23 января 2003
1048

Дядя на стуле или остров Бродского?

Иосиф Бродский остался практически последним из великих поэтов XX века, не овеществленных в бронзе, камне или в чем еще там благодарные потомки увековечивают память. Более того, даже музея Бродского в Петербурге нет. Висит только мемориальная доска на доме Мурузи. И хотя после смерти поэта прошло не так уж много времени, какие-то 7 лет, всем давно уже было понятно, что будет и памятник, и музей, нашлись бы только деньги. И они, как это ни удивительно, нашлись - Альфа-банк объявил конкурс на создание памятника. А параллельно фонд Бродского совместно с тем же банком понемногу расселяет коммуналку, в которой жил поэт в Ленинграде. Но обо всем по порядку.

Первый этап конкурса завершился в ноябре прошлого года. В общей сложности заявки подали 112 авторов и коллективов - работ же было представлено и того больше, поскольку многие предлагали сразу несколько вариантов. Сейчас, к январю, из них отобрали 24. Потом, весной, половину отсеют и, наконец, в октябре 2003 выберут 3 работы: победитель получит 15 тысяч долларов, второе и третье места - по пять и три тысячи соответственно. На пресс-конференции организаторы заявили, однако, что они не исключают и такого варианта, что для реального воплощения в родном городе поэта не будет отобрана ни одна работа. А возможно, какие-то памятники будут поставлены в других городах России или за границей. Цель конкурса не только и не столько в этом. Задача была еще и в том, чтобы провести в городе по-настоящему открытый конкурс, где все участники имели бы равные права и возможности независимо от своего статуса, чтобы для жюри роль играла только художественная ценность поданных проектов,

А жюри впечатляет: наряду с Марией Бродской и представителями Альфа-Банка (Виталием Рябовым и Александром Гафиным), судьбу памятника решают главный архитектор и главный художник города (Олег Харченко и Иван Уралов), директора Эрмитажа и Русского музея (Михаил Пиотровский и Владимир Гусев), поэты (Евгений Рейн и Анатолий Найман), художники (Сергей Кубасов, Никита Фомин, Борис Мессерер), дирижер (Владимир Спиваков), актер (Сергей Юрский), редактор газеты (Михаил Кожокин, заведующий "Известиями"), иностранцы (директор музея Гугтенхайма Томас Крэнц и Мария Дж Дориа де Дзулиани, директор Итальянского института культуры в Москве). А экспертный совет и того больше. Словом, охватить постарались всех.

Вера Бибинова, редактор журнала "НоМи", член экспертного совета, рассказала о том, что отбирать работы было чрезвычайно трудно, так как ответственность огромная и принять неправильное решение нельзя. Она же отметила интересную тенденцию среди участников: иностранные скульпторы предлагали в основном абстрактные решения, наши тяготели к конкретике. Яков Гордин, редактор журнала "Звезда", сказал, что "этот конкурс - попытка иными средствами исследовать сущность Бродского", и отметил чрезвычайно широкий диапазон предлагаемых проектов.

Директор Фонтанного дома (музея Ахматовой) Нина Попова поделилась с журналистами информацией, что по инициативе американского консульства 10 апреля в музее состоится выставка "Бродский - Урания - Ленинград - Нью-Йорк". Фонд наследственного имущества Бродского передает в дар городу предметы мебели из американского кабинета поэта - они в числе прочего будут продемонстрированы на выставке, Потом мебель разместится в музее-квартире Бродского в доме Мурузи.

Отдельный вопрос - где физически разместить памятник. Художники в своих работах предлагали свои варианты, руководство города утвердило 7 мест, где возможно поставить скульптуру. Пять из них - на Васильевском острове (влияние стихов Бродского нельзя не учитывать). Это бульвары между 3-й и 4-й линиями и от Съездовской линии к набережной Макарова, около СП6ГУ рядом с площадью Сахарова, рядом с Горным институтом, слева от моста Лейтенанта Шмидта. Естественно, рядом с домом Мурузи на Преображенской площади, И наконец, еще предлагаются различные варианты спусков к Неве.

Из 24 проектов ровно две трети представляют собой вариации на тему скульптурного портрета Иосифа Бродского. Большинство из них удивительно напоминает друг друга (что, понятно, объясняется элементарной портретностью): это худой, сутулый человек с растрепанными волосами, часто в плаще, в очках. Вариаций немного - он может быть более или менее молод, может держать очки или листок бумаги в руке, может быть одет не в плащ, а в куртку или в камзол, или в древнеримскую тогу (вариант Зураба Церетели, и тут успевшего поучаствовать), может сидеть на чемодане (таких скульптур, вдохновленных известном фотографией, две), может подниматься по мосту, прыгать с моста, поддерживать арку или опираться на нее. Но в целом впечатление такое, что это один проект, а не 16. Остальные 8 вариантов претендуют на нефигуративное решение проблемы. Есть фонтан, есть кристалл, есть колонна с венецианским львом, есть развеянные страницы стихов, есть скрижали опять же с текстами, есть нечто абсолютно конструктивистское, знаменующее собой сложность поэтического мира Бродского должно быть. Наиболее оригинальными выглядят два следующих проекта. Один представляет собой стеклянную спираль - как лабиринт, в который могут заходить зрители, на стекле написаны стихи. Но такой проект требует открытого, широкого пространства (может, рядом с площадью Сахарова?). Второй - целый остров Иосифа Бродского: сложная металлическая конструкция, в которой улица превращается а реку, по которой идут зрители, а над головами - пролеты мостов. Но опять же, где такое соорудить?

Дмитрий Каминкер, скульптор, член экспертного совета, подчеркнул благоприятное влияние такого открытого конкурса на атмосферу культурной жизни города. Первые 200 лет истории Санкт-Петербурга в городе работали иностранные художники, последние сто лет подобных вливаний не было, что не могло не сказаться на сфере художественных идей. В этом конкурсе, по словам скульптора, уже приняли участие те, кто обычно избегает подобных мероприятий, опасаясь нечестности, закрытости. И это - положительная тенденция. Однако сам же Дмитрий Каминкер отметил и другую проблему, связанную не с художниками, а с горожанами. Дело в том, что город не готов к острым художественным решениям: "Люди привыкли, что скульптура - это дядька на стуле или на коне". А от такого ретроградства не поможет никакой банк.

23.01.2003
www.brodsky.alfabank.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован