философии демократии или чем-то еще. Ответ строится примерно так: мы за рынок, но... ; мы за общие ценности демократии, но...; мы за уважение прав собственности, но...

"Но" всякий раз подразумевает особенности национального развития в целом, особенности 10-летнего развития в 1990-е в частности, особенности получения собственности и т.д. Видимо, такова натура президента, который как разведчик, на ощупь, крадется по незнакомой территории.

Парадокс в том, что предыдущие 5 лет именно эта универсальность служила ему залогом широчайшей и, что немаловажно, искренней популярности и уважения у граждан. Однако у продвижения "на ощупь" выявилась по крайней мере одна, но значительная уязвимая черта: желание угодить всем обернулось размытостью общей социальной опоры.

Похоже, восстановление твердой веры возможно лишь в двух случаях. Первый подразумевает частичное изменение позиций самого Путина. "Если пытаешься понравиться всем, обязательно найдутся те, кому это не понравится", - от этого принципа рано или поздно президенту необходимо будет отказаться. В силу слабости и неразвитости самой страны, отсутствия у нее опыта проживания в стабильных демократических условиях интересы абстрактного "многонационального народа" очень часто прямо противоположны. Источником опоры больше не может быть народ в целом, но им могут стать конкретные слои общества с их ценностями и приоритетами, ради защиты которых, да, нужно иногда совершать и непопулярные в глазах других действия. Придется также с кем-то (какими-то слоями) поссориться. Есть ли такая готовность?

Случай второй - иного рода. В условиях латентного брожения идей, людей и денег, на фоне общей ослабленности основных институтов государства и почти полного отсутствия институтов гражданского общества на политической сцене могут неожиданно возникнуть весьма неоднозначные персонажи. История таких случаев хранит немало - от Германии 1933-го до Ирана 1979-го... Тогда, ужаснувшись новой перспективе, даже далеко не самые горячие поклонники Путина будут вынуждены сплотиться вокруг его фигуры, дабы избежать куда более страшного варианта. Если только к тому времени уже не будет поздно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20050315/39522065.html

РИА Новости

15.03.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован