Общемировой экономический спад, в частности, рецессия в США, не критичны для России, для нас гораздо важнее скорректировать внутреннюю финансовую политику. Чтобы "перегретая" в результате значительного роста российская экономика не пошатнулась. Об этом заявил директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар на очередном семинаре из цикла "Экономическая политика в условиях переходного периода", прошедшем 30 января в Высшей школе экономики при большом стечении заинтересованной публики.
Дискуссии по поводу того, насколько опасен для российской экономики обвал на мировых финансовых рынках продолжаются, но отечественные чиновники и эксперты говорят об этом без алармизма. Так, глава Минфина Алексей Кудрин недавно заявил, что Россия - "уголок стабильности", и те процессы, которые лихорадят мировую экономику, в него не проникнут. Напомним, вслед за случившимся в середине прошлого года в США ипотечным кризисом в американскую, а затем и глобальную финансовую систему пришло стремительное понижение фондовых индексов. За американскими рухнули японский Nikkei, гонгконгский Hang Seng, китайский Shanghai Composit, немецкий DAX, французский CAC40. Падение коснулось и индекса РТС, по состоянию на 25 января он был на 11,3 % ниже того же периода декабря 2007 года.
Очередная рецессия
- Рецессия в США случается с периодичностью в 5-10 лет, - сообщил Егор Гайдар, - и трудно спрогнозировать ее спусковые крючки. Например, последняя рецессия 2001 года, была спровоцирована терактом 11 сентября. Дело в том, что за последнее десять лет черты мирового экономического цикла изменились: негативные события в одной стране влияют на другие сильнее и быстрее, потому что возникает глобальный открытый рынок капитала. Несмотря на то, что мотор рецессии - США, и логично было бы думать, что если там плохо, то капитал оттуда побежит, все зачастую происходит наоборот. В условиях снижения темпов роста мировой экономики США получают дополнительный приток средств. Потому что Штаты никогда не устраивали дефолт собственных финансовых обязательств.
Возвращаясь к вопросу об "эхе" мировых экономических проблем в России, г-н Гайдар заметил, что, конечно же, экономика России волатильна. В первую очередь она подвержена колебаниям мировых цен на газ и нефть, которые лежат в основе нашего благосостояния. Например, в период прошлой рецессии в США российский ВВП сократился на 5%. Однако, по мнению Егора Гайдара, беда в том, что власти в своем экономическом подходе к развитию страны как раз порой и не учитывают взаимосвязь с общемировыми процессами.
- Все наши стратегические документы, в том числе федеральный бюджет, писались так, как будто бы мирового экономического цикла вообще не существует, - считает Гайдар.
Получается, что мировые критерии не имеют никакого отношения к нашим реалиям, отсюда мы и продолжаем делать ошибку за ошибкой.
Управление благосостоянием
В условиях волатильности российской экономики и нестабильности мировой тем более нельзя допустить экономического спада внутри страны. И, по мнению Гайдара, стабильный экономический рост со всеми его атрибутами не гарантия от потрясений, а тревожный сигнал.
- Экономика "перегрета", - полагает экономист. - В последнее время государство накапливало резервы и, накопив, расслабилось, считая, что пришло время управлять благосостоянием. Сейчас экономику надо "остужать": вести антициклическую политику (сокращение государственных расходов - прим. ред.), которую проводили с 2001 по 2005 годы, когда поддерживался бюджетный профицит. И если еще в 2006-м году государство вело нейтральную экономическую политику, то в прошлом году она стала проциклической (стимулирование экономического роста за счет увеличения бюджетных расходов - прим. ред.). Да, мы имеем экономический рост на уровне 7%ВВП в год, ежегодный рост зарплат на 15% (правда, при катастрофической нехватке квалифицированных кадров), "подушку безопасности" в виде Стабфонда, приток инвестиций и так далее. Но при этом бюджет страны ослаблен, надо резко сокращать бюджетные расходы, а мы их увеличиваем, да еще сразу на 20%.
Гайдар сравнивает российскую экономику по уровню "перегретости" с китайской, где при бурном экономическом росте свыше 11%ВВП в год, уровень инфляции за последние семь лет увеличился с 1% до 6,9 % в год, а по китайским меркам это - очень много. Кстати, рост инфляции в стремительно богатеющем Китае на фоне роста российской инфляции невелик. На последнем заседании правительства, как раз посвященном разработке антиинфляционных мер, глава финансового ведомства Алексей Кудрин сообщил: в январе инфляция составила 2,2% при том, что запланированный годовой уровень - 8,5%. Так что есть все шансы план "перевыполнить".
У Гайдара есть рецепт, как не допустить экономического спада, укрепить стабильный рост и обеспечить устойчивость к общемировым экономическим катаклизмам. Прежде всего, он предлагает пересмотреть политику заимствования госкомпаний.
- Крупные госкомпании, такие как "Роснефть", Сбербанк, "Газпром" создают квазигосударственные долги, - поясняет Гайдар, - они делают внешние заимствования, но поскольку принадлежат государству, эти деньги - госдолг.
Директор Института экономики переходного периода также предлагает вести более гибкую курсовую политику без насильственного удержания Банком России валютного курса рубля. И, наконец, он вновь и вновь подчеркивает, что деньги государственного бюджета нужно расходовать осторожно.
- Те расходы, которые заложены в трехлетний бюджет, - максимум, за пределы которого выходить нельзя.
Екатерина Головина
http://old-opec.hse.ru/library/article.asp?tmpl=def_article_print&d_no=5996&c_no=19&c1_no=
30,01.2008