11 апреля 2007
2155

Эффективность и рациональность - это не пожелание, а требование дня

Представляя в феврале этого года нового министра обороны Анатолия Эдуардовича Сердюкова, Президент Российской Федерации обратил внимание на важность экономической и финансовой составляющей в деятельности Министерства обороны РФ. Сегодня в Санкт-Петербурге начинается сбор руководящего состава финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ, в работе которого примет участие глава военного ведомства. В преддверии этого мероприятия редакции представилась возможность взять первое интервью у А.Э. Сердюкова в должности министра обороны Российской Федерации.

- Анатолий Эдуардович, с чем связано ваше решение принять участие в сборе?

- Финансово-экономическая деятельность в любом ведомстве, в том числе и в Минобороны, является одной из основополагающих. Ведь без денег не может существовать ни одна государственная или коммерческая организация. Это аксиома. Поэтому финансовой деятельности должно уделяться первостепенное внимание.

В Вооруженных Силах всеми вопросами, связанными с финансированием, занимается финансово-экономическая служба. Это довольно большой штат высококвалифицированных специалистов, на которых возлагается ответственность за правильное распределение и расходование выделяемых бюджетных средств. Поэтому есть насущная необходимость глубже проанализировать состояние дел в данном направлении деятельности, обсудить новые подходы, наметить новые эффективные меры для успешного выполнения поставленных перед нами задач в этой сфере. Хочу, чтобы каждый финансовый работник уяснил: на нем лежит особая ответственность за поступательное развитие Вооруженных Сил, решение многих, в том числе социальных, проблем военнослужащих и их семей.

Надеюсь, что разговор на сборе получится откровенным и, главное, результативным.

- Прошло уже около двух месяцев с момента назначения вас на должность министра обороны. Каковы первые впечатления и настрой?

- Впечатления самые различные, но большей частью позитивные. Хотя многое, конечно, в Министерстве обороны для меня ново. Это и круг обязанностей, и особенности военного управления, и специфика выполняемых задач. Думаю, в максимально сжатые сроки мне удастся как следует освоить все стороны жизни и деятельности войск. Считаю, хорошим подспорьем здесь станут и курсы подготовки, которые я сейчас прохожу в Военной академии Генерального штаба. Кроме того, рассчитываю и на самоподготовку. Благо, что со многими проблемами, прежде всего управленческого характера, мне уже приходилось сталкиваться по роду своей предыдущей деятельности. Так что настрой рабочий.

- Вы практически первый по-настоящему гражданский министр обороны России. Так что же, можно предположить, что гражданский контроль над армией теперь повысится?

- Действительно, я - человек сугубо штатский, хотя вкус солдатского хлеба мне знаком не понаслышке. Но, по моему мнению, любой руководитель такого ранга - это прежде всего управленец, говоря современным языком, топ-менеджер. В данном случае основная задача министра обороны - организация грамотного и результативного управления всем процессом подготовки и жизнедеятельности войск.

Что же касается узкоспециальных военных вопросов, то, поверьте, в Генеральном штабе и главкоматах хватает профессионально подготовленных специалистов.

Относительно гражданского контроля над Вооруженными Силами. Да, он необходим. Армия - это неотъемлемая часть общества, которое имеет полное право знать все, что в ней происходит. При этом контроль должен быть не формальным, а действенным.

- Какими вам видятся основные направления деятельности на посту главы военного ведомства?

- Вопрос очень многогранный, и газетной площади вряд ли хватит, чтобы его раскрыть полностью. Поэтому остановлюсь лишь на наиболее важных направлениях деятельности. Прежде всего хочу подчеркнуть: модернизация Вооруженных Сил продолжится. Проводиться она будет поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств. А средства эти значительны. К примеру, только в рамках Государственной программы вооружения, рассчитанной на период до 2015 года, на поставку новой техники и вооружения выделяется более 4 триллионов рублей.

Надо серьезно продумать и понять тот правильный алгоритм действий, который поможет снять с армейского бюджета годами накопившийся балласт - огромное количество вооружения и техники, выводимых из боевого состава. Нужна инвентаризация. Причем следует подойти к этой задаче взвешенно, комплексно, разобраться, что называется, не только со "штуками", но и с их состоянием. Заранее, а не потом решить, как рационально распорядиться этим "багажом".

Среди других важных проблем, на которых необходимо акцентировать внимание: оснащение армии и флота современными образцами вооружения и военной техники, продолжение перехода на контрактный способ комплектования, укрепление законности и правопорядка в воинских коллективах, повышение социального статуса военнослужащих, в том числе решение их бытовых вопросов.

Уверен, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы каждый рубль налогоплательщиков расходовался еще более рационально. Чтобы весь армейский механизм функционировал предельно эффективно, а военнослужащие и те, кто работает в частях и учреждениях, имели все, что им положено.

- Анатолий Эдуардович, на решении каких проблем вы будете делать основной упор?

- Сейчас правительством уделяется большое значение вопросу перевооружения нашей армии. Военная техника и вооружение - это рабочий инструмент военного профессионала. А он, этот инструмент, должен соответствовать самым современным требованиям. И сейчас мы серийно закупаем новые образцы, комплектуем ими целые подразделения - батальоны, дивизионы, эскадрильи.

Но техника, образно говоря, "железо", может ожить только в руках профессионально подготовленных людей. Поэтому назрела потребность в совершенствовании процесса подготовки высококвалифицированных военных специалистов.

Вы знаете, что к концу года завершится реализация Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 - 2007 годы, благодаря чему 70 процентов численного состава Вооруженных Сил станет контрактно-профессиональным.

Если называть конкретные цифры, то на начало года на контракт уже были переведены 62 соединения и воинские части, имеющие более 78 тысяч должностей сержантов и солдат. В этом году планируется перевести еще 19 соединений и воинских частей, а это около 46 тысяч сержантских и солдатских должностей.

Необходимо продолжить этот процесс. На очереди - новая программа, в соответствии с которой уже весь сержантский и старшинский состав армии и флота, а также матросы плавсостава ВМФ должны быть переведены на военную службу по контракту.

Убежден, все эти мероприятия позволят существенно повысить боеспособность соединений и частей постоянной готовности, будут способствовать укреплению дисциплины и правопорядка в воинских коллективах.

Значительного прорыва в этих вопросах мы сможем добиться только тогда, когда профессионал своего дела начнет заниматься обучением, воспитанием, повседневными нуждами восьми-десяти, а то и меньшего количества солдат-призывников. Вот когда можно говорить об индивидуальном подходе, о постоянном контроле, о реальной заботе со стороны более опытного и в военном, и в житейском плане человека.

Безусловно, такой подход позволит в корне изменить место и роль офицеров в подразделении, придать их службе качественно иной характер. Тогда же станет и более привлекательной служба по призыву.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. Вы знаете, что весной и осенью этого года граждане призываются на 18 месяцев, а начиная с весны 2008 года - на 12 месяцев.

Такой поэтапный переход к одногодичному сроку военной службы неслучаен. Он призван максимально снизить определенное напряжение, которое может возникнуть в воинских коллективах в переходный период. Но еще лучше - вообще его не допускать.

Но сразу хочу оговориться. И переход на контракт, и сокращение службы по призыву сами по себе не являются панацеей от пресловутой "дедовщины". Это лишь необходимая позитивная составная часть решения сложной проблемы, которая зависит от многих факторов. Необходим комплекс социально-правовых мер, повышение внутренней ответственности командиров и воспитательных органов, а также действенный гражданский контроль.

Выполнение перечисленных задач невозможно без решения проблем социального характера. Граждане, проходящие службу в армии и на флоте, должны чувствовать заботу со стороны государства. Солдат или офицер не должен думать на службе о социально-бытовых проблемах.

Эта защищенность заключается в обеспечении жильем, высоком размере денежного довольствия, эффективной системе социального обеспечения. Именно эти факторы напрямую влияют на то положение в обществе, которое должен иметь человек в погонах.

К сожалению, статус военного сегодня недостаточно высок. Его вряд ли получится повысить за короткое время. Однако работать в данном направлении будем целенаправленно. Успешному решению этой проблемы призваны способствовать программы по строительству жилья, индексации денежного довольствия и реализации других мер, влияющих на социальное самочувствие военнослужащих. Разумеется, этот блок задач на постоянном контроле у руководства Министерства обороны и у меня лично.

- В последнее время в средствах массовой информации хватает досужих размышлений о том, что в Министерстве обороны ожидаются некие массовые кадровые и структурные изменения. Насколько они обоснованны?

- Что касается структурной и кадровой перестройки. Наверное, какая-то кардинальная ломка всего и вся была бы контрпродуктивна. Вместе с тем определенная корректировка деятельности существующих органов военного управления не только возможна, но и необходима. И ничего тут "революционного" или экстраординарного нет.

Эту деятельность следует рассматривать исключительно как продолжение работы по повышению эффективности использования нашего управленческого потенциала, ликвидации любого, даже самого минимального параллелизма и дублирования в работе органов военного управления, освобождения их от выполнения несвойственных функций. К вашему сведению, в настоящее время уже создана специальная рабочая группа, которая проводит анализ и оценку возложенных на Министерство обороны функций. Результатом ее деятельности станут рекомендации по оптимизации управленческого механизма.

Что же касается каких-либо кадровых перемещений, то они всегда были, есть и будут в любом ведомстве. Это нормальный, закономерный процесс. К тому же не следует забывать, что срок пребывания на военной службе имеет свои установленные пределы.

- В январе был образован и начал работать Общественный совет при Минобороны. Да и в целом внимание российской общественности к армии стало расти. Каким вы видите взаимодействие между Вооруженными Силами и обществом?

- Думаю, что это взаимодействие должно быть самым тесным. Нами уделяется особое внимание сотрудничеству с Общественным советом при Министерстве обороны и родительскими комитетами при воинских частях. Именно от них в первую очередь мы ждем действенной помощи и поддержки в решении существующих проблем.

Например, в период текущей призывной кампании впервые заработают родительские комитеты при военкоматах. Надеемся, что взыскательный и заинтересованный отцовский и материнский взгляд позволит избежать негативных моментов, которые еще встречаются у новичков в первые дни службы.

Да и в целом военное ведомство открыто к диалогу со всеми, кто заинтересован в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах, соблюдении гражданских прав военнослужащих и членов их семей. Мы также готовы продолжать активно взаимодействовать со средствами массовой информации, не боимся критики. Наоборот, мы ее приветствуем, особенно если она здоровая и конструктивная.

- Как часто вы намереваетесь посещать войска?

- Считаю, вопрос поставлен не совсем корректно. Что значит посещать войска? Я не в гости еду, не в театр или на выставку. Рабочие поездки - это достаточно эффективный инструмент в арсенале любого руководителя. Принимать какие-либо решения невозможно без знания положения дел на местах, пусть даже сутками напролет работая только в кабинете. Конечно, поток информации к министру идет огромный. Но одно дело знать обстановку, так сказать, "на словах", из докладов, а другое - изучить ситуацию непосредственно в войсках, увидеть все своими глазами.

Например, если бы сам не убедился, никогда бы не поверил, что в прославленном Нахимовском военно-морском училище, в котором мечтают учиться тысячи мальчишек со всей страны, такая, мягко говоря, неприглядная "изнанка". Грязь, мусор, осыпающаяся штукатурка и прогнившие полы... Каким станет наш флот завтра, если его будущее, его элита формируется в таких условиях? И нечего тут говорить об объективных трудностях. Все дело в конкретных руководителях, в отношении к делу. И спрос с каждого из них будет самый строгий и принципиальный.

- Известно, что вы сторонник исключительно внезапных проверок...

- По роду своей предыдущей работы я для себя четко уяснил: если заранее известно о том, где, когда и что будет проверяться, то никакого толку от этой проверки не жди. Не хочу, чтобы перед моим приездом "красили траву" и строили "потемкинские деревни". Естественно, намечаются и плановые поездки. Периодичность работы непосредственно в соединениях и частях будет зависеть от целесообразности и складывающейся обстановки. Пока же я ознакомился с работой Генерального штаба, Главных командований видов Вооруженных Сил и командований родов войск, посетил федеральные службы и агентство, которые непосредственно замыкаются на военное ведомство. В ближайшее время планирую совершить ряд поездок по военным округам. Обязательно побываю как в ближних, так и в самых отдаленных гарнизонах. И само собой разумеется - на различных командно-штабных учениях и совместных учениях с армиями других государств.

В целом, подытоживая все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что прекрасно понимаю всю ответственность и сложность возложенных на меня задач. Для их качественного выполнения всецело использую свои навыки и накопленный опыт управления государственным ведомством, а также багаж знаний, полученных в стенах Военной академии Генштаба. А сегодня и в ближайшей перспективе все силы направлю на создание в самые короткие сроки более прозрачной системы рационального и целевого расходования бюджетных средств, поступающих в Вооруженные Силы. Кстати, главным образом об этом и будет идти разговор на нынешних сборах.

- Анатолий Эдуардович, спасибо вам за интервью. Искренне желаем успехов в вашей деятельности на посту министра обороны.


11.04.2007 г.

Интервью Министра обороны РФ А.Э.Сердюкова газете "Красная звезда"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован