08 февраля 2002
2035

Двукратный олимпийский чемпион по биатлону Иван Бяков: `Я расстрелял 100 тысяч боевых патронов, но стрелять по живым мишеням так и не научился`

Накануне стартующих сегодня XIX зимних Олимпийских игр первый украинский золотой медалист по биатлону поделился воспоминаниями с читателями "ФАКТОВ"

Елена ДРАГА "ФАКТЫ"

В истории советского биатлона была только одна золотая олимпийская медаль, которую получил украинский спортсмен. На зимних Играх в Инсбруке (1976 г.) киевлянин Иван Бяков выиграл "золото" в составе команды СССР, победившей в эстафетной гонке. До этого в истории зимних Олимпийских игр еще никому из представителей Украины не удавалось взойти на высшую ступень пьедестала почета. Это была уже вторая Олимпиада знаменитого советского биатлониста. На Олимпийских играх 1972 года в Саппоро Иван Бяков (выступавший тогда еще за Россию) вошел в состав "золотой" четверки - команды СССР, победившей в эстафете.

В 70-е годы Бякову не было равных на соревнованиях "стреляющих лыжников" не только Советского Союза, но и мира. Спортивный путь Ивана Бякова был тернистым, судьба не раз испытывала его на прочность... После ухода из большого спорта Иван Иванович работал в техническом комитете Международной федерации по биатлону, длительное время возглавлял Федерацию биатлона Украины. Но три года назад Иван Иванович Бяков решил изменить свою жизнь - он стал рядовым пенсионером и переехал жить в село.
"Недавно предложил свои услуги киллера. В шутку, конечно, ведь я ни разу в жизни не поднял руку на живое"

- На зимних Олимпийских играх больше всего наград украинские спортсмены завоевали именно в биатлоне. Что вы думаете о шансах наших олимпийцев в Солт-Лейк-Сити?

- У наших биатлонистов очень высокий потенциал. Женская команда зрелая, конкурентоспособная. Некоторые будут выступать уже на второй Олимпиаде. Я желаю всем успеха. Хотя я уже отошел от биатлона, но переживаю за свой любимый вид спорта. Надеюсь, что моя деятельность в Федерации биатлона принесла пользу. Это очень ответственная работа. Я настолько устал, что снял свою кандидатуру во время выборов нового президента. Сказал: "Извините, мне надо отдохнуть". И стал обычным пенсионером.

Купил дом на Днепре в селе Бубновая Слободка под Каневом. Немножко отдохнул, отошел, а то был совсем замученный... В моей семье четыре года назад случилась беда -- в Салониках в авиокатастрофе погибли дочь Маша, внук и внучка...

В окрестностях Канева изумительные места. А какая рыбалка, грибы. Правда, целыми месяцами я живу один. Жена работает, ей еще не скоро на пенсию. А я очень люблю землю. У меня прекрасный огород. Летом собрали ведер пятьдесят клубники. Супруга наварила варенья, закрыла компот. Обожаю рыбачить. Рыбаки хорошо эти места знают, - их так и называют - "бубновые". Как-то за день поймал на спиннинг килограммов 50 рыбы.

Жизнь в селе своеобразная. У соседей свои хлопоты. Они, наверное, знают, что я олимпийский чемпион, но им до моих медалей нет дела. Конечно, бывает скучновато. Иногда зайдешь в местный бар, выпьешь пивка - вот и все развлечения. Попробовал в прошлом году встать на лыжи. Километров 25 прошел и даже не устал. А ружье вообще в руки не беру. Всю жизнь стрелял, но охотником так и не стал. Никогда не стрелял по живым мишеням. В местах, где я живу заповедная зона. Косули и олени бродят стадами. Ну как можно такую красоту убивать?..

Когда-то мы с Виктором Маматовым (подружились с ним еще на Играх в Саппоро, когда выступали в одной команде) поехали на Иссык в Казахстане. В тех местах находилась дача Косыгина. Живности - огромное количество, даже орланы летали. Витя уговорил меня пойти на охоту. Но я не сделал ни единого выстрела. Рука не поднялась убить живое.

- А предлагали ли вам использовать мастерство стрелка в криминальных целях?

- Бог миловал. Недавно, правда, ездил на свою родину, и познакомился в поезде с человеком, который предложил мне возглавить некий спортивный фонд. Я в шутку сказал: "Я настоящий киллер, возьмите". "Да нет, - отвечает тот явно не шутливо, - у нас есть свои". А если серьезно, то те, кто ищут киллера, разбираются, кому предложить работу "на заказ", обращают внимание на психологию человека.

- Можете посчитать, сколько расстреляли патронов за многолетнюю карьеру биатлониста?

- На летнюю и зимнюю подготовку уходило по 8 тысяч патронов. Восемь лет в сборной. Вот и считайте - примерно 100 тысяч боевых патронов расстрелял. А если учесть еще "мелкашку" (малокалиберные патроны), то получится тысяч 200. Почти целый грузовик патронов сжег. Упаковка, в которой было 25 боевых патронов, стоила 2 рубля 50 копеек. С 1978 года биатлонисты перешли на "мелкашку".

- В последнее время имя вашего многолетнего партнера по сборной Александра Тихонова фигурирует в криминальной хронике. Вы с ним поддерживаете отношения?

- Жизнь подбрасывает свои заботы и с годами мы все реже встречаемся друг с другом. Мне больше близок по характеру и духу Виктор Маматов, с ним поддерживаю дружеские отношения. Кстати, Маматов поехал в Солт-Лейк-Сити в качестве руководителя спортивной делегации сборной команды России. Александр Тихонов более эмоциональный, энергичный. Это ему, кстати, мешало в спорте. На Олимпийских играх он не выиграл личную гонку. Он был лидером команды, а в биатлоне особенно важна психологическая устойчивость.

С Александром Тихоновым я встречался после Игр в Нагано. Знаю, что он давно отошел от спорта, занялся политикой. Сейчас Тихонов живет в Инсбруке, ему сделали операцию на ногах. Наши тренеры видели его на этапах Кубка мира. Кто-то сказал Тихонову, что его разыскивают. (Имя четырехкратного олимпийского чемпиона и его брата фигурирует в деле о покушении на одного из российских губернаторов. - Авт.). Александр ответил: "Чего меня искать? Вот я, приезжайте, если нужен..."
"Может, ты не в Украину, а в Чили или Канаду собрался переезжать?" - кричал на меня зампредседателя Спорткомитета СССР"

- Расскажите о своем детстве...

- Мама называла меня "фронтовиком" - я родился 21 сентября 1944 года. Отец после ранения на фронте вернулся домой. У родителей было восемь детей, я родился шестым. Любовь, видно, через край била. Отец и мама были очень красивыми. Несмотря на трудную жизнь, мама прожила 91 год. Родители воспитали и подняли на ноги всех детей.

...Шестилетним пацаном я чуть было не утонул. У нас, мальчишек, было самое лучшее развлечение - прыгать по льдинам весной. С полей стекали бурные, мутные ручьи, лед трещит, ломается. Я оступился между льдинами и провалился в реку. Вода крутится, льдины толстые, поэтому меня не сразу засосало под воду. От холода уже потерял сознание. Но друг случайно оглянулся, подбежал и вытащил меня.

В школу ходил за восемь километров, выходил в полседьмого утра - еще затемно. Чтобы не заблудиться, с вечера готовили фонарь - в консервную банку наливали солярку или бензинчик, наталкивали тряпок. Зимой морозы доходили до 40 градусов, сугробы наметало такие, что пробивались на лыжах. Вот и получал закалку, воспитывал силу воли, закладывал основу лыжной подготовки.

После восьмилетки поступил в сельхозтехникум. Правда, я не столько на бухгалтера учился, сколько ездил на соревнования по лыжному спорту, легкой атлетике, стрельбе. Контингент в техникуме в основном женским был, но у меня на первом плане - только спорт.

Служил в пограничных войсках в Казахстане, на восточной границе с Китаем. В армии участвовал в различных армейских первенствах по лыжным гонкам, занимался стрельбой. На третьем году службы начальник физподготовки Восточного пограничного округа майор Федор Александров говорит: "Иван, у тебя стрельба хорошо поставлена и лыжные гонки. Попробуй себя в биатлоне!"

Так с легкой руки Александрова я начал заниматься этим видом спорта. Тогда стреляли не "мелкашкой", как сейчас, а боевыми патронами образца 43-го года. Только в конце 70-х боевое оружие заменили на малокалиберную винтовку, уменьшили дистанцию стрельбы до 50 метров.

Демобилизовавшись, я поселился в небольшом городишке Кирово-Чепецк. В местном спортивном клубе мне помогли устроиться уборщиком стадиона. Только числился, получая 60 рублей. Все время отнимали тренировки. С 1968 года биатлон стал основой моей жизни. Через два года уже попал в сборную СССР.
"После победы на Олимпиаде мне выделили "Волгу", но полученных за "золото" денег хватило только на "Москвич"

- Конкуренция в сборную СССР по биатлону была сумасшедшая. В соревнованиях принимали участие по 150 человек. Олимпийские игры в Саппоро были для меня всего лишь вторыми зарубежными соревнованиями. За месяц до Олимпиады-72 я выступал в Италии. А до того за границей ни разу не был. В советской команде, кроме спортсменов, был и совершенно посторонний человек, который следил за нами. Перед выездом в Японию я почувствовал повышенный интерес к себе со стороны соответствующих служб. Во время сборов на Камчатке ко мне под видом болельщика несколько раз приходил человек и очень интересовался, увлекаюсь ли я собиранием ракушек, жемчуга, чем буду заниматься в Японии.

Перед открытием Олимпиады в Саппоро советских спортсменов собрали в большом зале. В то время умалчивалось, что спорт - это политика. Но все выступления звучали примерно одинаково: "Главная задача советских спортсменов - доказать преимущество советского строя". Самым кратким оказался поэт Роберт Рождественский, который прочитал стихи и добавил: "Всем понятно, для чего вы сюда приехали?"

Раньше никаких психологов спортсменам не полагалось. В команде биатлонистов массажистом работал Валентин Соболев, бронзовый призер по боксу Олимпийских игр в Хельсинки. Он умел разрядить обстановку, всегда шутил, мог и матючок загнуть.

Олимпийская деревня располагалась на острове Хоккайдо. Небольшие домики с низкими потолками, в которых поселили спортсменов, после Олимпиады продали местным жителям. Мне было в диковинку, что в домиках не было никакого отопления, только в ванной газовая горелка для нагревания воды. В деревне было множество магазинчиков, перед каждым стояла девчушка и кланялась посетителям. Вокруг олимпийской деревни из снежных полутораметровых сугробов торчали зеленые бамбуковые веточки. Красота необыкновенная!

В эстафете первым из советских биатлонистов стартовал Александр Тихонов. После "лежки" (стрельбы в положении лежа) он сломал лыжу. Свою лыжу ему тотчас же одолжил немец Шпеер. Я в это время, будучи участником третьего этапа, разминался. Смотрю, Тихонов оказался на дистанции позади наших соперников. Он пришел только девятым. Ринату Сафину, который шел на втором этапе, удалось сократить разрыв - он передал мне эстафету первым. Путь к олимпийскому "золоту" завершил Виктор Маматов. Наша команда победила, выиграв у финишировавших вторыми финнов почти три минуты!

Денежные вознаграждения советским олимпийским чемпионам составляли 2 500 рублей, на руки дали 2 200. Этих денег едва хватило бы на пол-"москвича". Руководство Кирово-Чепецка разрешило мне купить без очереди "Волгу". Пришлось отказаться - на самую престижную в то время машину не хватило денег. Купил "Москвич"-412.

- Как вы попали в Украину?

- Не раз бывал на соревнованиях в Украине и был знаком со многими тренерами. Я уже достиг кое-чего в спорте - выиграл Олимпиаду, в марте 1973 года стал чемпионом СССР. Нужно было подумать о будущем. Мне почти тридцать, а высшего образования нет. Подал документы в Киевский институт физкультуры. Когда об этом узнал зампред российского Спорткомитета, который заведовал лыжным спортом и биатлоном, он страшно возмутился. Мол, как это с ним не посоветовались и не получили разрешение.

И пошло-поехало: "Ты убегаешь из России, где были созданы все условия!" Этот чиновник написал письмо председателю Спорткомитета СССР Павлову, чтобы меня вывели из состава сборной команды Советского Союза и лишили звания заслуженного мастера спорта. В Москве состоялась жуткая, честно говоря, беседа с председателем Федерации. Он обвинял меня чуть ли не в измене Родине. "Как ты смеешь покидать Родину? Вот у нас один спортсмен в Швецию уехал, так родному отцу ничего не сказал, - кричал чиновник. - Может, и ты в Чили или Канаду хочешь?". "Идеологию" мне пришивал.

Я ответил, что никакой вины за собой не чувствую. Ведь я имею право учиться. Украина - советская республика. А в Чили или Канаду я не собираюсь. "Ну учись-учись, - ответил зампред. - Только о сборной забудь, команде ты уже не нужен!". Потом такое развернули - подключили обком партии, хотя я не состоял тогда в КПСС. Короче, скандал...

Вывели меня из состава сборной. Правда, звание заслуженного мастера спорта, присвоенное после Олимпийских игр, не сняли. Повода не нашли. Ведь звание снимали с формулировкой "недостоин звания советского спортсмена" за аморальщину или очень большие промашки.

Раньше тщательно скрывалось, что советские спортсмены были не любителями, а настоящими профессионалами. "Сборники" получали ставку 300 рублей и еще 250 рублей - за звание. В порядке вещей было получать зарплату на каком-то заводе. Я, например, числился в цехе. Но когда вошел в сборную, из цеха уволился, отказался получать дополнительно 160 рублей.

Приехал в свой город, выписался из квартиры. Местное руководство никаких претензий ко мне не имело - мол, Бякова все равно забрали бы в Москву или Ленинград. Переехали мы с женой в Киев. Продолжал самостоятельно тренироваться, ездил на сборы. Тогда можно было без проблем поехать на любую базу Советского Союза - в Армению, Грузию.

Я доказал, что меня еще рановато списывать со счетов, и снова пробился в сборную. На отборочных соревнованиях перед чемпионатом мира "Ижевская винтовка" Украина выступала самостоятельной командой. Мы выиграли эстафету, в индивидуальной гонке я занял третье место. Мороз градусов 20, но я прошел специальную подготовку и мои руки мороз "держали". Бегу в эстафете без рукавичек. Слышу, мне кричат: "У-у-у, хохол без рукавиц бежит!"

Потом выиграл еще несколько соревнований. На Кубке СССР в Бакуриани должны были определиться кандидаты на поездку в Инсбрук. От Украины я один попал на Кубок. Приехал позже всех, меня даже селить не хотели, поскольку я не "сборник". Выручил Александр Тихонов, предложив место в своем номере. Кубок СССР я выиграл. Подошел ко мне зампредседателя Спорткомитета Валентин Сыч (он родом из Чернигова) и говорит: "Иван, не переживай. Ты поедешь на Олимпиаду".
"Перед Олимпиадой в Инсбруке выкачали из нас кровь, заморозили. Потом опять вкачали"

- Расскажите, как вам удалось выиграть второе олимпийское "золото" со сломанным ботинком...

- В Инсбруке, кроме меня и Тихонова, в эстафете бежали Елизаров и Круглов. Фирма "Адидас" сконструировала новую модель обуви на пластиковой подметке. Для того, чтобы этот товар "пошел" на рынке, фирма предложила испытать новые ботинки сильнейшим спортсменам мира - советским биатлонистам и лыжникам. Нам выдали обувь за пару месяцев до Игр. Причем, это держалось в строжайшем секрете от наших соперников.

Специальный подвижный пластиковый "нос" ботинка напоминал обувь клоуна. Я принял свой этап эстафеты, а метров через 15 "нос" отломался! Крепление не держит, левая лыжа выкатывается. Мне впопыхах суют правую лыжу. "Не та!", - кричу. За этой суетой наблюдал французский лыжник Жерар Берже и предложил свою помощь. У француза ростом 190 см ботинки 44-го размера (у меня 41-й), и лыжи другой фирмы. Но времени для выбора не было. Шнурками быстренько затянул огромный ботинок вокруг ноги и - вперед! Пока переодевался, меня обогнали соперники и я оказался четвертым. Напруга, конечно!.. На одном из контрольных пунктов мой тренер кричит:"Что случилось?". Я в ответ: "Да все нормально". А у самого от напряжения аж пятая точка горит! По правилам можно менять только одну лыжу. Поэтому я страшно переживал, чтобы не потерять вторую лыжу. Пришлось перейти на одновременный бесшажный ход - меньше работать ногами, отталкиваясь палками.

После победного финиша нашей команды тот самый чиновник, который устроил мне разнос за переезд в Украину, обнял меня и говорит:"Ты настоящий русский парень!" А ребята мне подсказывают: "Иван, послал бы ты его на три буквы..."

- Использовались ли запрещенные методы при подготовке советских спортсменов?

- Накануне Олимпийских игр в Инсбруке кандидатов в сборную вызывали в Москву на медицинское обследование. Нам сделали забор крови - граммов 300. Кровь замораживали, а потом ее же вливали. Это делалось под большим секретом, мы даже подписку о неразглашении давали. Тогда этот метод повышения выносливости организма еще не считался "кровяным допингом", о последствиях подобных экспериментов было мало известно. Естественно, отказ от такой медицинских процедуры был чреват исключением из сборной.

- Случалось нарушать спортивный режим?

- Вы знаете, курить я начал только после завершения спортивной карьеры. Алкоголь для меня был исключен вообще, но в моей спортивной биографии произошел такой случай. Чемпионат Союза выиграть было сложнее, чем чемпионат мира - конкуренция огромная. Я неоднократно побеждал на Кубке Советского Союза. А вот чемпионат СССР выиграл только один раз. И то благодаря... коньяку. Накануне решающего старта ко мне приехал преподаватель техникума, в котором я учился. Мы просидели часов до двух ночи и выпили бутылку коньяка. Но это был исключительный случай в моей карьере.

- Непросто вам далось второе олимпийское "золото". А в спортивную удачу вы верите?

- Я человек не суеверный, не признаю мистику или фатализм. Спортсмены - это работяги. И результат зависит от тренировок, упорства, силы воли. Когда ты выходишь на лыжню, работаешь на пределе, пот ручьем льет - тут не до мистики. Жизнь испытывала меня на прочность. Меня били-били, но я добился своего. А как объяснить случай с ботинком? Наверное, спортивная судьба решила меня еще раз проверить. Представьте, если бы я растерялся. Из-за меня советские спортсмены проиграли бы эстафету. А это позор!

...В сны и гороскопы я начал верить после трагедии в нашей семье. Для меня дочь Маша была опорой. Она молодец. Боец, прекрасно стреляла, боролась до конца. Закончила институт физкультуры, работала завучем в школе высшего спортивного мастерства. Была секретарем Федерации. Со своим будущим супругом футболистом Володей Лобасом училась в школе, потом в институте.

Тяжело... Уже четыре года прошло. Первое время каждые пять минут думал. Я до сих пор считаю себя виноватым из-за нетвердости, мягкости. Прояви я жесткость, может быть, она и дети остались бы живы. За три дня до трагедии умерла бабушка мужа. Маша с мужем жила в Греции. В Киев она приехала с сыном на две недели, чтобы дочку забрать на каникулы. Тогда в Салоники один раз в неделю летал самолет. Я хотел отговорить Машу от полета, предложить поехать в село на похороны бабушки мужа. Если бы тогда настоял на своем...

Внук Артур был настолько самостоятельным, что мог часами играть один. Как-то Маша попросила забрать внука из детского сада. Нянечка говорит: "Вы знаете, я работала педагогом, но таких детей, как ваш внук, еще не видела. Дала задание собрать детскую железную дорогу. Дети поигрались и бросили. Остался один Артурчик. Возился почти час, но поставил-таки паровозик на рельсы"...


08.02.2002

www.facts.kiev.ua

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован