14 ноября 2006
1069

Eголек с мышьяком?

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

"Конкурс по поставкам угля для нужд ЖКХ проведен с серьезными нарушениями", - заявил на пресс-конференции 9 ноября руководитель Костромского территориального управления Федеральной антимонопольной службы Павел Романец. Из-за скандалов вокруг централизованных поставок топлива среди зимы жители области могут остаться без тепла.

- Павел Викторович, Костромская область уже не первую зиму сталкивается с проблемами при поставках топлива. Некоторые из этих проблем закончились возбуждением уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников. Что произошло на этот раз?

- 25 июля этого года областное управление ЖКХ провело открытый конкурс на поставку топлива на отопительный сезон 2006-2007 годов для котельных и бытовых нужд населения. При этом конкурсная документация была необоснованно составлена под марку угля конкретных месторождений, без ссылки на ГОСТ. Однако, при указании марок угля были указаны требования только к двум параметрам качества предельная зольность и предельная доля общей серы. Между тем ГОСТом при определении качества угля учитываются четыре показателя содержания вредных примесей при сжигании угля, которые являются важными критериями безопасности товара: зольность, массовая доля серы, хлора и мышьяка. Конкурсная комиссия при принятии решения должна была оценивать все эти показатели в совокупности. В результате число участников конкурса оказалось необоснованно сужено.

- К чему это привело?

- Управлению ЖКХ Костромской области было предписано внести изменения в конкурсную документацию. На это требовалось всего один - два дня. Однако Управление ЖКХ Костромской области решило обойти закон и федеральный орган, лишь бы, во что бы то ни стало, провести конкурс. Предписание было обжаловано в суде, и конкурс проведен без изменения его условий. Но нарушение от этого не исчезло. Более того, победителем конкурса признана организация, часть документов которой была оформлена ненадлежащим образом. Теперь может сложиться ситуация, когда любой участник конкурса обжалует его результаты в суде, и в случае отмены его результатов, это ударит по бюджету Костромской области и по населению. Вот цена неподготовленности и спешки.

- Но как именно все это отразится на костромичах?

- В разгар отопительного сезона последствия могут быть очень плачевными. Поставки угля по заключенным договорам идут с сентября месяца. Если сейчас выяснится, что поставленный нам уголь небезопасен и кто-нибудь в котельных или в каком-нибудь доме, не дай бог, наглотается мышьяка, сделка может быть расторгнута. В случае отмены результатов конкурса через суд в графике поставок может образоваться "яма": люди среди зимы останутся без тепла.

- Кто несет за это ответственность?

- На подготовку к реализации закона о размещении заказов чиновникам был дан 2005-й год, плюс половина 2006-го. Огромное количество чиновников было обучено, потрачены колоссальнейшие бюджетные деньги. Чиновник должен нести ответственность перед обществом за свои действия, противоречащие закону. Больше уговоров и либерализма не будет. Ни с кем. По любым нарушениям законодательства о закупках мы будем наказывать жестко. В Российской

Федерации уже имеется практика наложения штрафов по максимуму в размере 500 тысяч рублей за неисполнение предписаний антимонопольных органов, а также дисквалификация виновного должностного лица на срок до 3 лет.

- Кого именно вы намерены наказывать рублем: отдельные структуры или конкретных чиновников-нарушителей?

- Как показывает практика, наказывать государственный или муниципальный орган эффективнее, чем одного человека. "Попавшегося" чиновника начинают жалеть, компенсировать материальные потери от штрафов премиями и т.п. Когда же штраф в 500 тысяч рублей накладывается, например, на муниципалитет, это становится таким ощутимым ударом по бюджету, что тихо простить проштрафившегося нарушителя уже невозможно. Его не просто накажут рублем, но и могут снять с должности. Вопросы размещения заказов имеют очень важный и часто социально-значимый характер, поэтому антимонопольным органам предписано пресекать любые нарушения в этой сфере самым жестким образом.

Анна СКУДАЕВА.

Октябрь 2006, Костромской предприниматель N 20 (104)



Три этапа антимонопольной службы



14 октября свой 60-летний юбилей отмечал руководитель УФАС по Костромской области Павел Романец, а 17 октября исполнилось 15 лет со дня выхода в свет постановления правительства РФ о создании системы территориальных органов антимонопольной службы.

"КП" не мог не заметить эти важные даты, ведь именно Павел Романец стоял у истоков развития предпринимательства в нашей области, а возглавляемый им орган все 15 лет так или иначе поддерживал и защищал

деловую среду.

- Павел Викторович, вы до прихода в антимонопольную службу уже имели свой бизнес?

- Еще работая на строительстве Буйской АЭС, я занимался внедрением различных методов хозрасчета и арендного подряда. Когда появился закон "О кооперации", включивший зеленый свет развитию предпринимательства в стране, ко мне потоком пошли люди, зная, что я серьезно увлечен всеми этими новыми формами и методами. Так уж получилось, что мне пришлось многим помогать по созданию кооперативов, арендных бригад, подрядных и арендных предприятий. Тогда же я решил сам заниматься бизнесом. И дело пошло. Меня включили в состав областного совета предпринимателей. Затем этот совет и выдвинул меня на должность руководителя антимонопольной службы. Были, конечно, и другие предложения, в том числе работать в администрации области, но так уж получилось, что я связал свою судьбу с антимонопольной службой.

- Выбор - дело хорошее. Но как бросить бизнес, особенно если он успешный?

- Я долго сомневался. Но, поразмыслив, что если меня выдвигает так много людей и я окажусь на этой должности более полезным, занимаясь не только своим бизнесом, а поддержкой всего предпринимательского движения, я принял решение. Дело в том, что первоначально наша служба именовалась Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Нужно было не только заниматься вопросами конкуренции, но и политикой в этой сфере. В то время некоторые предприниматели вошли во властные структуры. Как их сегодня называют - выходцы из первой "волны".

- Значит, и вы, Павел Викторович, из этой самой "волны"?

- Вообще-то можно так сказать: тогда появились новые формы хозяйствования, рамках старой системы.

- И, понятно, что прежняя система отчаянно сопротивлялась?

- Были свои сложности. Но сегодня организовать новый бизнес гораздо сложнее, чем тогда. С другой стороны, сопротивление сегодня иного порядка. Оно уже не со стороны одной системы по отношению к другой, а приспособившихся к новой системе людей и коррупционеров. И это сегодня очень мешает бизнесу. В истории нашей страны такого уровня коррупции, как теперь, никогда не было.

- Об этом хотя бы уже говорят...

- В сентябре первый заместитель премьера Дмитрий Медведев прямо сказал, что, например, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из самых коррупционированных направлений. Кстати, в том же месяце в одном из политических журналов вышла моя статья. "Госзаказ на коррупцию",

- Павел Викторович, вашей службе в свое время удалось-таки способствовать становлению новых экономических структур, а затем...

- В названии антимонопольного управления появилась фраза "поддержки предпринимательства". Потому что потребовалось уже поддерживать этот "локомотив" развития страны, В то же время мы постоянно проводили антимонопольную политику. Чтобы конкуренция в любой сфере была честной, справедливой. А там, где она невозможна, необходим эффективный контроль государства. Ограниченное количество людей в стране знало, как это делать,

- Но, если не ошибаюсь, в 2003 году, когда началась административная реформа, из названия вашей службы ушли названия "антимонопольная политика" и "предпринимательство". Почему?

- Очевидно, законодатель полагал, что политику как таковую осуществлять уже не нужно - все нормативно-правовые акты были подготовлены, антимонопольная политика была осознана, поэтому оставалось лишь вести контроль, чтобы никто не мешал этой самой политике.

Что касается поддержки предпринимательства, то к тому времени пришло понимание: эту поддержку должна осуществлять исполнительная власть, причем на всех уровнях.

- Вероятно, не случайно изменение законодательства о конкуренции?

- Случайного ничего не бывает. 26 октября вступил в силу новый закон "О защите конкуренции", Прежние законы назывались: "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Теперь эти законы объединены и кардинально изменены.

Идея нового закона в том, что там, где есть конкуренция, ее не должно быть меньше. Нужно все делать для того, чтобы она развивалась.

А там, где конкуренция невозможна, должен быть усилен контроль.

Если кратко подвести итоги, то за 15 лет антимонопольная политика прошла три этапа своего развития.


Беседу вел Сергей АРИСТОВ

Хронометр-Кострома N 46

14.11.2006

www.kmtn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован