В дни похорон своего предшественника на посту Генсека Константина Черненко Михаил Горбачев встречался с бесчисленными делегациями со всего мира. Американскую делегацию возглавлял вице-президент Буш, и поэтому мне выпала замечательная возможность немного побездельничать и понаблюдать вблизи за новым советским лидером. Он держал перед собой пачку записей, но ни разу не посмотрел в них. Он владел всеми деталями дискуссии. Можно было видеть всю мощь его интеллекта и широту кругозора его идей и диапазона фоновых знаний. Было очевидно, что он получает удовольствие от самого процесса общения.
Когда мы вернулись в посольство после той встречи, я сказал: "Этот человек отличается от всех советских лидеров, с которыми мы имели дело раньше. Он будет гораздо более грозен в плане живости и изобретательности ума, но также и гораздо более открыт к аргументам и идеям".
Это получало свое подтверждение по мере того, как мы проходили этапы возрождения и улучшения связей с СССР. В этом движении были свои взлеты и падения, но президент Рональд Рейган во время своей первой встречи с Генеральным секретарем Горбачевым смог установить непривычные и важные личные отношения, которые придали динамизм и надежду этому процессу.
Спустя несколько лет после того, как мы оба оставили свои посты, Михаил Горбачев как частное лицо посетил Стэнфорд, и как-то в один из дней его визита мы сидели во дворе моего дома на территории университетского городка. Я сказал: "Когда Вы и я пришли на свои посты, холодная война была в настолько интенсивной фазе, насколько это возможно, а когда мы ушли, она закончилась, остались только отдельные возгласы. Когда же был поворотный момент?" Ни минуты не колеблясь, он ответил: "Рейкьявик". Я спросил почему, и он ответил: "Потому что в течение двух дней интенсивной работы лидеры, сидя вместе, обсудили детально все основные проблемы. Вы были там", - сказал он, - "и вы знаете, насколько интенсивны были наши дискуссии".
Та встреча 1986 года в исландской столице создала - впервые за все время - основу для масштабного сокращения ядерных вооружений. Мы также достигли согласия в том, что права человека должны быть признаны законной, постоянной темой в повестке обсуждаемых нами вопросов. Оглядываясь сейчас назад, можно сказать, что это было явным началом процесса, в рамках которого СССР открылся всему остальному миру.
Рейкьявик ознаменовал собой поворотный пункт в направлении сокращения ядерного оружия, но также и в признании того, что перемены начались, и новый мир возможен. Михаил Горбачев вместе с Рональдом Рейганом были в центре тех перемен. Снимем же перед ними шляпы!
Джордж П. Шульц в 1982-89 годы занимал должность Государственного секретаря США
ПЕРЕВОД: К.Петренко
"TIME"
13.11.2006
http://www.gorby.ru/rubrs.asp?art_id=25416&rubr_id=21&page=3