06 марта 2002
1298

Егор Гайдар. Устойчивые традиции

В несколько сокращенном виде эта статья опубликована в газете "Известия" (6 марта 2002 года). Предлагаем вашему вниманию полный ее вариант

Сейчас идет оживленная дискуссия о путях и сроках военной реформы. 21 февраля в газете "Известия" по этому вопросу высказался один из ее активных участников - заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-лейтенант Василий Смирнов. Сформулированная им позиция, на мой взгляд, характерна для части нашего генералитета. Позволю себе прокомментировать приведенные аргументы о необходимости отложить резкое сокращение периода срочной службы и радикальную реорганизацию системы комплектования вооруженных сил на неопределенный срок.

Первый аргумент материального характера. В.Смирнов считает, что меньше чем за 7000 рублей в месяц контрактника нанять невозможно, а раз денег на это нет, то нечего и затеваться с переходом на контрактную армию. Доказательство (если не считать ссылок на опыт Чечни, а оплата воюющих частей, очевидно, особенный случай) - апелляция к опыту стран НАТО. "В Великобритании они получают 1200 - 1600 долларов в месяц. И что вы думаете? Тоже не довольны, для них это мало". С точки зрения экономической теории тезис интересный. Он предполагает наличие глобального, открытого, интегрированного мирового рынка рабочей силы, где парнишке из Тамбова или Рязани наперебой предлагают места шофера в Нью-Йорке, докера в Лондоне, официанта в Париже наряду с предложением контрактника в российских вооруженных силах. На деле никакого глобального интегрированного рынка рабочей силы не существует. Имеет смысл обсуждать лишь ситуацию на национальных рынках труда. 1200 долларов в месяц действительно не так уж много в Великобритании, но 50 долларов в месяц - огромная, престижная зарплата в Афганистане. В странах НАТО, на которые ссылается уважаемый генерал, заработная плата начинающих контрактников, как правило, находится в диапазоне между минимальной и средней по стране, там где безработица высока (Франция) - она ближе к минимальной, там, где она ниже (Англия) ближе к средней.

Проведенное в прошлом году ВЦИОМ по репрезентативной выборке исследование показало, что в России для того, чтобы обеспечить комплектование армии контрактниками совокупная оплата труда поступающего на службу рядового должна составлять примерно 1,2 средней заработной платы по стране. Это много. Особенно если учесть, что размеры заработной платы в России регионально дифференцированы, и такой заработок более чем в 1,5 раза превышает среднюю зарплату в подавляющем большинстве российских регионов. За этими цифрами - осознание обществом непростого положения в вооруженных силах. Можно надеяться, что с течением времени, по мере продвижения военной реформы, улучшения положения в войсках и общеэкономического роста, соотношение между необходимой оплатой контрактников и средней заработной платой по стране приблизится к тем, которые характерны для стран НАТО. Тем не менее, сегодня надо исходить из реальности. Что мы и делаем предлагая свои варианты расчетов затрат на военную реформу.

Что касается приводимого генералом числа - 7000 рублей в месяц, напомню; сегодня совокупное ежемесячное денежное довольствие генерал-майора, командира дивизии - 6333 рубля. Это, безусловно, недостаточно. Намечены серьезные меры по увеличению денежного довольствия военнослужащих. Тем не менее и сегодня российская армия не испытывает острого недостатка в количестве генералов.
Жаль, что в рамках предложенной программы повышения денежного довольствия в наименьшей степени предлагается повысить оплату рядовых контрактников. Ее так и собираются удерживать на уровне ниже половины среднего заработка по стране. Если проводить такую политику остается только жаловаться на низкое качество контрактников и невозможность наращивания их численности. Генерал лукавит, когда говорит о том, что не знает когда удастся укомплектовать контрактниками 50 - 60% должностей рядового и сержантского состава и начать сокращение срока службы призывников. Он хорошо знает. При нынешнем уровне денежного довольствия контрактников и намеченных темпах его повышения - никогда.

Второй тезис, приводимый Василием Смирновым, не менее интересен. Позволю себе привести цитату: "Контрактнику надо будет не только платить зарплату. Его надо обеспечить жильем, дать работу жене, определить детей в садики и школы. ...Помимо "социалки", надо решить вопрос организации боевой подготовки. Если мы платим человеку за труд, то должны предоставить ему возможность готовиться к выполнению своих служебных обязанностей."

По-моему, уважаемый генерал не в полной мере отдает себе отчет в смысле сказанного. Мы призываем наших молодых сограждан на два года выполнять патриотический долг. По действующему законодательству это вполне может быть и выпускник ВУЗа, имеющий семью. Но так как он идет служить по призыву, никого не волнует есть ли у него жена, не надо ли обеспечить ее работой, а их вместе - жильем, что будет с ребенком. Больше того, так как он - человек подневольный, надо ли обеспечить ему возможность заниматься боевой подготовкой? Пусть с метлой походит, дачу поможет построить. Другое дело, если восемнадцатилетний паренек, прослужив полгода, заключает контракт. Тогда он не крепостной, а свободный. Тут уж и о жене надо подумать и о детях и о боевой подготовке. Все это напоминает сетования в российском дворянском обществе, непосредственно перед отменой крепостного права, в стиле: "Это как же будет, если я свою дворню выпороть не смогу? Что же мне теперь их милостивыми государями называть? Всё же развалится!". У крепостничества всегда была вторая сторона - бегство крепостных от своих хозяев. Поэтому не стоит удивляться: если живы традиции отношения к своим согражданам, призванным в армию как к крепостным, то жива и традиция бегства крепостных, причем нередко с оружием.

И, наконец, последнее. Общество должно понимать, что дискуссия о сроках реформы комплектования вооруженных сил носит отнюдь не технический характер. В течение 2002 - 2005гг. демографическая ситуация обеспечивает благоприятный фон для проведения военной реформы. Начавшаяся в 1988 году волна снижения рождаемости обуславливает резкое сокращение призывного контингента, с 2006 года. Если общество даст уговорить себя, что вопрос неспешный, надо все хорошенько подготовить, проэкспериментировать, отложить реальные мероприятия по реформированию года на три, то очень быстро нарастающий кризис заставит поставить вопрос о радикальной отмене всех видов отсрочек для студентов, аспирантов и т.д. Не исключаю, что часть нашего генералитета именно к этому ведет дело.

Недавно мои единомышленники по союзу Правых сил предложили сделать 19 февраля, дату освобождения крепостных крестьян, памятным днем. В целом поддерживаю идею, дата действительно великая. Но, наверное, лучше принять это решение, когда последние остатки крепостничества в виде нынешней системы комплектования вооруженных сил уйдут из нашей жизни.
Устойчивые традиции


В несколько сокращенном виде эта статья опубликована в газете "Известия" (6 марта 2002 года). Предлагаем вашему вниманию полный ее вариант

Сейчас идет оживленная дискуссия о путях и сроках военной реформы. 21 февраля в газете "Известия" по этому вопросу высказался один из ее активных участников - заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-лейтенант Василий Смирнов. Сформулированная им позиция, на мой взгляд, характерна для части нашего генералитета. Позволю себе прокомментировать приведенные аргументы о необходимости отложить резкое сокращение периода срочной службы и радикальную реорганизацию системы комплектования вооруженных сил на неопределенный срок.

Первый аргумент материального характера. В.Смирнов считает, что меньше чем за 7000 рублей в месяц контрактника нанять невозможно, а раз денег на это нет, то нечего и затеваться с переходом на контрактную армию. Доказательство (если не считать ссылок на опыт Чечни, а оплата воюющих частей, очевидно, особенный случай) - апелляция к опыту стран НАТО. "В Великобритании они получают 1200 - 1600 долларов в месяц. И что вы думаете? Тоже не довольны, для них это мало". С точки зрения экономической теории тезис интересный. Он предполагает наличие глобального, открытого, интегрированного мирового рынка рабочей силы, где парнишке из Тамбова или Рязани наперебой предлагают места шофера в Нью-Йорке, докера в Лондоне, официанта в Париже наряду с предложением контрактника в российских вооруженных силах. На деле никакого глобального интегрированного рынка рабочей силы не существует. Имеет смысл обсуждать лишь ситуацию на национальных рынках труда. 1200 долларов в месяц действительно не так уж много в Великобритании, но 50 долларов в месяц - огромная, престижная зарплата в Афганистане. В странах НАТО, на которые ссылается уважаемый генерал, заработная плата начинающих контрактников, как правило, находится в диапазоне между минимальной и средней по стране, там где безработица высока (Франция) - она ближе к минимальной, там, где она ниже (Англия) ближе к средней.

Проведенное в прошлом году ВЦИОМ по репрезентативной выборке исследование показало, что в России для того, чтобы обеспечить комплектование армии контрактниками совокупная оплата труда поступающего на службу рядового должна составлять примерно 1,2 средней заработной платы по стране. Это много. Особенно если учесть, что размеры заработной платы в России регионально дифференцированы, и такой заработок более чем в 1,5 раза превышает среднюю зарплату в подавляющем большинстве российских регионов. За этими цифрами - осознание обществом непростого положения в вооруженных силах. Можно надеяться, что с течением времени, по мере продвижения военной реформы, улучшения положения в войсках и общеэкономического роста, соотношение между необходимой оплатой контрактников и средней заработной платой по стране приблизится к тем, которые характерны для стран НАТО. Тем не менее, сегодня надо исходить из реальности. Что мы и делаем предлагая свои варианты расчетов затрат на военную реформу.

Что касается приводимого генералом числа - 7000 рублей в месяц, напомню; сегодня совокупное ежемесячное денежное довольствие генерал-майора, командира дивизии - 6333 рубля. Это, безусловно, недостаточно. Намечены серьезные меры по увеличению денежного довольствия военнослужащих. Тем не менее и сегодня российская армия не испытывает острого недостатка в количестве генералов.
Жаль, что в рамках предложенной программы повышения денежного довольствия в наименьшей степени предлагается повысить оплату рядовых контрактников. Ее так и собираются удерживать на уровне ниже половины среднего заработка по стране. Если проводить такую политику остается только жаловаться на низкое качество контрактников и невозможность наращивания их численности. Генерал лукавит, когда говорит о том, что не знает когда удастся укомплектовать контрактниками 50 - 60% должностей рядового и сержантского состава и начать сокращение срока службы призывников. Он хорошо знает. При нынешнем уровне денежного довольствия контрактников и намеченных темпах его повышения - никогда.

Второй тезис, приводимый Василием Смирновым, не менее интересен. Позволю себе привести цитату: "Контрактнику надо будет не только платить зарплату. Его надо обеспечить жильем, дать работу жене, определить детей в садики и школы. ...Помимо "социалки", надо решить вопрос организации боевой подготовки. Если мы платим человеку за труд, то должны предоставить ему возможность готовиться к выполнению своих служебных обязанностей."

По-моему, уважаемый генерал не в полной мере отдает себе отчет в смысле сказанного. Мы призываем наших молодых сограждан на два года выполнять патриотический долг. По действующему законодательству это вполне может быть и выпускник ВУЗа, имеющий семью. Но так как он идет служить по призыву, никого не волнует есть ли у него жена, не надо ли обеспечить ее работой, а их вместе - жильем, что будет с ребенком. Больше того, так как он - человек подневольный, надо ли обеспечить ему возможность заниматься боевой подготовкой? Пусть с метлой походит, дачу поможет построить. Другое дело, если восемнадцатилетний паренек, прослужив полгода, заключает контракт. Тогда он не крепостной, а свободный. Тут уж и о жене надо подумать и о детях и о боевой подготовке. Все это напоминает сетования в российском дворянском обществе, непосредственно перед отменой крепостного права, в стиле: "Это как же будет, если я свою дворню выпороть не смогу? Что же мне теперь их милостивыми государями называть? Всё же развалится!". У крепостничества всегда была вторая сторона - бегство крепостных от своих хозяев. Поэтому не стоит удивляться: если живы традиции отношения к своим согражданам, призванным в армию как к крепостным, то жива и традиция бегства крепостных, причем нередко с оружием.

И, наконец, последнее. Общество должно понимать, что дискуссия о сроках реформы комплектования вооруженных сил носит отнюдь не технический характер. В течение 2002 - 2005гг. демографическая ситуация обеспечивает благоприятный фон для проведения военной реформы. Начавшаяся в 1988 году волна снижения рождаемости обуславливает резкое сокращение призывного контингента, с 2006 года. Если общество даст уговорить себя, что вопрос неспешный, надо все хорошенько подготовить, проэкспериментировать, отложить реальные мероприятия по реформированию года на три, то очень быстро нарастающий кризис заставит поставить вопрос о радикальной отмене всех видов отсрочек для студентов, аспирантов и т.д. Не исключаю, что часть нашего генералитета именно к этому ведет дело.

Недавно мои единомышленники по союзу Правых сил предложили сделать 19 февраля, дату освобождения крепостных крестьян, памятным днем. В целом поддерживаю идею, дата действительно великая. Но, наверное, лучше принять это решение, когда последние остатки крепостничества в виде нынешней системы комплектования вооруженных сил уйдут из нашей жизни.




"Известия"
6 марта 2002 г
http://www.gaidar.org/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован