05 марта 2007
5453

ДЖАХАН ПОЛЛЫЕВА: `РУССКИЙ ЯЗЫК - ЭТО ВОРОТА В ОТКРЫТЫЙ МИР`

Помощник Президента РФ Джахан Поллыева известна как глава спичрайтеров в Администрации Владимира Путина. В то же время она одна из самых непубличных фигур в окружении главы государства - интервью почти не дает. Но для "Профиля" накануне 8 Марта Джахан Реджеповна сделала исключение, ответив на ряд актуальных сегодня вопросов.
- 2007 год объявлен Годом русского языка. Председателем Оргкомитета утвержден первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Вы являетесь в нем одним из заместителей. И первый вопрос к вам - и как к члену Оргкомитета, и как к человеку, работа которого прямо связана с русским языком, - насколько значима такая инициатива?

- В те времена, когда я росла, врожденная грамотность считалась признаком таланта. Так и с государствами: если нация свой язык уважает, любит (то есть хорошо знает!) - в этой стране, как правило, процветает культ творчества и увлечение науками. И эти, "талантливые", страны - они богаче и уверенней в мире, успешней отстаивают свои интересы. Поэтому, проводя мероприятия Года не только в стране, но и за границей, мы открываем свою страну миру. Ближе знакомим и с нашей классикой, и с новыми авторами. Но язык - это поистине универсальный инструмент. Он не только средство общения, но и лучшее "хранилище" человеческого опыта, знаний, нравственных ценностей. И мы хотим, чтобы больше людей на планете знали и учили русский язык. Ведь на нем созданы мировые шедевры литературы, описаны исторические события и научные открытия (и, кстати, не одного лишь русского народа, но многих народов в Евразии). Правда, в последнее время некоторые делают вид, что этого нет. Под разными предлогами закрываются русскоязычные школы, факультеты вузов...

- Почему это происходит, как вы думаете?

- Причин несколько. Из-за экономических трудностей начала 90-х мы сами многое упустили. Не везде, например, смогли поддержать качество российского образования и сейчас вынуждены его с новыми затратами восстанавливать. Есть и другие, не всегда объективные причины. Так, мы хорошо понимаем наших партнеров в странах СНГ, когда они, опираясь на окрепшие экономики, все больше возрождают национальную культуру и поднимают свои языки. Это, без сомнения, важнейшее, необходимое дело! Но вряд ли такое продуктивно делать за счет одновременного сокращения сферы русского языка, за счет вытеснения "на обочину" русской интеллигенции, лишаясь при этом и ценных специалистов, и не менее ценного доверия. Для свободных наций, я убеждена, это не полезно. Это, скорее, ограничивает возможности. Ведь при таком подходе целые народы могут потерять значимую часть их собственного, национального пласта культуры и науки. Он же во многом был описан и существует не иначе как в русскоязычном "формате". То есть речь идет еще и об этом, а не только о том, чтобы сохранить русский язык как средство межнационального и - добавлю - международного общения. И как туркменка, владеющая несколькими языками, говорю вам это с полным пониманием существа дела.

- Ваша служба готовит материалы для выступлений Президента. Ваш интерес к теме русского языка - это как бы "продолжение" основной работы в Кремле?

- Будучи юристом по образованию, я действительно за долгие годы практики освоила словесность. Стала, что называется, профессионалом по призванию. И это тот самый случай, когда "папа не был юрист", но был как раз литератор, филолог. Однако это не главное. Есть еще личный опыт и, если угодно, политические убеждения. Я воспитывалась в двуязычной семье и смею утверждать: хорошо говорить и писать по-русски - это значит владеть одним из самых влиятельных в современном мире инструментов. За ним не только богатейшее культурное наследие, но и огромная историческая перспектива. Я убеждена, что хороший русский язык - это ворота в открытый мир, в мир настоящих и будущих преимуществ.

- Сколько, кстати, людей в мире говорят по-русски?

- Эксперты насчитывают более 280 миллионов русскоговорящих в мире. И это не только вместе с русскими диаспорами, но, видимо, еще и с представителями других этносов. Ведь очень для многих людей русский стал если не первым, то "вторым родным" языком.

- А какой примерно процент изучающих русский язык из общей массы учащихся средних школ и вузов в странах СНГ?

- Точную статистику вы сегодня, увы, вряд ли где-то найдете. Но скажу откровенно: ситуация довольно сложная, многое сейчас меняется. Так, ряд стран СНГ переходят с кириллицы на латиницу, и это тоже усложняет изучение русского языка. Однако лингвисты утверждают, что даже в новых условиях методики преподавания русского языка в странах Содружества все равно должны отличаться от тех, что применяются в "дальнем зарубежье". И они над новыми учебниками уже работают. Причем работают совместно с их коллегами из стран СНГ. Мне тоже кажется, что относиться здесь к русскому языку лишь как к одному из "иностранных" - это как минимум недальновидно. И уж совсем недопустимо лишать людей возможности учиться на родном языке. Я говорю о тех, для кого русский всегда был или стал, по сути, родным. И прежде всего - о соотечественниках.

- Расскажите поподробнее о тех мероприятиях, которые пройдут в рамках Года. Не выльются ли они в очередную кампанию "для галочки", после чего все опять вернется на круги своя?

- Не переживайте, не дадим! Вы знаете, Президент России подписал Указ о проведении Года и уже неоднократно называл его главные направления работы. Понятно и то, что одними лишь мерами в рамках 2007 года такая политика не обойдется. Поэтому и главный принцип работы Оргкомитета (а на днях состоялось его первое заседание) - это патронировать и выпустить "в свет", на перспективу, наиболее значимые и новые направления развития русского языка. И, конечно, по максимуму добиваться осязаемого, практического "выхода" с каждого из запланированных мероприятий. Так, к концу года мы рассчитываем получить обновленные учебники русского языка для национальных (нерусских) школ и вузов. Серьезное внимание будет уделено развитию отечественных библиотек. Будем, конечно, особенно стараться заинтересовать молодежь - в том числе через увлекательные проекты в Интернете. Есть весьма интересные планы и для работы по "внешнему контуру". Большего пока не скажу - увидите сами.

- А какие конкретные меры предпринимает или намерено предпринять российское правительство для поддержки русского языка и российского образования на постсоветском пространстве?

- Речь, замечу, должна идти не только о правительстве, но и об участии всего общества, творческих и образовательных элит. Вот, к примеру, педагоги - они ведь настоящие подвижники своего дела. И это особенно ценно сейчас, когда появился серьезный запрос на открытие новых филиалов наших солидных вузов в странах Содружества. Интересно, что в последнее время все больше потребностей в технических вузах, а, к примеру, из Армении недавно пришел запрос на сельскохозяйственные специальности. Вы, возможно, знаете, что Казахстан на деньги национального правительства уже не первый год посылает учиться в Россию сотни своих студентов. И это - дополнительно к уже выделенным нами для СНГ бюджетным квотам. Такие настроения надо поощрять! И, конечно, надо идти навстречу диаспорам народов СНГ, открывая в России их национальные учебные заведения. Это обязательно "дорога с двусторонним движением". Бюрократия наших стран должна это помнить.

- А как относится к этому интеллигенция в этих государствах?

- Здесь грех жаловаться. У нее есть чему поучиться в выстраивании отношений между народами. К примеру, в прошлом году уже и в Ташкенте открылся филиал МГУ, так вот там отвели под него одно из лучших зданий. И вместе с нашими специалистами работают узбекские выпускники МГУ, достаточно именитые. Сейчас там действуют два факультета. Причем и руководство страны большое внимание филиалу уделяет. И мы видели (недавно я там была с делегацией), насколько заинтересованно российские и узбекские преподаватели вместе работают. Хотя для наших это огромная нагрузка, они там, правда, с энтузиазмом трудятся. И это, подчеркну, их личный и осознанный выбор. Это - достойное продолжение той миссии, которую во все времена выполняла просвещенная российская интеллигенция.

- Вы ведь также назначены спецпредставителем Президента России по гуманитарному сотрудничеству в СНГ. И Россия, как известно, является одним из самых активных "лоббистов" этой работы в рамках Содружества. Что сдвинулось на этом направлении?

- Гуманитарная политика очевидно все больше становится стержнем сотрудничества в СНГ. Это закономерно, поскольку и во внутренней политике наших стран развитие "человеческого капитала" уже повсеместно стало приоритетным делом. Сама жизнь к этому подталкивает. Хорошее образование, сильные наука и культура - это безусловный экономический фактор. И, кстати, за два неполных года главы государств и правительств Содружества подписали четыре межгосударственных документа в гуманитарной сфере. Своего рода рекорд - такого не было за все 15 лет существования СНГ.

- Но ведь сотни соглашений были подписаны за эти годы в самых разных областях, и лишь небольшое их число на деле выполняется...

- Готовя целый "пакет" таких соглашений, мы осознанно и последовательно двигались от согласования общих принципов к конкретным механизмам. Тем самым уходили от декларативных вещей, которыми, вы правы, страдают многие документы СНГ. Прямо скажу - работать непросто. Административные барьеры - это общий бич. И избавляться от них тоже приходится сообща. Эксперты наших стран, специалисты отраслевых ведомств провели на исполкомовской площадке СНГ в Минске тяжелейшую, рутинную работу. Они фактически вместе "переучивались" работать по-новому. Но только так можно было сдвинуться от декларативных формул к более конкретным вещам. И сейчас под гуманитарным сотрудничеством уже есть солидная нормативно-правовая база, готовится и адекватное финансовое обеспечение. Приоритетными проектами в науке, культуре, информации и т.п. будет заниматься дирекция Фонда гуманитарного сотрудничества. Соглашение о нем подписали семь государств. В организационно-правовом плане этот Фонд во многом будет похож на ЮНЕСКО, с которой мы также договариваемся сейчас о сотрудничестве. Главная задача Фонда - учитывая уже новые экономические условия, стимулировать реально востребованные и выгодные для всех проекты в "гуманитарке".

- То есть?

- Я уже сказала, что большинство стран СНГ набрали солидный экономический вес и проявляют прямой интерес к наукоемким отраслям и информационным технологиям, к творческим и образовательным проектам. И с большинством партнеров есть понимание, что подъема этих сфер легче добиваться вместе, на принципах взаимной выгоды. Часть проектов будет реализована на принципах государственно-частного партнерства: вместе с бизнесом. Как это, между прочим, уже делается в России, да и предусмотрено в ряде программ ЮНЕСКО. Координировать всю эту работу будет недавно созданный межгосударственный Совет. В него вошли главным образом спецпредставители и советники глав государств. Первое заседание Совета (я, кстати, являюсь его координатором) состоится уже скоро, в середине марта, в Алма-Ате. Мы там наметим конкретные проекты на 2007-2008 годы.

- Сколько стран СНГ включатся в многостороннее гуманитарное сотрудничество?

- Основополагающие документы (как, например, казанское Соглашение о гуманитарном сотрудничестве) подписали 11 государств. А создание Фонда и Совета - соответственно семь и восемь. То есть большинство стран СНГ. Что касается пока "воздержавшихся", то, я думаю, причины здесь разные. Некоторые, видимо, хотят подождать, посмотреть, как дела пойдут. Другие открыто заявляют об отсутствии у них такого интереса. И здесь много политики. Что ж, время покажет. Да и мы не будем сидеть сложа руки, будем работать. Между прочим, Фонд открыт для присоединения новых государств. И у нас есть реальные основания ожидать прихода таких партнеров в договор о Фонде.

А вам как представителю делового журнала еще раз скажу: свой вклад в реализацию культурных и других проектов внесут и деловые круги. Во всяком случае, от российских компаний такие вопросы уже поступают. ЮНЕСКО, кстати, уже давно предоставляет свою эгиду структурам и людям, хорошо проявившим себя в таком партнерстве. Есть и почетные "послы ЮНЕСКО", среди которых известные деятели российской культуры, бизнесмены из нашей страны.

- Канун праздника 8 Марта - хороший повод поговорить о возрастающей роли женщины в различных сферах общественной жизни. В Европе женщины занимают высшие посты в правительствах, руководят серьезными ведомствами. В России представительство прекрасного пола в структурах власти более чем скромное. Как вы думаете, почему?

- Мы пока находимся в том, что называется, счастливом состоянии, когда борьба российских женщин за свои права не успела превратиться в борьбу с мужчинами. А если серьезно, то я верю, что в России (которая достаточно давно и, кстати, раньше некоторых стран Европы ввела для женщин равное избирательное право) будет укрепляться цивилизованная гендерная политика, отличающаяся от старых моделей борьбы за эмансипацию. У нас, в России, сейчас иные исходные условия, которые я оцениваю как весьма благоприятные. Хотя и нынешнее, не всегда представительное положение женщин - не идеал. Оно не будет длиться вечно. Сама жизнь, рост демократии и экономических свобод приведут систему в необходимое равновесие. Наверное, будут неизбежны и известные из истории других стран "переборы"...

- Это вы сейчас говорите о квотах для женщин во власти?

- Не только. Еще и о некоторых нормах поведения. Что до меня, то я никогда не была сторонницей всякого рода "женских квот". Это, считаю, мало помогает женщинам и, как это ни парадоксально, расслабляет мужчин. Избавляет и тех, и других от необходимости реально соперничать. Мне, кстати, всегда нравилось работать с женщинами. А когда рядом умные и красивые женщины - в этой эстетике обязательно есть одно из двух незаменимых для дела качеств: либо, что называется, порода, либо огромный труд над собой. Беспроигрышный набор! И даже если гламур, как пишет Пелевин в одном из своих романов, есть "идеология анонимной диктатуры", то уже само его достижение есть показатель пресловутой "активной жизненной позиции". Шутки шутками, но активная позиция у женщин - это почти всегда успех! А "аноним", как вы понимаете, по большей части - сам мужчина. Что ж тут противоестественного?

- Расскажите немного о себе. Ваши хобби, увлечения. Слышал, что поете и сами пишете песни, стихи.

- В этом вашем "немного о себе" столько беллетристики... Сразу представляется длинный-предлинный рассказ, томов так на 12. Честно скажу, даже и не знаю, что здесь может быть интересного. Вот, к примеру, слепок текущей ситуации: к 23 февраля мне было присвоено очередное воинское звание - подполковник юстиции, а в канун 8 Марта - должны принять в летный клуб "Авиатрисса". Это, по-вашему, очень женский набор? Хочу наконец (если позволит нам рабочий график!) закончить и редактуру второй книжки стихов. Как и первую, делаю это только для себя и близких мне людей. Песен уже целый год не пишу, но надо бы сделать русский подстрочник на пару вещей из репертуара Андреа Бачелли, итальянского певца. Все это, как раньше говорили, мои хобби. Не знаю, может, когда-нибудь, на пенсии, такие вот литературные "упражнения" вполне пригодятся. Пока что это просто тренирует, привнося в мою жизнь, так сказать, дополнительные "стилистические расширения".

- И традиционный вопрос: где проведете 8 Марта?

- На аэродроме.

- ???

- Нет, никуда не уезжаю. Надеюсь немного полетать на вертолете, если, тьфу-тьфу, будет хорошая погода. К тому же на аэродроме "Ступино" готовится большой летный праздник, посвященный женскому дню. Женщины-пилоты самолетов будут демонстрировать мастерство высшего пилотажа (а среди них есть абсолютные чемпионки мира), парашютисты покажут сложные прыжки. Мне, видимо, никогда не достичь таких высот в вертолетном спорте, но побывать на этом празднике хочется.

- А как случилось, что вы увлеклись пилотированием?

- Друзья как-то пригласили, попробовала один раз, понравилось... Одно дело летать на больших вертолетах типа Ми-8 в качестве пассажира, что приходилось делать в командировках. А другое - когда сама управляешь небольшим легким вертолетом - совсем иные ощущения! В общем, в прошлом году я стала учиться. Хотя возможностей для этого очень мало: полноценные тренировки занимают много времени, которого всегда нет, да и настоящим спортсменом я здесь никогда не стану. Но воздушным "извозчиком" уже работать могу (смеется)...

- А какие все-таки ощущения у вас, когда сидите за штурвалом вертолета?

- У специалистов есть такой термин: зона влияния земли. Эта зона заканчивается где-то на высоте больше трех метров. Когда ты отрываешься от земли, проходишь эту "зону влияния" - тут отпускает всё: сиюминутные проблемы, дурацкие тревоги, в общем, уходит куда-то земная суета... Ощущение полета созвучно полету мысли и души. А ведь это, согласитесь, в нашей с вами творческой работе - главное.

No8(517) от 05.03.2007
Евгений Верлин
http://www.profile.ru/items/?item=22190
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован