Эксклюзив
24 февраля 2011
6175

Единая электронная научно-технологическая база России - цели и перспективы

В настоящее время только ленивый не говорит о необходимости инновационного развития страны. Рассмотрим кратко причины, мешающие ускоренной модернизации и попытаемся предложить способ ликвидации нашего отставания от ведущих стран.

Разразившийся мировой экономический кризис еще раз продемонстрировал опасность углубляющейся сырьевой ориентации российской экономики, особенно в долгосрочной перспективе. Динамику процесса можно проследить по данным министра финансов РФ А.Кудрина, представленным им в его выступлении в Высшей школе экономики в 2008 году, где было сказано, что только за последние шесть лет доля сырьевых товаров в российском экспорте выросла с 67,1 до 84,2%, а доля "нефтегазовой составляющей" в бюджетных доходах - с 31 до 54%. Однако, на примере Китая видно, что именно высокий уровень развития реального сектора экономики позволяет поставить эффективные барьеры воздействию всеобщей рецессии, несмотря на мощную инкорпорированность этого государства в мировое хозяйство. Ситуация, сложившаяся в России, несмотря на имевшее место в последнем десятилетии повышение жизненного уровня, не в силах заглушить накопившуюся в обществе тревогу за будущее страны. Наличие концептуальных ошибок в стратегии развития признал, выступая в Давосе, премьер-министр Путин, заявивший: "Кризис обнажил имеющиеся у нас проблемы - это чрезмерная сырьевая ориентация экспорта и экономики в целом, неразвитый финансовый рынок". С этим высказыванием трудно спорить, однако заметим, что подобные слова он говорил и в 2000 году в своем послании Федеральному собранию: "Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора". Существенных изменений в этом вопросе, как видим, пока не наблюдается.

Одной из важных причин, препятствующих модернизации, является установка властной элиты, воплотившаяся в хозяйственную политику последнего десятилетия, что естественной нишей России в современном мире является положение энергетической сверхдержавы (1) и решение экономических проблем видится только в аспекте роста цен на энергоносители, а антикризисная политика сводится к тому, чтобы пережить тяжелые времена. При этом задача снижения почти наркотической зависимости от экспорта сырьевых ресурсов в целом остается за кадром.

Как показывает практика, высокий спрос на мировом рынке имеют именно технологии, а не некие абстрактные идеи. Если раньше политологи говорили о построении постиндустриального общества, как главной доминанты современного развития, то сейчас в их среде постепенно укрепляется понимание того, что для развития экономики знаний страна, которая намерена добиться ускоренного роста своего технологического сектора, должна обладать еще и достаточно мощным индустриальным потенциалом, который был бы способен к восприятию этих технологий.

Другими словами, переход к этапу постмодернизационного развития невозможен без прохождения фазы индустриализации. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в результате деиндустриализации 1990-х годов, серьезная промышленная база в России уже практически отсутствует и для обеспечения конкурентоспособности на рынке технологий ей необходим исторический скачок сразу через несколько стадий. Вторая характерная особенность современной ситуации, осложняющая задачу нашей модернизации, состоит в том, что в мире появился ряд новых центров индустриального развития, имеющих бесспорное конкурентное преимущество - дешевую рабочую силу, причем не только простую, но и достаточно квалифицированную.

Сомнения в успешности модернизации нашей страны возникают и в связи с тем, что, как отмечает одна из ведущих российских политологов Оксана Гаман-Голутвина, наша правящая элита не готова активно включиться в реализацию курса на инновационное развитие, о чем свидетельствуют как особенности становления этой элиты, так и ее установки. Характерна ее ориентация на стабильность, трактуемую исключительно как неизменность сложившихся отношений власти и собственности. Соответственно, любые перемены, пусть даже сулящие в перспективе положительные результаты, обычно не поддерживаются, а сопротивление принимает форму пассивного саботажа (2) В этой связи следует отметить, что любые проекты, имеющие реальный шанс быть реализованными в нашем обществе, не должны содержать радикальных элементов, угрожающих сложившейся социальной структуре. Учитывая эти особенности, многие эксперты делают вывод, что у России нет шансов осуществления модернизационного прорыва.

Имеются ли у нас резервы, которые смогли бы обеспечить условия для успешного инновационного развития? Зададимся вопросом, каким еще не задействованным широко на Западе ресурсом может воспользоваться наша страна, чтобы войти в группу мировых лидеров?

Такой ресурс имеется в наличии - для этого следует добиться свободного и бесплатного доступа наших граждан к единой электронной базе данных, созданной при активном участии государства. Первое, что следует отметить - таких баз на сегодняшний день пока еще не существует ни в одной стране, и второе - весь необходимый для их создания инструментарий в настоящее время уже разработан.

Основой российской национальной информационной электронной базы могла бы стать открытая недавно библиотека Президента, для которой, как сообщалось, было переведено в электронный вид 50 000 книг, которыми сможет бесплатно пользоваться любой гражданин нашего государства. Однако раздел учебно-научной информации там пока не представлен.

Серьезным препятствием для перехода России к инновационному развитию является дефицит высококвалифицированной рабочей силы. Причем при ее подготовке сегодня на первый план постепенно выходит информационная мобильность обучаемых, их способность в кратчайшие сроки осваивать новые технологии. Выход на мировой рынок тех или иных новых изделий, обладающих повышенным спросом, как правило, уже через несколько месяцев сопровождается появлением их аналогов, изготовленных другими фирмами. Поэтому, на наш взгляд, в процессе обучения должен действовать принцип, аналогичный закону распространения света, скорость которого является наивысшей из всех возможных. Мы часто пользуемся его свойством двигаться по прямой, но так бывает не всегда, самый простой пример - линза. Изучавшие физику знают, что траектория движения света определяется принципом Ферма - свет "мудро" выбирает такой путь от точки А к точке Б, при движении по которому затраченное время будет минимальным. Подобным образом должны поступать и мы при подготовке кадров - обучение следует проводить так, чтобы минимизировать время приобретения нужной квалификации, не ограничиваясь использованием отработанных годами и десятилетиями "прямолинейных" обучающих технологий, пренебрегать которыми тоже не следует. Если успеху способствуют мультимедийные методы - звук, анимация, гиперссылки, клипы кино - все это, безусловно, нужно применить. Если же что-то качественному восприятию мешает, отвлекает от усвоения содержания раздела, перегружает несущественными формальными деталями - такие компоненты из учебного материала следует убирать.

На сегодняшний день существует развитое программное обеспечение, позволяющее без особого труда создавать подобные электронные пособия, однако степень их использования в нашем обществе на порядки ниже необходимой. В качестве одного из примеров современных продуктов, изготовленных с помощью этих программ, можно назвать появившиеся недавно в интернете мультимедийные курсы изучения иностранного языка - на экране компьютера показывается фильм, снабженный строкой текста и подстрочного перевода, инструментарием, позволяющим мгновенно перейти к любому кадру и так далее. В рекламном буклете утверждается, что использование данной технологии позволяет достичь прироста скорости обучения до 10 раз по сравнению с обычно используемыми методиками! Похоже, что названная цифра не слишком сильно преувеличена. Все было бы хорошо, если бы не высокая коммерческая цена, по которой предлагается такой продукт!

Физик Ландау сказал как-то в шутку: "Вот Франция - это страна так страна! Там у них в Париже каждый дворник прекрасно говорит по-французски!". Может быть он был и не совсем прав (не каждый же человек, подметающий московские улицы, достаточно хорошо владеет русским языком), пусть так, но возникает законный вопрос - если государству, стремящемуся к модернизации науки и производства, нужны люди в совершенстве знающие английский язык, на котором обычно описывается научная и техническая документация, то почему бы ему не найти скромной суммы, чтобы заплатить трем жителям Лондона с отличным знанием английского за их участие в съемке учебного фильма и подарить его бесплатно всем своим школьникам и студентам! Почему бы не выделить достаточно малые госсредства для создания бесплатных мультимедийных учебников по математике, физике и т. д. для всей страны, ведь потребность в них огромна, а отдача обещает быть просто колоссальной! Пусть те, кому они не понравятся, учатся по старым книгам. Подобные идеи пока не находит отражения в российских государственных образовательных стандартах. Отметим, что в последнее время в ряде стран мира интерес к этим технологиям существенно вырос. В качестве примеров можно указать на Швецию, интенсивно развивающую бесплатное дистанционное образование и США, где в ближайшие годы планируется широкое внедрение в процесс обучения мультимедийных учебников.

Конечно, все не так просто - вариант дистанционного образования требует наличия доступа к интернету или хотя бы персонального компьютера, но если в Москве с этим особых проблем нет, не следует забывать, что уровень развития регионов заметно отстает от столичного. Исследования подтверждают, что информационные технологии в российском обществе пока распространены достаточно слабо. По последним данным Левада-Центра (январь 2009 года), компьютера нет у 67% россиян, никогда им не пользуются 59%, интернетом не пользуются 67%, электронной почтой - 74% (3).

Чтобы изменить эту негативную ситуацию, президент Медведев в феврале 2009 года предложил создать Совет при Президенте по развитию информационного общества, а также высказался за скорейшее принятие плана реализации "Стратегии развития информационного общества".

Заметим, что если бы была обеспечена многоуровневость изложения материала, то эффективность подобных курсов по математике, физике и других дисциплинах не слишком отличалась бы от заявленной выше при изучении иностранного языка. Ведь всякий раз, когда мы пытаемся разобраться в новой теме, нам нужно на первом этапе получить о ней общее представление, а затем, по мере необходимости, углубляемся в те или иные ее аспекты и переходим к следующим информационным уровням. Подобная глубокая структуризация учебного материала встречается сегодня достаточно редко.

Та информация, которую можно получить в интернете в свободном доступе, чаще всего имеет сильно фрагментированный и слабо связанный характер, в результате чего реальная эффективность ее использования в образовательных учреждениях невысока. Как правило, при поиске нужной информации вы столкнетесь с копиями страниц отдельных книг, а в случае, если вам не понятно то или иное место в ее тексте, детального изложения именно этого пункта вы получить уже не сможете. Упоминание десятков источников, посвященных той же тематике, как правило, не радует - каждый из них имеет свой стиль обозначений и вместо прямого ответа на ваш конкретный вопрос заставляет заодно разбираться с массой других, порождающих новые ссылки, что часто является для читателя прямой дорогой к дурной бесконечности.

Нам всегда внушали, что одно из самых ценных качеств нашего общества это свобода получения информации. Если в каких-то областях это справедливо, то в области научной и технологической информации она во многом существенно ограничена. Попытайтесь в качестве примера зайти на сайт МГУ и прочитать книгу из его электронной библиотеки! В подавляющем большинстве случаев все, что вам удастся прочесть - это аннотация. Доступ к самой книге возможен только для "своих", работающих в университете сотрудников с их рабочих компьютеров. Получается, что учащийся другого вуза от этой информации отрезан. Похожая ситуация и с рядом научных журналов, что является естественным следствием платности доступа ко многим электронным библиотекам. Если это та самая свобода доступа к информации, о которой так много с энтузиазмом говорилось в последние годы, то что же тогда называть закрытостью? Вряд ли в интересах населения России превращение той части ее информационного поля, которая в первую очередь отвечает за технический и научный прогресс, в подобие лоскутного одеяла! Поступая подобным образом, мы успешно воспроизводим модель средневековой раздробленности.

Часто приходится слышать фразу, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Отметим, однако, что даже частные иностранные компании не всегда требуют денег за использование своего продукта! Примером может служить документация на повсеместно используемый стандарт USB - она полностью бесплатна. Причина проста - если бы доступ к ней осуществлялся за деньги, этот стандарт вряд ли завоевал такую широкую популярность, которой он обладает сегодня. Ведь практически каждый современный компьютер имеет по нескольку выходов на шину USВ! А свои доходы разработчики получили другим способом - выпуская продукцию, работающую в рамках этого стандарта. Подобная ситуация отнюдь не редкость - компании, производящие изделия микроэлектроники, чаще всего бесплатно предоставляют их подробные описания и предлагают программы драйверов для работы с ними. Все это, в конечном счете, служит целям повышения конкурентоспособности их производителя. Как говорил бессмертный Козьма Прутков: "Не все стриги, что растет!", но нет пророка в своем отечестве! Стремление выжимать деньги из всего, что попадется под руку, не считаясь с побочными негативными последствиями, вызывало у людей негативное отношение с древних времен - вспомним легенду о царе Мидасе, который чуть было не умер голодной смертью, выпросив себе у бога Диониса способность превращать все, к чему он прикоснется, в золото. Ведь в него стала превращаться и пища, которую он пытался есть. Похоже, что российских чиновников, интенсивно продвигающих платные образовательные услуги, мало интересует греческая мифология, а ведь учебная, научная и технологическая информация и является, в сущности, той самой пищей, без которой не может быть эффективного развития современного государства.

Серьезные проблемы при создании единой национальной электронной базы данных возникают и в связи с авторским правом. Чтобы не входить с ним в конфликт, следует, чтобы в базе размещалась только учебно-научная документация либо разработанная соответствующими госструктурами, либо приобретенная у сторонних лиц или организаций с правом ее бесплатного использования в масштабах всей страны, тиражирования и модификации.

Итак, после знакомства с современными образовательными технологиями становится ясно, что без введения многоуровневости о резком росте скорости и эффективности усвоения сложного материала следует забыть. Представим, что подобная система начинает создаваться - это тут же поставит ряд новых вопросов. Описывая уровни, содержащие базовые понятия, используемые при изучении того или иного раздела науки или технологии, мы немедленно увидим, что те же компоненты описаний потребуются и для целого спектра других, в чем-то похожих на данный раздел, но имеющих и свою специфику! Итак, мы встали перед выбором - либо дублировать многократно один и тот же текст в разных частях информационной базы (что крайне нежелательно хотя бы потому, что при модернизации изменения придется вносить в каждую копию), либо сделать одно стандартное описание такого компонента и каждый раз давать на него ссылку. Ясно, что второй вариант гораздо удобнее!

Это обстоятельство сделает необходимым введение стандартизации описаний образовательных, технологических и научных объектов. Например, среди множества доказательств теоремы Пифагора, одно должно быть признано главным (в том только смысле, что первая ссылка при ее упоминании будет выводить на него, если это не вступает в противоречие со спецификой описываемого объекта), а это доказательство, в свою очередь, уже будет содержать ссылки на остальные 366 способов, известных науке на сегодняшний день (см. Википедия). Ничего особенно нового в таком подходе нет - похожая ситуация сложилась в физике с использованием систем единиц - при измерении длины первенство отдается метру, хотя, при желании, мы можем работать и с любыми другими единицами, например с дюймом, часто используемым как базовая единица в микроэлектронике. Данная методика заполнения национальной информационной базы резко упростит процедуру введения в нее новой информации - исчезает необходимость детального описания всех нижних уровней - достаточно будет просто сослаться на существующие многоуровневые разделы. Поскольку каждая многократно используемая компонента будет описываться только один раз, это позволит задействовать такие ресурсы для ее представления, что оно будет близко к идеальному. Разумеется, все сказанное полностью применимо к практически любому изучаемому объекту (4).

Другой серьезной проблемой при создании национальной электронной базы станет отсутствие бесплатных пакетов программ. Трудно поверить, что государство сможет включить всю необходимую информацию в эту базу само - ее объем слишком велик - скорее всего, дело на первом этапе ограничится лишь основными разделами. В создании остальных сможет принять участие большое число граждан России и данный проект станет национальным не только по масштабу, но и по составу участников. Однако для реализации этой возможности потребуется создание (или закупка государством) соответствующего программного обеспечения, которое станет бесплатным для всех россиян. Ясно, что сделать это не просто, однако если задача создания качественного российского матобеспечения будет четко сформулирована правительством, ее решения особенно долго ждать не придется.

Трудно представить себе те возможности в науке и технологии, которые откроются перед страной, которая получит такой мощный информационный ресурс.

Автор: Чопорняк Дмитрий Борисович

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован