Дан старт формированию новой, реальной и влиятельной `региональной фронды` внутри псевдоединой партии
Весной 2004 года, когда никто еще не слышал об инициативах Владимира Путина по переустройству региональной исполнительной власти, особо модной была тема предстоящей досрочной отставки столичного мэра Юрия Лужкова. По прогнозам экспертов, она могла состояться уже осенью 2004 года. Назывались также основные причины, по которым Кремль мог пойти на этот шаг, а так же наиболее вероятные шаги, которые мог бы предпринять столичный мэр для защиты своей позиции. За прошедшие полгода очень многое поменялось в раскладе сил на российской политической сцене. Вместе с тем, изменения эти в ряде случаев не только не замедляют, но и ускоряют обозначенные нами ранее центробежные тенденции.
Вкратце напомним, как виделась ситуация с возможной досрочной отставкой Лужкова в марте 2004 года. См. наш материал `Лужкова `уходят` по состоянию здоровья? Версия `Вокруг Новостей``:
В общих чертах, события по `лужковскому` сценарию могут развиваться следующим образом. В течение последнего своего срока столичный градоначальник постарается наладить максимально доверительные отношения с кремлевскими группами влияния, тем самым усыпив их бдительность. Скорее всего, `точкой сближения` станет процесс подбора для Юрия Михайловича кандидатуры преемника на посту мэра Москвы. Добровольно согласившись на навязанную Кремлем кандидатуру, Юрий Лужков тем самым продемонстрирует свою полную лояльность федеральной власти.
При этом столичный градоначальник достаточно разумен и искушен для того, чтобы четко понимать: официальным преемником Путина его не сделают - даже в обмен на добровольную `сдачу Москвы`. То расположение, которое сейчас демонстрирует к столичному градоначальнику центральная власть, является всего лишь тактическим маневром, но никак не стратегическим курсом Кремля. Максимум, на что может рассчитывать Юрий Михайлович в 2008 году - это почетные проводы на пенсию с определенными гарантиями неприкосновенности - как личной, так и финансовой.
Вполне естественно, что скромная роль почетного пенсионера Юрия Михайловича не устраивает. Не устраивает она и представителей крупного бизнеса, традиционно связанных со столичным мэром - ведь на них `кремлевские гарантии` распространяться не будут. Именно потому на фоне заигрываний с Центром в ближайшие 4 года будет происходить новая консолидация вокруг персоны Лужкова влиятельной региональной фронды, временно `сдавшей` свои позиции после 1999 года и сейчас действующей в рамках формально лояльной Путину `Единой России`. Кстати: эта формальная `лояльность` уже сослужила Юрию Михайловичу хорошую службу: первым вице-премьером вновь сформированного Правительства стал Александр Жуков, `единоросс` классической `лужковской` формации
* * *
Как видим, жизнь уже внесла в этот план серьезные коррективы. С принятием законопроекта, предполагающего назначение руководителей субъектов РФ по представлению президента, политическая судьба большей части активных деятелей `региональной фронды` образца 1999 года остается под вопросом. По всей видимости, они смогли добиться от Кремля определенных гарантий сохранения за собой прежних полномочий, однако гарантии эти нельзя считать надежными. Особенно призрачными они выглядят в контексте значительно расширяющихся полномочий президента в части отстранения от должностей неугодных ему губернаторов. Напомним: новый закон предполагает в том числе и такую причину отставки регионального руководителя, как `утрата доверия президента` - понятие эфемерное, нигде четко не прописанное а значит потенциально - с легкостью применимое на практике.
Это означает, что времени для маневра у Лужкова и его возможных региональных соратников осталось не так уж и много. Фон для начала `подрывной` деятельности выбран как нельзя удачный: `Единая Россия` как раз сейчас активно прирастает за счет губернаторов, вступающих в нее не по доброй воле, а скорее в обмен на сохранение своих постов. Пример из последних - вступление в ЕР приморского губернатора Сергея Дарькина (срок полномочий истекает летом 2005 года). Вполне понятно, что рассчитывать на лояльность такого рода `добровольно-принудительных` активистов Кремлю не приходится. Более того: по достижении критической массы недовольных `Единая Россия` может в один прекрасный момент переродиться изнутри, и внезапно превратиться из послушного инструмента в руках власти в неповоротливую глыбу, саботирующую все кремлевские инициативы.
Случайно или нет, но региональные конференции ЕР в Москве и Казани, прошедшие в минувшие выходные, сопровождались очень похожими по духу и пафосу заявлениями Лужкова и Шаймиева соответственно. И мэр Москвы, и президент Татарстана раскритиковали партию за безынициативность, отсутствие критического подхода к спускаемым из Правительства законопроектам и в конечном счете - за недальновидность, т.е. нежелание или не способность к выработке собственной четкой платформы, как экономической и социальной, так и политической.
КоммерсантЪ: Минтимер Шаймиев отказал партии во власти
Татарское отделение `Единой России` является самой крупной региональной организацией. В ее состав входят 45 местных и 843 первичных отделения. На 1 ноября 2004 года численность организации составила более 79,8 тыс. человек. За последние десять месяцев в нее вступили более 2 тыс. членов.
Открыл заседание секретарь политсовета местного отделения партии, спикер госсовета Татарии Фарид Мухаметшин. Он заявил, что настало время осмыслить ситуацию внутри `Единой России`, напомнив, что реакция общества на реформу ЖКХ и принятие закона о монетизации льгот была неоднозначной. В этих условиях, по мнению господина Мухаметшина, татарское отделение должно усилить политическое влияние на процесс принятия партийных решений. Пока же, как с явным раздражением заметил спикер, обращаясь к секретарю генсовета `Единой России` Валерию Богомолову, руководящие структуры партии вырабатывают свою позицию в отношении поступивших в Госдуму законопроектов без учета мнений местных отделений: `Решения, принимаемые наверху, бросают нас на амбразуру!`
После этого слово взял Минтимер Шаймиев, являющийся сопредседателем высшего совета `Единой России`. `Если, имея большинство в Госдуме, партия не будет учитывать мнение регионов, она не может быть партией власти`,- заявил господин Шаймиев, напомнив, что ответственность усилится, когда `партия должна будет сформировать правительство`.
После этого президент Татарии впервые перевел в плоскость внутрипартийной дискуссии свое негативное отношение к некоторым положениям принятого Госдумой в первом чтении президентского законопроекта о новом порядке избрания глав субъектов. `Как могла Государственная дума, в большинстве своем состоящая из представителей `Единой России`, принять в первом чтении закон, распускающий парламент, на 77% состоящий из единороссов (имеется в виду парламент Татарии.-Ъ)? Так бывает? - возмутился он, также обращаясь к господину Богомолову.- Как госсовет может согласиться с роспуском? Это же антиконституционный акт!` Попытка секретаря генсовета объяснить, что во втором чтении в законопроект можно будет внести правку, вызвала ехидные смешки в зале.
Продолжая развивать наступление, Минтимер Шаймиев заявил, что `мнение региональных отделений должно быть услышано и сформулировано как позиция партии`, заметив, что российское правительство лучше ведет свои дела, чем Госдума с единороссовским большинством - свои. А заодно он напомнил, что существует `необходимость строительства федеративного российского государства, и от этого татарстанское отделение никогда не отступится`. `Когда мы формулировали устав партии, мы обсуждали вопросы федерализма, и они у нас не могут не быть`,- заявил господин Шаймиев
НГ: ЛУЖКОВ ОБВИНИЛ ТОВАРИЩЕЙ ПО ПАРТИИ В `КРУПНЫХ ОШИБКАХ`
Лужков решил не останавливаться на партийных радостях и сразу перешел в атаку. `Казалось бы, все хорошо и нужно закреплять успех, но... - театральная пауза заставила аудиторию окончательно притихнуть. - Мы говорим о выбранных направлениях... А есть они? Я их не вижу, - печально покачал головой градоначальник. - Московская организация предлагала партии организовать обсуждение животрепещущих проблем развития страны. Несколько раз мы выходили на высший совет с предложением организовать широкие партийные дискуссии для выработки направлений развития нашего государства`.
Богомолов помрачнел и нахмурился. Лужков продолжал, и его голос становился все тише и печальнее: `Ответа нет. Я считаю это очень опасным для партии, которая претендует на серьезную перспективу работы. Мы делаем крупные ошибки`. Одной из таких ошибок мэр назвал принимаемые ЕР законы. `То, что в итоге дает плюс ветеранам и инвалидам, обернулось снижением рейтинга партии. Ничего себе работа! Ничего себе результаты!` - возмущался Лужков. Муссируемый в последние дни вопрос собственности на памятники культуры ему вообще кажется `полным идиотизмом`. `Я смеялся на заседании правительства, - гремел он. - И `Единая Россия` приняла этот закон. Так мы вообще можем много напринимать!`
Затем Лужков выразительно посмотрел на Георгия Бооса, который продолжал машинально перелистывать альбом: `Я говорю это специально депутату Боосу. Сформировался какой-то бешеный стабилизационный фонд! Когда его накачивают в гипертрофированном плане, я этого не понимаю`, - развел руками мэр. После чего сравнил Россию со старым автомобилем, который `с трудом движется немножечко вверх`, а у него еще и отбирают топливо и ресурсы на ремонт. `Пойдет такой автомобиль в гору?` - грозно спросил Лужков. `Только с горы`, - удрученно прошептал Богомолов. `И мы молчим, - пристыдил мэр, укоризненно качая головой. - А ведь мы партия, которая взяла на себя ответственность за развитие страны
* * *
Нельзя не признать, что высказывания Лужкова и Шаймиева найдут очень живой отклик в сердцах многих региональных лидеров. Проблема же `Единой России` заключается в том, что она не сможет отреагировать на них адекватно, более того: вовремя не сможет осознать потенциальную опасность такого рода `фронды`. Центральное, безынициативное и малосамостоятельное звено партии, занятое сейчас исключительно исполнением технической функции по одобрению любых инициатив Кремля и Правительства, может очень быстро оказаться в недружественном и подчас - агрессивном окружении. Остановить развитие внутренней оппозиции партия явно не в силах - среди ее лидеров просто нет фигур, по степени влиятельности, жизненного опыта и политического веса сравнимых с Лужковым или Шаймиевым. Такие люди есть только в Кремле. Ему же, судя по всему, и предстоит сыграть роль `пожарной команды`. Мы же с вами будем следить за развитием событий.
Андрей Волжанин
15.11.2004
`Вокруг новостей`.