Самый авторитетный банкир страны рассказал `КП`, зачем он променял Думу на `ЮКОС` и что из этого вышло
- Как вам, Владимир Викторович, праздники? Отдыхать не устали?
- Некогда. Вот залил каток для внуков на даче. Они с него не вылазят. А тут то снег падает, то оттепель, приходится самому с лопатой выходить и чистить.
- Большой каток?
- Как теннисный корт. 36 на 25 метров.
- Сами-то на коньки не встаете?
- Опасно. Сшибут ведь внуки! Хотя раньше катался.
- Новый год встретили весело?
- Как же! Взрослые внуки, конечно, стесняются участвовать в самодеятельности. Но дочь у нас молодец. Она и магом, и Дедом Морозом побыла. У нее дар организовать. Служила даже учительницей начальной школы, пока наша экономическая жизнь не стала клевать.
- Ушла из школы?
- Да, хотя с семи лет мечтала быть учительницей. Но я ей сказал: давай, переучивайся на бухгалтера. Бухгалтер всегда может найти работу. Хоть в ЖЭКе, хоть в банке. Другие деньги.
- Высокопоставленные друзья в гости не заходили?
- Родственники заходили, соседи. А те, что в высших сферах, они уже не друзья.
- Это после ваших передряг с `ЮКОСом` они друзьями быть перестали?
- Я бы не сказал, что кто-то отвернулся или там чего. Просто возраст такой, что людей раскидало. Такие должности, как председатель Центрального банка, занимают много времени, и круг друзей не то что рассеивается, но тебе некогда, а дружба требует более-менее постоянного общения.
`Вес и скорость у меня постоянные`
- Лично для вас прошлый год был удачным?
- Скорее интересным. В високосные годы у меня всегда что-то случалось. В 1956-м я в финансовый институт поступил. В 60-м окончил и женился. В високосном году у меня мать ушла из жизни, брат-двойняшка, который в семье осуществлял связь с пролетариатом - всю жизнь проработал шофером.
Но, в общем, 2004-й был, конечно, сложный. Печальный. Не только из-за `ЮКОСа`. Во многом разочаровался в нашей Думе, куда меня в позапрошлом году позвали Глазьев с Рогозиным. Причем поодиночке пришли и предложили: хотим взять к себе в `Родину` вас или бывшего Председателя Совета Министров СССР Рыжкова. Но Рыжкову неудобно было уходить от коммунистов. Он же членом Политбюро КПСС был.
- Но вам-то, конкретному человеку, зачем эта думская говорильня понадобилась?
- А я считал, что интересно поработать в Думе. И есть над чем. Там же один простой вопрос - закон о страховании вкладов - 12 лет принимали. А по существу, закон блокировали крупные олигархические банки, которые имели своих людей в Думе.
- А вы своим весом на посту председателя Центробанка разве не могли на них нажать?
- Нет. У меня вес вообще постоянный - 90 килограммов.
- Диету не соблюдаете?
- Нет. Даже зарядку не делаю. Даже собаки нет, чтобы с ней гулять. Хотя живу за городом.
- А за руль садитесь?
- По выходным.
- Лихачите?
- Ни в коем случае. Я всегда езжу с одной скоростью. Называю ее `скоростью, обеспечивающей безопасность движения`.
- Это сколько километров в час?
- В Германии бывало и 220. А в России, когда жену вожу за грибами за Тверь, там есть участки хорошие, мой `Фольксваген` идет 160 - 180.
- И не штрафуют?
- Не помню, когда последний раз платил деньги гаишникам. Отпускают. Когда останавливают, сначала достаешь удостоверение личности, а потом уж права. Гаишники сразу: `Виктор Владимирович, а что у нас с курсом доллара будет? В чем копить?` Так иногда замучают, что думаешь - лучше бы штраф заплатил. С депутатским удостоверением, конечно, легче. Можно нарушить. Слегка.
- Депутаты у нас так неприкосновенны, что с них даже штрафы не берут?
- Не берут. Это записано в законе.
- У бывшего главного банкира страны, наверно, должен быть большой автопарк.
- Да нет. На одной машине ездит дочь, на другой - сын. А у меня вот этот микроавтобусик `Фольксваген`. Очень удобная машинка.
Есть еще старинный `Москвич`, сделанный по спецзаказу. Он у меня случайно очутился. Его собрали лет пять назад из остатков запчастей. Кургузенький такой. Мне предложили, я и купил. Недорого.
- Хорошо катается?
- Нет, я боюсь на нем кататься. У него колеса шатаются. Стоит в гараже.
`Жену не слушаю, а информирую`
- Что же вы из Думы ушли?
- А я хотел там попасть в банковский комитет. Необязательно даже председателем, потому что все эти места были сразу розданы `Единой России`. А `Родине` сказали: вот вам два места замов - в комитете ветеранов, его занял генерал Варенников - и в комитете по собственности. Ну, что я там должен был делать?
- В общем, в Думе не понравилось?
- Мне не понравилось не из-за того, что мне не дали нужную должность. Главное - как там решались вопросы. Вот Грызлов вышел и говорит - мы ведущая партия! А я Рогозину говорю: `Дим, дай я Грызлову вопрос задам`. Он: `Какой?` `А почему из `Единой России` на следующий день после выборов 33 человека вышли - все губернаторы? Это значит, они разочаровались в ведущей партии?`
- И что ответил Рогозин?
- Он на меня зашикал: не надо, зачем, тут такое начнется, а нам еще должны одного вице-спикера дать. Ему, Диме.
- Но вас тоже высоко выдвигали. В целые кандидаты в Президенты России?
- Это вообще казус был. Пришел как-то вечером Рогозин и говорит многозначительно: вот я был у товарища...
- У какого?
- Ну, товарища...
- У кого-то из администрации Путина?
- Не-е-ет. Выше.
- У Самого?
- У Самого, да. Ну и вот, посоветовался, теперь хотим вас выдвинуть. А я: мне не надо, чтобы меня выдвигали.
- Так это сам Путин пожелал с вами за президентство бороться?
- Не знаю. Может, Рогозин и наврал. Но тогда ведь кого Путину в противники выдвигали - Харитонова, боксера этого Малышкина. И вроде было сказано: вы бы там выдвинули кого-нибудь нормального. Ну Рогозин и говорит: вот мы и выдвинем. Я тогда даже слово использовал нелитературное: `Очумели, что ли? Критиковать экономическую политику, лезть в международные дела? Не хочу. Внутренние? Да, много делается не так. Но, как пел Галич: `Больно тема склизкая, ох, не марксистская`.
Слава Богу, обошлось. Я же понимал, что ничего из этого не получится. Что разыгрывается нужная партия, поскольку `просют`.
- А супруга вам на это что сказала?
- Как всегда: дурак, что ли? Она мне и про Центральный банк говорила: зачем ты туда идешь?
- А вы действуете по принципу: послушай женщину и сделай наоборот?
- Нет. Я мнение жены уважаю и вовремя ее информирую.
`Из окна Путина вижу, а дозвониться не могу`
- А что супруга сказала, когда вы пошли в `ЮКОС`?
- Как обычно: ну зачем ты туда лезешь? Я говорю: Нин, ну че в Думе-то делать? В Думе скучно, гляди, запьешь. А здесь интересно.
- А в `ЮКОС` вас кто сосватал?
- Пришли люди из руководства компании. Не хочу фамилии называть. Поговорили о том, о сем, о теще, о пряниках. Вот подал в отставку Ходорковский, и мы вам теперь предлагаем, подумайте. Я подумал: согласен. А они: вам ни с кем посоветоваться не надо? Я говорю: не надо, я же простой пенсионер. Мне даже государственную пенсию не дали. Получаю меньше, чем моя бывшая секретарша.
- Как так?
- Вот так. Две тысячи двести рублей.
- А государственная - это сколько?
- По закону мне положено 75 процентов от оклада председателя Центрального банка. Я даже Путину об этом писал.
- И что Путин?
- Распорядился рекомендовать Центробанку выплачивать мне пенсию за счет самого банка. Но как бывший госслужащий я из банка брать не хочу, отнимая деньги у своих бывших сослуживцев. Госслужащему должно платить пенсию государство.
- Добились чего-нибудь?
- Пока нет. Тут началась Дума, `ЮКОС`. Я решил пока подождать. А то скажут: какой жмот.
- А в `ЮКОСе` вам какую зарплату положили?
- Председатель там получает 100 тысяч долларов в год. Приличные деньги.
- Как же, Виктор Владимирович, получается: ваши однопартийцы Рогозин с Глазьевым, попивая пиво в предвыборных роликах, заверяли: не любим мы этих олигархов, а вы...
- А я защищаю не лично Ходорковского, хоть мне его и жалко по-человечески. Я считаю, что приватизация в России проводилась неправильно. И это она создала олигархов. А те, кто воспользовался этим, разумные люди.
- Вы думали, что дозвонитесь до Путина и `ЮКОС` простят?
- Так думали те, кто меня в `ЮКОС` звал. Но один товарищ, который сейчас в помощниках Путина, позвонил другому проверенному товарищу: ты передай Геращенко, что он идет против линии. Я переспросил: против линии кого? Ответа не было. А на следующий день я набрал вертушку Путина. Трубку снял секретарь. Говорю, так и так, мне бы записаться на прием. Он отвечает: все через главу администрации Кремля Медведева, но он сейчас в командировке. Или через его зама Сечина.
Но я Сечину звонить не стал.
- Почему же?
- А мы с ним поругались. Вдрызг. Еще из-за одного крупного госбанка, когда туда нового начальника назначали, потому что нужен был свой человек. А предыдущего сняли ни за что. Я тогда вспылил: что вы делаете, профессионала снимаете, а сажаете человека, который ни хрена не понимает? Хотя с Новым годом я Сечина поздравил, поскольку он поздравил меня с днем рождения. А до этого я его поздравил с тем, что он стал главой `Роснефти`.
- Письмом или по телефону?
- Некоторые вещи лучше, чтобы они были написаны.
- А до Путина вы тогда так и не добрались?
- Нет.
- Из окна вашего кабинета в `ЮКОСе` Кремль как на ладони.
- Да, прекрасно видно колокольню Ивана Великого, дворец, где сидит Путин. Вид неплохой.
- В окошко, значит, видите, а дозвониться не можете?
- Да. Система такая. По секрету мне даже говорили, что Путин думал: может, с Геращенко и встретиться? Но подумал-подумал и решил, что не надо.
- А до `ЮКОСа` у вас с президентом отношения были?
- Я регулярно с ним общался, когда он работал еще в Ленинграде. Потом, когда он был уже в ФСБ, премьером, президентом. Он у меня еще в 2001-м спросил: как бы нам наш родной город усилить? Может, какие-то ведомства туда перевести? А мне до этого питерский губернатор Яковлев намекнул, что Путин хочет Центробанк туда перевести. Я и ответил: кажется, Владимир Владимирович, я знаю, что надо перевести в Ленинград - Генпрокуратуру.
- Ага, и как вы думаете, Генпрокуратура теперь, после продажи `Юганскнефтегаза`, от Ходорковского отстанет?
- Я думаю, ему срок дадут.
- Большой?
- Ну не год и не полтора. Теперь те, кто купил `Юганск`, боятся, что Ходорковский подаст в суд по правам человека и заявит, что на него было оказано давление.
- Сами-то вы из `ЮКОСа` еще не собрались?
- Я не могу уйти в отставку, поскольку мне на замену пока не подобраны альтернативные кандидаты.
- А сбежать от греха подальше не хочется?
- Вместе со товарищи - да, а с крысами - нет.
Самая большая радость для Виктора Геращенко - когда собирается вся его семья.
`Красивых девушек замечаю, когда в метро спускаюсь`
- Кроме `ЮКОСа`, что вас еще заботит?
- Лилипут, знаете, женился на русской красавице. Она вся из себя видная, красивая. На следующий день подруги ее спрашивают: ну как? Она: да черт его знает, всю ночь ползал, то грудь поцелует, то в пупок, то в коленку. Это все мое и это мое. Так заснул и ничего не сделал.
- Это вы на кого намекаете?
- Нет, нет, это не политический анекдот. Это про секс.
- А сколько вам лет?
- Исполнилось 67.
- И как в таком возрасте с сексом?
- Нерегулярно.
- Но красивых девушек-то вы замечаете?
- Как же. Я когда еще был молодым, меня поражало, что иностранцы многие мне говорили: сколько у вас в России красивых женщин. Я все думал: `Где?` А сейчас и девушки стали лучше одеваться, и времени у меня больше. Замечаю. Особенно когда езжу на метро.
- Вы - на метро?
- Да. Люди спрашивают: `Это вы?` Иногда говорю: `Нет, это его брат`. А иногда говорю: `Я`. Тогда пытают: `А почему на метро?` `Так быстрее. Пробки на улицах посмотрите какие`. И, знаете, некоторые даже сочувствуют: `А вы дорогу найдете?` А после `ЮКОСа`, самое интересное, многие начали желать удачи.
`Пьяный милиционер сделал меня украинцем`
- У вас украинская фамилия?
- У меня фамилия неправильная. Когда бабушку мою хоронили, моя мама, которая всегда была любознательной женщиной, спросила у моего отца: Володя, а почему мать у тебя Геращенкова, а ты - Геращенко? Так же не бывает. Взяли метрику. Там написано: Геращенков. А когда выписывали паспорт, милиционер спьяну одну букву выпустил.
- Так вы русский?
- Я везде пишу `русский`, мать, отец - русские, родился в Ленинграде, а фамилия получилась украинская.
- Но раз уж фамилия все-таки украинская, как вам `оранжевая` революция?
- Если скажу, что к хохлам я всегда подозрительно относился, это будет неправильно. Думаю, им просто власть надоела, они и кинулись к Ющенко.
- У нас такое возможно?
- Оранжевый - не наш цвет. Боюсь, у нас будет `красная`.
- Опять, что ли, коммунистическая?
- Нет, кровавая. У нас как начнут бить, не остановишь.
- А Путин вам не кажется одиноким оловянным солдатиком? С одной стороны на него олигархи жмут, с другой - свои `силовики`, с третьей - Запад.
- По сказке, солдатик, по-моему, выстоял...
- Выйдет ли из Ходорковского или Касьянова человек, способный побить на следующих выборах Путина?
- Все будет зависеть от экономических успехов. Может, поэтому сейчас Путин и поступает во всем так жестко, чтобы перед выборами гайку ослабить. Насколько я в курсе, он уже и министру финансов Кудрину сказал: Алексей, ты отойди от этого `дела `ЮКОСа`, не вмешивайся. Вот кто там начал, пусть и обос...тся. Все на себя возьмет. А ты не лезь, отойди. Думаю, неспроста.
- Книжку писать не собираетесь?
- Я когда был в Германии, ко мне подходит один старый знакомый: ну как там в `ЮКОСе`? Тебе пора уже книгу писать. Я говорю: для этого надо вести дневники. Он: веди. А я: не знаю, если буду вести дневники, не сожгут ли мою дачу. Знакомый перепугался: ну, тогда не пиши.
- Так будете писать?
- Могу, конечно. Но я вообще-то человек ленивый.
- И еще, извините за вопрос, что с долларом-то будет?
- Да уж, ладно, ничего. К рублю доллар пока будет падать. Но мне почему-то кажется, что со второй половины 2005 года он опять укрепляться начнет.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Трижды главный банкир
Геращенко Виктор Владимирович. Родился 21 декабря 1937 г. в Ленинграде. Окончил Московский финансовый институт. Профессор, доктор экономических наук. 1960 - 1961 гг. - бухгалтер Госбанка СССР. 1961 - 1965 гг. - бухгалтер, начальник отдела Внешторгбанка СССР. 1965 - 1983 гг. - работал в отделениях советских банков в Великобритании, Ливане, ФРГ, Сингапуре.
1989 - 1991 гг. - председатель правления Госбанка СССР. 1992 - 1994 гг. - председатель Центрального банка России. 11 сентября 1998 г., сразу после дефолта, Виктор Геращенко в третий раз становится главой Центробанка.
Уходит в отставку в марте 2002 г. В декабре 2003 г. избран депутатом Госдумы от блока `Родина`. С июня 2004 г. - председатель Совета директоров нефтяной компании `ЮКОС`.
Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Жена - Нина Александровна, экономист.
Имеет дочь Татьяну и сына Константина.
Ольга ВАНДЫШЕВА vanda@kp.ru
Андрей СЕДОВ
11 января 2005 г.
ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002
http://nvolgatrade.ru/