03 апреля 2015
6015

Эдуард Полетаев: Евразийскому бизнесу надо избавляться от инертности мышления

ЕАЭС продолжает движение к созданию единых рынков, которые обеспечат членов Союза товарами и услугами. Это, в свою очередь, поспособствует развитию и модернизации экономик стран-участниц, продвижению конкурентоспособных товаров и услуг на внешние рынки, а также укреплению позиций государств при экономическом сотрудничестве с внешними игроками.Как поддержать товаропроизводителей, чтобы не было проблем у предприятий, потребителей и торговых партнеров? Об этом в интервью рассуждает казахстанский политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев.

 

- В мире идут процессы глобализации, многие страны интегрируются в экономические блоки. Не секрет, что такие объединения выполняют и протекционистскую функцию. Что необходимо сделать для достижения максимального эффекта от единых рынков?

- Прежде всего, огромное значение имеет упрощение бюрократических процедур. Об этом недавно говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его мнению, тарифная политика является сложной и запутанной, нетарифные барьеры идут вразрез с мировой практикой. В перспективе же главная задача состоит в обеспечении динамики экономического развития.

К сожалению, страны ЕАЭС на мировом рынке промышленных товаров представлены слабо и по отдельности им трудно быть конкурентоспособными. В рамках же Союза возможностей взаимной торговли больше, как и защитных мер. Меры по защите своих производителей давным-давно практикуются в Евросоюзе. С этой точки зрения есть определенная целесообразность в рассмотрении процессов импортозамещения и роста экспорта в рамках всего ЕАЭС. На сайте ЕЭК размещен проект «Основных направлений промышленного сотрудничества ЕАЭС» для публичного обсуждения. В нем акцент делается на уменьшение импорта из третьих стран за счет роста взаимной торговли. При этом пока не понятно: стоит ли странам-участницам сосредотачивать все внимание на развитии нескольких кокурентоспособных в мире отраслей, или выпускать широкий спектр товаров и услуг?

В работах экономистов утверждается, что повышение уровня жизни населения на основе ускорения темпов экономического роста возможно на основе индустриализации и экспортной ориентации. Но такая политика не всегда оправдывает возлагающихся на нее надежд. При этом индустриализация экономики должна достигаться не путем замещения импорта отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны.

- Наши страны богаты на всякого рода инициативы. С высоких трибун все время говорят об инновациях, об индустриализации... Много чего говорят. Используется ли опыт зарубежных стран, реализующих политику импортозамещения?

- И да и нет. На мой взгляд, не обязательно гоняться за дорогостоящими инновациями, в рамках политики импортозамещения в Казахстане вполне способны производить простые вещи. Например, в городе Каракол Кыргызской Республики производят недорогие и качественные зубные щетки, востребованные на казахстанском рынке. При этом в Казахстане нет производителей этого элементарного с технологической точки зрения продукта. В 2005 году в соседнем Узбекистане «Уздэуавто» выкупила долю корейской компании «DAEWOO», которая, как известно, обанкротилась. Это я к тому, что для развития индустриализации вовсе не обязательно использовать новейшие технологии. Производимый ими автомобиль DaewooNexiaпользуется спросом у покупателей, в том числе в странах ЕАЭС, так как обладает приемлемым сочетанием цены, качества и стоимости техобслуживания. Причем это модернизированный Opel Kadett, который начали выпускать более 30 лет назад, с 1984 года. И несмотря на то, что завод так и не вышел на проектную мощность (250 тыс. авто в год), всего было выпущено более 2 млн авто, численность персонала (а это новые рабочие места) АО «ДжиЭм Узбекистан» составляет более 9 тысяч человек.

При этом в Казахстане, стремясь сделать страну более конкурентоспособной, не раз обращали внимание на опыт Финляндии, страны, обладающей незначительной емкостью внутреннего рынка среди стран ЕС, при этом являющейся одной из самых технологически продвинутых стран в мире. Инновационная система Финляндии основана на взаимодействии государства, предприятий и университетов. За научную и технологическую политику ответственные министерство образования и министерство торговли и промышленности, через которые направляется основная часть финансирования НИОКР. Затем деньги на научные разработки и развитие технологий получают университеты. К сожалению, в странах ЕАЭС деятельность образовательных центров часто далека от требований реальной экономики, вузы не генерируют инновационные продукты, а минобры не занимаются индустриализацией.

Считается, что впервые импортозамещение, как принцип госполитики, было применено в странах Латинской Америки после Второй мировой войны. Не хотелось быть «банановыми государствами», экспортируя только сырье и фрукты. Импортозамещающая индустриализация сначала демонстрировала успехи, поскольку сначала осваивала несложные легкую и пищевую промышленности. Однако продукция тяжелой промышленности оказалась неконкурентоспособной. В тоже время в ряде стран Юго-Восточной Азии применили так называемую доктрину «летящих гусей», согласно которой движение к технологическому развитию шло постепенно, вслед за лидерами. Затем, ориентация на зарубежные рынки привела к тому, что кто был вторым, по многим показателям стал первым (например, корейская автомобильная и электронная промышленность).

В ряде случаев, чтобы помочь корпорациям выйти на мировой рынок, используется система государственного заказа. Так, Бразилия, создавая авиационную фирму «Эмбрайер» выкупала через госзаказ самолеты, освободив фирму от налогов, дав ей толчок в развитии. По похожей схеме в соседней России поддерживается производство самолетов «Сухой Суперджет-100». Или другой пример - российскийнациональный проект «Здоровье». Благодаря тому, что государство закупило большое количество медоборудования, ряд предприятий, уверенных в долгосрочном заказе, существенно нарастили свое производство. Но есть в процессах импортозамещения и негативные результаты. Немало было случаев, когда уже освоенный импортозамещающий товар не производился из-за отсутствия спроса или предприятия работали «на склад». Часто импортозамещающая составляющая в стоимости товара продолжает иметь большой удельный вес. Это когда, допустим, телевизор собирается в Беларуси, а все детали в нем – китайские.

- Вы сказали о том, что в ряде стран Юго-Восточной Азии политика индустриализации и импортозамещения перешла в экспортную, так как освоение новой продукции и технологий сопровождалось выходом на другие рынки. Но разве реально производителям стран ЕАЭС выйти на развитые рынки той же Юго-Восточной Азии, Европы или Америки?

- Увы, пока многие наши производители не выдерживают конкуренцию с иностранными даже на внутреннем рынке. Многие виды продукции почти на 100 % формируются за счет экспорта. Но именно данный факт и обусловливает значимость восстановления собственных производств и создания новых, наращивания их потенциалов с целью не только замены импорта, но и последующей диверсификации экспорта.

География размещения экспорта товаров и услуг стран ЕАЭС вполне может быть обширной, но их продвижение должно быть системным. Целесообразно экспортировать услуги в страны, в которых уже достаточно освоены рынки товаропроизводителями стран ЕАЭС. В первую очередь необходимо рассмотреть возможность экспорта в страны СНГ, затем в близлежащие государства, являющиеся традиционными партнерами (Монголия, Вьетнам, Афганистан) и страны, где имеются диаспоры выходцев из бывшего СССР. Например, в Германии можно купить конфеты одной из казахстанских кондитерских фабрик. Евразийскому бизнесу надо избавляться от инертности мышления. Во время недавней экспертной дискуссии моя коллега привела такой пример. Немецкий дистрибьютор куриного мяса, у него сеть по всему миру, в связи с конфликтом на Украине искал новых поставщиков куриных ножек в Ливан и Афганистан. Причем, ему нужна была страна, где есть значительная доля мусульманского населения, потому что мясо должно быть с маркировкой «халал». Но сделка не получилась из-за заведомо отрицательного настроя казахстанских бизнесменов.

Что касается роста взаимной торговли между странами ЕАЭС, то у нас уже есть хорошие примеры импортозамещения. Например, компания «Кублей» - лидер казахстанского рынка мясных консервов. Компания освоила и продукцию, ранее не выпускавшуюся в стране, или производившуюся в весьма ограниченных количествах, например, рыба океаническая и морская в масле, маринованные шампиньоны, кукуруза и зеленый горошек. Ассортимент продукции составляет свыше 100 наименований, которая востребована не только на рынке Казахстана, но и в других странах. Об этом свидетельствуют не только заявления самих производителей (каждый купец хвалит свой товар). Прайс на продукцию компании на сайте выставлен в российских рублях. Во многих российских городах (Воронеж, Старый Оскол, Саратов, Москва, городах Подмосковья, на ярмарках выходного дня) уже, благодаря Таможенному союзу и ЕАЭС, имеется возможность купить продукты из Казахстана. Работают Интернет-магазины. Однако эти бизнес-проекты созданы в основном российскими предпринимателями, активность же казахстанских со своей продукцией на российском рынке пока прослеживается реже.

- Недавно министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев заявил, что импортозамещение в рамках ЕАЭС должно быть «разумным и базироваться на конкурентоспособности». Получается, перспективы экономического развития наших стран вполне реально оцениваются?

- Разумеется. Надо уходить от разговоров и лозунгов к реальной экономике. Кроме того, ряд механизмов импортозамещения и защиты внутреннего рынка вступает в противоречие с принятыми нормами международной торговли. По этой причине далеко не все открыто заявляют о намерении замещать импорт. Например, Турция – член ВТО с 1995 года, а в магазинах этой страны по многим товарным позициям вообще не найти импорта. При этом, скажем, среди продукции легкой промышленности, на турецком рынке все больше товаров из Китая, Индии, Бангладеш, но все они выпущены под турецкими брендами. К тому же понятие «импортозамещение» - это сегодня не только политика индустриализации, и вообще необязательно она. Например, барьеры Евросоюза к доступу пищевой продукции на рынок также являются средствами защиты внутреннего рынка, следовательно, это один из элементов импортозамещения, стратегия выживания. Импортозамещение в рамках ЕАЭС должно оцениваться через его экспортный потенциал. Если он есть, значит, будут экономное и рациональное использование валютных ресурсов, новые рабочие места, рост МСБ, укрепится стабильность на внутреннем рынке товаров и услуг.

Беседовал Аманжол Смагулов

КасФактор: Институт Каспийского Сотрудничества

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован